Судья Капанина Н.В. Дело №-АК/2020 г.
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДР Е Ш Е Н И Е
15 мая 2020 года г. Курск
Судья Курского областного суда Курочкина И.А., рассмотрев жалобу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – управляющего директора филиала ПАО «Квадра» - «Курская генерация» Воронина А.А. на решение судьи Ленинского районного суда г.Курска от 23 января 2020 года, вынесенное по жалобе должностного лица - управляющего директора филиала ПАО «Квадра» - «Курская генерация» Воронина А.А. на постановление ВрИО руководителя УФАС России по Курской области Волковой М.В. от 30.10.2019 года №046/04/14.31-510/2019 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.31 КоАП РФ в отношении управляющего директора филиала ПАО «Квадра» - «Курская генерация» Воронина Александра Анатольевича,
У С Т А Н О В И Л А:
Постановлением руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области Комова Ю.А. от 17.07.2019 года №046/04/14.31-510/2019 должностное лицо - управляющий директор филиала ПАО «Квадра» - «Курская генерация» Воронин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.31 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обжаловал его в судебном порядке.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Курска от 23 января 2020 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Курский областной суд в порядке ст.30.9 КоАП РФ, должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – управляющий директор филиала ПАО «Квадра» - «Курская генерация» ФИО1 просит решение судьи районного суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенным при неправильном определении фактических обстоятельств дела, при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – управляющий директор филиала ПАО «Квадра» - «Курская генерация» ФИО1, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил. Дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - управляющего директора филиала ПАО «Квадра» - «Курская генерация» ФИО1 по доверенностям – ФИО2 и ФИО3, поддержавших доводы жалобы, нахожу решение судьи подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются в том числе, протоколом об административном правонарушении и иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ. При этом не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности при нарушении своими собственными действиями установленных правил; при даче ими подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.
В соответствии со ст.22 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выполняет функции, в том числе по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов.
Согласно ч.1 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» следует, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
В силу ч.5 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
Согласно п.5 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В соответствии с ч.1 ст.39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона (далее - предупреждение).
Согласно п.3 ч.1 ст.4 ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения.
В силу п.17 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034, организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает: получение технических условий на проектирование узла учета; проектирование и установку приборов учета; ввод в эксплуатацию узла учета; эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; поверку, ремонт и замену приборов учета.
В соответствии с п.39 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, проект узла учета для иных объектов помимо источников тепловой энергии разрабатывается на основании: технических условий, выдаваемых теплоснабжающей организацией по запросу потребителя; требований настоящих Правил; технической документации на приборы учета и средства измерений.
Согласно п.41 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя предусмотрено, что теплоснабжающая организация обязана выдать технические условия на установку прибора учета в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса потребителя.
В случае проектирования узла учета при подключении строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства требования к приборам учета (технические условия на установку приборов учета) содержатся в условиях подключения, выдаваемых в порядке, установленном Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Согласно п.44 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя определено, что проект узла учета содержит: копию договора теплоснабжения с приложением актов разграничения балансовой принадлежности и сведения о расчетных нагрузках для действующих объектов. Для вновь вводимых в эксплуатацию объектов прилагаются сведения о проектных нагрузках или условиях подключения; план подключения потребителя к тепловой сети; принципиальную схему теплового пункта с узлом учета; план теплового пункта с указанием мест установки датчиков, размещения приборов учета и схемы кабельных проводок; электрические и монтажные схемы подключения приборов учета; настроечную базу данных, вводимую в тепловычислитель (в том числе при переходе на летний и зимний режимы работы); схему пломбирования средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета, в соответствии с п.71 настоящих Правил; формулы расчета тепловой энергии, теплоносителя; расход теплоносителя по теплопотребляющим установкам по часам суток в зимний и летний периоды; для узлов учета в зданиях (дополнительно) - таблицу суточных и месячных расходов тепловой энергии по теплопотребляющим установкам; формы отчетных ведомостей показаний приборов учета; монтажные схемы установки расходомеров, датчиков температуры и датчиков давления; спецификацию применяемого оборудования и материалов.
В соответствии с п.49 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета. Проектирование узла учета при подключении строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектной документацией объекта капитального строительства и (или) условиями подключения. В указанном случае составление отдельного проекта узла учета и его согласование не требуются.
Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч.9.21 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, ПАО «Квадра» на рынке услуг по теплоснабжению г.Курска занимает долю 100% на локальном рынке, географические границы которого определяются балансовой принадлежностью тепловых сетей (технологической инфраструктуры), к которым подключены конечные потребители.
Оказывая услуги по передаче тепловой энергии, в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях», ПАО «Квадра» является субъектом естественной монополии.
При оказании услуг по теплоснабжению юридических и физических лиц ПАО «Квадра» обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
ОБУК «Курский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина письмом от 24.10.2018 года №01-08/110 обратилось в ПАО «Квадра» для согласования проекта узла учета тепловой энергии в составе блочного ИТП, установленного в рамках проведения капитального ремонта системы теплоузла и вентиляции на объекте театра по адресу <...>, разработанного в соответствии с выданными ПАО «Квадра» техническими условиями от 04.04.2016 года № АА- 790/1333.
Письмом от 31.10.2018 года (исх. № ПА-716/4705) ПАО «Квадро» сообщило, что проектная документация должна содержать сведения, предусмотренные п.44 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
ОБУК «Курский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина» письмом от 09.11.2018 года №01-08/440 представило в адрес ПАО «Квадра» запрошенные документы и сведения.
ПАО «Квадра» рассмотрело представленные ОБУК «Курский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина» документы и письмом от 19.11.2018 года №ПА- 716/4988 сообщило, что для согласования проектной документации ОБУК «Курский государственный драматический театр им. А.С.Пушкина» необходимо устранить установленные замечания:
- предусмотреть подключение приборов учета т/э (преобразователей расхода, комплекта термопреобразователей сопротивление, преобразователей давления) тепловычислителю едиными проводами, не нарушая их целостности, минуя клемные колодки;
- в проектной документации не предусмотрена электрическая схема подключения приборов учета к тепловычислителю; в проектной документации несоответствии тепловычислителей;
- не предусмотрен план подключения потребителя к тепловой сети с указанием камеры и ее номера;
- не предусмотрена схема кабельных, с указанием типа кабеля;
- не предусмотрена настроечная база данных, вводимая в тепловычислитель;
- не приложено свидетельство СРО с приложением о допуске к определенному виду или видам работ в области подготовки проектной документации;
- в пояснительной записке указаны параметры теплоносителя, которые не соответствуют параметрам указанным в технических условиях на реконструкцию ИТП; а так же указан теплосчетчик, который не соответствует установленным приборам учета; некорректное наименование преобразователей расхода;
- не предусмотрена схема пломбирования средств измерений входящих в состав узла учета т/э;
- в проектной документации несоответствие наименований преобразователя расхода;
- в проектной документации не предусмотрена монтажная схема узла учета т/э;
- не предусмотрена форма отчетной ведомости, формула расчета т/э;
- не предусмотрен расход теплоносителя по теплопотребляющим установкам;
- на принципиальной схеме не предусмотрено наименование приборов учета (преобразователей расхода, комплекта термопреобразователей сопративления, преобразователей давления);
- монтаж преобразователя давления установленного на ПСВ и ОСВ, а так же термопреобразователь сопротивления на ОСВ, не отвечает требованиям правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 №1034;
- нумерация приборов учета, указанная на принципиальной схеме не соответствующей спецификации;
- в спецификации материалов и оборудования не предусмотрены монтажные вставки для замещения расходомеров;
- отсутствует расчет гидравлических потерь напора на узле учета;
- расположение установленных на узле учета преобразователей давления комплекта термопреобразователей не соответствует расположению с проектируемым;
- в проектной документации предусмотрен теплосчетчик, который не соответствует требованиям «Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», утверженные постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034;
- наименование проектной документации исправить согласно выданным ТУ;
- температура воды в т/с согласно ТУ равна 150-70С, а на принципиальной схеме записано Т1=105С на вводе т/с, в систему вентиляции Т1-95С, хотя никаких подмешивающих устройств на ответвлении вентиляции не показано;
- на Т1 узла ввода после грязевика поз. 4 перед фильтром поз. 7 установить отборное устройство давления с краномтрехходовым;
- на Т1 после счетчика поз. 12 установить сборную арматуру;
- на Т2 после насоса поз. 11 установить отборное устройство давления с краном трехходовым и манометров;
- на Т2 установить сборную арматуру перед счетчиком поз. 12;
- на Т2 после фильтра поз. 7 установить отборное устройство давления с краном трехходовым и грязевик;
- на трубопроводе Т21 обратной воды из системы отопления к т/о ГВС установить запорную арматуру;
На трубопроводе Т1 идущем после 2 ступени т/о к 1 ступени т/о:
- установить отборное устройство давления с краном трехходовым и манометром с привязочными размерами. Нет разрезов;
- номера позиций на принципиальной схеме БТП лист.7 не совпадают с номерами указанной в ТУ;
- преобразователь расхода типа ПРЭМ является малоинформационным СИ, и отображает следующие параметры: калибровочные коэффициенты, наработку с ошибками индикацию версии ПО. У расходомера отсутствует функция передачи архивной, диагностической информации на внешнее устройство с помощью интерфейса.
Так же в данном типе СИ:
- имеется доступ к отсеку электроники (электронный блок не отделен от блока подключения), что может повлечь к несанкционированным вмешательствам в работу прибора;
- отсутствует датчик пустой трубы, который не выдает ложных импульсов на пустой трубе;
- отсутствует индикация типа и заводской номер расходомера, исключающие возможность несанкционированной замены прибора.
В соответствии с п.50 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, потребитель направляет на согласование в теплоснабжающую (теплосетевую) организацию копию проекта узла учета. В случае несоответствия проекта узла учета положениям п. 44 настоящих Правил теплоснабжающая (теплосетевая) организация обязана в течение 5 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета направить потребителю уведомление о представлении недостающих документов (сведений). В этом случае срок поступления проекта узла учета на согласование определяется с даты представления доработанного проекта.
Из материалов дела следует, что требования, указанные в письме ПАО «Квадра» от 19.11.2018 года в адрес ОБУК «Курский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина» о внесении изменений в содержание представленных в составе проекта документов, не соответствуют положениям п.44 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в котором определен исчерпывающий перечень подлежащих представлению с проектом документов и сведений и не предусмотрена их оценка с точки зрения содержащейся в них информации.
То есть, ПАО «Квадра» нарушило ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в отказе согласовать направленную ОБУК «Курский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина» проектную документацию на узел тепловой энергии в составе блочного ИТП на объекте ОБУК «Курский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина» по основаниям, не предусмотренным п. 44 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Приказом от 23.12.2015 года № 386/к управляющим директором филиала ПАО «Квадра» - «Курская генерация» назначен ФИО1
Согласно п.4.9 Положения о филиале ПАО «Квадра» - «Курская генерация», утвержденного Советом директоров ПАО «Квадра» от 28.12.2015 года №12/224, управляющий директор филиала осуществляет руководство производственной и финансово-хозяйственной деятельностью филиала; согласно управляющий директор несет персональную ответственность за результаты деятельности филиала.
Действия должностного лица ПАО «Квадра - Генерирующая компания» - управляющего директора филиала ПАО «Квадра» - «Курская генерация» ФИО1 по руководству текущей деятельности филиала, приведшие к нарушению ПАО «Квадра» ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», путем злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в отказе согласовать проектную документацию на узел тепловой энергии в составе блочного ИТП ОБУК «Курский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина» по основаниям, не предусмотренным п.44 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, квалифицируются как злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением, недопустимым в силу требований ФЗ «О защите конкуренции», образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.31 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст.37 ФЗ «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, подробно исследованных в судебном заседании, а именно: данными протокола об административном правонарушении от 10.09.2019 года №№046/04/14.31-510/2019; постановлением от 30.10.2019 года №046/04/14.31-510/2019; положением о филиале ПАО «Квадра» - «Курская генерация», а также иными материалами дела, которым в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
При таких данных, принимая решение об оставлении постановления по делу об административном правонарушении без изменения, судья районного суда обоснованно исходил из доказанности виновности управляющего директора филиала ПАО «Квадра» - «Курская генерация» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.31 КоАП РФ.
Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно, доказательства оценены в соответствии с правилами ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено полномочным, в соответствии со ст. 23.48 КоАП РФ, лицом, которым доказательства оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ; в пределах сроков, предусмотренных ст. 4.5 КоАП РФ.
Довод жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку аналогичные доводы были предметом исследования судьи районного суда и обоснованно не приняты во внимание по мотивам, подробно изложенным в решении судьи, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Оснований для признания административного правонарушения малозначительным на основании ст.2.9 КоАП РФ не установлено.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого решения, при производстве по делу не допущено, оснований для его отмены или изменения не установлено.
Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание ФИО1 назначено в пределах санкции ч.2 ст.14.31 КоАП РФ, с учетом исследованных обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, других обстоятельств, подлежащих учету при назначении административного наказания, и в соответствии с требованиями ст. 3.5 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, а также каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о необъективности судебного рассмотрения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 КоАП РФ об административных правонарушениях, судья Курского областного суда
Р Е Ш И Л А:
Решение судьи Ленинского районного суда г.Курска от 23 января 2020 года оставить без изменения, жалобу управляющего директора филиала ПАО «Квадра» - «Курская генерация» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья
Курского областного суда ФИО4