ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № ГП-000013-02/18 от 27.02.2018 Челябинского областного суда (Челябинская область)

По делу № За-44/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 февраля 2018 г. Челябинский областной суд в составе:

председательствующего судьи Турковой Г.Л., при секретаре Волошиной А.А.,

с участием прокурора Прокуратуры Челябинской области Германа А.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива», Общества с ограниченной ответственностью «Промстройкабель», Общества с ограниченной ответственностью «Промстрой», Общества с ограниченной ответственностью «Астра-М», Общества с ограниченной ответственностью «КМК», Общества с ограниченной ответственностью «ЕвроПит», Общества с ограниченной ответственностью «Проект-Комплекс», Открытого акционерного общества ТПФ «Заря», Ахметчина Руслана Юрисовича к Собранию депутатов города Трехгорного Челябинской области об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления, и

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Альтернатива», Общество с ограниченной ответственностью «Промстройкабель» и Общество с ограниченной ответственностью «Промстрой» обратились в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов города Трехгорного Челябинской области об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления - пункта 63 «Тяжелая промышленность» и 69 «Строительная промышленность» раздела 1 приложения № 2 к Положению о плате за землю на территории Трехгорного городского округа, утвержденного решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области 28 сентября 2017 года № 82 (л.д. 12-16, т. 1; л.д. 9, т.2).

Общество с ограниченной ответственностью «Астра-М» и Общество с ограниченной ответственностью «КМК» обратились в


Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов города Трехгорного Челябинской области об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления - пункта 45 «Деловое управление» приложения № 1 к Положению о плате за землю на территории Трехгорного городского округа, утвержденного решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области 28 сентября 2017 года № 82 (л.д. 192-196, т.1).

Общество с ограниченной ответственностью «Проект-Комплекс» обратилось в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов города Трехгорного Челябинской области об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления - пункта 73 «Склады» группы 6 приложения № 1 к Положению о плате за землю на территории Трехгорного городского округа, утвержденного решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области 28 сентября 2017 года № 82 (л.д. 6-9, т. 4).

Общество с ограниченной ответственностью «ЕвроПит» обратилось в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов города Трехгорного Челябинской области об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления - пункта 50 «Общественное питание» группы 4 приложения № 2 к Положению о плате за землю на территории Трехгорного городского округа, утвержденного решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области 28 сентября 2017 года № 82 (л.д. 105-109, т. 3).

Открытое акционерное общество ТПФ «Заря» обратилось в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов города Трехгорного Челябинской области об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления - пункта 30 «Бытовое обслуживание» группы 3 приложения № 1 и пункта 30 «Бытовое обслуживание» группы 3 приложения № 2 к Положению о плате за землю на территории Трехгорного городского округа, утвержденного решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области 28 сентября 2017 года № 82 (л.д.65-58, т. 4).

Ахметчин Р.Ю. обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов города Трехгорного Челябинской области об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления — пункта 73 «Склады» раздела 1 приложения № 2 к Положению о плате за

2


землю на территории Трехгорного городского округа, утвержденного решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области 28 сентября 2017 года№ 82 (л.д.152-155, т.1).

В соответствии с частью 1 статьи 136 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются арендаторами земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, арендная плата за пользование которыми начисляется с применением оспариваемых положений нормативного правового акта. Истцы считают, что оспариваемые нормы противоречат принципу экономической обоснованности определения размера арендной платы за земельные участки, увеличивают установленные коэффициенты, что приводит к необоснованному увеличению арендной платы. Оспариваемые нормы не учитывают особенностей правового регулирования, связанного с нахождением арендуемых земельных участков на территории закрытого административного территориального образования, а также положений частей 6 и 7 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ и Закона Челябинской области от 24 апреля 2014 года № 684-30 «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных правовых актов», нарушают права и законные интересы административных истцов в области осуществления предпринимательской деятельности. Требования мотивированы тем, размер арендной платы с применением с 01 января 2018 года нового порядка расчета увеличился.

В судебном заседание представитель административных истцов Чубарь З.В., представитель ООО «Альтернатива» Шишкин Д.А., представитель ООО ТПФ «Заря» Лукина И.М. требования, изложенные в административных исковых заявлениях, поддержали.

Представитель Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области Александров А.П. в судебном заседании с административным иском не согласился, представив письменные возражения.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы административного дела, доказательства, представленные сторонами в подтверждение исковых требований и в возражениях на требования административного истца, заключение прокурора, полагавшего о

3


наличии оснований для удовлетворения административных исков, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В судебном заседании установлено, что административные истцы на основании заключенных с договоров аренды являются арендаторами земельных участков, государственная собственность которых не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа. Размер арендной платы, определяется с учетом установленных оспариваемым нормативным правовым актом коэффициентов, в связи с чем, они вправе оспорить его в порядке, предусмотренном главой 21 КАС Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК Российской Федерации) использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно статье 39.7 ЗК Российской Федерации, если иное не установлено названным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

4


Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к которым относятся: принцип экономической обоснованности, принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, принцип запрета необоснованных предпочтений, принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения.

Согласно статье 16 Закона Челябинской области от 13 апреля 2015 года № 154-30 «О земельных отношениях» порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без проведения торгов, определяется в соответствии с Законом Челябинской области «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов», если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок определения размера арендной платы за такой земельный участок.

Статьей 1 Закона Челябинской области от 24 апреля 2008года № 257-30 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов», действующая в редакции от 28 декабря 2016 года установлено, что размер годовой арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов, определяется по формуле

Ап = Скад х Сап /100% х К] х К2 х К3, где:

Ап - размер арендной платы;

Скад - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка;

5


Сап - ставка арендной платы, установленная в процентах от

кадастровой стоимости земельного участка;

(в ред. Закона Челябинской области от 02.11.2016 N 444-30)

Kj - коэффициент, учитывающий разрешенное использование

земельного участка согласно сведениям, содержащимся в Едином

государственном реестре недвижимости;

(в ред. Закона Челябинской области от 02.11.2016 N 444-30)

К2 - коэффициент, учитывающий особенности расположения

земельного участка в городском округе, муниципальном районе; К3 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора.

Значения коэффициента Ki могут устанавливаться по решению органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов при наличии экономического обоснования в пределах от 0,1 до 20 в зависимости от видов разрешенного использования земельных участков согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (часть 3 статьи 1 Закона Челябинской области от 24 апреля 2008года № 257-30).

Собрание депутатов Трехгорного городского округа является представительным органом города Челябинска и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения города Трехгорного в соответствии с федеральным законами, законами Челябинской области и Уставом (статьи 85, 87, 93 Устава города Трехгорного, принятого решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 30 ноября 2005 года № 9).

Решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 28 сентября 2017 года № 82 утверждено Положение о плате за землю на территории Трехгорного городского округа (далее - Положение о плате за землю)

Решение от 28 сентября 2017 года № 82 официально опубликовано в городской газете «Спектр», № 75 от 03 октября 2017 года.

В соответствии с пунктом 3 Решения от 28 сентября 2017 года № 82 данный документ вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1 января 2018 года.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят представительным органом муниципального образования город Трехгорный по вопросу, отнесенному к его компетенции, процедура принятия и правила введения

6


нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования, соблюдены и соответствуют федеральному законодательству, Уставу города Трехгорного и Регламенту Собрания депутатов города Трехгорного, утвержденному решением Собрания депутатов города Трехгорного ль 23 марта 2009 года № 38.

Согласно пункту 26 Положения о плате за землю плательщиками арендной платы признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, переданными им по договору аренды.

В соответствии с пунктами 27, 28 и 29 Положения о плате за землю размер годовой арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Трехгорного городского округа, определяется по формуле:

Ап = Скад х Нет х К, где:

Ап - размер годовой арендной платы;

Скад - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка; Нет - налоговая ставка;

К - размер арендной платы в кратности к налоговой ставке, определенной в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков.

Для земельных участков, находящихся в собственности Трехгорного городского округа, размер арендной платы в кратности к налоговой ставке, определенной в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков, устанавливается в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков с учетом экономического обоснования значения коэффициентов (К), согласно приложению № 1 к Положению о плате за землю.

Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов, устанавливается Законом Челябинской области.

Корректирующие коэффициенты К1, К2, КЗ для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются с учетом экономического обоснования значения коэффициентов согласно приложению № 2 к Положению о плате за землю.

Заявителями оспариваются значения коэффициента К, установленные в пунктах 30, 45 и 73 приложении № 1 к Положению о

7


плате за землю и коэффициент К1, установленный в пунктах 30, 50, 63, 69 и 73.

Пунктом 30 группы 3 «Общественное использование объектов капитального строительства» приложения № 1 к Положению о плате за землю значение корректирующего коэффициента К. для вида разрешенного использования земельного участка с кодом 3.3 «Бытовое обслуживание» установлено в размере 2, кратном к налоговой ставке.

Пунктом 45 группы 4 «Предпринимательство» приложения № 1 к Положению о плате за землю значение корректирующего коэффициента К для вида разрешенного использования с кодом 4.1 «Деловое управление» установлено в размере 2, кратном к налоговой ставке.

Пунктом 73 группы 6 «Производственная деятельность» приложения № 1 к Положению о плате за землю значение корректирующего коэффициента К для вида разрешенного использования с кодом 6.9 «Склады» установлено в размере 2, кратном к налоговой ставке.

Пунктом 30 группы 3 «Общественное использование объектов капитального строительства» приложения № 2 к Положению о плате за землю значение корректирующего коэффициента Ю для вида разрешенного использования с кодом 3.3 «Бытовое обслуживание» в размере 2.

Пунктом 50 группы 4 «Предпринимательство» приложения № 2 к Положению о плате за землю установлено значение корректирующего коэффициента К1 для вида разрешенного использования с кодом 4.6 «Общественное питание» в размере 1.

Пунктом 63 группы 6 «Производственная деятельность» приложения № 2 к Положению о плате за землю установлено значение корректирующего коэффициента К1 для вида разрешенного использования с кодом 6.2 «Тяжелая промышленность» в размере 1,5.

Пунктом 69 группы 6 «Производственная деятельность» приложения № 2 к Положению о плате за землю установлено значение корректирующего коэффициента К1 для вида разрешенного использования с кодом 6.6 «Строительная промышленность» в размере 1,5.

Пунктом 73 группы 6 «Производственная деятельность» приложения № 2 к Положению о плате за землю установлено значение корректирующего коэффициента К1 для вида разрешенного использования с кодом 6.9 «Склады» в размере 1,5.

S


Одним из основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности..» является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Конституционным судом Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 г. № 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 Земельного кодекса, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Таким образом, соблюдение одного из основных принципов определения арендной платы - принцип экономической обоснованности при установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, должно быть доказано путем предоставления соответствующих детальных расчетов на основании анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, и рассчитываемых на основании доходности ставок арендной платы.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

9


Таким образом, -при принятии нормативного правового акта наряду с оценкой местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.

Ранее действовавшим на территории города Трехгорного Положением о плате за землю на территории Трехгорного городского округа, утвержденным Решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 14 ноября 2011 года № 107 (в редакции от 25 ноября 2016 года) и прекратившим своё действие в связи с принятием оспариваемого решения, значение коэффициента К составлял 1 для предприятий бытового обслуживания ( увеличение в 2 раза), для складов - 10 ( уменьшение в 5 раз), для вида деятельности «Деловое управление» значение коэффициента К не устанавливалось.

В силу абзаца третьего пункта 2 статьи 7 ЗК Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно Описание вида разрешенного использования земельного участка в котором для вида разрешенного использования с кодом 3.3 «Бытовое обслуживание» понимается размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро), с кодом 4.6 «Общественное питание» - размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары), с кодом 6.2 «Тяжелая промышленность» - размещение объектов капитального строительства горно-обогатительной и горно-перерабатывающей, металлургической, машиностроительной

промышленности, а также изготовления и ремонта продукции судостроения, авиастроения, вагоностроения, машиностроения,

10


станкостроения, а также другие подобные промышленные предприятия, для эксплуатации которых предусматривается установление охранных или санитарно-защитных зон, за исключением случаев, когда объект промышленности отнесен к иному виду разрешенного использования, с кодом 6.6 «Строительная промышленность» - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для производства: строительных материалов (кирпичей, пиломатериалов, цемента, крепежных материалов), бытового и строительного газового и сантехнического оборудования, лифтов и подъемников, столярной продукции, сборных домов или их частей и тому подобной продукции.

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в ЗК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (часть 11 статьи 34).

Таким образом, новое правовое регулирование значения коэффициентов К и К1, учитывающего разрешенное использование земельного участка согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, фактически увеличило значения этих коэффициентов по сравнению с ранее действовавшим Положением. Например, для арендаторов, арендующих земельные участки с разрешенным использованием «Общественное питание» в зависимости от характера объекта общественного питания с 0,2 (столовые) и с 0,3333 (кафе, бары, рестораны) до 1.

В подтверждение соблюдения принципов определения арендной платы, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности...», административным ответчиком представлено Заключение № 026-05000858 от 11 сентября 2017 года, подготовленное специалистом Южно-Уральской торгово-промышленной палаты по заказу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Трехгорного. Данное Заключение было приложено администрацией города Трехгорного к внесенному ей в Собрание депутатов города Трехгорного проекту оспариваемого нормативного правового акта.

Согласно Заключению № 026-05000858 от 11 сентября 2017 года, исследование проведено с целью разработки экономического

11


обоснования коэффициентов К, Kl, К2 и КЗ, применяемых для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности города Трехгорного. По результатам исследования были рассчитаны коэффициенты К, Kl, К2 и КЗ применительно к видам разрешенного использования земельных участков, которые и были учтены при принятии оспариваемого нормативного правового акта.

Между тем, специалист Ж.Р.Р., подготовивший указанное выше Заключение № 026-05000858 от 11 сентября 2017 года, будучи допрошенным в судебном заседании в качестве свидетеля, пояснил, что при подготовке заключения не было учтено, что в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности...» были внесены изменения, которые вступили в действие с 18 августа 2017 года, и при расчете значений коэффициентов не был принят во внимание принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют. В настоящее время в рамках гарантийный обязательств специалистом подготовлены новые расчеты, согласно которым значение коэффициентов К, Kl, К2 и КЗ менее установленных.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июля 2001 года № 508 «Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов» город Трехгорный Челябинской области включен в перечень закрытых административно-территориальных образований.

Согласно части 2 статьи Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» и Уставу города Трехгорного Челябинской области, принятому решением Собрания депутатов города Трехгорного от 30 ноября 2005 года № 95, территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа

12


Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» и иные законы (статья 27 ЗК Российской Федерации) не предусматривают возможности предоставления в частную собственность земельных участков, расположенных в границах закрытого административно-территориального образования и ограниченных в обороте.

Установление размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Трехгорного городского округа и размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, связано со статусом и спецификой правового регулирования земельных отношений на территории города Трехгорный, являющегося закрытым административно-территориальным образованием.

Из содержания Заключения № 026-05000858 от 11 сентября 2017 года следует, что экономическое обоснование коэффициента К1 основано на возможности выбора арендатором между долгосрочной арендой земельного участка или его приобретением в собственность по выкупной цене с дальнейшей уплатой налога (л.д.23, т.З).

Следовательно, установление оспариваемым нормативным правовым актом значений коэффициентов К, К1 без учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, свидетельствует о несоответствии оспариваемых норм федеральному законодательству.

Кроме того, экономическое обоснование коэффициента К1 обусловлено только двумя факторами - величиной земельного налога и необходимости поддержки социально-значимых видов деятельности, без анализа и оценки иных экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка.

Суд также не находит оснований не согласиться с доводами административных истцов о нарушении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, выразившееся в несоблюдении требований части 3 статьи 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о проведении оценки регулирующего воздействия положений главы 2 этого муниципального нормативного правового акта, регулирующего вопросы арендной платы, поскольку в этой части затрагиваются вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

13


В силу части 3 статьи 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления этих муниципальных образований в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, за исключением проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы и проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.

Законом Челябинской области от 24 апреля 2014 года № 684-30 «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов», действующим в редакции от 06 апреля 2016 года, предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты городских округов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности (часть 1 статьи 2).

Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов

предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов. Между тем такая оценка регулирующего воздействия проекта оспариваемого нормативного правового акта в части, касающейся регулирования вопросов арендной платы, не проводилась.

Довод представителя административного ответчика об отсутствии оснований для проведения оценки регулирующего воздействия проекта

14


муниципального нормативного правового акта не может быть принят, поскольку основан на ошибочном применении законодательства.

На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административных исков.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемые нормы введены в действие с 01 января 2018 года и с этого момента нарушают права и законные интересы административных истцов, суд полагает, что оспариваемые по настоящему делу положения подлежат признанию недействующими с этой даты.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС Российской Федерации сообщение о принятии решения суда по настоящему административному делу подлежит опубликованию Советом депутатов города Трехгорного в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - городской газете «Спектр».

Руководствуясь статьями 174-178, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Челябинский областной суд

РЕШИЛ:

Административные иски удовлетворить.

Признать не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим с 01 января 2018 года пункт 30 «Бытовое обслуживание» группы 3 приложения № 1, пункт 30 «Бытовое обслуживание» группы 3 приложения № 2, пункт 45 «Деловое управление» группы 4 приложения № 1, пункт 73 «Склады» группы 6 приложения № 1, пункт 73 «Склады» группы 6 приложения № 2, пункты 63 «Тяжелая промышленность» и 69 «Строительная промышленность» группы 6 раздела 1 приложения № 2, пункт 50 «Общественное питание» группы 4 приложения № 2 к Положению о плате за землю на территории Трехгорного городского округа,

15


утвержденного решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области 28 сентября 2017 года № 82.

Обязать Совет депутатов города Трехгорного Челябинской области опубликовать сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании — городской газете «Спектр».

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий

16