ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № ГП-000021-02/18 от 10.04.2018 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№За-54/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 апреля 2018 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Знамеровского Р.В. при секретаре Волошиной А.А., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Доверие+7» об оспаривании в части решения представительного органа местного самоуправления,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Доверие+7» (далее -ООО «Доверие+7») обратилось в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения от 30 марта 2018 года) о признании недействующими Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных Решением Челябинской городской думы от 22.12.2015 № 16/32 (в ред. от 19.12.2017) в части пункта 43 (во взаимосвязи с подпунктом 7 пункта 60, пунктом 84), подпункта 1 пункта 60 в части слов «и прилегающей территории», подпункта 7 пункта 60 (во взаимосвязи с пунктом 43), подпункта 3 пункта 71 (во взаимосвязи с абзацем 1 подпункта 1 пункта 73 и пунктом 123), абзаца 1 подпункта 1 пункта 73, пункта 123.

В обоснование административного иска указано на то, что административный истец является организацией которая обеспечивает содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах г.Челябинска. Оспариваемые нормы противоречат положениям федерального законодательства, поскольку возлагают обязанность по содержанию прилегающих к занимаемым ими земельным участкам территории.

В судебном заседании представители административного истца ООО «Доверие+7» ФИО1., ФИО2. заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представители административного ответчика Челябинской городской думы ФИО3, ФИО4 в судебном заседании требования не признали, представили письменный отзыв.

Заслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора Никитиной Н.В., полагавшей требования необоснованными, исследовав материалы дела, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьями 130 и 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.


2

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 25 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа.

В части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 годаЫ 131-ФЗ определено, что правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

Согласно ст. 25 Устава города Челябинска к полномочиям Челябинской городской думы отнесено утверждение правил благоустройства территории города Челябинска.

Решением Челябинской городской думы от 22.12.2015 № 16/32 были утверждены Правила благоустройства территории города Челябинска (далее - Правила), которые были опубликованы в Сборнике правовых актов Челябинской городской думы (выпуск № 14 декабрь 2015, II часть).

Решениями Челябинской городской думы от 20.12.2016 № 27/16, от 04.04.2017 № 30/1, от 29.08.2017 № 32/18, от 19.12.2017 № 36/29 в указанные Правила благоустройства территории города Челябинска были внесены изменения. Названные решения были приняты большинством депутатов, опубликованы в Сборнике правовых актов Челябинской городской думы, а также в газете «Вечерний Челябинск», что подтверждено представленными в материалы дела письменными доказательствами.

Таким образом, оспариваемые Правила благоустройства территории города Челябинска утверждены решением Челябинской городской думы в


3

пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия данного правового акта и изменений в него, введения их в действие, в том числе правил опубликования.

ООО «Доверие+7» на основании договора от 01 мая 2015 года выполняет работы и оказывает услуги по управлению многоквартирным домом ****, по содержанию и ремонту общего имущества и др.

Пунктом 43 Правил определено, что придомовая территория -примыкающий к дому земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами благоустройства.

Согласно пункту 44 Правил прилегающая территория - территория, примыкающая к отведенной, в отношении которой осуществляется благоустройство на основании добровольно заключаемых соглашений о проведении работ по благоустройству.

В соответствии с пунктом 60 Правил физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели:

- обеспечивают содержание своими силами и средствами либо путем заключения договоров со специализированными организациями или организациями, осуществляющими управление/эксплуатацию

многоквартирных домов (в случае, если территория используется собственниками помещений в многоквартирном доме), элементов и (или) объектов благоустройства на отведенной и прилегающей территории с учетом требований настоящих Правил и правил благоустройства территории внутригородского района (подпункт 1);

обеспечивают содержание придомовых территорий с расположенными на них элементами озеленения, благоустройства и иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации многоквартирных домов объектами (подпункт 7).

Согласно пункту 84 Правил работы по содержанию и уборке придомовых территорий проводятся в объеме не менее установленного законодательством Российской Федерации минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и с учетом утвержденных собственниками помещений в многоквартирных домах перечня работ/услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и периодичности их выполнения/оказания.

В силу подпункта 3 пункта 73 Правил при осуществлении мероприятий по содержанию и благоустройству территории размер прилегающей территории определяется от границ отведенной территории, исходя из следующих параметров: для нежилых зданий, многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, не сформированных или сформированных по отмостке здания:


4

а) по длине - на длину здания плюс половина санитарного разрыва с соседними зданиями, в случае отсутствия соседних зданий - 25 метров;

б) по ширине - от фасада здания до края проезжей части дороги, а в случаях:

- наличия местного проезда, сопровождающего основную проезжую часть улицы, - до ближайшего к зданию бордюра местного проезда;

- устройства на магистралях бульваров - до ближайшего бордюра ближнего к зданию тротуара;

- устройства вокруг здания противопожарного проезда с техническим тротуаром - до дальнего бордюра противопожарного проезда.

Как установлено абзацем 1 подпунктом 1 пункта 73 Правил работы по благоустройству и содержанию осуществляют на прилегающих территориях многоквартирных домов - организации, обслуживающие жилищный фонд, если собственниками заключен договор на управление/эксплуатацию многоквартирным домом. При отсутствии такого договора - собственники помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 123 Правил собственники помещений в многоквартирных домах или лица, осуществляющие по договору управление/эксплуатацию многоквартирными домами, осуществляют содержание прилегающих территорий в границах и на условиях, установленных в соответствии с пунктами 71-73 настоящих Правил.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемые положения противоречат статье 210 Гражданского кодекса РФ, пункту 24 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (далее - Перечень).

Федеральное законодательство, в частности, статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, бремя содержания имущества возлагает на его собственника, если иное не предусмотрено законом или договором.

Между тем, как следует из содержания пункта 44 Правил, прилегающей территорией, в отношении которой осуществляется благоустройство и возлагается обязанность по ее содержанию, признается только та территория, в отношении которой на добровольных началах заключается соглашение о проведении работ по благоустройству названных территорий.

В силу п.65 Правил закрепление территорий города в целях благоустройства за физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляется в соответствии с настоящими Правилами и Правилами благоустройства территорий внутригородских районов (картами-схемами, регламентами и прочее).

Граница прилегающей территории устанавливается на основании сформированных администрациями внутригородских районов и


5

согласованных физическими, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями карт-схем. .

Из толкования оспариваемых административным истцом положений Правил следует, что они предписывают соблюдать и поддерживать чистоту и порядок на прилегающих территориях, обеспечивать их удовлетворительное содержание, благоустройство и т.д. только в случае , добровольного заключения соглашений о проведении соответствующих работ лицами, которые не являются собственниками или законными владельцами таких территорий.

Действующий порядок организации благоустройства не может быть расценен судом как понуждающий граждан и юридических лиц без их добровольного на то согласия осуществлять уборку и содержание собственными силами территории общего пользования, прилегающей к границам земельных участков, зданиям и сооружениям граждан и юридических лиц.

Согласно п.24 Перечня под придомовой территорией понимается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома.

Тот факт, что понятие придомовой территории, приведенное в п.43 Правил, дословно не повторяет понятие придомовой территории, изложенное в Перечне, не свидетельствует о наличии какого-либо противоречия, несоответствия, поскольку смысловая нагрузка такого определения, вопреки доводам административного истца, не изменяется.

Оспариваемые положения Правил не противоречат положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, возлагающей на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а также пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющего свободу граждан и юридических лиц в заключении договора, и недопустимости понуждения к заключению договора, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.

Поскольку судом не установлено противоречия действующего нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую ,силу, основания для удовлетворения заявленных ООО «Доверие+7» требований о признании его недействующим в части отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд


решил

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Доверие+7» о признании недействующими Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных Решением Челябинской городской думы от 22.12.2015 № 16/32 (в ред. от 19.12.2017) в части пункта 43 (во взаимосвязи с подпунктом 7 пункта 60, пунктом 84), подпункта 1 пункта 60 в части слов «и прилегающей территории», подпункта 7 пункта 60 (во взаимосвязи с пунктом 43), подпункта 3 пункта 71 (во взаимосвязи с абзацем 1 подпункта 1 пункта 73 и пунктом 123), абзаца 1 подпункта 1 пункта 73, пункта 123 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий