Челябинский Областной суд - Судебный акт №ГП-000029-03/2010
челябинсжй областной суд
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 марта 2010 года
Челябинский областной суд в составе: председательствующего - судьи Савельевой Л.А. при секретаре Садыкове P.P.
с участием прокурора Челябинской областной прокуратуры Терюшовой И.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Челябинске дело по заявлению муниципального унитарного предприятия «Челябгортранс» о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Челябинской области от 30 сентября 2009года №246-П «О мерах по реализации Закона Челябинской области «О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется за счет средств федерального бюджета»
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие «Челябгортранс» (МУП «Челябгортранс» обратилось в Челябинский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Челябинской области от 30 сентября 2009года №246-П «О мерах по реализации Закона Челябинской области «О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется за счет средств федерального бюджета» по мотивам противоречия актам большей юридической силы, выхода Правительства Челябинской области за пределы компетенции, предоставленной её законом, неопределенности правового регулирования, создающей реальную угрозу нарушения прав данного юридического лица на правильный расчет суммы финансирования и на получение бюджетных ассигнований в полном объеме.
По мнению заявителя, предметом регулирования оспариваемого постановления являются вопросы, относящиеся к гражданским правоотношениям, перевозке и перевозочной деятельности, что находится за пределами компетенции Правительства Челябинской области.
В судебном заседании представитель МУП «Челябгортранс» ФИО1, действующий по доверенности, заявленные требования поддержал.
Представитель Правительства Челябинской области, действующая по доверенности, ФИО2. возражала против удовлетворения заявления, :ославшись на то, что оспариваемое постановление Правительства Челябинской области принято в соответствии с Законом Челябинской области от 24 сентября 2009г.№465-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется за счет средств федерального бюджета» и постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006г. №802 «Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации», в пределах полномочий Правительства Челябинской области, предоставленных ему Законами области от 24 сентября 2009г.№ 465-30, от 24 ноября 2005г. №430-30 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан», не противоречит федеральному законодательству и не нарушает права МУП «Челябгортранс».
Представитель Министерства Финансов Челябинской области, действующая по доверенности, ФИО3 возражала против удовлетворения заявления, указав, что заявление МУП «Челябгортранс» не содержит указания на нарушение прав данного юридического лица, а также не указано какому федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, оспариваемое постановление противоречит.
Представители Министерства социальных отношений Челябинской области, действующие по доверенности ФИО4, ФИО5 возражали против удовлетворения заявления, сославшись на то, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации, установив дополнительную меру социальной поддержки, вправе установить форму предоставления меры, а также механизм реализации данной меры либо порядок его установления. В результате установленного Порядка МУП «Челябгортранс» получает на свой расчетный счет денежные средства в полном объеме, согласно утвержденной методики, которая не противоречит действующему законодательству и принята в рамках компетенции Правительства Челябинской области.
Представители Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» возражали против удовлетворения заявления.
Изучив материалы дела, выслушав представителя МУП «Челябгортранс» ФИО1., представителя Правительства Челябинской области ФИО2., представителя Министерства социальных отношений Челябинской области ФИО4, представителя Министерства Финансов Челябинской области ФИО3, представителей Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области», заключение прокурора, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с подпунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан; форма и порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В рамках предоставленных полномочий в Челябинской области 24 сентября 2009года принят Закон № 465-30«0 дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется за счет средств федерального бюджета» устанавливающий дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется за счет средств федерального бюджета, по оплате проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных
4
маршрутов на основании единого социального проездного билета. Указанные . меры социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий граждан, установленные названным Законом области, отнесены к расходным обязательствам Челябинской области ( статья 5 Закона области ).
При этом в соответствии с частью 3 статьи 4 названного Закона области Правительству Челябинской области регламентировано установить Порядок возмещения расходов транспортным организациям, осуществляющим перевозку граждан на основании единого социального проездного билета, и методику возмещения расходов.
Согласно статье 4 Закона Челябинской области «О Правительстве Челябинской области» от 17 декабря 2001г. № 57-30 к полномочиям Правительства области относится организация исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Челябинской области, законов области, нормативных правовых актов Губернатора Челябинской области, а . также осуществление системного контроля за их исполнением органами исполнительной власти области. Кроме того, Правительство области вправе осуществлять и иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом области, законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации (статья 23 Закона № 57-30).
Постановлением Правительства Челябинской области от 30 октября 2009 года №246-П утвержден Порядок возмещения расходов транспортным организациям, осуществляющим перевозку граждан на основании единых социальных проездных билетов, положениями которого регламентирована работа Министерства социальных отношений, Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства, Министерства финансов Челябинской области по вопросу механизма перечисления денежных средств непосредственно перевозчику.
В пунктах 2, 3, 4 постановления установлено, что Министерство социальных отношений области обеспечивает централизованное изготовление единых социальных проездных билетов, а Министерство строительство, инфраструктуры и дорожного хозяйства области представляет последнему сведения о средней дальности поездки на автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения, согласованные с главами городских округов и муниципальных районов Челябинской области. ГК «Единый тарифный орган Челябинской области» представляет сведения об утвержденных ценах (тарифах) на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении.
Согласно пункта 5 постановления, главам муниципальных районов и , городских округов области рекомендовано определить уполномоченный орган, ответственный за продажу единого социального проездного билета и учет проданных единых социальных проездных билетов, а также рекомендовано при наличии на территории муниципального образования двух и более транспортных организаций, осуществляющих перевозку льготных категорий граждан, определить распределение объемов транспортных услуг между ними и представлять сведения в Министерство социальных отношений Челябинской области.
Согласно представленных администрацией города Челябинска в суд сведений видно, что распределение бюджетных средств, направляемых на возмещение затрат, связанных с предоставлением бесплатного проезда льготным категориям граждан муниципальными предприятиями МУП «Челябгортранс» и МУП «Челябинскавтотранс» находится в ведении администрации города Челябинска, которая непосредственно учитывает объем транспортной работы и направляет сведения в Министерство социальных отношений области для перечисления денежных средств на счета перевозчиков.
Кроме того, согласно представленных в суд договоров на 2009 -2010г., заключенных между МУП «Челябгортранс» и Министерством социальных отношений области последний возмещает расходы МУП «Челябгортранс», связанные с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате проезда на основании единого социального проездного билета на всех видах транспорта общего пользования городского сообщения и на пригородном автомобильном транспорте, не позднее 10 дней после окончания отчетного месяца.
В силу пункта 2 Порядка возмещения расходов транспортным организациям, осуществляющим перевозку граждан на основании единого социального проездного билета, возмещение расходов транспортным организациям осуществляется за счет средств областного бюджета, включая поступающие на эти цели средства федерального бюджета, и средства, поступающие от реализации ЕСПБ.
По данным Минфина Челябинской области в областном бюджете на 2010 год предусмотрены средства на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для указанной категории граждан в сумме 118 140,6 тыс. рублей. Аналогичная сумма была предусмотрена на эти цели в бюджете области в 2009 год, кроме того, были поступления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 44140,6 тыс. рублей, которые перечислены транспортным организациям в полном объеме.
Предусмотренные в пунктах 5,6 Порядка нормы, предписывающие Министерству социальных отношений области осуществлять контроль за целевым использованием средств, предусмотренных на возмещение расходов транспортным средствам, а Министерству финансов области на основании представленного Министерством социальных отношений реестра-заявки производить перечисление денежных средств на счета транспортных организаций, не свидетельствуют о незаконности оспариваемых норм, так как они регламентирует взаимоотношения данных органов по исполнению соответствующей части бюджета, предусмотренной на возмещение расходов транспортным организациям, осуществляющим перевозку граждан на основании единых социальных проездных билетов.
Пункты 3, 4 настоящего Порядка предусматривают ведение уполномоченными органами городского округа, муниципального района учета граждан, приобретших единый социальный проездной билет в разрезе муниципальных районов и городских округов Челябинской области, и перечисление Министерству социальных отношений области денежных средств, полученных в результате продажи гражданам указанных билетов (ЕСПБ). Министерство социальных отношений области в свою очередь на основании данных о количестве граждан, приобретших ЕСПБ, и в соответствии с заключенными с транспортными организациями договорами о перевозке льготных категорий граждан, а также полученных сведений о распределении объемов транспортных услуг между транспортными организациями, осуществляет перечисление транспортным организациям денежных средств.
Предметом регулирования оспариваемого постановления не являются вопросы, относящиеся к гражданским правоотношениям, перевозке и перевозочной деятельности, следовательно, не могут повлечь нарушение прав и законных интересов данного юридического лица на правильный расчет суммы финансирования и на получение бюджетных ассигнований в полном объеме.
Суд не может согласиться с доводами заявителя о признании пунктов 1,2,3,4 Методики возмещения расходов транспортным организациям, осуществляющим перевозку льготной категории граждан на основании единых социальных проездных билетов недействующими по мотивам неясности правовых норм, возможности их произвольного толкования и применения.
Изложенные в Методике расчетные показатели, такие как количество поездок в месяц, средняя дальность поездки на видах общественного транспорта общего пользования, количество проданных ЕСПБ, стоимость ЕСПБ, объем транспортных услуг, оказываемых транспортной организацией, денежные средства областного бюджета, коэффициент 1,5 для возмещения расходов, связанных с перевозкой детей-инвалидов, тариф 1 пассажиро-километра на автотранспорте пригородного сообщения, являются
основополагающими для производства расчетов суммы возмещения расходов . по перевозке льготной категории граждан по единым социальным проездным билетам(ЕСПБ), фактически устраняют возможность неправильного толкования и применения оспариваемых норм. Доводы заявителя в этой части по существу сводятся к исполнению оспариваемого постановления. Однако порядок исполнения правового акта, отвечающего требованиям федерального законодательства, не относится к числу обстоятельств, имеющих значение для дела, рассматриваемого в порядке нормоконтроля.
Суд также находит бездоказательными доводы заявителя о причинении оспариваемым постановлением имущественного вреда МУП «Челябгортранс» в связи с возможностью неполного финансирования затрат. Из содержания постановления и материалов дела следует, что затраты перевозчика возмещаются из двух источников - за счет перечисления средств перевозчику, полученных от продажи ЕСПБ и сумм, определенных в соответствии с Методикой расчета суммы возмещения убытков транспортным организациям в связи с представлением льготной категории граждан права проезда на основании ЕСПБ, утвержденной оспариваемым постановлением. Исчисление возмещения в соответствии с Методикой... не препятствует МУП «Челябгортранс» и не исключает его права в случае, если полученное возмещение убытков, исчисленное в соответствии с Методикой ..не возмещает в полном объеме фактических затрат транспортных организаций, получить такое возмещение в установленном законом порядке.
Оспариваемое постановление Правительства Челябинской области соответствует установленным требованиям законодательства о нормативных правовых актах Челябинской области, а также требованиям, предъявляемым к форме, содержанию, порядку вступления в силу и опубликованию указанного правового акта.
Указанные оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству, и ни каким образом не ограничивают предпринимательскую деятельность МУП «Челябгортранс» при осуществлении ими перевозки граждан на основании единых социальных проездных билетов, то в соответствии со статьей 253 ГПК РФ, в удовлетворении заявления МУП « Челябгортранс» следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198, 253 ГПК РФ, Суд
РЕШИЛ :
Муниципальному унитарному предприятию «Челябгортранс» в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства
8
Челябинской области от 30 октября 2009года № 246-п О мерах по реализации Закона Челябинской области пункта «О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется за счет средств федерального бюджета» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Челябинский областной суд в течение 10 дней.
Председательствующий