Челябинский Областной суд - Судебный акт №ГП-000044-01/2010
ДелоМ 3-46/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 апреля 2010 года Челябинский областной суд в составе: председательствующего судьи Турковой Г.Л.
при секретаре Садыкове P.P.
с участием прокурора Челябинской областной прокуратуры Таскаевой А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Челябинской области об оспаривании в части пункта 5 Положения о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов и реабилитированных лицам мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов и возмещении понесенных в связи с этим расходов, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 17 декабря 2009 года№ 361-П.,
установил:
Прокурор Челябинской области обратился в суд с заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ об оспаривании пункта 5 Положения о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов и реабилитированных лицам мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов и возмещении понесенных в связи с этим расходов, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 17 декабря 2009 года № 361-П., и просил признать его противоречащим действующему федеральному законодательству и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу в части слов «в пределах объемов финансирования, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год на указанные цели». В обоснование своих требований прокурор указал на противоречие указанного пункта статьям 16,1069 и 1071 Гражданского кодекса РФ и ограничение оспариваемой нормой возмещения понесенных медицинскими организациями, предоставившими указанные меры социальной поддержки, расходов. В судебном заседании прокурор Челябинской областной прокуратуры заявленные требования поддержала и просила об удовлетворении заявления.
Представители Правительства Челябинской области ФИО1., действующая на основании доверенности от 08.12.2009 года № 01/4729 и Министерства социальных отношений Челябинской области ФИО2. действующая на основании доверенности от 16.04.2010 года № 16-ю (действительна по 31.12.2010 г.). с заявленными прокурором требованиями не
согласились, указав на отсутствие противоречия оспариваемой нормы федеральному законодательству.
Выслушав пояснения сторон, изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит действующему законодательству, принят органом государственной исполнительной власти Челябинской области в пределах предоставленных ему полномочий и не нарушает чьих либо прав и законных интересов.
В соответствии со ст. 13 Гражданского Кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Следовательно, проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по всем имеющим значение основаниям, в том числе не указанным в заявлении (ч. 3 ст.246, ст.248, ч.8 ст.251 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Согласно подпункту «ж» ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которыми соответственно издаются Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу ч.5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Постановлением Правительства Челябинской области от 17 декабря 2009 года № 361-П «О Положении о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов и реабилитированных лицам мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов и возмещении понесенных в связи с этим расходов» утверждено названное Положение. Постановление опубликовано в газете «Южноуральская панорама» 26 декабря 2009 года в № 271.
2
Пунктом 5 Положения о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов и реабилитированных лицам мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов и возмещении понесенных в связи с этим расходов установлено, что расходы медицинских организаций, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов, возмещаются Министерством социальных отношений Челябинской области в пределах объемов финансирования, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год на указанные цели.
Оспариваемое прокурором области постановление от 17 декабря 2009 г.№ 361-П издано во исполнение статьи Законов Челябинской области «О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области», «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области», «О звании «Ветеран труда Челябинской области», «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан», согласно которым порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, указанных в них, определяются Правительством Челябинской области ( пункт 2 статьи 3 и пункт 2 статьи 4 Закона Челябинской области «О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области», пункт 2 ст. 5 Закона Челябинской области «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области», пункт 2 статьи 4 Закона Челябинской области «О звании «Ветеран труда Челябинской области»).
В силу статей 2 Закона Челябинской области «О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области», 4 Закона Челябинской области «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области» и 6 Закона Челябинской области «О звании «Ветеран труда Челябинской области меры социальной поддержки ветеранам и реабилитированным лицам являются расходными обязательствами Челябинской области.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расходными обязательствами признается обусловленная законом или иным правовым актом, договором или соглашением обязанность публично-правового образования (в данном случае - Челябинской области ) предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (статья 6); правовой формой бюджета субъекта Российской Федерации является закон о бюджете субъекта РФ (статья 11); для исполнения расходных обязательств Челябинской области предназначены региональный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда, использование иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, не допускается (статья 14); увеличение бюджетных ассигнований на исполнение
существующих видов расходных обязательств может осуществляться только после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете (статья 83).
Пункт 5 Положения о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов и реабилитированных лицам мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов и возмещении понесенных в связи с этим расходов, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 17 декабря 2009 года № 361-П., предусматривающий возмещение Министерством социальных отношений Челябинской области расходов медицинских организаций, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов в пределах объемов финансирования, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год на указанные цели соответствует финансовому обеспечению расходных обязательств Челябинской области по предоставлению мер социальной поддержки в пределах, предусмотренных на эти цели бюджетных средств, основан на приведенных выше нормах Бюджетного кодекса РФ и не противоречит им.
Законами Челябинской области «Об областном бюджете на 2009 год» и «Об областном бюджете на 2010 год» Министерство социальных отношений Челябинской области определено главным распорядителем средств регионального бюджета для исполнения расходных обязательств Челябинской области по предоставлению гражданам указанных выше мер социальной поддержки.
Предметом регулирования Положения о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов и реабилитированных лицам мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов и возмещении понесенных в связи с этим расходов являются отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки ветеранам и реабилитированным лицам.
Правоотношения медицинских организаций и Министерства социальных отношений Челябинской области, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов, регулируются государственным контрактом, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на выполнения услуг для государственных нужд (п.З Положения).
Отношения между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и медицинскими организациями, предоставляющими медицинские услуги по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов, также между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и гражданами, имеющими право на получение названной меры социальной поддержки, урегулированные областными
4
Законами и оспариваемым Положением, являются по своему содержанию административно-правовыми, и нормами гражданского права не регулируются.
Положения Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат применению к отношениям между участниками, возникающим из государственного контракта на оказание соответствующих услуг.
Вопросы возмещения убытков, причиненных медицинским организациям, предоставившим медицинские услуги указанных выше категориям граждан, этот нормативный правовой акт не затрагивает.
В связи с изложенным доводы прокурора о противоречии оспариваемой им правовой нормы статьям 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса РФ являются ошибочными.
Доводы прокурора о том. что оспариваемая норма создает препятствия неопределенному кругу хозяйствующих субъектов в их безубыточной деятельности при осуществлении бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов для данной категории граждан основаны на предположении о недостаточности средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год на указанные цели, и никакими доказательствами не подтверждены.
Право требования возмещения понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению мер социальной поддержки определенным категориям граждан не связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность субъекта Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство субъекта Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Министерство социальных отношений Челябинской области, являясь главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на цели предоставления мер социальной поддержки, оперирует лишь средствами в установленных на эти цели областным бюджетом размерах.
В случае недостаточного финансирования оказания мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов, обязанность государственных органов компенсировать данные расходы возникает в силу закона, а оспариваемая прокурором норма не препятствует соответствующим медицинским организациям требовать возмещения причиненных им убытков в соответствии со статьями 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса РФ.
5
Таким образом, в той части, которой затрагиваются интересы медицинских организаций, оспариваемая норма каких-либо положений отменяющих, изменяющих, либо иным образом, ограничивающим предпринимательскую деятельность этих организаций, при осуществлении ими услуг по изготовлению и ремонту зубных протезов на основании государственного контракта на оказание услуг, не содержит. А, следовательно, у суда нет оснований делать какие-либо выводы о снижении законодателем субъекта Российской Федерации уровня правовых гарантий предоставленных федеральным законодателем по возмещению понесенных на эти цели расходов.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая норма принята постановлением Правительства Челябинской области в пределах предоставленных ему полномочий и не противоречит федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ данное обстоятельство является основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
Руководствуясь статьями 251,253,194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Отказать прокурору Челябинской области в удовлетворении требований о признании его противоречащим действующему федеральному законодательству и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу п. 5 Положения о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов и реабилитированных лицам мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов и возмещении понесенных в связи с этим расходов, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 17 декабря 2009 года № 361-П в части слов «в пределах объемов финансирования, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год на указанные цели».
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской федерации в течении 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Председательствующий Туркова
6