ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № ГП-000075-02/16 от 24.03.2016 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№За-17/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 марта 2016 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. при секретаре Дюсембаеве А.А., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Танцуровой Г.Н. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,

установил:

Танцурова Г.Н. 11 декабря 2015 года обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости находящихся в её собственности земельных участков, относящихся к категории земель: земли населенных пунктов, имеющих вид разрешенного использования - для размещения объектов промышленности, равной рыночной стоимости по состоянию на 04 февраля 2012 года, а именно:

кадастровым номером **** площадью **** кв. м, расположенного по адресу ****, - в размере **** рублей; кадастровым номером **** площадью **** кв. м расположенного по адресу ****, - в размере **** рублей; кадастровым номером **** площадью **** кв. м, расположенного по адресу ****, - в размере **** рублей; - с кадастровым номером **** площадью **** кв. м, расположенного по адресу ****, - в размере **** рублей.

В обоснование указано, что кадастровая стоимость этих земельных участков в размере **** руб., **** руб., **** руб. и **** руб. соответственно, превышает их рыночную стоимость, что нарушает права истца как налогоплательщика.

После уточнения требований Танцурова Г.Н. просила установить кадастровую стоимость земельных участков равной рыночной стоимости по состоянию на ту же дату:

с кадастровым номером **** - в размере **** рублей, с кадастровым номером **** - в размере **** рублей, с кадастровым номером **** - в размере **** рублей, с кадастровым номером **** - в размере **** рублей, определенном на основании заключения судебной экспертизы.

Представитель административного истца Танцуровой Г.Н. Габитов А.Ф. уточненные требования поддержал; представитель административного ответчика Управления Росреестра по Челябинской области - Чижова Л.А. полагала возможным удовлетворение требований в случае предоставления необходимых и допустимых доказательств по делу.


2

Сама административный истец Танцурова Г.Н., административный ответчик Правительство Челябинской области, заинтересованные лица ФГБУ «ФКП Россреестра» по Челябинской области, Администрация Сосновского муниципального района Челябинской области, Администрация Вознесенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, Комельков В.В., Петросян Ю.С., будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились, причины неявки не сообщили. Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) установлено, что в государственный кадастр недвижимости, являющийся федеральным государственным информационным ресурсом, вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Статьей 245 КАС РФ, статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено право юридических лиц и граждан обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сам по себе факт установления рыночной стоимости земельного участка отличной от его кадастровой стоимости не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых обязательств, исполнение


3

которых происходило с учетом результатов государственной кадастровой оценки.

Как следует из материалов дела, Танцурова Г.Н. на основании договора купли-продажи земельного участка №**** от 18.03.2009 г. является собственником земельных участков относящихся к категории земель: земли населенных пунктов, имеющих вид разрешенного использования - для размещения объектов промышленности, и расположенных по адресу ****:

- с кадастровым номером **** площадью **** кв. м;

- с кадастровым номером **** площадью **** кв. м;

- с кадастровым номером **** площадью **** кв. м.

Кроме того, до 12 марта 2015 года Танцурова Г.Н. являлась собственником земельного участка с кадастровым номером **** площадью **** кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов промышленности, расположенного по адресу: ****, который в настоящее время принадлежит на праве общей долевой собственности Комелькову В.В. и Петросяну Ю.С. (по 1/2 доле) на основании договора купли-продажи земельного участка в рассрочку (ипотека) №307 от 09.02.2015 г.

Поскольку собственник земельных участков Танцурова Г.Н. в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ является плательщиком земельного налога, определением кадастровой стоимости этих земельных участков затрагиваются её права и обязанности.

В силу части 1 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Действовавшие на 1 января календарного года, в котором подано заявление, т.е. на 01.01.2015 года результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области по состоянию на 01 января 2010 года были утверждены постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 года№ 284-П.

Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области № 263-П от 10.11.2015 года утверждены новые результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области по состоянию на 01 октября 2014 года.

Из кадастровой справки, ответа ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области на запрос суда следует, что датами постановки спорных земельных участков на кадастровый учет являются: №№ ****, **** - 17.08.2011 года, № **** - 16.06.2011 г., № **** - 31.12.2009 г. На основании постановления Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области об изменении вида разрешенного


4

использования земельных участков от 21.11.2011 г. № 9802 в ГКН 04.02.2012 г. были внесены изменения в сведения о виде разрешенного использования вышеуказанных земельных участков с «для сельскохозяйственного использования» на «для размещения объектов промышленности». Кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков определена по состоянию на 04.02.2012 г. в размере: № **** - **** рублей, № **** -**** рублей, № **** - **** рублей, №**** - **** рублей в соответствии с п. 2.6 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ № 222 от 12.08.2006 г. В отношении этих участков кадастровая стоимость равной рыночной не устанавливалась, государственный кадастровый учет изменений не осуществлялся. В 2014 году на территории Челябинской области проведена актуализация результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов. Вышеуказанные земельные участки включены в перечень объектов массовой кадастровой оценки, сформированный по состоянию на 01 октября 2014 года. Значение их кадастровой стоимости составляет: № **** -**** рублей, № **** - **** рублей, №**** - **** рублей, № **** -**** рублей, сведения о ней внесены в ГКН 03.12.2015 г.

Как указывается в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются. Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Согласно п. 28 указанного постановления установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, требования об установлении ставшей ныне архивной кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной могут быть удовлетворены по состоянию на 04 февраля 2012 года на период с 01 января 2015 года до даты внесения сведений в государственный кадастр


5

недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Частью 1 статьи 11 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.

Для целей применения Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства; под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Обращаясь в суд с настоящим заявлением, Танцурова Г.Н. представила отчет об оценке № 20509/13 от 09.09.2015 г., составленный оценщиком ООО «ЮжУралЭксперт» Б.Г.С., который является членом Некоммерческого партнерства «Саморегулируемой организации оценщиков «Экспертный совет» (ответственность Б.Г.С. застрахована страховым полисом №**** страхования гражданской ответственности оценщиков от 27.05.2015 года, выданным ОАО «Страховое общество ЖАСО»), а также положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства «Саморегулируемой организации оценщиков «Экспертный совет» № ЭП-100915-ЧЕЛ от 16.10.2015 года, которым подтверждена стоимость объекта оценки, определенная в отчете.

Согласно указанному отчету по состоянию на 04 февраля 2012 года рыночная стоимость земельных участков составила: №**** - **** рублей; № **** - **** рублей; № **** - **** рублей и № **** -**** рублей.

При этом, на основании определения суда о назначении судебной экспертизы от 02 февраля 2016 года экспертом ООО «Аванта Вест» Л.С.В., предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения, была


6

проведена судебная экспертиза № 01/02-2016 от 01.03.2016 г., которой рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 04 февраля 2012 года определена в размере: -№****- ****рублей;

- № **** - **** рублей; -№****-**** рублей;

- № **** - **** рублей.

Достоверность выводов, содержащихся в заключении судебной экспертизы, никем из лиц, участвующих в деле, под сомнение не поставлена. О проведении дополнительной либо повторной экспертизы в порядке статьи 83 КАС РФ никто не ходатайствовал.

Оценивая в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ представленные заявителем доказательства рыночной стоимости земельных участков, суд находит их достоверными, отвечающими требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, а также принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. Судом существенных нарушений требований к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности, определяемых стандартами оценочной деятельности, в том числе федеральными стандартами оценки (ФСО №1 - «Общие понятия оценки. Подходы и требования к проведению оценки», утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N 297; ФСО № 2 «Цель оценки и виды стоимости», утв. приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 298; ФСО № 3 «Требования к отчету об оценке», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 г. N 299; ФСО № 4 «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 г. № 508; ФСО № 5 «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 4 июля 2011г. №328; ФСО № 6 «Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 7 ноября 2011 г. № 628; ФСО № 7 - «Оценка недвижимости», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 г. №611, а также стандартами и правилами оценочной деятельности (статья 20 Закона об оценочной деятельности) не установлено.

Кадастровая стоимость земельных участков существенно (от 4 до 4,8 раз) превышает их рыночную стоимость на ту же дату, в связи с чем требования истца, обратившегося в защиту охраняемых законом интересов и представившего в обоснование своих требований полученные в предусмотренном законом порядке допустимые и относимые доказательства, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Требования Танцуровой Г.Н. удовлетворить.


7

Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** площадью **** кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов промышленности расположенного по адресу: ****, установив её равной рыночной стоимости в размере **** (****) рублей по состоянию на 04 февраля 2012 года.

Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** площадью **** кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов промышленности, расположенного по адресу: ****, установив её равной рыночной стоимости в размере **** (****) рублей по состоянию на 04 февраля 2012 года.

Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** площадью **** кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов промышленности, расположенного по адресу: ****, установив её равной рыночной стоимости в размере **** (****) рублей по состоянию на 04 февраля 2012 года.

Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** площадью **** кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов промышленности, расположенного по адресу: ****, установив её равной рыночной стоимости в размере **** (****) рублей по состоянию на 04 февраля 2012 года.

Кадастровая стоимость, установленная настоящим решением суда, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления считать 11 декабря 2015 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: