ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № ГП-000092-02/16 от 11.05.2016 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№За-155/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2016 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина МИ. при секретаре Шагеевой О.В. с участием прокурора Прокуратуры Челябинской области Пустовой Л.П., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Стройсервис Карталы» об оспаривании в части решения представительного органа местного самоуправления,

установил:

ООО «Стройсервис Карталы» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления -решения Собрания депутатов Карталинского муниципального района Челябинской области от 31 мая 2012 года № 362 «Об утверждении Положения «О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», просив признать его недействующим в части подпункта 4 пункта 3 Приложения к указанному решению.

В обоснование указано, что административный истец является арендатором земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и плательщиком арендной платы, размер которой определяется величиной кадастровой стоимости земельного участка и коэффициентами, в том числе коэффициентом К1, содержащимся в подпункте 4 пункта 3 Положения «О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». Оспариваемая норма противоречит федеральному законодательству - пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ и Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, поскольку для утверждения коэффициента К1 в размере 5, учитывающего вид деятельности арендатора -производство промышленной продукции и товаров народного потребления, отсутствовало его экономическое обоснование.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Стройсервис Карталы» адвокат Баринов А.В. требования поддержал, настаивая в интересах своего доверителя на признании недействующим в части вышеуказанного решения представительного органа местного самоуправления с момента его принятия, а не с момента вступления в силу соответствующего решения суда.

Административный ответчик Собрание депутатов Карталинского


муниципального района Челябинской области, просившее рассмотреть дело в свое отсутствие, заинтересованное лицо Управление по имущественной политике Карталинского муниципального района Челябинской области, будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились. Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в их отсутствие.

Исследовав материалы настоящего дела и административного дела № За-429/2015, выслушав пояснения представителя административного истца, заключение прокурора Пустовой Л.П., указавшей на наличие оснований для удовлетворения административного искового заявления, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

31 мая 2012 года Собранием депутатов Карталинского муниципального района Челябинской области принято решение № 362 «Об утверждении Положения «О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

Указанным Положением установлены значения коэффициента К1, применяемого для определения размера арендной платы, который учитывает вид деятельности арендатора. Так, подпунктом 4 пункта 3 установлено значение коэффициента К1 для земельных участков, используемых арендаторами для производства промышленной продукции и товаров народного потребления, в размере 5.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 1 части 1 статьи 15, пунктом 5 части 1 статьи 18 Устава муниципального образования «Карталинский муниципальный район» Собрание депутатов Карталинского муниципального района Челябинской области является представительным органом муниципального образования, в полномочия которого входит принятие решения по вопросу определения порядка управления и распоряжения имуществом.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением об оспаривании подпункта 4 пункта 3 Положения «О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденного решением Собрания депутатов Карталинского муниципального района Челябинской области от 31 мая 2012 года № 362, административный истец


указал на то, что на основании договора аренды, находящегося в государственной собственности, земельного участка от 25 марта 20058 г. № 2878 Администрация Карталинского муниципального района Челябинской области (арендодатель) предоставила ООО «Стройсервис Карталы» (арендатору) в аренду земельный участок с кадастровым номером 74:08:4701009:06 площадью 6 900 кв. м, расположенный по адресу: г. Карталы ул. Почтовая, 25-А для использования в целях эксплуатации производственной базы.

Размер ежегодной арендной платы был рассчитан в соответствии с решением Собрания депутатов Карталинского муниципального района от 26 июня 2008 года Xs 82 «Об установлении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» и составил 27 272 рубля в год.

В связи изменением кадастровой стоимости земельного участка по результатам государственной кадастровой оценки и принятием представительным органом местного самоуправления оспариваемой нормы размер арендной платы по указанному выше договору аренды земельного участка составил 149 040 рублей в год.

Таким образом, в рассматриваемом случае имеет место увеличение размера арендной платы в 5,46 раза, что свидетельствует о том, что оспариваемым решением затрагиваются права и законные интересы ООО «Стройсервис Карталы».

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 Закона Челябинской области от 13.04.2015 года № 154-30 «О земельных отношениях» порядок определения


размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без проведения торгов, определяется в соответствии с Законом Челябинской области «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов», если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок определения размера арендной платы за такой земельный участок.

Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов, за исключением тех земельных участков, размер арендной платы за использование которых определяется в порядке, установленном федеральным законодательством, на территории Челябинской области установлен Законом Челябинской области от 24.04.2008 года № 257-30 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов», который действует в редакции от 26 февраля 2015 года.

Согласно статье 1 Закона Челябинской области от 24.04.2008 года № 257-30 размер годовой арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов, определяется по формуле:

Ап = Скад х Сап / 100% х Кгх К2 х К3, где:

Ап - размер арендной платы;

Скад - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка;

Сап - ставка арендной платы в зависимости от категории земель и (или) вида использования земельного участка (в процентах);

К] - коэффициент, учитывающий вид деятельности арендатора;

К2 - коэффициент, учитывающий особенности расположения земельного участка в городском округе, муниципальном районе;

К3 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора.

В соответствии со статьей 3 Закона Челябинской области от 24.04.2008 года № 257-30 значения коэффициента Ki могут устанавливаться по решению органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов при наличии экономического обоснования в пределах от 0,1 до 20 для арендаторов, осуществляющих на арендуемых земельных участках виды деятельности, включая производство промышленной продукции и товаров народного потребления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной


платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно:

- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.

Проверив соблюдение Собранием депутатов Карталинского муниципального района Челябинской области указанных выше принципов при принятии оспариваемой нормы, суд приходит к выводу о том, что экономическое обоснование как документ, приложенный к письму Главы Карталинского муниципального района от 31 мая 2012 года № 1424 о включении в повестку дня заседания представительного органа местного самоуправления вопроса об установлении размера арендной платы за использование земельных участков, а также Анализ и расчет коэффициентов Kl, К2, КЗ, подлежащих применению при расчете арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, содержащиеся в материалах административного дела № За-429/2015, на которые ссылается административный ответчик в ходатайстве о рассмотрении дела в свое отсутствие, какого-либо экономического обоснования установления коэффициента К1 для вида деятельности «производство промышленной продукции и товаров народного потребления» в размере 5 и повышения размера арендной платы 5,46 раза не содержат.

Экономическое обоснование «Анализ и расчет коэффициентов Kl, К2, КЗ, подлежащих применению при расчете арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» никем не подписано и не утверждено. При этом, данное экономическое обоснование содержит анализ рынка услуг производства промышленной продукции и содержит вывод об экономической обоснованности повышения действовавшего ранее в Карталинском муниципальном районе коэффициента К1 с 2 до 2 3 (дело № За-429/2015 т.1 л.д. 179-180).

Экономическое обоснование, представлявшееся в рамках дела


№ з а-429/2015 как приложение к письму Главы Карталинского муниципального района от 31 мая 2012 года № 1424, содержащее вывод о коэффициенте К1 равном 5 для производства промышленной продукции и товаров народного потребления, сделано в отсутствие заключенных договоров аренды и не содержит расчетов и информации об обосновании такого коэффициента (дело № За-429/2015 т.2 л.д. 59).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административным ответчиком не представлено экономического обоснования в соответствии с анализом и оценкой экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, используемых для производства промышленной продукции и товаров народного потребления, коэффициента К1, учитывающего вид деятельности арендатора, в размере, указанном в оспариваемой норме. Суду не представлены доказательства тому, что уполномоченным органом определялась доходность земельных участков рассматриваемого вида разрешенного использования, и документы, в том числе содержащие расчет, которыми руководствовался уполномоченный орган при установлении коэффициента 5.

Изменение Собранием депутатов Карталинского муниципального района Челябинской области коэффициента К1, повлекшее увеличение арендной платы без соблюдения принципа экономической обоснованности при определении её размера, свидетельствует о нарушении положений постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», имеющего большую юридическую силу.

В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемая норма должна быть признана недействующей, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которому если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.


Доводы представителя административного истца о том, что применение оспариваемой правовой нормы повлекло взыскание оплаты в ненадлежащем размере, о фактически имевшем место возложении на истца обязанности вносить плату за аренду земельного участка по незаконно установленным муниципальным образованием коэффициентам, не могут служить основанием для признания подпункта 4 пункта 3 вышеуказанного Положения противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его утверждения решением Собрания депутатов Карталинского муниципального района Челябинской области от 31 мая 2012 года№ 362.

Сообщение о принятии решении по делу должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Требования Общества с ограниченной ответственностью «Стройсервис Карталы» удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 4 пункта 3 Положения о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного решением Собрания депутатов Карталинского муниципального района Челябинской области от 31 мая 2012 года № 362.

Возложить на Собрание депутатов Карталинского муниципального района Челябинской области обязанность опубликовать сообщение о решении суда в газете «Карталинская Новь» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий