ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № ГП-000102-01/16 от 11.03.2016 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№За-75/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2016 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. при секретаре Шагеевой О.В., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Управления министерства юстиции Челябинской области о ликвидации Челябинской областной общественной организации - региональной немецкой национально-культурной автономии, исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление министерства юстиции Челябинской области (далее - Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Челябинской областной общественной организации -региональной немецкой национально-культурной автономии (далее - ЧООО РННКА), исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование указано, что ЧООО РННКА на протяжении длительного времени оказывает противодействие проводимой плановой документарной проверке, не представляет по запросу Управления необходимые документы о деятельности организации, не проинформировала об изменении местонахождения организации, что в силу положений абз. 1, 5 и 7 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», подп. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ является основанием для ликвидации юридического лица.

В последующем основания административного искового заявления были уточнены, дополнены ссылкой на то, что из входивших ранее в состав региональной автономии местных автономий на сегодняшний день в ЧООО РННКА входит только одна местная автономия - Челябинская городская общественная организация - местная немецкая национально-культурная автономия, что противоречит основному принципу создания региональных национально-культурных автономий, изложенному в ст. 5 Федерального закона № 74-ФЗ от 17.06.1996 «О национально-культурной автономии», приводит к невозможности достижения региональной автономией своих уставных целей. В нарушение абз. 8 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ЧООО РННКА не отчиталась перед Управлением за полученные в 2013 году денежные средства из иностранных источников.

В судебном заседании представитель административного истца Шангина Е.М. заявленные требования поддержала, представитель ответчика председатель совета ЧООО РННКА Балин В.И. против удовлетворения административного иска возражал.


2

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» национально-культурная автономия в Российской Федерации - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.

Как следует из статьи 5 Федерального закона № 74-ФЗ, организационные основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставами национально-культурных автономий. Национально-культурная автономия может быть местной, региональной, федеральной. Местные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовывать региональную национально-культурную автономию.

Сведения о создании Челябинской областной общественной организации Региональная немецкая национально-культурной автономия были внесены в единый государственный реестр юридических лиц 02.12.2010 года, ОГРН 1107400003545. Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ЧООО РННКА, является Балин В.И., занимающий должность председателя совета.

В соответствии с данными ЕГРЮЛ учредителями (участниками) ЧООО РННКА являлись местные немецкие национально-культурные автономии: МННКА города Копейска Челябинской области, МННКА города Челябинска, а также члены указанных местных автономий. Позднее в состав ЧООО РННКА вошла Магнитогорская городская общественная организация - МННКА г. Магнитогорска.

Согласно выписке из протокола внеочередного собрания членов МННКА г. Копейска от 15.05.2014 года МННКА г. Копейска вышла из состава ЧООО РННКА.

Вступившим в законную силу решением Копейского городского суда Челябинской области от 16.07.2015 года Местная немецкая национально-культурная автономия города Копейска Челябинской области признана прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, сведения о ней исключены из ЕГРЮЛ.


3

МННКА г. Магнитогорска, как следует из

выписки из протокола общего от 31.05.2014 года, также вышла из состава ЧООО РННКА.

Таким образом, на момент рассмотрения дела в состав региональной автономии ЧООО РННКА входит только одна местная автономия - МННКА города Челябинска, что противоречит основному принципу создания региональных национально-культурных автономий, изложенному в ст. 5 Федерального закона № 74-ФЗ, и приводит к невозможности достижения региональной автономией своих уставных целей.

Доводы представителя ЧООО РННКА Балина В.И. о намерении создать местные автономии в Октябрьском и Коркинском районах Челябинской области, не свидетельствуют о том, что такие местные автономии созданы и входят в состав региональной автономии, как то предполагается вышеуказанной нормой. В случае последующего сознания таких местных автономий они наряду с МННКА г. Челябинска не лишены возможности с соблюдением требований действующего законодательства создать региональную национально-культурную автономию.

Судом также установлено, что в период с 20 января по 16 февраля 2015 года Управлением была запланирована плановая документарная проверка в отношении ЧООО РННКА на предмет установления соответствия ее деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, и действующему законодательству Российской Федерации.

По адресу ЧООО РННКА, указанному в ЕГРЮЛ (г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 34), было направлено уведомление о проведении плановой документарной проверки № 74/02-8312 от 10.12.2014 года, вернувшееся с отметкой почты «отсутствие адресата по указанному адресу».

В суде Балин В.И. не оспаривал то обстоятельство, что по указанному в ЕГРЮЛ адресу ЧООО РННКА не находится, а изменения в ЕГРЮЛ относительно местонахождения данного юридического лица, располагающегося по его домашнему адресу, не вносились.

Указанное свидетельствует о допущенном ЧООО РННКА нарушении требований абз. 9 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.1995 г., обязывающего общественное объединение информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о действительном месте нахождения постоянно действующего руководящего органа.

В силу п. 3 ст. 54, п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или


4

представителя несет юридическое лицо. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

В нарушение абз. 1 и 5 ст. 29 вышеуказанного Федерального закона № 82-ФЗ от 19.05.1995 г. документы, необходимые для проведения проверки, ЧООО РННКА представлены не были.

16.02.2015 года в адрес ЧООО РННКА Управлением было вынесено предупреждение за № 74/02-834 о недопустимости нарушения действующего законодательства, содержащее требование предоставить запрашиваемые документы в срок до 13.04.2015 года.

В ответ на это предупреждение от Председателя Совета ЧООО РННКА поступило письмо с просьбой продлить срок для устранения нарушений до 21.04.2015 года, в течение которого он обязался представить необходимые для проверки документы.

Письмом от 17.04.2015 № 74/02-2603 срок для устранения нарушений, указанных в предупреждении, был продлен до 22.04.2015 года. Однако 21.04.2015 года в Управление вновь поступило письмо с просьбой о продлении срока для устранения нарушений, указанных в предупреждении. Ходатайство Автономии было удовлетворено, письмом от 24.04.2015 года № 74/02-2818 срок для устранения нарушений продлен до 27.04.2015 года.

26.04.2015 года в Управления поступило еще одно письмо ЧООО РННКА с просьбой о продлении срока. В связи с тем, что ранее срок для устранения нарушений дважды продлялся, данная просьба была признана отклонена.

06.05.2015 года в адрес ЧООО РННКА Управлением было вынесено повторное предупреждение о недопустимости нарушения требований действующего законодательства № 74/02-3071, установлен срок для устранения нарушений - до 08.06.2015 года.

В установленный срок документы, необходимые для проведения проверки деятельности региональной автономии, в Управление не поступили.

09.06.2015 года в Управление поступило очередное письмо с просьбой продлить срок для устранения нарушений до 01.07.2015 года. Однако и в срок, указанной самой Автономией, нарушения устранены не были.

06.07.2015 года, 18.08.2015 года, 06.10.2015 года, 01.12.2015 в Управление поступали аналогичные письма с просьбой продлить срок для устранения нарушений, выразившихся в непредставлении документов о деятельности организации, необходимых для проведения проверки.

Доводы председателя совета ЧООО РННКА Балина В.И. о том, что лицо, отвечающее за документооборот, болело, с учетом длительности срока непредставления требуемых документов и бездействия самого


5

руководителя ЧООО РННКА не могут свидетельствовать об уважительности причины невыполнения региональной автономий требований территориального органа федерального органа государственной регистрации.

Как пояснили суду стороны, документы, касающиеся деятельности региональной автономии, были представлены ЧООО РННКА в Управление лишь 04.03.2016 года, т.е. уже в период рассмотрения судом настоящего иска.

При этом, как следует из служебной записки от 10.03.2016 года, нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждений и обращения в суд с настоящим иском о ликвидации юридического лица, устранены не были, поскольку документы, подтверждающие осуществление ЧООО РННКА деятельности по выполнению уставных целей за период 2014-2015 г.г. и по настоящее время, включая решения руководящих органов, сведения о количестве членов, реестр членов, в Управление так и не были представлены. В сопроводительном письме от 02.03.2016 года № 01/03 ЧООО РННКА указало, что с января 2014 года и до настоящего времени у неё полностью отсутствует финансово-хозяйственная деятельность, штатные работники, офисные помещения, компьютерная и оргтехника.

Требования абз. 3 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ, обязывающего общественное объединение ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом, также не соблюдены. Доказательств тому административным ответчиком не представлено.

В соответствии с данными Росфинмониторинга, ЧООО РННКА в 2013 году получило денежные средства из иностранных источников в сумме 215 110 рублей, что также подтверждается информацией, представленной Федеральной национально культурной автономией российских немцев (исх. № 4 от 17.02.2016), информацией Международного союза немецкой культуры (исх. №59 от 20.01.2016), показаниями допрошенного ранее свидетеля Штралера О.Ф., являющегося вице-президентом Федеральной национально-культурной автономии российских немцев, который, поддержав заявленные административные исковые требования, пояснил, что ЧООО РННКА не отчиталось за деньги, выделенные на строительство памятника трудармейцам.

В нарушение требований, установленных абз. 8 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ, п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» и постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», ЧООО РННКА представило в Управление


6

отчет, согласно которому в 2013 году денежные средства из иностранных источников оно не получало.

Доводы Балина В.И. о проводимой им, как руководителем ЧООО РННКА, работе с представителями власти и органов местного самоуправления в интересах граждан, относящих себя к немецкой этнической общности, организации культурно-массовых мероприятий с молодежью, с достоверностью не свидетельствуют о том, что такая работа ведется именно региональной автономией, которая в нарушение требований действующего законодательства о своей работе не отчиталась. Допустимыми доказательствами указываемые обстоятельства не подтверждены.

Таким образом, организация на протяжении длительного времени оказывала противодействие проверке, проводимой органом, принимающим решение о ее государственной регистрации, длительно нарушает требования действующего законодательства РФ и не выполняет предписания контролирующего органа об устранении выявленных нарушений.

Согласно статье 44 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются, в том числе, неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

В силу подп. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области в силу п. 1 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 г. N 26 является территориальным органом Минюста России, действующим на территории этого субъекта РФ.

Согласно пп. 5 п. 3 указанного приказа к числу основных задач Управления относится осуществление деятельности в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций.

Учитывая изложенное выше, суд считает, что требования Управления министерства юстиции Челябинской области о ликвидации


7

ЧООО РННКА, исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Управления министерства юстиции Челябинской области удовлетворить, ликвидировать Челябинскую областную общественную организацию - региональную немецкую национально-культурную автономию, исключив сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий: