Дело№За-94/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 августа 2018 года г. Челябинск Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Знамеровского Р.В. при секретаре Гильметдиновой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «АТМ-СПА+» об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства равной рыночной, установил: ООО «АТМ-СПА+» обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения от 09.09.2018) об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности объекта капитального строительства - нежилого здания общей площадью 5433,6 кв.м., с кадастровым номером 74:33:0225002:6129 расположенного по адресу: Челябинская область, г.Магнитогорск, по улице Завенягина, в районе ТЦ «Гостиный двор», напротив дома № 3/1, равной его рыночной стоимости в размере 120 000 000 рублей по состоянию на 01 марта 2015 года. В обоснование указано, что установленная в результате государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость этого объекта в размере 156 217 630,08 рублей, превышает его рыночную стоимость, что нарушает права истца, как плательщика налога. Представитель административного истца ООО «АТМ-СПА+» Михалевская О.В. в судебном заседании на удовлетворении уточненного иска настаивала. Представитель административного ответчика Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области - Плохих Т.В., полагала требования не подлежащими удовлетворению. Представители административного ответчика Управления Росреестра по Челябинской области, заинтересованных лиц администрации г.Магнитогорска, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились. Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в их отсутствие. Выслушав лиц, принявших участие в судебном заседании, ранее допросив судебного эксперта ***, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. | ||
2 | ||
Статьей 245 КАС РФ, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено право юридических лиц и граждан обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости подтверждается, что ООО «АТМ-СПА+» является собственником нежилого помещения, площадью 5433,6 кв.м., с кадастровым номером 74:33:0225002:6129 расположенного по адресу: Челябинская область, г.Магнитогорск, по улице Завенягина, в районе ТЦ «Гостиный двор», напротив дома № 3/1. В силу части 1 статьи 376 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении имущества определяется как его кадастровая стоимость. Поскольку ООО «АТМ-СПА+» является плательщиком налога на имущество организаций, определением кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости затрагиваются его права и обязанности. Предусмотренный статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден. По результатам рассмотрения соответствующего обращения ООО «АТМ-СПА+» комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Челябинской области было вынесено решение № 428 от 03 марта 2018 года об отклонении заявления ООО «АТМ-СПА+». Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого фондов на территории Челябинской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости, утверждены Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области № 133-П от 24 сентября 2012 года «О результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого и нежилого фондов на территории Челябинской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости». | ||
3 | ||
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, ответом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области на запрос суда подтверждается, что объект капитального строительства с кадастровым номером 74:33:0225002:6129 поставлен на государственный кадастровый учет 10 апреля 2014 года, его кадастровая стоимость определена по состоянию на 01 марта 2015 года и утверждена Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области № 170-П от 22 июля 2015 года, в размере 9 774 285,70 рублей, сведения о вышеуказанной кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 23 августа 2016 года. 16 мая 2017 года в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в порядке межведомственного информационного взаимодействия поступил приказ Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области № 92-П от 03 мая 2017 года «О внесении изменений в Приказ Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 22.07.2016 N 170-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), находящихся на территории Челябинской области», в соответствии с которым 27 июня 2017 года в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости в размере 156 217 630,08 рублей. Согласно статье 24.15 Закона, датой определения кадастровой стоимости об оценочной деятельности объектов недвижимости в рамках проведена государственной кадастровой оценки является дата по состоянию, на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке. Таким образом, датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 74:33:0225002:6129 в размере 156 217 630,08 рублей, является 01 марта 2015 года. Как указывается в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст.5 Налогового Кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Следовательно, рассматриваемые требования ООО «АТМ-СПА+», обратившегося в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по | ||
4 | ||
Челябинской области 07 февраля 2018 года, об установлении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости, могут быть удовлетворены по состоянию на 01 марта 2015 года на период с 01 января 2018 года по дату внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности). Частью 1 статьи 11 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки. Для целей применения Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства; под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3). В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Обращаясь в суд с настоящим административным иском, ООО «АТМ-СПА+» представило отчет об оценке № 314/2017 от 29 июля 2017 года, составленный оценщиком ООО НЦП «Ампаро» - ***., которая является членом ООО «Российское общество оценщиков» (ответственность оценщика застрахована страховым полисом, выданными ООО «Зетта страхование»). Согласно указанному отчету рыночная стоимость объекта недвижимости составляет 47 030 000 рублей по состоянию на 01 марта 2015 года. Определением суда от 26 апреля 2018 года удовлетворено ходатайство представителя административного ответчика Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области - Сипко Д.К. о назначении судебной экспертизы для разрешения вопроса о размере рыночной стоимости указанного объекта капитального строительства. | ||
5 | ||
Согласно заключению судебной экспертизы № ЭС-226/05-18 от 10 июня 2018 года, выполненной экспертом ООО Консалтинговая компания «ОБиКон» - ***., предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения, по состоянию на 01 марта 2015 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 74:33:0225002:6129 составила 151 619 508 рублей. В обоснование уточненного требования (заявленного после проведения судебной экспертизы) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 120 000 000 рублей административный истец представил отчет об определении рыночной стоимости № 0261/2018 выполненный оценщиком ООО «Бюро независимых экспертиз и оценки» Кондрух Ю.Н. Суд не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства представителя административного истца о назначении повторной экспертизы, поскольку каких либо значимых мотивов, не позволяющих согласиться с заключением эксперта Патрушева И.Ю., судом не установлено. Какие-либо неясности в указанном заключении отсутствуют, ответы на поставленные судом вопросы даны экспертом в полном объеме, дополнительно разъяснены в судебном заседании. Вопреки доводам представителя административного истца эксперт Патрушев И.Ю. обладает соответствующей подготовкой и квалификацией, что подтверждено материалами дела. Допрошенный в судебном заседании эксперт Патрушев И.Ю. ответил полно и мотивировано на вопросы и возражения представителя административного истца относительно экспертного заключения, в связи, с чем у суда не имеется оснований для проведения дополнительной либо повторной экспертизы в порядке статьи 83 КАС РФ. При таких обстоятельствах суд принимает в качестве достоверного доказательства рыночной стоимости объекта недвижимости заключение судебной экспертизы. Таким образом, в ходе судебного разбирательства было установлено, что кадастровая стоимость нежилого здания превышает его рыночную стоимость на ту же дату, в связи с его кадастровая стоимость подлежит пересмотру. Пунктом 1 статьи 103 КАС РФ установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Согласно статье 106 Кодекса административного судопроизводства РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам. Положениями статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. | ||
6 | ||
Иной порядок распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, КАС РФ не предусмотрен. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 г. № 20-П, при решении вопросов о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости учитывается, что допущенное при установлении кадастровой стоимости расхождение ее с рыночной стоимостью соответствует диапазону отклонений существующего стандарта государственной кадастровой оценки и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков. В свою очередь сведений о том, что при проведении кадастровой оценки были допущены нарушения методологии проведения массовой оценки, в материалы дела не представлено. В данном случае допущенное при установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства ее расхождение с рыночной стоимостью (2,9%) укладывается в приемлемый диапазон отклонений и не является существенным, а лишь свидетельствует о погрешности, которая могла быть допущена в результате массовой кадастровой оценки объекта недвижимости. Поскольку расходы экспертного учреждения, понесенные вследствие исполнения определения суда о назначении экспертизы, в силу статьи 108 КАС РФ подлежат обязательному возмещению и, с учетом того, что услуги по проведению экспертизы экспертом ООО Консалтинговая компания «ОБиКон» Патрушевым И.Ю. были оказаны, суд для определения рыночной стоимости объекта капитального строительства принял заключение судебной экспертизы, то в пользу ООО Консалтинговая компания «ОБиКон» в счет стоимости судебной экспертизы надлежит взыскать 55 ООО рублей с ООО «АТМ-СПА+», требовавшего установления кадастровой стоимости в размере, который не был признан обоснованным. На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд, решил: Пересмотреть кадастровую стоимость объекта капитального строительства - нежилого здания, площадью 5433,6 кв.м., с кадастровым номером 74:3 3:0225 002:6129 расположенного по адресу: Челябинская область, г.Магнитогорск, по улице Завенягина, в районе ТЦ «Гостиный двор», напротив дома № 3/1, установив её равной рыночной стоимости в размере 151 619 508 рублей, по состоянию на 01 марта 2015 на период с 01 января 2018 года до даты внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки. | ||
7 | ||
Датой подачи заявления считать 07 февраля 2018 года. Взыскать с ООО «АТМ-СПА+»в пользу ООО Консалтинговая компания «ОБиКон» в счет стоимости судебной экспертизы 55 ООО рублей. Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. | ||
Председательствующий | ||