Дело№За-121/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 июля 2018 года г. Челябинск Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. при секретаре Гильметдиновой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, установил: ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать технической ошибкой значение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***в период с 28.08.2013 г. по 02.02.2014 г. - в размере 88 529 760 руб., в период с 02.02.2014 г. по настоящее время - в размере 19 503 360 руб.; признать значение кадастровой стоимости этого земельного участка в период с 28.08.2013 г. по настоящее время - в размере 1 064 160 руб. В обоснование указала, что является собственником указанного земельного участка площадью 144 000 кв.м, расположенного по адресу: Челябинская область, ***, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. 08.02.2010 года в сведения ГКН о виде разрешенного использования этого земельного участка внесены изменения: с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «для дачного строительства». При определении кадастровой стоимости земельного участка был ошибочно применен удельный показатель кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений. При этом сведения, подтверждающие расположение этого земельного участка в границах какого-либо из указанных объединений, отсутствуют. Полагает, что при определении кадастровой стоимости земельного участка подлежал применению удельный показатель кадастровой стоимости земель в размере 7,39 руб./кв.м, утвержденный приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области №47-П от 21.02.2013 г. «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения на территории Челябинской области (за исключением земель садоводческих и дачных объединений)» в разрезе Верхнеуральского района, а кадастровая стоимость земельного участка должна составлять 1 064 160 руб., а не 88 529 760 руб. и 19 503 360 руб. Необоснованное завышение кадастровой стоимости земельного участка, обусловленное технической ошибкой, повлекло незаконное увеличение налоговых обязательств административного истца. В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 ФИО2 заявленные требования поддержала, пояснив, что размер налога при ныне действующей кадастровой стоимости 1 | ||
земельного участка в 19 503 360 руб. составляет 59 270 руб., а в случае удовлетворения иска составит 3 251 руб. от кадастровой стоимости в 1 064 160 руб. Представители административных ответчиков: Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области - ФИО3, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области -ФИО4, заинтересованного лица Управления Росреестра по Челябинской области - ФИО5 против удовлетворения иска возражали, сославшись на правовую позицию, высказанную в апелляционном определении Верховного Суда РФ от 21.07.2016 г. №9-АПГ16-12. Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в отсутствие административного истца ФИО1, просившей о рассмотрении дела в свое отсутствие, представителя заинтересованного лица Администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела. Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, письменные отзывы ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области и Управления Росреестра по Челябинской области, а также письменное отношение истца к этим возражениям, суд оснований для удовлетворения иска не установил. В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указано, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. В силу пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ). Из имеющихся в деле материалов, пояснений сторон, ответа ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области на запрос суда следует, что земельный участок с кадастровым номером ***, относящийся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, собственником которого является ФИО1, был поставлен на государственный кадастровый учет в 2006 году. При внесении в ГКН сведений о земельном участке его кадастровая стоимость не определялась. 2 | ||
23.04.2008 г. в кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***в размере 262 310,40 руб., утвержденном постановлением Правительства Челябинской области от 24.10.2007 г. №227-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Челябинской области». На основании соответствующего заявления от 05.03.2010 г. №7406/101/10-1809 и постановления Администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области № 680 от 20.10.2009 года вид разрешенного использования этого земельного участка был изменен с «для ведения личного подсобного хозяйства (пашня)» на «для дачного строительства». При внесении изменений в сведения ГКН о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***его кадастровая стоимость в порядке, установленном пунктом 2.3.1 Методических указаний, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 г. №222, не определялась. В 2011 году на территории Челябинской области проведена ГКО земель садоводческих, огороднических и дачных объединений из состава земель сельскохозяйственного назначения по состоянию на 01.01.2008 г., результаты которой утверждены постановлением Правительства Челябинской области от 15.06.2011 г. №190-П. Согласно п. 2.4 Методических указаний №222 от 12 августа 2006 г. в случае, когда изменение вида разрешенного использования земельного участка произошло после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ***после утверждения результатов ГКО, определена заново в соответствии с пунктами 2.4 и 2.3.1 Методических указаний. Ввиду отсутствия в результатах ГКО, утвержденных постановлением Правительства Челябинской области от 15.06.2011 г. №190-П среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель по Верхнеуральскому муниципальному району Челябинской области, определение кадастровой стоимости осуществлено с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель по Челябинской области в размере 614,79 руб., утвержденного постановлением №190-П. Значение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***составило 88 529 760 руб., сведения внесены в кадастр недвижимости 28.08.2013 г. В 2014 году на территории Челябинской области проведена очередная ГКО земель садоводческих, огороднических и дачных объединений из состава земель сельскохозяйственного назначения по состоянию на 01.01.2013 г., результаты которой утверждены Приказом | ||
Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 15.01.2014 г. №2-П. Земельный участок с кадастровым номером ***включен в утвержденный Приказом №2-П перечень, его кадастровая стоимость определена в размере 19 503 360 руб., сведения внесены в кадастр недвижимости 03.02.2014 г. Таким образом, как следует из ответа ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области на запрос суда, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ***составляет: - в период с 23.04.2008 г. по 27.08.2013 г. - 262 310,40 руб.; - в период с 28.08.2013 г. по 02.02.2014 г. - 88 529 760 руб.; - в период с 03.02.2014 г. по настоящее время - 19 503 360 руб. Проверяя доводы административного истца о том, что земельный участок с кадастровым номером ***не входит в дачные объединения и дачные некоммерческие партнерства, и, как следствие, о незаконности определения его кадастровой стоимости на основании постановления Правительства Челябинской области от 15.06.2011 г. №190-П и приказа Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 15.01.2014 г. №2-П, утвердивших результаты проведения работ по ГКО земель садоводческих, огороднических и дачных объединений из состава земель сельскохозяйственного назначения на территории Челябинской области, суд приходит к следующему. В соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачные земельные участки, так же как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха с правом возведения жилого строения и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля. При этом статьей 8 названного закона установлено, что граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке. Из толкования указанных норм в их взаимной связи следует, что земельный участок с видом разрешенного использования "под дачное строительство", не входящий в состав садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединении, подпадает под определение дачного земельного участка. Правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, гражданским, земельным, градостроительным, административным, уголовным и иным законодательством РФ, названным выше федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 3 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях | ||
граждан"). Указанное правовое регулирование включает, в том числе, нормативные правовые акты в сфере кадастровой оценки дачных земельных участков. Приказом Роскомземкадастра от 26 августа 2002 г. № П/307 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений (далее - Методика №П/307). В пункте 1.2 данной Методики указано, что она применяется для определения кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ, садоводческих, огороднических и дачных потребительских кооперативов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих партнерств, иных садоводческих, огороднических и дачных объединений. При этом в пункте 1.3 Методики № П/307 дано понятие земельного участка дачного объединения. Так, под земельным участком дачного объединения понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля). Поскольку в указанной норме не имеется указания на обязательность вхождения дачного земельного участка в состав дачного объединения и с учетом положений статьи 8 Федерального закона № 66-ФЗ, не исключается возможность применения Методики № П/307 при государственной кадастровой оценке земельного участка, на котором дачное строительство осуществляется в индивидуальном порядке. Согласно позиции Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, выраженной в письме от 22 января 2014 г. N 15-исх/00606-НФ/14, определение кадастровой стоимости земельных участков садового, огородного, дачного использования в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных вне границ садоводческих, огороднических и дачных объединений, осуществляется в порядке, установленном пунктом 2.3.1 Методических указаний. Из пункта 2.3.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 г. №222, применительно к рассматриваемой ситуации следует, что кадастровая стоимость земельного участка, предназначенного для дачного строительства, определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих виду разрешенного использования этого земельного участка, на его площадь. Видом объединения в данном случае является дачное объединение, а удельный показатель кадастровой стоимости | ||
для земельного участка дачного объединения определяется в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений. Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка площадью 144 ООО кв.м, принадлежащего истице, по её инициативе в установленном законом порядке был изменен с «для ведения личного подсобного хозяйства (пашня)» на «для дачного строительства», в связи с чем земельный участок правомерно включен в перечень земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений на территории Челябинской области из состава земель сельскохозяйственного назначения, а его кадастровая стоимость определена исходя из соответствующего удельного показателя с соблюдением установленной процедуры и методики. Указываемой административным истцом технической ошибки при определении значения кадастровой стоимости этого земельного участка в период с 28.08.2013 г. по 02.02.2014 г. - в размере 88 529 760 руб. и в период с 02.02.2014 г. по настоящее время - в размере 19 503 360 руб. допущено не было, в связи с чем основания для удовлетворения требований об установлении значения его кадастровой стоимости в период с 28.08.2013 г. по настоящее время в размере 1 064 160 руб. отсутствуют. Руководствуясь статьями 174-180 КАС РФ, суд решил: ФИО1 в удовлетворении требований о признании технической ошибкой значения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***в период с 28.08.2013 г. по 02.02.2014 г. - в размере 88 529 760 руб., в период с 02.02.2014 г. по настоящее время - в размере 19 503 360 руб.; установлении значения кадастровой стоимости этого земельного участка в период с 28.08.2013 г. по настоящее время в размере 1 064 160 руб. - отказать. Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. | ||
Председательствующий: | ||