ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № ГП-000154-01/18 от 28.05.2018 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№За-87/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 мая 2018 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Знамеровского Р.В. при секретаре Жернаковой В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области об оспаривании в части нормативного правового акта,

установил:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД», Общество) обратилось в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным с момента принятия Постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 30 ноября 2017 года № 62/137 «О корректировке на 2018 год тарифов на питьевую воду и водоотведение, установленных на 2016-2018 годы для ОАО «РЖД» (Южно-Уральская дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД»), оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям станции Кропачево Ашинского муниципального района Челябинской области» в части установленных тарифов на питьевую воду на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 27,32 руб./куб.м., на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 27,97 руб./куб.м., а также с требованием о возложении обязанности на административного ответчика внести изменения в оспариваемый пункт Постановления.

В обоснование административного иска указано,^ что при проведении расчета оспариваемых тарифов органом регулирования не были учтены в полном объеме расходы по статье «водный налог и плата за пользование водным объектом», вместо предложенных в размере 112,76 тыс. руб., было учтено только 88,67 тыс. руб., что не соответствует положениям Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В судебном заседании представитель административного истца ОАО «РЖД» - Жигала Т.В. заявленные требования поддержала.

Представители административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство) -Зинченко B.C., Дюкова А.С. считали требования административного истца не подлежащими удовлетворению, представили письменный отзыв.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Челябинской областной прокуратуры Германа А.С.,


2

считавшего требования административного истца не

подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ОАО «РЖД» по следующим основаниям.

Как установлено ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться липа, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В силу пп. 52 п. 8 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 г. № 300, Министерство устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с п. 18 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области для определения основных направлений деятельности Министерства и принятия соответствующих решений, относящихся к его компетенции, создается Правление при Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее именуется - Правление) общей численностью не более 9 человек.

Правление рассматривает все вопросы, относящиеся к компетенции Министерства, и принимает коллегиальные решения большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании.

Как установлено п.п.19, 20 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области решение Правления оформляется в виде постановления Министерства.

Постановления Министерства публикуются на официальном сайте Министерства в "Информационном бюллетене Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области" и (или) размещаются в официальных средствах массовой информации.

ОАО «РЖД» обратилось 28 апреля 2017 года в Министерство с заявлением о корректировке тарифов на питьевую воду на 2018 год.

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 30 ноября 2017 года № 62/137 внесены изменения в Постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 ноября 2015 года № 55/312, в частности, установлены оспариваемые административным


3

истцом тарифы на питьевую воду для ОАО «РЖД» (Южно-Уральская дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД»), оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям станции Кропачево Ашинского муниципального района Челябинской области на питьевую воду на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 27,32 руб./куб.м., на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 27,97 руб./куб.м. (пункт 2 Постановления).

Указанный нормативный правовой акт опубликован в газете «Южноуральская панорама» № 33 (3886) от 13 апреля 2018 года, размещен на официальном сайте Министерства в сети Интернет, что не оспаривалось административным истцом.

Согласно выписке из протокола заседания Правления Министерства от 30 ноября 2017 года № 62 следует, что в нем принимали участие семь членов Правления с правом голоса, оспариваемое постановление принято семью голосами.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Постановление принято органом исполнительной власти Челябинской области в пределах своей компетенции с соблюдением соответствующей процедуры принятия и опубликования, а ОАО «РЖД» является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении). Согласно статье 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под водоснабжением понимается - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).

В силу статьи 31 указанного закона холодное водоснабжение относится к регулируемым видам деятельности, и на питьевую воду устанавливается тариф.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении одним из методов регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения является метод экономически обоснованных расходов (затрат). Расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ.

В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление N 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов). Кроме того,


4

приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 г. N 1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания).

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 ноября 2015 года № 55/312 были утверждены производственная программа, а также установлены тарифы на питьевую воду и долгосрочные параметры регулирования тарифов для ОАО «РЖД», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям станции Кропачево Ашинского муниципального района Челябинской области, на 2016-2018 годы.

На основании заявления ОАО «РЖД» от 27 апреля 2017 года в установленном Правилами порядке Министерством было открыто дело о корректировке тарифов.

Расчет тарифов произведен Министерством исходя из экономически обоснованных расходов (затрат) ОАО «РЖД», необходимых для оказания соответствующих услуг.

Согласно пункту 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную

предпринимательскую прибыль организации.

В соответствии с п.25 Правил орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Указанное экспертное заключение, а также заключения, представленные регулируемыми организациями, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями по их инициативе (в случае их наличия), приобщаются к делу об установлении тарифов.

В силу п.30 Правил орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.

ОАО «РЖД» для корректировки тарифа на питьевую воду предложены для включения в необходимую валовую выручку расходы по статье «водный налог и плата за пользование водным объектом» в размере 112,67 тыс. руб.

Специалистами Министерства было составлено экспертное заключение от 28 ноября 2017 года, из которого следует, что Министерство при корректировке тарифа на питьевую воду включило расходы по статье


5

«водный налог и плата за пользование водным объектом» в размере 88,67 тыс. руб.

Довод административного истца о необоснованном уменьшении тарифным органом расходов по статье «водный налог и плата за пользование водным объектом» судом признается несостоятельным по следующим мотивам.

В силу п. 18 Основ ценообразования регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов и доходов, объемов поданной воды (принятых сточных вод) по регулируемым видам деятельности, в том числе в сфере холодного водоснабжения.

В соответствии с п.20 Основ ценообразования учет расходов и доходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также единой системой классификации таких затрат, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Как установлено п.23 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.

Согласно части 12 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системой классификации таких затрат, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Как установлено пунктом 9 Порядка ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат" (утвержденных приказом Минстроя России от 25.01.2014 N 22/пр) при установлении регулируемых тарифов не допускается повторный учет одних и тех же расходов (затрат), относимых на разные регулируемые виды деятельности.

Согласно подпункту 7 пункта 10 Порядка ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее


6

водоснабжение, холодное водоснабжение и (или)

водоотведение, и единой системы классификации таких затрат" данные раздельного учета затрат, представляемые регулируемыми организациями в органы регулирования тарифов, должны обеспечивать раскрытие информации в соответствии с Основами ценообразования, а именно по расходам, связанным с уплатой налогов и сборов.

В подтверждение расходов по статье «водный налог и плата за пользование водным объектом» ОАО «РЖД» представило в материалы тарифного дела декларацию по водному налогу в неполном объеме, в частности отсутствует Раздел II декларации, содержащей расчет налоговой базы и суммы водного налога, что исключает возможность проверки суммы водного налога, подлежащей уплате в бюджет.

Фактически ОАО «РЖД» не предоставило в тарифный орган расчет затрат по статье «водный налог и плата за пользование водным объектом» в предложенном размере.

Таким образом, поскольку ОАО «РЖД» не были представлены документы, подтверждающие расходы по статье «водный налог и плата за пользование водным объектом» в размере 112,76 тыс. руб. составленные с учетом требований Порядка ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат", то предложение административного истца в этой части правомерно не было признано Министерством экономически обоснованным.

Экспертное заключение Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 28 ноября 2017 года отвечает требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов, содержит все необходимые сведения и расчеты, оснований подвергать его выводы не имеется.

Довод административного истца о том, что орган тарифного регулирования должен был запросить дополнительные документы, не свидетельствует о нарушении процедуры принятия нормативного правового акта и подлежит отклонению, поскольку Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения такая обязанность тарифного органа не предусмотрена, напротив, именно регулируемая организация должна представлять а тарифный орган соответствующие сведения и документы. Но несмотря на отсутствие такой обязанности, Министерство предлагало (письмо от 29.05.2017 №03/2445) ОАО «РЖД» представить дополнительные документы в подтверждение предложения, однако, документы, отвечающие установленным требованиям, представлены не были.

Таким образом, оспариваемое в части постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области соответствует федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит им, следовательно, правовых оснований для удовлетворения административного иска не имеется.


7

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не был признан недействующим, то требование административного истца о возложении обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт также не подлежит удовлетворению.

В связи с тем, что АО «РЖД» отказано в удовлетворении требований, то в соответствии с положениями статьи 111 КАС РФ оснований для возмещения судебных расходов административного истца по уплате государственной пошлины не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 30 ноября 2017 года № 62/137 «О корректировке на 2018 год тарифов на питьевую воду и водоотведение, установленных на 2016-2018 годы для ОАО «РЖД» (Южно-Уральская дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД»), оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям станции Кропачево Ашинского муниципального района Челябинской области» в части установленных тарифов на питьевую воду на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 27,32 руб./куб.м., на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 27,97 руб./куб.м., возложении обязанности по принятию в этой части замещающего нормативного правового акта отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий