Дело№За-154/2016 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 мая 2016 года г. Челябинск Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. при секретаре Бурцеве П.А., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Андреевой Ф.А.об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, установил: ИП Андреева Ф.А. 08 апреля 2016 года обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером 74:36:0214004:55 площадью 7286 кв. м, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование: для эксплуатации материальной базы, расположенного по адресу: г.Челябинск, район Тракторозаводский, пер.Плотничный, 9, равной его рыночной стоимости в размере 8 206 000 рублей по состоянию на 01 октября 2014 года. В обоснование указано, что установленная в результате государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость этого земельного участка в размере 22 465 725,26 руб., превышает его рыночную стоимость, что нарушает права истца, как плательщика земельного налога. В судебном заседании представитель административного истца ИП Андреевой Ф.А. - Магафуров И.Р. требования поддержал. Представитель административного ответчика Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области - Сипко Д.К. против их удовлетворения не возражал. Сама административный истец ИП Андреева Ф.А., административный ответчик Управление Росреестра по Челябинской области, заинтересованные лица Администрация г.Челябинска, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области, Власова Л.Н., будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились, причины неявки не сообщили. Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - К АС РФ) рассмотрено в их отсутствие. Исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению. Пунктами И, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) установлено, что в государственный кадастр недвижимости, являющийся федеральным государственным информационным ресурсом, вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка. | ||
2 | ||
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии , с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Статьей 245 КАС РФ, статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено право юридических лиц и граждан обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сам по себе факт установления рыночной стоимости земельного участка отличной от его кадастровой стоимости не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов государственной кадастровой оценки. Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 74:36:0214004:55 площадью 7 286 кв. м, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования: для эксплуатации материальной базы, расположенный по адресу: г.Челябинск, район Тракторозаводский, пер.Плотничный, 9, находится в общей долевой собственности ИП Андреевой Ф.А. и Власовой Л.Н. (по Уг доле) на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 13.12.2006 года. Поскольку сособственник земельного участка ИП Андреева Ф.А. в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ является плательщиком земельного налога, определением кадастровой стоимости этого земельного участка затрагиваются её права и обязанности. В силу части 1 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области № 263-П от 10.11.2015 года утверждены результаты | ||
3 | ||
кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области по состоянию на 01 октября 2014 года. Из кадастровой справки, ответа ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области на запрос суда следует, что земельный участок с кадастровым номером 74:36:0214004:55 включен в Перечень, утвержденный приказом № 263-П, и его кадастровая стоимость определена по состоянию на 01 октября 2014 года в размере 22 465 725,26 рублей, сведения о ней внесены в ГКН 07.12.2015 г. Как указывается в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, рассматриваемые требования об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной рыночной, с которыми ИП Андреева Ф.А. обратилась в суд 08 апреля 2016 года, могут быть удовлетворены по состоянию на 01 октября 2014 года на период с 01 января 2016 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности). Частью 1 статьи 11 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки. Для целей применения Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства; под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3). В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, | ||
4 | ||
которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Обращаясь в суд с настоящим заявлением, ИП Андреева Ф.А. представила отчет об оценке № 014-Оц от 28.01.2016 г., составленный оценщиком ООО АФ «Аудит-Классик» Ч.И.Г., которая является членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» (ответственность Ч.И.Г. застрахована полисом обязательного страхования ответственности оценщика №433-747-025789/15 от 21.04.2015 года, выданным ОСАО «Ингосстрах»; ответственность ООО АФ «Аудит-Классик» - полисом №L26-17845 страхования профессиональной ответственности оценщиков от 22.01.2015 года, выданным ЗАО «ЭРГО Русь»), а также положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» № 763/2016 от 21.03.2016 года, которым подтверждена стоимость объекта оценки, определенная в отчете. Согласно указанному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0214004:55 по состоянию на 01.10.2014 года составила 8 206 000 рублей. Оценивая доводы письменного мнения Министерства об отсутствии в подразделе «Основные показатели социально-экономического развития Челябинской области за январь-сентябрь 2014 года» , «Основные показатели развития экономики» ссылок на источники аналитической информации, указание в разделе «Основные факты и выводы» в описании оцениваемых имущественных прав только Андреевой Ф.А., суд считает, что эти недостатки отчета являются несущественными, не повлиявшими на недостоверность определения рыночной стоимости объекта оценки, рассчитанной на основании сравнительного подхода. Размер рыночной стоимости земельного участка, подтвержденный вышеуказанным отчетом и положительным экспертным заключением, участвующими в деле лицами не оспорен. Претензий к подбору объектов, использованных оценщиком в качестве аналогов, не высказано. О назначении экспертизы в порядке статьи 77 КАС РФ ни представители Министерства, ни иные участвующие в деле лица не ходатайствовали. Оценивая в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ представленные заявителем доказательства рыночной стоимости земельного участка, суд находит их достоверными, отвечающими требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, а также принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. Судом существенных нарушений требований к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности, определяемых стандартами оценочной деятельности, в том числе федеральными стандартами оценки (ФСО №1 - «Общие понятия оценки. Подходы и требования к проведению оценки», утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N 297; ФСО № 2 «Цель | ||
5 | ||
оценки и виды стоимости», утв. приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 298; ФСО № 3 «Требования к отчету об оценке», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 г. N 299; ФСО № 4 «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 г. № 508; ФСО № 5 «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 4 июля 2011г. №328; ФСО № 6 «Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 7 ноября 2011 г. №628; ФСО № 7 - «Оценка недвижимости», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 г. №611, а также стандартами и правилами оценочной деятельности (статья 20 Закона об оценочной деятельности) не установлено. Кадастровая стоимость земельного участка существенно (в 2,7 раза) превышает его рыночную стоимость на ту же дату, в связи с чем требования истца, обратившегося в защиту охраняемых законом интересов и представившего в обоснование своих требований полученные в предусмотренном законом порядке допустимые и относимые доказательства, подлежат удовлетворению. Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд решил: Требования индивидуального предпринимателя Андреевой Ф.А.удовлетворить. Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0214004:55 площадью 7 286 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации материальной базы, расположенного по адресу: г. Челябинск, район Тракторозаводский, пер. Плотничный, 9, установив её равной рыночной стоимости в размере 8 206 000 (восемь миллионов двести шесть тысяч) рублей по состоянию на 01 октября 2014 года на период с 1 января 2016 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки. Датой подачи заявления считать 08 апреля 2016 года. Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий: | ||