Дело № За-184/2017 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 04 июля 2017 года г. Челябинск Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. при секретаре Волошиной А.А. с участием прокурора Прокуратуры Челябинской области Никитиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Правильные метры» об оспаривании в части решения представительного органа местного самоуправления, установил: ООО «Правильные метры» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании подпункта 37 Приложения № 1 к решению Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 14 ноября 2012 года №103 «Об утверждении значения коэффициента К1, применяемого для расчета арендной платы за использование земельных участков на территории Аргаяшского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена», которым установлен коэффициент К1, учитывающий вид деятельности арендатора, равный 5 в отношении земельных участков, предназначенных «для прочих видов деятельности». В обоснование указано, что административный истец является арендатором земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и плательщиком арендной платы, размер которой определяется величиной кадастровой стоимости этих земельных участков и коэффициентами, в том числе коэффициентом К1, содержащимся в оспариваемой норме и противоречащим федеральному законодательству -пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ и Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, поскольку при утверждении этого коэффициента отсутствовало его экономическое обоснование. В судебном заседании представитель административного истца ООО «Правильные метры» ФИО1 требования поддержал. Законный представитель административного ответчика Председатель Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области ФИО2, представитель заинтересованного лица Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области ФИО3. против удовлетворения заявленных требований возражали. Исследовав материалы административного дела, выслушав пояснения представителя административного истца, заключение прокурора | ||
2 | ||
Никитиной Н.В., полагавшей иск необоснованным, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. 14 ноября 2012 года Собранием депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области принято решение № 103 «Об утверждении значения коэффициента К1, применяемого для расчета арендной платы за использование земельных участков на территории Аргаяшского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена», опубликованное в газете "Восход", № 4 от 22 января 2013 года. Пунктом 3 указанного решения указано, что оно вступает в силу со дня подписания. Из взаимосвязанных положений пункта 6 части 1 статьи 44, части 2 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года (далее - Закона о местном самоуправлении) и части 4 статьи 23 Устава Аргаяшского муниципального района Челябинской области следует, что оспариваемый нормативный правовой акт, которым, исходя из его предмета правового регулирования, затрагиваются права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежит вступлению в силу после официального опубликования его полного текста в районной газете "Восход". В нарушение указанных требований в пункте 3 решения Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 14 ноября 2012 года № 103 указано на вступление в силу со дня подписания, что является основанием для признания этой нормы недействующей. В Приложении № 1 к указанному решению приведены значения коэффициента К1, применяемого для расчета арендной платы за использование земельных участков на территории Аргаяшского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, для арендаторов, осуществляющих на арендуемых земельных участках следующие виды деятельности, в том числе: для прочих видов деятельности - 5 (подпункт 37 Приложения № 1). В соответствии со статьей 47 Закона о местном самоуправлении, статьей 20, пунктом 5 части 1 статьи 21 Устава Аргаяшского муниципального района, Собрание депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области является представительным органом муниципального образования, в исключительной компетенции которого находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Обращаясь в суд с административным исковым заявлением об | ||
3 | ||
оспаривании подпункта 37 Приложения №1 к решению Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 14 ноября 2012 года №103, административный истец ООО «Правильные метры» указал, что являлся арендатором земельных участков с кадастровыми номерами **** и ****. Администрация Аргаяшского муниципального района Челябинской области в лице Комитета по управлению имуществом Аргаяшского района обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с иском о взыскании задолженности по договорам аренды № 55 и № 56 от 20.02.2012 г. Расчет арендной платы по договорам № **** и № **** от 20.02.2012 г. произведен с использованием коэффициента, учитывающего вид деятельности арендатора, равного 5, что свидетельствует о том, что нормативным правовым актом в оспариваемой части затрагиваются права и законные интересы административного истца ООО «Правильные метры», которому по Соглашению от 30.08.2012 года первоначальный арендатор ООО «Капитал» передал права и обязанности арендатора по договорам № ****и№**** от 20.02.2012 г. В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 16 Закона Челябинской области от 13.04.2015 года № 154-30 «О земельных отношениях» порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без проведения торгов, определяется в соответствии с Законом Челябинской области «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов», если законодательством Российской Федерации не | ||
4 | ||
установлен иной порядок определения размера арендной платы за такой земельный участок. Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов, за исключением тех земельных участков, размер арендной платы за использование которых определяется в порядке, установленном федеральным законодательством, на территории Челябинской области установлен Законом Челябинской области от 24.04.2008 года № 257-30 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов», который действует в редакции от 26 февраля 2015 года. Согласно части 1 статьи 1 Закона Челябинской области от 24.04.2008 года № 257-30 размер годовой арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов, определяется по формуле: Ап = Скадх Сап / 100% xKjхК2 х К3, где: Ап - размер арендной платы; Скдд - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка; Сдп - ставка арендной платы в зависимости от категории земель и (или) вида использования земельного участка (в процентах); К\ - коэффициент, учитывающий вид деятельности арендатора; К2 - коэффициент, учитывающий особенности расположения земельного участка в городском округе, муниципальном районе; К3 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора. В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона Челябинской области от 24.04.2008 года № 257-30 значения коэффициента Ki могут устанавливаться по решению органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов при наличии экономического обоснования в пределах от 0,1 до 20 в зависимости от видов разрешенного использования земельных участков согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно: - принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности | ||
5 | ||
земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; - принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя. Проверив соблюдение Собранием депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области указанных выше принципов при принятии оспариваемой нормы, суд приходит к выводу о том, что «Экономическое обоснование применения коэффициентов для определения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, по Аргаяшскому муниципальному району Челябинской области 2012 год», представленное в суд председателем Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района ФИО2, не может являться доказательством соблюдения принципа экономической обоснованности при принятии оспариваемой нормы. Так, указанный документ представляет собой никем не подписанный и не заверенный машинописный текст. Представителю административного ответчика в судебном заседании 27.06.2017 г. было предложено представить оригинал данного Экономического обоснования и его заверенную копию, для чего был предоставлен достаточный срок, однако данное требование суда выполнено не было. Текст вышеназванного Экономического обоснования (стр. 19-20), содержит указание на то, что коэффициент К1 устанавливается органами местной власти, а также на то, что с учетом ФЗ №278 от 02.11.2010 г., показателей социально-экономического развития Аргаяшского района, генерального плана развития Аргаяшского района и практики по применению корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы муниципальных образований РФ, методов математического и статистического анализа рекомендуется установить коэффициенты, соответствующие Приложению №1. Непосредственного фактологического экономического обоснования установления коэффициента К1 для прочих видов деятельности в размере 5, соответствующего подпункту 37 Приложения № 1, указанный документ не содержит. Вывод о том, что коэффициент К1, учитывающий виды деятельности арендаторов, включая оспариваемый, утвержденный решением собрания депутатов Аргаяшского муниципального района от 14.12.2012 г. № 103, является произвольным, осуществленным без соответствующего | ||
6 | ||
экономического обоснования, содержится и в представленном административным истцом заключении эксперта Д.В.В. (ООО Судебная экспертная организация «Леново») № 016-2017-12-Ф от 20.03.2017г. Доказательств, опровергающих такой вывод, ни Собранием депутатов, ни Администрацией Аргаяшского муниципального района Челябинской области, не представлено. То обстоятельство, что коэффициент К1 для прочих видов деятельности в размере равном 5 был установлен и ранее действовавшим решением Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района от 15 декабря 2010 г. N 98 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района от 18.06.2008 г. N 62 "Об утверждении значения К1, применяемого для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена", представленное Экономическое обоснование к этому решению, подписанное председателем Комитета по управлению имуществом Аргаяшского района Т.Е.Я., не свидетельствуют о том, что сохранение размера действовавшего ранее коэффициента К1 освобождало Собрание депутатов Аргаяшского муниципального района от установленной частью 7 статьи 1 Закона Челябинской области от 24.04.2008 года № 257-30 обязанности экономического обоснования при утверждении оспариваемым в части решением №103 от 14.12.2012 года коэффициента К1, учитывающего вид деятельности арендатора в отношении земельных участков «для прочих видов деятельности» равного 5. В Экономическом обосновании 2010 года со ссылкой на пп.2 п.1 ст. 394 Налогового кодекса РФ указано, что «предельная ставка земельного налога в отношении прочих земельных участков - не более 1,5% (ставка земельного налога в отношении прочих земель), то предельный размер арендной платы не должен превышать 3% от кадастровой стоимости (1,5% х 2), в связи с чем сделан вывод, что размер К1 равный 5, но не более 10». Изменение размера коэффициента К1 с 1 до 5 обосновано мнением о том, что такое его значение не допустит дефицит местного бюджета и обеспечит максимальное поступление арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов Аргаяшского района и арендаторов земельных участков. При необходимости по результатам работы за год он буде теще раз откорректирован. Суд не может согласиться с доводами административного ответчика и заинтересованного лица о том, что такое «экономическое обоснование», сделанное при принятии иного нормативного правового акта, свидетельствует о соблюдении принципа экономической обоснованности при утверждении решением №103 от 14.12.2012 года коэффициента К1, учитывающего вид деятельности арендатора в отношении земельных участков «для прочих видов деятельности» равного 5. | ||
7 | ||
Указанное свидетельствует о нарушениях положений постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», имеющего большую юридическую силу, допущенных при принятии оспариваемого подпункта 37 Приложения 1 к решению Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 14 ноября 2012 года №103 «Об утверждении значения коэффициента К1, применяемого для расчета арендной платы за использование земельных участков на территории Аргаяшского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена», устанавливающий значение коэффициента К1, учитывающего вид деятельности арендатора равный 5 в отношении земельных участков «для прочих видов деятельности». В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. Определяя момент, с которого оспариваемая норма должна быть признана недействующей, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которому если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Сообщение о принятии решении по делу должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления - газете "Восход", где был опубликован оспоренный нормативный правовой акт. При подаче настоящего иска ООО «Правильные метры» была оплачена госпошлина в размере 4500 рублей, расходы по уплате которой в соответствии с положениями статьи 111 КАС РФ подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика. Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд | ||
8 | ||
решил: Требования Общества с ограниченной ответственностью «Правильные метры» удовлетворить. Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 37 Приложения 1 к решению Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 14 ноября 2012 года №103 «Об утверждении значения коэффициента К1, применяемого для расчета арендной платы за использование земельных участков на территории Аргаяшского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена», устанавливающий значение коэффициента К1, учитывающего вид деятельности арендатора равный 5 в отношении земельных участков «для прочих видов деятельности», а также пункт 3 указанного решения Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 14 ноября 2012 года №103 в части, предусматривающей его вступление в силу со дня подписания. Возложить на Собрание депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области обязанность опубликовать сообщение о решении суда в газете "Восход" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Правильные метры» расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд. | ||
Председательствующий: | ||