Дело№ За-252/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2015 года г. Челябинск
Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. при секретаре Ибрашевой А.Б., рассмотрев административное дело по заявлению Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
Управление делами Губернатора и Правительства Челябинской области обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 года:
-с кадастровым номером 74:36:0508012:50 площадью 3 851,6 кв. м, расположенного по адресу: <...>, - в размере 15 466 900 руб.;
-с кадастровым номером 74:36:0515003:21 площадью 5 889 кв. м, расположенного по адресу: <...>, - в размере 22 153 700 руб.;
-с кадастровым номером 74:36:0508012:52 площадью 1942,5 кв. м, расположенного по адресу: <...>, - в размере 8 416 100 руб.;
-с кадастровым номером 74:38:0101001:1 площадью 37 317 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Чебаркуль, на берегу озера Кисегач, на 5-ом км автомобильной дороги «Еловое-Кисегач», - в размере 3 890 700 руб.;
-с кадастровым номером 74:36:0508003:23 площадью 3 835 кв. м, расположенного по адресу: <...> «б», - в размере
5 645 900 руб.;
-с кадастровым номером 74:36:0515001:15 площадью 2 263 кв. м, расположенного по адресу: <...>, - в размере 8 724 100 руб.;
-с кадастровым номером 74:36:0514001:7 площадью 147 554 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Центральный район, - в размере 456 247 000 руб.;
-с кадастровым номером 74:36:0000000:106 площадью 43 705 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Советский район, база отдыха «Смолино», - в размере 16 942 200 руб.;
-с кадастровым номером 74:36:0408001:199 площадью 3 146 кв. м, расположенного по адресу: <...>, - в размере 7 553 300 руб.;
-с кадастровым номером 74:36:0508012:53 площадью 1 377,5 кв. м, расположенного по адресу: <...>, - в размере
6 263 400 руб.;
2
-с кадастровым номером 74:36:0508012:51 площадью 566,2
кв. м, расположенного по адресу: <...>, - в размере
2 580 100 руб.;
-с кадастровым номером 74:36:0407012:574 площадью 1516 кв. м, расположенного по адресу: <...>, - в размере
3 951 900 руб.;
-с кадастровым номером 74:36:0407001:25 площадью 3 835 кв. м, расположенного по адресу: <...>, - в размере 7 068 200 руб.;
В обоснование указано, что указанные 13 земельных участков предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование заявителя. Установленная по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость этих земельных участков:
- с кадастровым номером 74:36:0508012:50 - в размере 45 503 033, 50 руб.;
- с кадастровым номером 74:36:0515003:21 - в размере 38 869 932, 27 руб.;
- с кадастровым номером 74:36:0508012:52 - в размере 22 877 128, 98 руб.;
- с кадастровым номером 74:38:0101001:1 - в размере 4 325 786, 64 руб.;
- с кадастровым номером 74:36:0508003:23 - в размере 14 458 654, 98 руб.;
- с кадастровым номером 74:36:0515001:15 - в размере 19 993 242, 92 руб.;
- с кадастровым номером 74:36:0514001:7 - в размере 782 800 529,72 руб.;
- с кадастровым номером 74:36:0000000:106 - в размере 21 893 459, 34 руб.;
- с кадастровым номером 74:36:0408001:199 - в размере 12 765 901, 72 руб.;
- с кадастровым номером 74:36:0508012:53 - в размере 15 857 514, 14 руб.;
- с кадастровым номером 74:36:0508012:51 - в размере 6 689 120, 77 руб.;
- с кадастровым номером 74:36:0407012:574 - в размере 18 307 018, 92 руб.; -с кадастровым номером 74:36:0407001:25 - в размере 34 169 987,53 руб., превышает их рыночную стоимость, влияет на размер начисляемой платы за пользование земельными участками, что нарушает права заявителя.
В последующем Управление делами Губернатора и Правительства Челябинской области свои требованию уточнило (т. 7 л.д. 10), просив на основании заключения судебной экспертизы установить кадастровую стоимость равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 года в отношении земельных участков:
- с кадастровым номером 74:36:0515003:21 - в размере 17 764 003 руб.;
- с кадастровым номером 74:36:0508012:52 - в размере 6 748 245 руб.;
- с кадастровым номером 74:38:0101001:1 - в размере 3 880 968 руб.;
- с кадастровым номером 74:36:0508003:23 -в размере 5 469 461 руб.;
- с кадастровым номером 74:36:0515001:15 - в размере 7 750 775 руб.;
- с кадастровым номером 74:36:0514001:7 - в размере 460 958 696 руб.;
- с кадастровым номером 74:36:0000000:106 - в размере 14 553 765 руб.;
- с кадастровым номером 74:36:0408001:199 - в размере 4 113 488 руб.;
- с кадастровым номером 74:36:0508012:53 - в размере 4 919 053 руб.;
- с кадастровым номером 74:36:0407012:574 - в размере 4 404 312 руб.;
- с кадастровым номером 74:36:0407001:25 - в размере 8 494 692 руб.,
а также по состоянию на 13.03.2012 года в отношении земельных участков:
- с кадастровым номером 74:36:0508012:50 - в размере 15 799 263 руб.;
3
-с кадастровым номером 74:36:0508012:51 - в размере
2 512 229 руб.
В судебном заседании представитель административного истца Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области ФИО1 требования уточнил, просив установить кадастровую стоимость равной рыночной стоимости в отношении земельных участков: с кадастровым номером 74:36:0508012:50 - в размере 15 466 900 руб. и с кадастровым номером 74:36:0508012:51 - в размере 2 580 100 руб. также по состоянию на 01.01.2010 года на основании отчетов оценщика, учитывая положения п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28. В отношении остальных земельных участков поддержал заявленное требование об установлении их кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2010 года на основании заключения судебной экспертизы.
Административные ответчики Управление Росреестра по Челябинской области, Правительство Челябинской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области, заинтересованные лица Администрация г. Челябинска, Администрация Чебаркульского городского округа Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, отзыв Управления Росреестра по Челябинской области, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
Обращение в суд с требованием об установлении рыночной стоимости земельных участков (независимо от его формы) является основанием для рассмотрения (с 15 сентября 2015 года) административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, отнесенного пунктом 15 статьи 20 КАС РФ к подсудности областных и равных им судов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса РФ, пунктом 2 статьи 3 КАС РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы граждан и организаций.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре). Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом о кадастре порядке документов, если иное не установлено этим законом (ч. 2, ч. 5 ст. 1, ч. 5 ст. 4 Закона о кадастре).
Пунктами 11,14 части 2 статьи 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
4
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сам по себе факт установления рыночной стоимости земельного участка отличной от его кадастровой стоимости не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов государственной кадастровой оценки.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Системный анализ положений главы III. 1 Закона об оценочной деятельности, пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316, пункта 10 Федерального стандарта «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО №2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года № 255, позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность
5
нормативного акта об её утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права административного истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Индивидуальная рыночная стоимость земельного участка подлежит доказыванию путем предоставления относимых, допустимых и достаточных доказательств.
Как следует из материалов дела, в постоянном (бессрочном) пользовании Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области находятся относящиеся к категории земель населенных пунктов земельные участки,
-с кадастровым номером 74:36:0508012:50 площадью 3 851,6 кв. м,
расположенный по адресу: <...>;
-с кадастровым номером 74:36:0515003:21 площадью 5 889 кв. м,
расположенный по адресу: <...>, вид
разрешенного использования - для эксплуатации нежилого здания (гараж);
-с кадастровым номером 74:36:0508012:52 площадью 1 942,5 кв. м,
расположенный по адресу: <...>, вид разрешенного
использования - для эксплуатации административного здания;
-с кадастровым номером 74:38:0101001:1 площадью 37 317 кв. м,
расположенный по адресу: Челябинская область, г. Чебаркуль, на берегу
озера Кисегач, на 5-ом км автомобильной дороги «Еловое-Кисегач», вид
разрешенного использования - для оздоровительных целей;
-с кадастровым номером 74:36:0508003:23 площадью 3 835 кв. м,
расположенный по адресу: <...> «б», - вид
разрешенного использования - для эксплуатации автохозяйства;
-с кадастровым номером 74:36:0515001:15 площадью 2 263 кв. м,
расположенный по адресу: <...>;
-с кадастровым номером 74:36:0514001:7 площадью 147 554 кв. м,
расположенный по адресу: г. Челябинск, Центральный район;
-с кадастровым номером 74:36:0000000:106 площадью 43 705 кв. м,
расположенный по адресу: г. Челябинск, Советский район, база отдыха
«Смолино»;
-с кадастровым номером 74:36:0408001:199 площадью 3 146 кв. м, расположенный по адресу: <...>, вид разрешенного использования - для эксплуатации склада;
-с кадастровым номером 74:36:0508012:53 площадью 1 377,5 кв. м,
расположенный по адресу: <...>, вид разрешенного
использования - для эксплуатации административного здания;
-с кадастровым номером 74:36:0508012:51 площадью 566,2 кв. м,
расположенный по адресу: <...>;
-с кадастровым номером 74:36:0407012:574 площадью 1516 кв. м,
расположенный по адресу: <...>;
6
-с кадастровым номером 74:36:0407001:25 площадью 3 835
кв. м, расположенный по адресу: <...>, вид разрешенного использования - для эксплуатации административного здания.
Действующие результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области по состоянию на 01 января 2010 года утверждены постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 года № 284-П.
Из кадастровых справок, ответа ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области на судебный запрос следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0508012:50 и 74:36:0508012:51 поставлены на государственный кадастровый учет 24.05.2007 г., с кадастровым номером 74:36:0515003:21 -24.02.2007 года, с кадастровым номером 74:36:0508012:52 и 74:36:0508012:53 - 13.11.2007 года, с кадастровым номером 74:38:0101001:1 - 12.04.2006 года, с кадастровым номером 74:36:0508003:23 -05.05.2009 года, с кадастровыми номерами 74:36:0515001:15, 74:36:0514001:7 и 74:36:0407012:574 - 25.10.2003 года, с кадастровым номером 74:36:0408001:199 - 31.07.2008 года, с кадастровым номером 74:36:0407001:25 - 22.06.2006 года.
Кадастровая стоимость земельных участков составляет: с кадастровым № 74:36:0508012:50 - 45 503 033,50 руб.; с кадастровым № 74:36:0515003:21 - 38 869 932, 27 руб.; с кадастровым № 74:36:0508012:52 - 22 877 128, 98 руб.; с кадастровым №74:38:0101001:1 - 4 325 786, 64 руб.; с кадастровым №74:36:0508003:23 - 14 458 654,98 руб.; с кадастровым №74:36:0515001:15 - 19 993 242,92 руб.; с кадастровым №74:36:0514001:7 -782 800 529,72 руб.; с кадастровым №74:36:0000000:106 - 21 893 459, 34 руб.; с кадастровым №74:36:0408001:199 - 12 765 901,72 руб.; с кадастровым №74:36:0508012:53 - 15 857 514, 14 руб.; с кадастровым №74:36:0508012:51 -6 689 120, 77 руб.; с кадастровым №74:36:0407012:574 - 18 307 018, 92 руб.; с кадастровым №74:36:0407001:25 - 34 169 987, 53 руб.
Земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0515003:21, 74:36:0508012:52, 74:38:0101001:1, 74:36:0508003:23, 74:36:0515001:15, 74:36:0514001:7, 74:36:0000000:106, 74:36:0408001:199, 74:36:0508012:53, 74:36:0407012:574, 74:36:0407001:25 включены в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 года № 284-П, и их кадастровая стоимость определена по состоянию на 01.01.2010 года.
Земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0508012:50 и 74:36:0508012:51 поставлены на государственный кадастровый учет на дату формирования Перечня, но в перечень не включены.
Согласно п. 2.5 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. № 222, кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня
7
объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов согласно пунктам 2.1.1 - 2.1.16 настоящих Методических указаний в части определения кадастровой стоимости в случае образования новых или выявления ранее учтенных соответствующих земельных участков. В случаях, определенных настоящим пунктом, кадастровая стоимость земельного участка определяется на дату определения кадастровой стоимости земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки земель.
Как указывается в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в случае определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, учтенного в государственном кадастре недвижимости на дату проведения государственной кадастровой оценки, но не вошедшего в Перечень, датой определения кадастровой стоимости является дата формирования Перечня (абзац первый статьи 24.13 и абзац первый статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности).
С учетом изложенного, содержащееся в ответе ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области на судебный запрос мнение о том, что датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0508012:50 и 74:36:0508012:51, в соответствии с п. 2.5 вышеуказанных Методических указаний является дата вступления в силу Приказа Минэкономразвития от 17.11.2011 года № 673 - 13 марта 2012 года, является ошибочной.
Суд считает, что датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0508012:50 и 74:36:0508012:51 является дата формирования Перечня, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 года № 284-П, т.е. 01 января 2010 года.
Поскольку Управление делами Губернатора и Правительства Челябинской области, которому на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат вышеуказанные 13 земельных участков, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ является плательщиком земельного налога, определением кадастровой стоимости этих земельных участков затрагиваются его права и обязанности.
Предусмотренный статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден. На соответствующее обращение Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области от 29.01.2010 года комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Челябинской области дан ответ за № 74-2015/087 от 04.02.2015 года о том, что результаты определения кадастровой стоимости
8
земельных участков, определенной до вступления в силу Федерального закона № 167-ФЗ, не могут быть оспорены в комиссии.
Как указывается в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» для целей определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Частью 1 статьи 11 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
Для целей применения Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства; под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, Управление делами Губернатора и Правительства Челябинской области представило отчеты об оценке №№ 3251/14, 3252/14, 3253/14, 3254/14, 3255/14, 3256/14, 3257/14, 3258/14, 3259/14, 3260/14, 3261/14, 3262/14, 3263/14 от 11.12.2014 г., составленные членом Некоммерческого партнерства «Межрегиональный союз оценщиков» оценщиком ООО «Центр экономического развития» ФИО2, чья ответственность застрахована полисом №1514PL0048 от 22.07.2014 года, выданным ОАО «Согаз», а также положительные экспертные заключения Некоммерческого партнерства «Межрегиональный союз оценщиков» №№ 4010/01-14, 4010/02-14, 4010/03-14, 4010/04-14,
9
4010/05-14, 4010/06-14, 4010/07-14, 4010/08-14, 4010/09-14, 4010/10-14, 4010/11-14, 4010/12-14, 4010/13-14 от 21.12.2014 года, которыми вышеуказанные отчеты признаны соответствующими требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, подтверждена итоговая величина рыночной стоимости объектов, определенных оценщиком в отчетах.
Указанными отчетами рыночная стоимость всех 13 земельных участков определена по состоянию на 01 января 2010 года.
При этом, на основании определения суда о назначении судебной экспертизы от 17 марта 2015 года экспертом ООО «Судебная экспертиза и оценка» Г. М.С., предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения, была проведена судебная экспертиза № 180Р-09.2015 от 14.09.2015 года, давшая ответы на поставленные судом вопросы, согласно которой:
1. отчеты, подготовленные оценщиком ООО «Центр экономического развития» достоверно отражают рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0508012:50, 74:36:0515003:21, 74:36:0508012:52, 74:38:0101001:1, 74:36:0508003:23, 74:36:0515001:15, 74:36:0514001:7, 74:36:0000000:106, 74:36:0408001:199, 74:36:0508012:53, 74:36:0508012:51, 74:36:0407012:574, 74:36:0407001:25.
2. рыночная стоимость земельных участков составляет: № 74:36:0515003:21 на 01.01.2010 года - 17 764 003 руб.; № 74:36:0508012:52 на 01.01.2010 года - 6 748 245 руб.; №74:38:0101001:1 на 01.01.2010 года - 3 880 968 руб.; № 74:36:0508003:23 на 01.01.2010 года - 5 469 461 руб.; № 74:36:0515001:15 на 01.01.2010 года - 7 750 775 руб.; № 74:36:0514001:7 на 01.01.2010 года - 460 958 696 руб.; № 74:36:0000000:106 на 01.01.2010 года - 14 553 765 руб.; № 74:36:0408001:199 на 01.01.2010 года - 4 113 488 руб.; № 74:36:0508012:53 на 01.01.2010 года - 4 919 053 руб.; № 74:36:0407012:574 на 01.01.2010 года - 4 404 312 руб.; № 74:36:0407001:25 на 01.01.2010 года - 8 494 692 руб., № 74:36:0508012:50 на 13.03.2012 года - 15 799 263 руб.; № 74:36:0508012:51 на 13.03.2012 года - 2 512 229 руб.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0515003:21, 74:36:0508012:52, 74:38:0101001:1, 74:36:0508003:23, 74:36:0515001:15, 74:36:0514001:7, 74:36:0000000:106, 74:36:0408001:199, 74:36:0508012:53, , 74:36:0407012:574, 74:36:0407001:25 при установлении их кадастровой стоимости равной рыночной стоимости суд считает возможным принять за основу экспертное заключение, подготовленное экспертом Г. М.С. по состоянию на 01.01.2010 года.
В отношении же земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0508012:50, 74:36:0508012:51 суд не может основывать свои выводы на этом экспертном заключении, поскольку рыночная стоимость этих земельных участков определена не на дату определения кадастровой
10
стоимости, совпадающую с датой формирования Перечня - 01.01.2010 года, а на иную дату 13.03.2012 года.
При установлении кадастровой стоимости этих земельных участков равной их рыночной стоимости суд основывается на отчетах оценщика ФИО2 № 3251/14 и № 3261/14 от 11.12.2014 г. (т. 1 л.д. 158-189, т. 3 л.д. 34-65), которыми рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0508012:50 определена в размере 15 466 900 рублей, земельного участка с кадастровым номером 74:36:0508012:51 - в размере 2 580 100 рублей по состоянию на 01.01.2010 года.
Итоговая величина рыночной стоимости объектов, определенных оценщиком в отчетах № 3251/14 и № 3261/14 от 11.12.2014 г., подтверждена положительными экспертными заключениями Некоммерческого партнерства «Межрегиональный союз оценщиков» № 4010/01-14 и № 4010/11-14 от 21.12.2014 года (т. 3 л.д. 99-119, т. 4 л.д. 43-63).
Требования статей 24.18, 17.1 Закона об оценочной деятельности в редакции Федерального закона № 145-ФЗ от 08.06.2015 года, вступившей в действие с 01 июля 2015 года, предусматривающих необходимость представления положительного экспертного заключения, содержащего вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете, заявителем соблюдены.
Достоверность выводов, содержащихся в заключении судебной экспертизы и вышеуказанных отчетах оценщика, никем из административных ответчиков и заинтересованных лиц под сомнение не поставлена. О проведении дополнительной либо повторной экспертизы в порядке статьи 77 КАС РФ никто из сторон не ходатайствовал.
Оценивая в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ добытые по делу доказательства рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2010 года, суд находит их достоверными, отвечающими требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, а также принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. Судом нарушений требований к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности, определяемых стандартами оценочной деятельности, в том числе федеральными стандартами оценки (ФСО №1 - «Общие понятия оценки. Подходы и требования к проведению оценки», утв. приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года №256; ФСО № 2 «Цель оценки и виды стоимости», утв. приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 июля 2007 г. № 255; ФСО № 3 «Требования к отчету об оценке», утв. приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 июля 2007 г. № 254; ФСО № 4 «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 г. № 508; ФСО № 5 «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 4 июля 2011г. № 328; ФСО № 6 «Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой
11
организации оценщиков», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 7 ноября 2011 г. № 628; ФСО № 7 - «Оценка недвижимости», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 г. № 611, а также стандартами и правилами оценочной деятельности (статья 20 Закона об оценочной деятельности) не установлено.
При оценке по правилам статьи 84 КАС РФ представленных по делу доказательств, в том числе заключения судебной экспертизы, сомнений в её обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости объекта оценки у суда не возникло.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами существенно превышает их рыночную стоимость на ту же дату, в связи с чем требование административного истца, обратившегося в защиту охраняемых законом интересов и представившего в обоснование своих требований полученные в предусмотренном законом порядке допустимые и относимые доказательства, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Требования Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области удовлетворить.
Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0508012:50 площадью 3 851,6 кв. м, расположенного по адресу: <...>, установив её равной рыночной стоимости в размере 15 466 900 (пятнадцать миллионов четыреста шестьдесят шесть тысяч девятьсот) рублей по состоянию на 01 января 2010 года;
Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0515003:21 площадью 5 889 кв. м, расположенного по адресу: <...>, установив её равной рыночной стоимости в размере 17 764 003 (семнадцать миллионов семьсот шестьдесят четыре тысячи три) рубля по состоянию на 01 января 2010 года;
Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0508012:52 площадью 1942,5 кв. м, расположенного по адресу: <...>, установив её равной рыночной стоимости в размере 6 748 245 (шесть миллионов семьсот сорок восемь тысяч двести сорок пять) рублей по состоянию на 01 января 2010 года;
Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:38:0101001:1 площадью 37 317 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Чебаркуль, на берегу озера Кисегач, на 5-ом км автомобильной дороги «Еловое-Кисегач», установив её равной рыночной стоимости в размере 3 880 968 (три миллиона
12
восемьсот восемьдесят тысяч девятьсот шестьдесят восемь) рублей по состоянию на 01 января 2010 года;
Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0508003:23 площадью 3 835 кв. м, расположенного по адресу: <...> «б», установив её равной рыночной стоимости в размере 5 469 461 (пять миллионов четыреста шестьдесят девять тысяч четыреста шестьдесят один) рубль по состоянию на 01 января 2010 года;
Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0515001:15 площадью 2 263 кв. м, расположенного по адресу: <...>, установив её равной рыночной стоимости в размере 7 750 775 (семь миллионов семьсот пятьдесят тысяч семьсот семьдесят пять) рублей по состоянию на 01 января 2010 года;
Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0514001:7 площадью 147 554 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Центральный район, установив её равной рыночной стоимости в размере 460 958 696 (четыреста шестьдесят миллионов девятьсот пятьдесят восемь тысяч шестьсот девяносто шесть) рублей по состоянию на 01 января 2010 года;
Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0000000:106 площадью 43 705 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Советский район, база отдыха «Смолино», установив её равной рыночной стоимости в размере 14 553 765 (четырнадцать миллионов пятьсот пятьдесят три тысячи семьсот шестьдесят пять) рублей по состоянию на 01 января 2010 года;
Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0408001:199 площадью 3 146 кв. м, расположенного по адресу: <...>, установив её равной рыночной стоимости в размере 4 1 13 488 (четыре миллиона сто тринадцать тысяч четыреста восемьдесят восемь) рублей по состоянию на 01 января 2010 года;
Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0508012:53 площадью 1 377,5 кв. м, расположенного по адресу: <...>, установив её равной рыночной стоимости в размере 4 919 053 (четыре миллиона девятьсот девятнадцать тысяч пятьдесят три) рубля по состоянию на 01 января 2010 года;
Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0508012:51 площадью 566,2 кв. м, расположенного по адресу: <...>, установив её равной рыночной стоимости в размере 2 580 100 (два миллиона пятьсот восемьдесят тысяч сто) рублей по состоянию на 01 января 2010 года;
Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407012:574 площадью 1516 кв. м, расположенного по адресу: <...>, установив её
13
равной рыночной стоимости в размере 4 404 312 (четыре миллиона четыреста четыре тысячи триста двенадцать) рублей по состоянию на 01 января 2010 года;
Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407001:25 площадью 3 835 кв. м, расположенного по адресу: <...>, установив её равной рыночной стоимости в размере 8 494 692 (восемь миллионов четыреста девяносто четыре тысячи шестьсот девяносто два) рубля по состоянию на 01 января 2010 года.
Кадастровая стоимость, установленная настоящим решением суда, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года, но не ранее даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: