Дело №3a-l35/2017 | ||
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Челябинский областной суд в составе судьи Турковой Г.Л., при секретаре Бурцеве П.А., рассмотрев 17 мая 2017 года в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области, Финансовому управлению Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, установил: ФИО1 обратилась в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, просила взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в счет казны Российской Федерации ***рублей. В обоснование своих требований административный истец сослалась на положения Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон о компенсации) и указала на нарушение её права на исполнение в разумный срок решения Красноармейского районного суда Челябинской области от 16 октября 2012 года, которым на Администрацию Красноармейского района Челябинской области возложена обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение, состоящее их двух комнат, площадью не менее 43, 3 кв.м, не выше второго этажа в селе Миасское, отвечающее санитарным и техническим требованиям. ФИО1, её представитель ФИО2, действующая на основании нотариальной доверенности от 11.04.2016 года, выданной на срок три года, в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили восстановить срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением. | ||
1 | ||
Представитель Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области и Финансового управления Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области в судебном заседании с требованиями ФИО1 не согласились, указав на то, что администрацией принимались меры для исполнения судебного акта, однако объявленные с целью приобретения жилого помещения аукционы признаны несостоявшимися в связи с отсутствием предложений. От предложенного жилого помещения ФИО1 отказалась. Представитель Министерства финансов Российской Федерации в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, полагая об отсутствии оснований для взыскания компенсации за счет казны Российской Федерации. Выслушав пояснения административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2, представителей Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области и Финансового управления Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области, Министерства финансов Российской Федерации суд приходит к следующему. Одним из основных аспектов качества правосудия является осуществление судопроизводства и исполнение судебного акта в разумный срок. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона о компенсации (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 года) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьи лицами, взыскатели, должники при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации. | ||
2 | ||
Федеральным законом от 19.12.2016 года № 450-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего исполнение государством требований имущественного и (или) неимущественного характера» для лиц, подавших в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение их права на исполнение судебного акта в разумный срок, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела, предусмотрены специальный сроки для обращения в суд в порядке, установленном Федеральным законом от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (в редакции настоящего Федерального закона) и процессуальным законодательством Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 19.12.2016 года № 450-ФЗ предусмотрено, что лица, подавшие в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение их права на исполнение судебного акта в разумный срок, вправе в течение шести месяцев со дня вступления в силу названного Федерального закона могут обратиться в порядке, установленном Федеральным законом от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы. Федеральный закон от 19.12.2016 года № 450-ФЗ вступил в действие с 01 января 2017 года. Из административного искового заявления ФИО1, поданного в суд 29 марта 2017 года, и сообщения Европейского Суда по правам человека от 10 февраля 2017 года жалоба ФИО1, зарегистрированная под № 60763/16, подпадает под действие пилотного постановления по делу «ФИО3 и другие против России» от 01 июля 2016 года, в связи с чем, административный истец имеет право на обращение в порядке, установленном Федеральным законом от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ. Таким образом, учитывая, что до 01 января 2017 года национальное законодательство не предусматривало возможности получения компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения суда, возлагающего на органы власти обязательства имущественного характера, срок, в течение которого административный истец была вправе подать настоящий иск, следует считать соблюденным. | ||
3 | ||
Исходя из положений части 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктами 4, 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 46, 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», требований разумности, установленных статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к обстоятельствам, имеющим значение для разрешения настоящего дела, относятся обстоятельства, позволяющие судить о том, были ли действия должника - Администрации муниципального образования «Красноармейский муниципальный район» достаточными и эффективными в целях исполнения судебного акта. Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта. Согласно ч. ч. 2, 3 ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствие с решением Красноармейского районного суда Челябинской области от 16 октября 2012 года, вступившим в законную силу 23 ноября 2012 года, Администрация Красноармейского района Челябинской области обязана предоставить ФИО1 жилое помещение, состоящее их двух комнат, площадью не менее 43, 3 кв.м, не выше второго этажа в селе Миасское, отвечающее санитарным и техническим требованиям. 27 ноября 2012 года судебным приставом-исполнителем Красноармейского РОСП УФССП по Челябинской области на основании исполнительного листа, выданного Красноармейским районным судом | ||
4 | ||
Челябинской области, возбуждено исполнительное производство № 14780/12/48/74, которое вручено должнику 22 января 2013 года. 26 января 2013 года судебным приставом-исполнителем в адрес Администрации Красноармейского района Челябинской области направлено требование об исполнении решения суда. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 11 марта 2013 года с должника - Администрации Красноармейского района Челябинской области взыскан исполнительский сбор. 15 апреля 2013 года должнику вручено предупреждение об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса РФ и вручено требование об исполнении решения суда. 21 мая 2013 года должник направил в Красноармейский РОСП информацию о проведении в период с 18 января 2013 года 11 аукционов на приобретение жилого помещения, отвечающего требованиям судебного акта, которые были признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок. 15 августа 2013 года должнику вручено требование об исполнении решения суда. Постановлением судебного пристава-исполнителя должник привлечен к административной ответственности по статье 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 17 сентября и 11 декабря 2013 года должник направил в Красноармейский РОСП информацию об отсутствии у него свободных жилых помещений. 03 марта 2014 года и 23 июля 2014 года должнику вручены требования об исполнении решения суда, получено объяснение от Главы муниципального района. 12 марта 2015 года должнику вручено требование об исполнении решения суда и получена информация от должника о том, что все объявленные аукционы по приобретению жилья признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок. В исполнение требований исполнительного документа, по данным исполнительного производства, Администрацией Красноармейского района Челябинской области объявлялся 21 аукцион по приобретению жилого помещения, которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием предложений. | ||
5 | ||
22 июня 2015 года ФИО1 направила на имя начальника отдела -старшего судебного пристава Красноармейского РОСП заявление о возвращении исполнительного листа, выданного Красноармейским районным судом Челябинской области 23 ноября 2012 года. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 25 июня 2015 года исполнительное производство окончено в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которому исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в,случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона. В данном случае - на основании пункта 1 части 1 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», предусматривающему, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю по заявлению взыскателя. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 05 мая 2017 года июня 2015 года судебным приставом-исполнителем Красноармейского РОСП УФССП по Челябинской области на основании исполнительного листа, выданного Красноармейским районным судом Челябинской области, возбуждено исполнительное производство № ***, которое присоединено к сводному исполнительному производству № ***-ИП. При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ). Из формулировки статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ следует, что предъявление исполнительного документа к исполнению является необходимым элементом фактического состава возникновения права на компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Право на судебную защиту (а, следовательно, и его конституирующий элемент - право на исполнение судебного решения) имеет публично-правовой характер, поскольку может быть реализовано лишь с помощью государства, создающего для этого необходимые институциональные и процессуальные условия. | ||
6 | ||
Исполнение судебного акта является публичной обязанностью государственных и муниципальных органов, не зависящей от совершения взыскателем действий по принудительному исполнению судебного решения, поэтому непредставление исполнительного листа к исполнению не должно рассматриваться в качестве основания освобождения публичного субъекта от ответственности за несвоевременное исполнение судебного акта. Несмотря на то, что исполнение судебного акта службой судебных приставов прерывалось в связи с отзывом взыскателем исполнительного документа, данный период должен быть включен в общую продолжительность исполнения судебного акта, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что взыскатель не отказывалась от исполнения судебного акта. В период с 25 июня 2015 года по 05 мая 2017 года сторонами предпринимались меры для исполнения судебного акта в добровольном порядке, а также улучшения жилищных условий административного истца путем включения её в число участников Государственной программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», как подвергшейся радиационному воздействия вследствие аварии на ПО «Маяк». Однако эти меры не привели к исполнению решения суда или обеспечению должника жилым помещением и в настоящее время исполнительный лист предъявлен для принудительного исполнения. Таким образом, на день рассмотрения дела исполнительный лист, выданный Красноармейским районным судом Челябинской области в исполнении решения суда о предоставлении ФИО1 жилого помещения, находится в производстве судебных приставов-исполнителей 2 года 7 месяцев 14 дней, а общая продолжительность исполнения судебного акта по данному делу с момента вступления решения суда в законную силу составила 4 года 5 месяцев и 24 дня. Финансирование мероприятий на приобретение жилья по предоставлению жилого помещения ФИО1 относится к расходным обязательствам муниципального образования «Красноармейский муниципальный район» Челябинской области. Проведя анализ действий Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области в приведенные выше периоды, суд признает, что они не были достаточными и эффективными, а общая продолжительность исполнения судебного акта с учетом названных периодов была чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом ни за одну из образовавшихся задержек исполнения решения суда на ФИО1 ответственности не может быть возложена. | ||
7 | ||
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о превышение разумных сроков исполнения судебного акта со стороны Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области и наличии оснований для удовлетворения требований административного истца в этой части. Доводы представителя Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области о том, что должником предпринимались меры, направленные на исполнение решения суда, для чего многократно объявлялись аукционы с целью приобретения жилого помещения в муниципальную собственность исходя из регламентируемой стоимости одного квадратного метра для дальнейшего предоставления ФИО1 по договору социального найма, которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием предложений, не свидетельствуют о наличии оснований для отказа в присуждении требуемой компенсации, поскольку обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, отсутствием необходимых для исполнения судебных актов жилых помещений в пределах той площади, которая указана в судебном акте, фиксированном размере стоимости жилого помещения, которая, по мнению ответчика, может быть потрачена муниципалитетом при покупке жилья на аукционе, не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих превышение разумных сроков исполнения судебного акта. Ссылка представителя администрации муниципального района о невозможности объявления электронного аукциона по приобретению жилого помещения для ФИО1 кроме, как определив начальную (максимальную) цену 1 кв. м жилой площади исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям Челябинской области, утвержденного Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, является ошибочной, поскольку тарифный метод определения начальной (максимальной) цена контракта подлежит применению в при приобретении (строительстве) жилых помещений для федеральных, государственных нужд либо с использованием государственных денежных средств, направленных в бюджет муниципального района в виде субвенций в рамках исполнения государственных программ. В данном случае, поскольку исполнение обязательств перед ФИО1 финансируется исключительно за счет средств муниципального бюджета, то начальная цена может быть определена и обоснована заказчиком посредством применения метода или нескольких методов, указанных в п. 1 ст. 22 Федерального закон от 5 апреля 2015 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». | ||
8 | ||
Отказ ФИО1 от заключения договора социального найма квартиры ***, имевший место 04 июня 2015 года, правового значения не имеет, поскольку из представленных административным ответчиком документов следует, что данное жилое помещение не находится в собственности муниципалитета. Размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом в денежной форме с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека. Такая компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет возмещения имущественного вреда, причиненного ему в результате деятельности органов публичной власти. Определяя размер компенсации, суд первой инстанции исходил из того, что требуемая ФИО1 сумма в ***рублей является чрезмерной, и пришел к выводу о присуждении заявителю компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере ***рублей с учетом обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок (предоставление жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу), продолжительности нарушения (4 года 5 месяцев и 24 дня с момента вступления решения суда в законную силу), значимости наступивших вследствие этого нарушения последствий для заявителя (отсутствие пригодного для проживания жилого помещения на условиях социального найма и, как следствие, проживание у родственников), а также учитывая то, что должником предпринимались определенные меры, направленные на исполнение судебного акта, и количество объявленных, но не состоявшихся в связи с отсутствием заявок на участие аукционов. Суд полагает, что данный размер компенсации отвечает принципам разумности и справедливости. Поскольку по делу не установлено фактов нарушения своевременности выдачи судом надлежащим образом оформленного исполнительного документа, для представления в орган, уполномоченный исполнять соответствующий судебный акт, суд не находит оснований для присуждения компенсации с Министерства финансов Российской Федерации. В части | ||
9 | ||
требований к названному административному ответчику административному истцу следует отказать. Руководствуясь статьями 175-180, 257 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Челябинский областной суд | |||
решил: | |||
Взыскать с Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области в счет средств бюджета Красноармейского муниципального района Челябинской области в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок *** рублей. Выплату произвести на счет ФИО1, отрытый в Челябинском отделении ***. В иске к Министерству финансов Российской Федерации - отказать. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Челябинский областной суд. | |||
Председательствующий | Туркова Г.Л. | ||
10 | |||