ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № ГП-000208-03/16 от 10.11.2016 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№За-217/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 ноября 2016 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. с участием прокурора Челябинской областной прокуратуры Пустовой Л.П. при секретаре Дюсембаеве А.А., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Сосновский водоканал» об оспаривании постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 7/2 от 25 февраля 2016 года,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Сосновский водоканал» обратилось в суд с административным исковым заявлением, которым с учетом неоднократных уточнений просило признать постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерства) № 7/2 от 25.02.2016 г. «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на питьевую воду для ООО «Сосновский водоканал», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям с. Долгодеревенское и д. Шигаево Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области на 2016 год» недействующим в части установления тарифа на питьевую воду для ООО «Сосновский водоканал» в размере 24,16 руб./куб. м за период с 26.02.2016 г. по 30.06.2016 г. и в размере 25,82 руб./куб.м за период с 01.07.2016 г. по 31.12.2016 г. (Приложение № 2), а также в части установления необходимой валовой выручки в размере 14 882,10 тыс.руб. за период с 26.02.2016 г. по 30.06.2016 г. и в размере 15 904,60 тыс.руб. за период с 01.07.2016 г. по 31.12.2016 г. (Приложение № 1 раздел 2 строка 2.1), как не соответствующее положениям пунктов 11, 15, 18, 23, 25, 30, 31-32 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 г. №1746-э, пунктов 25, 35, 38 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 г. №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», постановлению Правительства РФ от 21.08.2001 г. №609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов", пунктам 25, 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. №406, указанному постановлению Правительства РФ от 13 мая 2013 г. №406, а также федеральному закону «О водоснабжении и водоотведении» (т.1 л.д. 25-35, 154, 170-176, т.2 л.д. 191).


2

В судебном заседании представители административного истца ООО «Сосновский водоканал» Арбузин А.В. и Мишнева К.Р. требования поддержали. Представитель административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Елисеева С.Г. против удовлетворения административного искового заявления возражала.

Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных заинтересованных лиц МУЛ «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» г.Челябинска и администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, ранее в своих отзывах указывавших на отсутствие интереса к результатам рассмотрения иска ООО «Сосновский водоканал».

Изучив материалы дела, допросив эксперта Захарову О.В., специалиста - начальника отдела регулирования тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения и транспорта Министерства Дюкову А.С, заслушав заключение прокурора Пустовой Л.П., полагавшей требования административного истца необоснованными, суд не установил оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).

В целях реализации положений вышеуказанного Федерального закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление №406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее -Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов). Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 16 июля 2014 г. №1154-э утвержден регламент установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Законом о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено нормативное правовое регулирование цен (тарифов) в сфере водоснабжения, водоотведения.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 г. №3 00 «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области» установление тарифов на водоснабжение и водоотведение отнесено к полномочиям Министерства.


' 3

Порядок открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, а также исчерпывающий перечень необходимых обосновывающих материалов и содержание заявления регулируемой организации отражены в разделе IV Правил регулирования тарифов.

Пунктом 14 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых материалов (пункт 16 Правил), в числе которых предусмотрены правоустанавливающие документы, расчеты, экономическое обоснование и метод регулирования тарифов.

В силу пунктов 24, 25 Правил регулирования тарифов выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении методами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения является, в том числе метод экономически обоснованных расходов (затрат).

Согласно пункту 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, ООО «Сосновский водоканал» является организацией, в отношении которой государственное регулирование тарифов в сфере холодного водоснабжения потребителям Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области ранее не осуществлялось.

04.02.2016 г. ООО «Сосновский водоканал» обратилось в Министерство с заявлением об установлении тарифа на питьевую воду на 2016 год.

Постановлением Министерства от 11.02.2016 г. №5/2 на основании указанного заявления было открыто дело по установлению тарифов на питьевую воду для ООО «Сосновский водоканал», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Долгодеревенского


4

сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.

Представленные документы в соответствии с требованиями пункта 25 Правил регулирования тарифов были рассмотрены и приняты во внимание экспертами Министерства при составлении экспертного заключения.

В соответствии с Правилами регулирования тарифов представители ООО «Сосновский водоканал» были уведомлены о проведении заседания Правления Министерства, ознакомлены с материалами дела об установлении тарифов на питьевую воду на 2016 год. Особое мнение об установлении тарифов на питьевую воду административным истцом в адрес Министерства представлено не было.

Постановление № 7/2 от 25.02.2016 г., отдельные положения которого оспариваются административным истцом, принято на заседании Правления Министерства, о чем свидетельствует соответствующая выписка из протокола.

Оспариваемой строкой 2.1 Раздела 2 Приложения 1 «Производственная программа ООО "Сосновский водоканал", осуществляющего холодное водоснабжение потребителям д. Долгодеревенское и д. Шигаево Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, на срок действия установленных тарифов на питьевую воду» к постановлению Министерства № 7/2 от 25.02.2016 г. установлена необходимая валовая выручка в размере

14 882,10 тыс.руб. за период с 26.02.2016 г. по 30.06.2016 г. и в размере

15 904,60 тыс.руб. за период с 01.07.2016 г. по 31.12.2016 г.

Приложением 2 к постановлению Министерства № 7/2 от 25.02.2016 г. установлен тариф на питьевую воду для ООО «Сосновский водоканал», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям д. Долгодеревенское и д. Шигаево Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, в размере 24,16 руб./куб. м на период с 26.02.2016 г. по 30.06.2016 г. и в размере 25,82 руб./куб.м на период с 01.07.2016 г. по 31.12.2016 г.

Нормативно-правовой акт, вышеприведенные положения которого оспариваются административным истцом, принят уполномоченным на то органом исполнительной власти Челябинской области в пределах своей компетенции, опубликован в Спецвыпуске газеты «Южноуральская панорама» от 30.04.2016 г., которая согласно пункту 50 Распоряжения Губернатора Челябинской области от 19.04.2012 г. №410-р «Об инструкции по делопроизводству в Аппарате Правительства Челябинской области и органах исполнительной власти Челябинской области» установлена в качестве источника официального опубликования правовых актов. Установленная законом процедура его принятия соблюдена.


5

Определением суда от 22.09.2016 г. было удовлетворено ходатайство административного истца ООО «Сосновский водоканал» о назначении судебной экспертизы.

Согласно заключению судебной экспертизы № 026-02-00779 от 18.10.2016 г., выполненной экспертом Южно-уральской торгово-промышленной палаты З.О.В., предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения, тариф на питьевую воду для ООО «Сосновский водоканал» в размере 24,16 руб./куб. м за период с 26.02.2016 г. по 30.06.2016 г. и в размере 25,82 руб./куб.м за период с 01.07.2016 г. по 31.12.2016 г., установленный постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 7/2 от 25.02.2016 г., является экономически обоснованным с допущением, что объем отпуска воды является достоверным и составляет 615,98 тыс.куб.м в год. Достоверность объема отпуска не может быть проверена экспертом, ввиду отсутствия соответствующей документации.

Расхождения между данными ООО «Сосновский водоканал» и Министерства по объему полезного отпуска воды, отраженного в тарифном деле, не выявлено.

Высказывавшийся ранее представителем административного истца довод о том, что объем полезного отпуска воды определен Обществом в размере 615,98 тыс. куб.м в год, тогда как объем в размере 615,98 тыс. куб.м определен Министерством за полугодие, является ошибочным, поскольку в разделе 2 Приложения 1 к оспариваемому постановлению указано, что планируемый объем подачи воды и объем финансовых потребностей приняты условно годовыми, что основано на положениях части 10 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Тарифы на питьевую воду на 2016 год рассчитаны с календарной разбивкой: с 26 февраля по 30 июня 2016 года и с 01 июля по 31 декабря 2016 года на основании условно годовых значений объемов и расходов. При установлении тарифов для ООО «Сосновский водоканал» увеличения объемов реализации отпуска воды Министерством не допускалось. Объем полезного отпуска воды в размере 615,98 тыс.куб.м в год перед установлением тарифов на питьевую воду для ООО «Сосновский водоканал» на 2016 год согласован на заседании Правления Министерства с регулируемой организацией.

Эксперт в результате проведенных исследований установил, что необходимая валовая выручка регулируемой организации определена исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования в соответствии с постановлением Правительства РФ № 406 от 13.05.2013 г.

В состав необходимой валовой выручки ООО «Сосновский водоканал» Министерством приняты экономически обоснованные расходы с учетом их оценки в части полноты, прозрачности, достоверности,


6

документального подтверждения, целесообразности, соответствия условиям ведения хозяйственной деятельности с учетом показателей прогноза социально-экономического развития, установленных предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленной в соответствии с распоряжением Правительства РФ от28.10.2015 г. № 2182-р и постановления Губернатора Челябинской области от 30.И.2015 г. № 311 с целью соблюдения баланса интересов сторон.

Эксперт указал, что утвержденная Обществом учетная политика не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства, так как не содержит принципы осуществления раздельного учета по видам деятельности и порядок распределения косвенных расходов, что в силу закона является непременным требованием бухгалтерского учета. Отсутствие методики ведения раздельного учета и распределения косвенных расходов могут привести в дальнейшем к завышению расходов и неправильному ценообразованию в области регулируемых видов деятельности.

Эксперт также проверил и нашел несостоятельными доводы ООО «Сосновский водоканал» о необоснованном занижении органом тарифного регулирования расходов по статье «расходы на энергетические ресурсы и холодную воду», которые были учтены Министерством в соответствии с п.20 «Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. №1746-э, на основании постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 30.11.2015 г. № 58/40 «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение для Муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска, оказывающего услуги холодного водоснабжения и водоотведения потребителям Челябинского городского округа, Копейского городского округа и Сосновского муниципального района Челябинской области, на 2016 - 2018 годы».

Иных данных по применяемым тарифам административным истцом не представлено. Документы, подтверждающие наличие договорных отношений с МУП «ПОВВ», отсутствуют, равно как и расчетные данные по Приложению 2.1.6 «Методических указаний», договоры с потребителями (абонентами) с разбивкой по группам потребителей, расчетные данные по технологически (технически) обоснованным объемам холодной воды, в том числе по группам потребителей.

При таких обстоятельствах позиция Министерства при установлении расходной части по холодной воде, определенная как произведение объема холодной воды на установленный постановлением №58/40 от 30.11.2015 г. тариф для МУП "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска, является обоснованной.


7

Достоверность выводов, содержащихся в заключении судебной экспертизы, никем из лиц, участвующих в деле, не оспорена. О проведении дополнительной либо повторной экспертизы в порядке статьи 83 КАС РФ административный истец не ходатайствовал.

Документы и обосновывающие материалы, подтверждающие расходы, заявленные ООО «Сосновский водоканал» при установлении тарифов и питьевую воду на 2016 год, административным истцом в адрес Министерства представлены не были. Поскольку ООО «Сосновский водоканал» регулируется впервые, то утвержденные для данной организации расходы имеют плановый, расчетный характер.

В силу п. 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Доводы административного истца о том, что в отношении МУП "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска, ранее оказывавшего услуги, включая холодного водоснабжения потребителям Сосновского муниципального района Челябинской области, решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.08.2015 г. по делу № А76-1086/2015 введена процедура банкротства, мнение об экономической целесообразности предлагаемого ООО «Сосновский водоканал» тарифа в размере 36,99 руб./куб. м за период с 01.02.2016 г. по 30.06.2016 г. и в размере 38,00 руб./куб.м за период с 01.07.2016 г. по 31.12.2016 г., не могут служить основанием к удовлетворению заявленных требований.

Высказываемая административным истцом позиция, с учетом того, что установленный Министерством оспариваемый тариф составляет 24,16 руб./куб. м за период с 26.02.2016 г. по 30.06.2016 г. и 25,82 руб./куб.м за период с 01.07.2016 г. по 31.12.2016 г., повлечет рост тарифа свыше предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 № 2182-р ограничений, что является недопустимым. Средний индекс размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по Челябинской области на второе полугодие 2016 года утвержден в размере 4,4%.


Суд также отмечает, что правила главы 21 КАС РФ не наделяют его правом осуществлять проверку целесообразности оспариваемого административным истцом нормативного правового акта, принятого органом государственной власти в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом.

Превышения Министерством своих полномочий либо использования их вопреки законной цели и правам, законным интересам административного истца при издании оспариваемого нормативного правового акта не установлено. Нарушений положений действующего законодательства при вынесении оспариваемого постановления Министерством допущено не было.

Допустимых доказательств экономической необоснованности оспариваемых тарифов судом не добыто. Доводы административного истца о нарушении Министерством при издании оспариваемого нормативного правового акта положений пунктов 11, 15, 18, 23, 25, 30, 31-32 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 г. №1746-э, пунктов 25, 35, 38 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 г. №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», постановления Правительства РФ от 21.08.2001 г. №609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов", пунктов 25, 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. №406, постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 г. №406, а также федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» носят общий характер. Таких нарушений судом не установлено. Основания для удовлетворения заявленных ООО «Сосновский водоканал» требований, сводящихся по существу к увеличению тарифов на холодное водоснабжение потребителям с.Долгодеревенское и д.Шигаево Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, отсутствуют.

Поскольку заключение судебной экспертизы подготовлено экспертом Южно-уральской торгово-промышленной палаты З.О.В. в полном объеме и представлено в материалы дела, а возложенная определением от 22.09.2016 г. на ООО «Сосновский водоканал», по ходатайству которого проведена экспертиза, обязанность по оплате расходов за её проведение не исполнена, что подтвердили суду представители административного истца, в соответствии с положениями ст. 108 КАС РФ с ООО «Сосновский водоканал» в пользу Южно-уральской торгово-промышленной палаты на основании счета на оплату № 779/2 от


9

24.10.2016 г. подлежат взысканию расходы по оплате услуг эксперта З.О.В. в размере 118 ООО рублей.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Отказать Обществу с ограниченной ответственностью «Сосновский водоканал» в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 7/2 от 25.02.2016 г. «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на питьевую воду для ООО «Сосновский водоканал», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям с. Долгодеревенское и д. Шигаево Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области на 2016 год».

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Сосновский водоканал» в пользу Южно-уральской торгово-промышленной палаты расходы по оплате услуг эксперта З.О.В. в размере 118 000 (сто восемнадцать тысяч) рублей, которые подлежат перечислению по следующим реквизитам: получатель - Южно-уральская торгово-промышленная палата, ИНН 7451016239, КПП 745301001, счет № 40703810600120000119, Банк получателя: ПАО «Челябинвестбанк» г. Челябинск, счет№ 30101810400000000779, БИК 047501779.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий: