Дело №3a-241/2016 | ||
РЕШЕНИЕ | ||
Именем Российской Федерации 15 августа 2016 года г. Челябинск Челябинский областной суд в составе: председательствующего судьи Турковой Г.Л. при секретаре Дюсембаеве А.А., с участием прокурора Минкиной Л.В., рассмотрел административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО2 и установил: Зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу № 189 «Челябинская область - Челябинский одномандатный избирательный округ» ФИО1 обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу № 189 «Челябинская область -Челябинский одномандатный избирательный округ» ФИО2 по основаниям, предусмотренным подпунктом 9 части 12 статьи 99 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В обосновании заявленных требований административный истец указал на сокрытие административным ответчиком сведений о судимости и несоблюдение порядка приема в члены партии. В судебное заседание административный истец, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в его отсутствие. Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержала. Административный ответчик кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному | ||
2 | ||
избирательному округу № 189 «Челябинская область -Челябинский одномандатный избирательный округ» ФИО2 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, указав на отсутствие оснований для отмены его регистрации, уведомления окружной избирательной комиссии о наличии у него судимости с представлением в избирательную комиссию справок Информационного центра ГУВД МВД России по Челябинской области. Представитель административного ответчика Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 189 ФИО4 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поскольку кандидатом до регистрации в этом качестве представлены сведения о судимости, в том числе справки Информационного центра ГУВД МВД России по Челябинской области. Политическая партия «Коммунистическая партия коммунисты России», привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица, своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена. В соответствии со статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствие её представителя. Выслушав пояснения представителей сторон, кандидата ФИО2, исследовав материалы дела, показания свидетеля, заключение прокурора прокуратуры Челябинской области Минкиной Л.В., полагавшей о наличии оснований для отмены регистрации кандидата ФИО2, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО2 Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года № 291 выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации назначены на 18сентября 2016года. Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 апреля 2016 г. № 5/36-7 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу № 189 «Челябинская область - Челябинский одномандатный избирательный округ» возложены на территориальную избирательную комиссию Калининского района г. Челябинска. | ||
3 | ||
Решением территориальной избирательной комиссии Калининского района г. Челябинска от 01 августа 2016 года № 20/73-4 ФИО1, выдвинутый политической партией «Патриоты России» зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу № 189 «Челябинская область - Челябинский одномандатный избирательный округ». Решением территориальной избирательной комиссии Калининского района г. Челябинска от 28 июля 2016 года № 19/65-4 ФИО2, выдвинутый политической партией «Коммунистическая партия коммунисты России» зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу № 189 «Челябинская область - Челябинский одномандатный избирательный округ». В соответствии с подпунктом 9 пункта 12 статьи 99 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» регистрация кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, может быть отменена верховным судом республики, краевым, областным судом, судом автономного округа, судом автономной области по заявлению зарегистрировавшей кандидата окружной избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости. Аналогичная норма содержится в подпункте «з» пункта 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Судом достоверно установлено, что ФИО2 был осужден 23 апреля 2007 года Краснотурьинским городским судом Свердловской области по статье 158 части 2 пункту «в» Уголовного кодекса Российской Федерации к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 1 год, что подтверждается имеющимися в деле сведениями Информационного центра ГУ МВД России по Челябинской области и не оспаривается сторонами. Пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрена обязанность кандидата, у которого имелась или имеется судимость, указать в заявлении о его согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения о его судимости, а если судимость снята или погашена - также сведения о дате снятия или погашения судимости. | ||
4 | ||
Аналогичная норма содержится в пунктах 2, 3 и 5 статьи 42 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которым в списке кандидатов по одномандатным избирательным округам, представляемых в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации для заверения, а также в заявлении каждого кандидата, включенного в список кандидатов по одномандатным избирательным округам, о его согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу, если у кандидата имелась или имеется судимость, в списке кандидатов, выдвинутых политической партией, и в заявлении кандидата о согласии баллотироваться на выборах указываются сведения о судимости кандидата, а в случае, если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости. В пункте 58 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» раскрывается понятие «сведениями о судимости кандидата», в соответствие с которым таковыми являются сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. Как следует из представленных материалов, решением политической партии «Коммунистическая партия коммунисты России» ФИО2 был выдвинут кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу № 189 «Челябинская область - Челябинский одномандатный избирательный округ». Список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутых политической партией «Коммунистическая партия коммунисты России» по одномандатным избирательным округам, заверен постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июля 2016 года №18/136-7, согласно которому по избирательному округу № 189 «Челябинская область - Челябинский одномандатный избирательный округ» значится кандидат ФИО2 01 июля 2016 года ФИО2 представил в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации заявление о согласии | ||
5 | ||
баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Челябинскому одномандатному избирательному округу № 189, в котором он не указал, что судим. 15 июля 2016 года ФИО2 обратился в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 189 с уведомлением о выдвижении своей кандидатуры Собрания Российской Федерации по Челябинскому одномандатному избирательному округу № 189, в котором сообщил сведения о дате рождения, месте постоянной и временной регистрации по месту жительства. 18 июля 2016 года ФИО2 обратился в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 189 с уведомлением, в котором сообщил «о наличии погашенной судимости от 23.04.2007 г. по ст. УК РФ № 158,ч.2», приложив к уведомлению справки Информационного центра ГУ МВД России по Челябинской области от 18 июля 2016 года № 7/581 и№ 7/38794-сп. 27 июля 2016 года ФИО2 обратился в окружную избирательную комиссию с заявлением о внесении изменений в сведения о кандидате, приложив к нему уведомительное письмо, аналогичное по своему содержанию уведомительному письму от 15 июля 2016 года, дополнив его сведениями о наличии судимости и указав «Имелась судимость по статье УК РФ № 158, часть 2, в 23.04.2007 г., судимость погашена от 23.04.2008 г.». 28 июля 2016 года в окружную избирательную комиссию из Избирательной комиссии Челябинской области поступили результаты проверки кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, согласно которой ФИО2 был осужден 23.04.2007 года в Свердловской области, город Краснотурьинск по ст.*** УК РФ к лишению свободы на 2 года, условное с испытательным сроком на 1 год, погашена 23.04.2008 года. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что кандидатом ФИО2 сведения о его судимости указаны не в полном объеме, в котором это предусмотрено избирательным законодательством, а именно не указано наименование статьи Уголовного кодекса РФ, на основании которой был осужден - «***». Доводы ФИО2 и представителя окружной избирательной комиссии о том, что кандидатом были представлены все сведения о судимости в объеме, в котором они содержатся в Информационном центре ГУ МВД России по Челябинской области, и что не указание наименования статьи Уголовного кодекса РФ, на основании которой был осужден, что не | ||
6 | ||
свидетельствует о сокрытии им судимости, не могут быть приняты, поскольку основаны на ошибочном применении норм законодательства о выборах. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовые позиции, в силу которых необходимость соблюдения баланса публичных и частных интересов ориентирует на то, чтобы на пути во власть людей, пренебрегающих законом, существовали достаточно жесткие преграды, которые не сводятся к возможности избирателей составить свое мнение о личности кандидата, в том числе ознакомившись с его официально обнародованной биографией, включая сведения о его бывшей судимости; совершенное когда-либо в прошлом преступление является обстоятельством, несомненно влияющим на оценку избирателями репутации кандидата на выборную должность и тем самым определяющим степень доверия граждан к институтам представительной демократии. Понятие «сведения о судимости кандидата», используемое в избирательном законодательстве, не совпадает с понятием «судимость» в уголовном законодательстве, а также объемом сведений о наличии судимости, содержащейся в справке о наличии (отсутствии) судимости, форма которой утверждена Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного Приказ МВД России от 07.11.2011 года № 1121. Оперируя в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» понятием «сведения о судимости кандидата», федеральный законодатель определяет их как сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации (подпункт 58 статьи 2), а если судимость снята или погашена - также сведения о дате снятия или погашения судимости (пункт 2.1 статьи 33). Таким образом, закон возлагает на кандидата безусловную обязанность сообщать полные сведения о судимости, в объеме, указанном в пункте 58 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». | ||
7 | ||
Требования законодательства о выборах обязаны соблюдать все участники избирательного процесса, за нарушение которых в качестве публично-правового средства обеспечения общественной потребности в правопорядке в ходе избирательной кампании наступает конституционно-правовая ответственность. Избирательное законодательство Российской Федерации требует соблюдения формальных требований, что является одним из показателей соответствия должности, на замещение которой претендует гражданин. Конституционное право избирать и быть избранным не является абсолютным, реализуется исключительно в соответствии с требованиями избирательного законодательства. Необходимость соблюдения кандидатом формальных требований и обязательность четкого соответствия представленных документов и сведений требованиям закона без сопоставления их с наличием или отсутствием сомнений в их достоверности или степени влияния на избирателей, в том числе в части требования закона об указании в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведений о судимости, не свидетельствуют об ограничении избирательных прав. Отступление от этого требования привело бы к нарушению равных возможностей кандидатов по осуществлению своих пассивных избирательных прав. Согласно российской конституционно-правовой доктрине ответственность за предоставление документов, необходимых для регистрации кандидатов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие представляемых документов требованиям избирательного законодательства возлагается на кандидата. Нарушение кандидатом требований законодательства о выборах сообщить сведения о судимости в установленном законом о выборах объеме следует оценивать как сокрытие сведений о судимости, что влечет наступление ответственности в виде отмены регистрации в соответствии с подпунктом 9 части 12 статьи 99 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». При этом закон не связывает наступление такой ответственности с тем, в каком объеме допущено нарушение и с тем, является ли допущенное нарушение устранимым, а не указанные кандидатом сведения восполнимыми. При этом мотивы не предоставления кандидатом сведений правового значения не имеют. Закон обуславливает возможность регистрации кандидата соблюдением ряда требований, в том числе формального характера, что соответствует принципу равного, в том числе пассивного, избирательного права. Кроме того, в силу положений статьи 42 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания | ||
8 | ||
Российской Федерации» и утвержденной Постановлением Центральной избирательной комиссией России постановлением от 26.05.2015 года № 284/1671-6 форме Списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутых политической партией, предусмотрено указание сведений о судимости кандидата. В представленном политической партией в Центральную избирательную комиссией России заявлении кандидата ФИО2 о согласии баллотироваться на выборах и в Списке кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутых политической партией «Коммунистическая партия коммунисты России» сведения о судимости кандидата не указаны вообще, изменения в эти документы не вносились. Учитывая объективные процессы криминализации и декриминализации деяний, а также исходя из положениям избирательного законодательства, согласно которому сведения о судимости должны быть указаны лишь за те деяния, которые признаются преступлением действующим Уголовным кодексом РФ, суд проверил вопрос о том, признается ли совершенное ФИО2 деяние, за которое он был осужден в 2007 году по части 2 пункту «в» статьи 158 Уголовного кодекса РФ, преступлением в настоящее время в связи с изменениями, внесенными в Уголовный кодекс РФ Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 323-ФЗ, вступившим в действие с 15 июля 2016 года. Анализ положений пункта «в» части ***статей Уголовного кодекса РФ, части 2 статьи 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяет сделать вывод об отсутствии декриминализации совершенного ФИО2 деяния - кражи, совершенной с причинением значительного ущерба гражданину, поскольку устанавливает иную квалификацию его действий применительно к минимальному размеру причиненного ущерба, определяемому законом как значительный. При таких обстоятельствах, изменения, внесенные в Уголовный кодекс РФ Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 323-ФЗ, не повлияли на обязанность ФИО2 сообщить сведения о судимости в объеме, установленном законом о выборах. В то же время доводы административного истца о нарушениях кандидатом законодательства о выборах на стадии его выдвижения политической партией «Коммунистическая партия коммунисты России» какими-либо доказательствами не подтверждены. В силу положений статьи 42 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» проверка соответствия документов, представленных политической партией для заверения списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, соблюдение порядка выдвижения списка кандидатов по одномандатным избирательным | ||
9 | |||
округам отнесены к полномочиям Избирательной комиссии Российской Федерации, решение которой о заверении Списка кандидатов от 11 июля 2016 года в части включения в Список кандидата ФИО2 не признано незаконным, не отменено и не изменено. На основании изложенного, в соответствии с установленными в ходе судебного разбирательства обстоятельствам дела, приведенными выше нормами материального права и правовой позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Определении от 11 мая 2012 года N 658-0, в соответствии с которой документы, необходимые для выдвижения и регистрации кандидата, должны оформляться точном соответствии с положениями избирательного законодательства, поскольку такое положение выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов, суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу № 189 «Челябинская область -Челябинский одномандатный избирательный округ» ФИО2 Руководствуясь статьями 175-178, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Челябинский областной суд РЕШИЛ : Административное исковое заявление кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО2 удовлетворить. Отменить регистрацию кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу № 189 «Челябинская область -Челябинский одномандатный избирательный округ» ФИО2. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения через Челябинский областной суд. | |||
Председательствующий | Туркова Г.Л. | ||