ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № ГП-000267-01/17 от 04.07.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № За-187/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июля 2017 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. при секретаре Волошиной А.А. с участием прокурора Челябинской областной прокуратуры Никитиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дергунова Юрия Ивановича к Совету депутатов Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области о защите избирательных прав - признании неправомочным Совета депутатов Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, назначении выборов,

установил:

Дергунов Ю.И. обратился в суд с административным иском о защите избирательных прав, в котором просил признать неправомочным состав депутатов Совета депутатов Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, сформированный по результатам муниципальных выборов 22 июля 2012 года, назначить выборы депутатов Совета депутатов Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области четвертого созыва на 30 июля 2017 года.

В обоснование сослался на досрочное прекращение полномочий 6 депутатами - Р.А.А., М.Д.Б., Х.Т.К., К.Р .Г., З.Т.В., Дергуновым Ю.И., что повлекло невозможность осуществления своих полномочий Советом депутатов Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, сформированного по результатам муниципальных выборов в составе 15 депутатов, в связи с отсутствием необходимого для принятия решений кворума - не менее двух третей от установленной численности депутатов. Полагает, что состав Совета депутатов является неправомочным, чем нарушаются права административного истца избирать и быть избранным в состав представительного органа местного самоуправления.

В судебном заседании Дергунов Ю.И. и его представитель Токарев В.А. заявленные требования поддержали.

Представитель заинтересованного лица Администрации Розинского городского поселения Удовиченко И.А. доводы административного истца поддержала.

Председатель Совета депутатов Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области Яковлева Т.А., а также представитель данного административного ответчика Дылкина Т.В. против удовлетворения заявленных требований возражали, полагая, что основания для признания состава Совета неправомочным и


2

назначении муниципальных выборов отсутствуют. Полагали, что административным истцом допущено злоупотребление правом.

Выслушав пояснения сторон и их представителей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Никитиной Н.В., полагавшей, что основания для удовлетворения административных исковых требований отсутствуют, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.

Компетенция, порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении).

В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 35 Закона о местном самоуправлении представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

Статья 35 Закона о местном самоуправлении также содержит исчерпывающий перечень оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования, к числу которых относится вступление в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (пункт 2 части 16).

Пунктом 2 части 10 статьи 40 Закона о местном самоуправлении установлено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.

Согласно частям 2, 3 статьи 22 Устава Розинского городского поселения (далее - Устава), принятого решением Розинского поселкового Совета депутатов города Коркино Челябинской области от 01.03.2005 года №351 и действующего в редакции решения Совета депутатов Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области от 12.12.2016 года № 260, Совет депутатов Розинского городского поселения состоит из 15 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах Розинского городского поселения, на муниципальных выборах на основе мажоритарной


3

системы по одномандатным избирательным округам на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами Челябинской области на срок пять лет и осуществляет свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной настоящим Уставом численности депутатов.

Заседание Совета депутатов Розинского городского поселения не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (часть 2 статьи 24 Устава с учетом изменений, внесенных решением Совета депутатов Розинского городского поселения Челябинской области от 24 июня 2008 г. № 378, действующих на момент рассмотрения иска).

Из изложенного выше следует, что заседание Совета депутатов Розинского городского поселения является правомочным при наличии половины от установленной численности депутатов (15 человек), что составляет 8 депутатов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Устава полномочия депутата Совета депутатов Розинского городского поселения прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что в результате муниципальных выборов, голосование на которых состоялось 22 июля 2012 года, Совет депутатов Розинского городского поселения третьего созыва был сформирован в составе 15 депутатов, получивших наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании: В. Т.А., В.Е.К., Дергунова Ю.И., З.Т.В., К.Р.Г., К. И.Г., М.И.П., М.Д.Б., М.Н.Н., Р.А.А., Т.Н.П., Х.Р.Ю., Х.Т.К., Ш.Н.А. и Я.Т.А.

Следовательно, применительно к положениям статьи 35 Закона о местном самоуправлении Совет депутатов Розинского городского поселения третьего созыва вправе был начать осуществлять свои полномочия.

Решениями Совета депутатов Розинского городского поселения досрочно прекращены полномочия 6 депутатов: Р.А.А. (решение от 02.10.2015 года № 187), М.Д.Б. (решение от 02.10.2015 года № 188), Х.Т.К. (решение от 16.02.2016 года № 232), Дергунова Ю.И. (решение от 02.05.2017 г. №285), З.Т.В. (решение от 15.05.2017 г. №288), К.Р.Г. (решение от 15.05.2017 г. №287).

Таким образом, в составе Совета депутатов Розинского городского поселения на день подачи административного иска и на день рассмотрения спора в суде осталось 9 депутатов, то есть более 50 процентов от установленной Уставом общей численности депутатов.


4

В соответствии с частью 2 статьи 25 Устава решения Совета депутатов Розинского городского поселения о принятии и внесении изменений в Устав, об утверждении бюджета, планов и программ развития Розинского городского поселения, отчетов об их исполнении, установлении, изменении и отмене местных налогов и сборов, предоставлении льгот, а также о принятии и внесении изменений в регламент работы Совета депутатов Розинского городского поселения считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов Совета депутатов Розинского городского поселения. Решения по другим вопросам принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов Розинского городского поселения.

Следовательно, численность действующих на момент рассмотрения депутатов позволяет проводить заседания Совета депутатов, которые будут являться правомочными, по вопросам, отнесенным к полномочиям представительного органа местного самоуправления, за исключением перечисленных в вышеуказанной норме вопросов, принимаемых квалифицированным (не менее двух третей от установленной численности депутатов) числом голосов.

Доводы административного истца и представителя заинтересованного лица Администрации Розинского городского поселения о невозможности утверждения Советом депутатов Розинского городского поселения, составом менее двух третей от установленной численности депутатов, разработанного отделом архитектуры администрации Коркинского муниципального района проекта муниципальной программы «Комплексное развитие социальной инфраструктуры Розинского городского поселения Коркинского муниципального района на 2017-2037 года» сами по себе основанием к удовлетворения заявленных Дергуновым Ю.И. требований служить не могут.

Как пояснили суду представители административного ответчика, ни в одном поселении Коркинского муниципального района указанный проект муниципальной программы в настоящее время еще не утвержден. Срочных вопросов, разрешение которых требовало бы квалифицированного большинства депутатов, на заседания Совета депутатов в настоящее время выносить не планируется.

Суд так же учитывает, что именно действия депутата Совета депутатов Розинского городского поселения третьего созыва Дергунова Ю.И., чьи полномочия по его заявлению об отставке по собственному желанию были досрочно прекращены 02.05.2017 г., создали такую ситуацию, когда действующий состав депутатов (9) стал менее двух третей от установленной Уставом численности (15). Созданное им же обстоятельство использовалось Дергуновым Ю.И. в качестве основания для обращения


5

18.05.2017 года в суд с настоящим иском о защите своих избирательных прав.

Суд считает, что указанные действия свидетельствуют о допущенном административным истцом злоупотреблении правом, в связи с чем доводы о нарушении избирательных прав Дергунова Ю.И. избирать или быть избранным в представительный орган не могут быть признаны состоятельными.

Кроме того, суд учитывает положения части 2 статьи 23 Закона о местном самоуправлении, которой определено, что муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования.

Согласно пункту 8 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон об основных гарантиях) в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы.

В соответствии с пунктом 10 статьи 71 Закона об основных гарантиях дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

Назначение дополнительных выборов в Совет депутатов Розинского городского поселения для замещения освободившихся депутатских мандатов, которое не может быть принято в силу прямого запрета закона, в данном случае не требуется, поскольку пятилетний срок полномочий депутатов Совета депутатов Розинского городского поселения третьего созыва истекает в 2017 году.

Решением Совета депутатов Розинского городского поселения Коркинского муниципального района № 290 от 13.06.2017 г. в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона об основных гарантиях на 10 сентября 2017 года назначены выборы депутатов Розинского городского поселения.

Как следует из сообщения территориальной избирательной комиссии Коркинского муниципального района, с 17 июня 2017 года ведется прием и проверка документов, представляемых на выдвижение кандидатов в депутаты. На 04 июля 2017 года заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Розинского городского поселения с документами приняты от 14 кандидатов.

Таким образом, удовлетворение требования административного истца о назначении выборов депутатов Совета депутатов Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области четвертого созыва на 30 июля 2017 года, а не на 10 сентября 2017


6

года, как то было назначено решением Совета депутатов Розинского городского поселения № 290 от 13.06.2017 г., повлекло бы действительное нарушение избирательных прав зарегистрированных кандидатов в депутаты, планирующих свою избирательную компанию с учетом сроков, определенных уполномоченным на то органом в установленном порядке.

Возможности баллотироваться кандидатом в депутаты, участвовать в назначенных на 10 сентября 2017 года выборах в том либо ином качестве Дергунов Ю.И. не лишен.

Суд считает, что численность состава Совета депутатов соответствует требованиям, установленным статьями 22, 24 Устава. Предусмотренных положениями Закона об основных гарантиях, Закона о местном самоуправлении оснований для признания неправомочным такого состава депутатов представительного органа муниципального образования судом не установлено. Заявленные Дергуновым Ю.И. административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 174-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Дергунова Юрия Ивановича о признании неправомочным состава депутатов Совета депутатов Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области третьего созыва, сформированного по результатам муниципальных выборов 22 июля 2012 года, назначении выборов депутатов Совета депутатов Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области четвертого созыва на 30 июля 2017 года отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий: