ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № ГП-000274-01/16 от 18.08.2016 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№3а-213/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2016 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Турковой Г.Л. при секретаре Бурцеве П.А.,

рассмотрел административное дело по административному исковому заявлению прокурора Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления Златоустовского городского округа Челябинской области и

установил:

Прокурор Челябинской области обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления Златоустовского городского округа Челябинской области, в котором просил признать пункты 4, 8, 9 Положения о продаже муниципального имущества и продаже права аренды муниципального имущества Златоустовского городского округа, утвержденного решением Собранием депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 14 мая 2015 года № 28 -ЗГО не соответствующими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу и обязать Собрание депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области опубликовать решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления. В обоснование заявленных требований прокурор указал на противоречие оспариваемой нормы пункту 5 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», статье 447 Гражданского кодекса РФ, а также наличие коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктами «б» и «в» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96.

В судебном заседании прокурор прокуратуры Челябинской области Пустовал Л.П. заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области ФИО1. с заявленными требованиями по существу согласилась, указывая на то, что в настоящее время Собранием депутатов Златоустовского городского


2

округа Челябинской области подготовлен проект решения о внесении в оспариваемое Положение о продаже муниципального имущества и продаже права аренды муниципального имущества Златоустовского городского округа изменений и дополнений, которые устранят противоречия оспариваемых норм федеральному законодательству.

Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа своего представителя в судебное заседание не направил, извещение о времени и месте рассмотрения дела получил 21 июля 2016 года, о причинах неявки своего представителя суд не известил. Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица в соответствии со статьей 170 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Выслушав пояснения представителей административного истца и административного ответчика, изучив представленные суду письменные доказательства, суд находит административное исковое заявление прокурора Челябинской области подлежащим удовлетворению.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, в полном объеме (ч.1 ст. 178, ч. 7 ст. 213 КАС РФ). При этом суд не вправе выйти за пределы предмета заявленных требований, если это не предусмотрено законом.

В соответствии с частью 1 статьи 130, частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 14 мая 2015 года № 28-ЗГО утверждено Положение о продаже муниципального имущества и продаже права

2


3

аренды муниципального имущества Златоустовского городского округа (далее - Положение).

Оспариваемое Положение опубликовано в газете «Златоустовский рабочий», № 55 от 26 мая 2015 года.

Пунктом 4 Положения предусмотрено, что торги по продаже муниципального имущества и по продаже права на заключение договоров аренды в отношении муниципального имущества Златоустовского городского округа проводятся в форме аукциона или конкурса. Торги проводятся в виде конкурса в случае необходимости установления условий по использованию Имущества. В остальных случаях торги проводятся в виде аукциона с открытой формой подачи предложений о цене. Основаниями для продажи и проведения торгов являются распоряжение Администрации Златоустовского городского округа (при продаже зданий (помещений), строений, сооружений) или распоряжение Администрации Златоустовского городского округа или распоряжение руководителя Органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» (в остальных случаях).

В случае если начальной ценой предмета торгов была начальная цена права на заключение договора аренды Имущества, победителем конкурса признается участник, предложивший наибольшую цену за право на заключение договора аренды при условии выполнения условий конкурса, а победителем аукциона - участник, предложивший наибольшую цену за право на заключение договора аренды. Размер арендной платы в договоре аренды в данном случае устанавливается в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Задаток, внесенный победителем, засчитывается в счет оплаты стоимости права. Оплата стоимости права на заключение договора аренды производится не позднее 30 дней с момента подписания протокола о результатах торгов. Договор аренды с победителем торгов заключается после полной оплаты стоимости права на заключение договора, сложившейся по результатам торгов (пункт 8 Положения).

В случае если начальной ценой предмета торгов был начальный размер арендной платы за пользование имуществом, победителем конкурса признается участник, предложивший наибольший размер арендной платы, при условии выполнения условий конкурса, а победителем аукциона - участник, предложивший наибольший размер арендной платы. Арендная плата в договоре аренды устанавливается равной размеру, сложившемуся по результатам торгов. Задаток,

з


4

внесенный победителем, засчитывается в счет арендной платы (пункт 9 Положения).

Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, при этом осуществление прав владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом в первую очередь должно основываться на требованиях законодательства, в том числе антимонопольного.

На основании статьи 15 Устава Златоустовского городского округа Собрание депутатов Златоустовского городского округа является представительным коллегиальным выборным органом местного самоуправления муниципального образования Златоустовский городской округ. К исключительной компетенции Собрания депутатов относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (пункт 5 статьи 18 Устава).

Статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие)

4


5

федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Частью 5 статьи 17.1 Федерального закона о защите конкуренции установлено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

К таким договорам Федеральный закон о защите конкуренции относит договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, договоры доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (часть 1 статьи 17.1) и договоры безвозмездного пользования, иные договоры, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями и государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления (часть 3 статьи 17.1).

В соответствии с положениями статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги представляют собой особый способ заключения договора, при котором договор заключается с лицом, предложившим наиболее высокую цену или лучшие условия исполнения договора. Процедура проведения торгов основана на состязательности хозяйствующих субъектов.

Анализ положений статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 17.1 Федерального закона о защите конкуренции и содержания Положения, сопоставив его с приведенными

5


6

выше предписаниями федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормы муниципального нормативного правового акта противоречат федеральному законодательству.

Из буквального толкования пункта 4 Положения следует, что он содержит указание на то, что торги проводятся в виде конкурса в случае необходимости установления условий по использованию Имущества, что предполагает более широкое толкование нормы по сравнению с положениями части 5 статьи 17.1 Федерального закона о защите конкуренции.

Пункты 8 и 9 Положения определяют порядок определения победителя конкурса, согласно которому победителем признается участник, предложивший наибольшую цену за право на заключение договора аренды при условии выполнения условий конкурса, а победителем аукциона - участник, предложивший наибольшую цену за право на заключение договора аренды, либо участник, предложивший наибольший размер арендной платы, т.е. в нарушении требований статьи 447 Гражданского кодекса РФ признают доминирующим фактором определения победителя конкурса (аукциона) исключительно предложенную претендентами цену договора.

Следует согласиться и с доводами прокурора о наличии в оспариваемой норме пункта 4 Положения коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктами «б» и «в» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96 в связи с тем, что определение необходимости установления условий по использованию имущества, когда торги проводятся в виде конкурса, устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, противоречит федеральному закону в силу наличия коррупциогенного фактора, предусмотренного пп. "а" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормы Положения противоречат федеральному законодательству, что является основанием для признания оспариваемых норм противоречащими федеральному законодательству и недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.

6


7

Руководствуясь

статьями

175-178,

215

Кодекса

административного судопроизводства Российской Федерации, Челябинский областной суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление прокурора Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления Златоустовского городского округа Челябинской области удовлетворить.

Признать пункты 4, 8, 9 Положения о продаже муниципального имущества и продаже права аренды муниципального имущества Златоустовского городского округа, утвержденного решением Собранием депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 14 мая 2015 года № 28-ЗГО не соответствующими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий

Туркова Г.Л.

7