ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № ГП-000299-01/16 от 06.09.2016 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Поделу№За-251 /2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«06» сентября 2016 г. Челябинский областной суд в составе:

председательствующего судьи Турковой Г.Л., при секретаре Дюсембаеве А.А.,

с участием прокурора Прокуратуры Челябинской области Копцовой О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда административное дело по административному исковому заявлению администрации Петропавловского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области к Совету депутатов Петропавловского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области об оспаривании в нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления и

УСТАНОВИЛ:

Администрация Петропавловского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области обратился в суд с админисративным исковым заявлением к Совету депутатов Петропавловского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области об оспаривании в нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления и просила признать протиюречащими федеральному законодательству и недействующими со дня издания решения Совета депутатов Петропавловского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области от 25 ноября 2015 года № 10, ссылаясь на нарушение процедуры его принятия и компетенции администрации сельского поселения, несоответствие федеральному и иному законодательству, имеющему большую юридическую силу - абз.2 ч. 2 ст.7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 3 ст. 35 Устава Петропавловского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области.

В судебном заседании Глава администрации Петропавловского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области Огородников В.А. и представитель администрации Суханов О.А. заявленные требования поддержали.

Совет депутатов Петропавловского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области в судебное заседание своего представителя, полномочия которого оформлены в

1


соответствии с требованиями ст. 5 5 Кодекса административного судопроизводства РФ, не направил. Извещение о времени и месте рассмотрения дела получено 26 августа 2016 года. Заявлений и ходатайств не поступило, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Выслушав пояснения представителей административного истца, заключение прокурора, полагавшей о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, изучив представленные суду письменные доказательства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по всем имеющим значение основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 130, частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В силу положений части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта в суд может обратиться орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию.

Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 387 Налогового кодекса РФ).

2


Решением Совета депутатов Петропавловского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области от 25 ноября 2015 года № 10 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Петропавловского сельского поселения № 27 от 07 апреля 2011 года «Об установлении земельного налога», которым пункты 2, подпункт 1, абзацы 1 и 3 изложены в новой редакции.

Данное решение опубликовано в газете «Красный Уралец», №92 от 28 ноября 2015 года.

Пункт 3 решения предусматривал, что решение вступает в силу с момента его официального опубликования в газете «Красный Уралец» и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

Анализ положений решения Совета депутатов Петропавловского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области от 25 ноября 2015 года № 10 в действующей редакции позволяет сделать вывод о том, что данным решением внесены изменения в части установления ставки земельного налога на территории Петропавловского сельского поселения и установлена новая налоговая ставка в размере 0,15 процента (ранее действовала ставка 0,3 процента).

Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 10 пункт 3 и частью 12 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ закреплено, что установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. При этом нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного

3


бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Аналогичная норма содержится в п.З ч. 1 и с. 3 ст. 25 Устава Петропавловского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области, зарегистрированного ГУ МЮ РФ по Уральскому федеральному округу 21 марта 2006 года № RU 745063072006001.

Следовательно, действующим законодательством предусмотрен порядок внесения в представительный орган муниципального образования проектов муниципальных правовых актов, касающихся системы местных налогов и сборов, а также связанных с осуществлением расходов из средств местного бюджета. Такие проекты вносятся только по инициативе главы местной администрации либо при наличии его заключения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что решение Совета депутатов Петропавловского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области от 25 ноября 2015 года № 10 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Петропавловского сельского поселения № 27 от 07 апреля 2011 года «Об установлении земельного налога» было принято представительным органом в нарушение требований части 10 пункта 3 и части 12 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, п.З чЛ и с. 3 ст. 25 Устава Петропавловского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области, поскольку для принятия такого решения не только глава местной администрации не выступал с инициативой такого решения, но и сам проект в письменной форме не вносился, заключение на него от администрации получено не было, а само решение принято по инициативе депутатов на основании сообщения депутата Старковой Н.А.

Данные обстоятельства подтверждены письменными пояснениями депутатов Совета депутатов Петропавловского сельского поселения Плотниковой Е.А., Коробейщикова М.Н., действующего председателя Совета депутатов Петропавловского сельского поселения Старковой Н.А., показаниями свидетеля Плотниковой Е.А., допрошенной в ходе судебного разбирательства.

Административный ответчик в нарушение требований подпункта "в" пункта 2 части 8 и части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представил суду доказательств соблюдения нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, доводы административного истца по существу не оспаривает.

4


При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт принят с нарушением процедуры (порядка) принятия, противоречит нормативным правовым актам федерального и муниципального уровня, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы административного истца как органам местного самоуправления по вопросу.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта в случае признания административного искового заявления обоснованным судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части и признании оспариваемого нормативного правового акта полностью или в части не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (пункт 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

С учетом положений части 1 стать 391 Налогового кодекса РФ, согласно которой налоговая база земельного налога определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и статьи 397 налогового кодекса РФ, согласно которой земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, п. 6 решения Совета депутатов Петропавловского сельского поселения № 27 от 07 апреля 2011 года «Об установлении земельного налога», устанавливающего итоговым сроком уплаты земельного налога для организаций и индивидуальных предпринимателей 10 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также учитывая, что сроки уплаты земельного налога за 2015 год истекли, считает необходимым признать оспариваемый нормативный акт недействующим с начала текущего налогового периода, т.е. с 01 января 2016 года.

Признание оспариваемого нормативного акта недействующим с 01 января 2016 года будет способствовать определенности в объеме налоговых обязательств, стабильности в земельных и бюджетных правоотношениях, не нарушит условное равновесие между интересами налогоплательщиков -граждан и организаций, исполнивших свои налоговый обязательства в объеме, предусмотренном нормативным актом, действующим на момент наступления срока уплаты земельного налог и фискально-бюджетными интересами местного самоуправления.

5


Суд также считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность опубликовать в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт, сообщение о настоящем решении.

Руководствуясь статьями 174-178, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Челябинский областной суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление администрации Петропавловского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области удовлетворить.

Признать решение Совета депутатов Петропавловского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области от 25 ноября 2015 года № 10 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Петропавловского сельского поселения № 27 от 07 апреля 2011 года «Об установлении земельного налога» противоречащим федеральному законодательству и недействующим с 01 января 2016 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Обязать Совет депутатов Петропавловского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области опубликовать в газете «Красный Уралец» сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Председательствующий

Туркова Г.Л.

6