Дело№За-11/2017 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 30 января 2017 года г. Челябинск Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Знамеровского Р.В. при секретаре Волошиной А.А., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению администрации г.Магнитогорска об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, УСТАНОВИЛ: Администрация г.Магнитогорска Челябинской области обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом изменений) об установлении по состоянию на 01 октября 2014 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:33:0203001:315 (площадью 100015,0 кв.м.), относящегося к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: спортивно-оздоровительный комплекс, гостиница, расположенная по адресу: Челябинская область, г.Магнитогорск, вдоль ул. Гагарина, жилой район Западный-1, равной его рыночной стоимости - 90 792 620 рублей. Исковые требования основаны на том, что административный истец как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделен полномочиями по управлению и распоряжению вышеуказанным объектом недвижимости, при этом ввиду отсутствия утвержденных показателей кадастровой стоимости земельного участка административный истец не может в настоящий период им распоряжаться, в частности, путем предоставления его в аренду третьим лицам, что нарушает его права и законные интересы. На основании чего, ссылаясь на отчет об определении рыночной стоимости земельного участка от 07 сентября 2016 года № ВО 128-08-16, выполненный ООО «Вектор оценки», просит установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости. В судебном заседании представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области ФИО1, Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области ФИО2 требования административного истца не признали. Представитель административного истца администрации г.Магнитогорска Челябинской области, представители заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области, ООО «Арена-М», будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились. Дело в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) рассмотрено в их отсутствие. | ||
2 | ||
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям. В соответствии со ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в РФ», государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. На территории Челябинской области в 2015 году проведена очередная государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов по состоянию на 01 октября 2014 года. В силу положений КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам гл. 25 настоящего Кодекса. Как установлено ч.2 ст.245 КАС РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Согласно ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.12.2016 в отношении земельного участка площадью 100015,0 кв.м. с кадастровым номером 74:33:0203001:315, расположенного по адресу: Челябинская область, г.Магнитогорск, вдоль ул. Гагарина, жилой район Западный-1, сведения о правопритязаниях отсутствуют. | ||
3 | ||
Согласно ответу на судебный запрос ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области от 19 декабря 2016 года №19608 земельный участок с кадастровым номером 74:33:0203001:315 поставлен на государственный кадастровый учет 24 июля 2014 года, то есть до формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в связи с чем в перечень не включен (л.д.204-205). Из кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 15 июля 2016 года следует, что кадастровая стоимость спорного земельного участка не установлена (л.д.39). Постановлением администрации г.Магнитогорска Челябинской области №892 ] -П от 25 июля 2016 года вышеуказанный земельный участок предоставлен ООО «Арена-М» в аренду на срок 10 лет, комитету по управлению имуществом и земельным отношениям поручено оформить договор аренды земельного участка. Сведения о заключении такого договора в материалах дела отсутствуют. В соответствии с представленным административным истцом отчетом об определении рыночной стоимости земельного участка от 07 сентября 2016 года № ВО 128-08-16, выполненным ООО «Вектор оценки», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:33:0203001:315, определена по состоянию на 01 октября 2014 года и составляет 90 792 620 рублей (л.д.42-96). Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона №135-Ф3. Таким образом, в ходе судебного разбирательства было установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:33:0203001:315 не определена, государственный кадастр недвижимости | ||
4 | ||
таких сведений не содержит, что свидетельствует об отсутствии предмета спора, и как следствие, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования. При этом, доводы администрации г.Магнитогорска Челябинской области о нарушении права муниципального образования на распоряжение земельным участком (заключение договора аренды) ввиду отсутствия утвержденных показателей его кадастровой стоимости подлежат отклонению в силу нижеследующего. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются, соответственно, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в спорный период) было установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон Челябинской области от 24 апреля 2008 года № 257-30 «О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», устанавливает на территории Челябинской области порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением тех земельных участков, размер арендной платы за использование которых определяется в порядке, установленном федеральным законодательством. Размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется по формуле, установленной в п. 1 ст. 1 указанного Закона Челябинской области, которая включает в себя значение кадастровой стоимости земельного участка. Законом Челябинской области «О внесении изменений в статью 1 Закона Челябинской области «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не | ||
5 | ||
разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов» от 02 ноября 2016 года №444-30 порядок определения размера арендной платы земельных участков дополнен п.1.2., согласно которому если сведения о кадастровой стоимости земельного участка не внесены в Единый государственный реестр недвижимости на дату расчета (перерасчета) арендной платы, размер кадастровой стоимости земельного участка рассчитывается как произведение площади земельного участка и удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующей категории и вида разрешенного использования, который установлен по результатам государственной кадастровой оценки (далее - удельный показатель кадастровой стоимости земель) для соответствующего населенного пункта, городского округа или муниципального района. Если для населенного пункта, в границах которого расположен арендуемый земельный участок, удельный показатель кадастровой стоимости земель не определен, размер кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с абзацем первым настоящей части рассчитывается как произведение площади земельного участка и удельного показателя кадастровой стоимости земель для городского округа или муниципального района, в границах которого расположен арендуемый земельный участок. Если для городского округа или муниципального района, в границах которого расположен арендуемый земельный участок, удельный показатель кадастровой стоимости земель не определен, размер кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с абзацем первым настоящей части рассчитывается как произведение площади земельного участка и удельного показателя кадастровой стоимости земель по Челябинской области. С учетом указанных выше обстоятельств, суд приходит к выводу, что действующим законодательством предусмотрена возможность заключения административным истцом соответствующего договора аренды и при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка, а при таких обстоятельствах отсутствует субъективное нарушение прав и законных интересов заявителя. Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд, РЕШИЛ : В удовлетворении требования Администрации г.Магнитогорска об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:33:0203001:315, расположенного по адресу: Челябинская область, г.Магнитогорск, вдоль ул. Гагарина, жилой район Западный-1, в размере 90 792 620 рублей, по состоянию на 01 октября 2014 года отказать. Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. | ||
Председательствующий | ||