Дело№За-8/2017 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 09 января 2017 года г. Челябинск Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Знамеровского Р.В. при секретаре Дюсембаеве А.А., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Аякс-Екатеринбург» об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства равной рыночной стоимости, установил: . ООО «Аякс-Екатеринбург» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 03 июня 2016 года кадастровой стоимости находящегося в его собственности объекта капитального строительства - нежилого помещения №4 (часть нежилого здания «Гипермаркет») торговый комплекс с кадастровым номером 74:36:0704001:68, площадью 3109,2 кв.м,, расположенного по адресу: <...> зданий, равной рыночной стоимости в размере 72 302 000 руб. В обоснование указано, что кадастровая стоимость объекта капитального строительства в размере 134 081 171,89 руб. превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом оценщика в заявленном размере, что нарушает права истца, как плательщика налога на имущество. В судебном заседании представитель административного истца ООО «Аякс-Екатеринбург» ФИО1 требования поддержала. Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Челябинской области ФИО2 оставила на усмотрение суда оценку доказательств по делу. Представители административных ответчиков ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области, Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области, заинтересованного лица Администрации г.Челябинска, будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились. Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в их отсутствие. Выслушав лиц, принявших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению. В целях создания условий для введения местного налога на недвижимость в 2010 - 2012 годах на территории Российской Федерации проведена государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства. | ||
2 | ||
Статьей 245 КАС РФ, статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено право юридических лиц и граждан обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сам по себе факт установления рыночной стоимости объекта недвижимости отличной от его кадастровой стоимости не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов государственной кадастровой оценки. Как следует из материалов дела ООО «Аякс-Екатеринбург» является собственником объекта капитального строительства - нежилого помещения №4 (часть нежилого здания «Гипермаркет») торговый комплекс с кадастровым номером 74:36:0704001:68, площадью 3109,2 кв.м., расположенного по адресу: <...>. В силу части 1 статьи 376 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении имущества определяется как его кадастровая стоимость. Поскольку ООО «Аякс-Екатеринбург» является плательщиком налога на имущество организаций, определением кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости затрагиваются его права и обязанности. Предусмотренный статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности досудебный порядок урегулирования спора истцом соблюден. Заявление ООО «Аякс-Екатеринбург» от 26.10.2016 года Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Челябинской области было отклонено, о чем был дан ответ №74-2016/19527 от 31.10.2016 года. Действовавшие на 1 января календарного года, в котором подано заявление, т.е. на 01.01.2016 года результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого фондов на территории Челябинской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости утверждены Приказом Министерства имущества и природных ресурсов | ||
3 | ||
Челябинской области № 133-П от 24.09.2012 г., согласно которому кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 74:36:0704001:68 определена в размере 134 081 171,89 руб. по состоянию на 11.12.2011. Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области № 170-П от 22.07.2015 года утверждены новые результаты кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого фондов на территории Челябинской области по состоянию на 01 марта 2015 года, кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 74:36:0704001:68 определена в размере 138 104 403,64 руб., сведения внесены в ГКН 26.08.2016. Как указывается в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются. Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности). Как указывается в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, рассматриваемые требования ООО «Аякс-Екатеринбург», обратившегося в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Челябинской области в 2016 году, об установлении кадастровой стоимости указанного выше объекта капитального строительства равной рыночной, могут быть удовлетворены по состоянию на 11.12.2013 года на период с 01 января 2016 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки. | ||
4 | ||
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть II статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности). Частью 1 статьи 11 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки. Для целей применения Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства; под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3). В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Обращаясь в суд с настоящим заявлением, ООО «Аякс-Екатеринбург» представило отчет об оценке №16/10-2016, выполненный оценщиком ООО «Аванта Вест» - Л.В.В., которая является членом СРО ООО «Российское общество оценщиков», а также положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» №3391/2016/8 от 26.10.2016 года, которым подтверждена стоимость объекта оценки, определенная в отчете. Согласно указанному отчету рыночная стоимость объекта недвижимости составляет 72 302 000 рублей по состоянию на 11 декабря 2013 года. Размер рыночной стоимости объекта недвижимости, подтвержденный вышеуказанным отчетом и положительным экспертным заключением, административными ответчиками и заинтересованными лицами не оспаривался. О назначении экспертизы в порядке статьи 77 КАС РФ стороны не ходатайствовали. Оценивая в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ представленные истцом доказательства рыночной стоимости объекта капитального строительства, суд находит их достоверными, отвечающими требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, а также принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. Судом существенных нарушений требований к порядку проведения оценки и осуществления оценочной | ||
5 | ||
деятельности, определяемых стандартами оценочной деятельности, в том числе федеральными стандартами оценки (ФСО №1 - «Общие понятия оценки. Подходы и требования к проведению оценки», утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N 297; ФСО № 2 «Цель оценки и виды стоимости», утв. приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 298; ФСО № 3 «Требования к отчету об оценке», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 г. N 299; ФСО № 4 «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 г. № 508; ФСО № 5 «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 4 июля 2011 г. № 328; ФСО № 6 «Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 7 ноября 2011 г. № 628; ФСО № 7 - «Оценка недвижимости», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 г. №611, а также стандартами и правилами оценочной деятельности (статья 20 Закона об оценочной деятельности) не установлено. Кадастровая стоимость объекта недвижимости существенно превышает его рыночную стоимость на ту же дату, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению. Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд решил: Требование Общества с ограниченной ответственностью «Аякс-Екатеринбург» удовлетворить. Пересмотреть кадастровую стоимость объекта капитального строительства нежилого помещения №4 (часть нежилого здания «Гипермаркет») торговый комплекс с кадастровым номером 74:36:0704001:68, площадью 3109,2 кв.м., расположенного по адресу: <...>, установив её равной рыночной стоимости в размере 72 302 000 рублей по состоянию на 11 декабря 2013 года на период с 1 января 2016 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки. Датой подачи заявления считать 26 октября 2016 года. Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. | ||
Председательствующий | ||