ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № ГП-000443-02/16 от 19.01.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№За-4/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2017 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Знамеровского Р.В. при секретаре Дюсембаеве А.А., рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства равной рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ :

ФИО3 и ФИО2 обратились 21 ноября 2016 года в суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 11 декабря 2011 года кадастровой стоимости находящихся в их долевой собственности объектов капитального строительства - нежилых помещений:

1) №23 (цех), назначение производственное, с кадастровым номером ***, площадью 63,7 кв.м., расположенного по адресу: ***, установив равной рыночной стоимости в размере ***руб.;

2) №24 (склад), назначение производственное, с кадастровым номером ***, площадью 48 кв.м., расположенного по адресу: ***, установив равной рыночной стоимости в размере *** руб.;

3) №42, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 244,2 кв.м., расположенного по адресу: ***, установив равной рыночной стоимости в размере ***руб.;

4) №44, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 253,5 кв.м., расположенного по адресу: ***, установив равной рыночной стоимости в размере ***руб.;

5) №45, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 250,6 кв.м., расположенного по адресу: ***, установив равной рыночной стоимости в размере ***руб.;

6) №48, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 112,9 кв.м., расположенного по адресу: ***, установив равной рыночной стоимости в размере *** руб.;

7) №49, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 307,7 кв.м., расположенного по адресу: ***, установив равной рыночной стоимости в размере ***руб.;


2

8) №50, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 819,9 кв.м., расположенного по адресу:

***, установив равной рыночной стоимости в размере *** руб.;

9) №54, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 1391 кв.м., расположенного по адресу: ***, установив равной рыночной стоимости в размере ***руб.;

10) №55, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 59,9 кв.м., расположенного по адресу: <...>

д. 25, установив равной рыночной стоимости в размере ***руб.;

11) №56, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 580,8 кв.м., расположенного по адресу: ***, установив равной рыночной стоимости в размере ***руб.;

12) №57, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 249,2 кв.м., расположенного по адресу: ***, установив равной рыночной стоимости в размере ***руб.;

13) №58, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 401,8 кв.м., расположенного по адресу: ***, установив равной рыночной стоимости в размере ***руб.;

14) №60, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 409,1 кв.м., расположенного по адресу: ***, установив равной рыночной стоимости в размере ***руб.;

15) №61, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 427,7 кв.м., расположенного по адресу: ***, установив равной рыночной стоимости в размере ***руб.

В обоснование иска указано, что административные истцы являются собственниками названных объектов недвижимости в равных долях, поскольку имеется существенное различие между кадастровой стоимостью объектов недвижимости и их рыночной стоимостью, то это приводит к завышению налоговых платежей, в связи с чем нарушаются права истцов, как плательщиков налога на имущество.

Административные истцы ФИО3, ФИО2 в судебное заседания не явились, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области, представители заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области,


3

администрации г.Челябинска, будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились. Дело в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) рассмотрено в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 402 Налогового Кодекса РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

В целях создания условий для введения местного налога на недвижимость в 2010 - 2012 годах на территории Российской Федерации проведена государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства.

Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ).

Нормами данного Федерального закона предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.

Статьей 245 КАС РФ, ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено право юридических лиц и граждан обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сам по себе факт установления рыночной стоимости объекта недвижимости, отличной от его кадастровой стоимости, не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов государственной кадастровой оценки.


4

Как следует из материалов дела ФИО3 и ФИО2 в равных долях, являются собственниками объектов капитального строительства - нежилых помещений, расположенных по адресу: ***:

1) №23 (цех), назначение производственное, с кадастровым номером ***, площадью 63,7 кв.м.;

2) №24 (склад), назначение производственное, с кадастровым номером ***, площадью 48 кв.м.;

3) №42, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 244,2 кв.м.;

4) №44, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 253,5 кв.м.;

5) №45, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 250,6 кв.м.;

6) №48, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 112,9 кв.м.;

7) №49, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 307,7 кв.м.;

8) №50, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 819,9 кв.м.;

9) №54, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 1391 кв.м.;

10) №55, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 59,9 кв.м.;

11) №56, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 580,8 кв.м.;

12) №57, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 249,2 кв.м.;

13) №58, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 401,8 кв.м.;

14) №60, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 409,1 кв.м.;

15) №61, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 427,7 кв.м.

По результатам государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в отношении вышеуказанных объектов недвижимости установлена кадастровая стоимость, по состоянию на 11 декабря 2011 года:

1) №23 (цех) с кадастровым номером ***определен в размере *** руб. ( кадастровая справка от 26 августа 2016 года -л.д. 99);

2) №24 (склад) с кадастровым номером ***определен в размере ***руб. (кадастровая справка от 26 августа 2016 года -л.д. ЮО);


5

3) №42 с кадастровым номером *** определен в размере *** руб. (кадастровая справка от 26 августа 2016 года-л.д. 101);

4) №44 с кадастровым номером *** определен в размере *** руб. (кадастровая справка от 26 августа 2016 года -л.д. 102);

5) №45 с кадастровым номером *** определен в размере *** руб. (кадастровая справка от 26 августа 2016 года-л.д. 103);

6) №48 с кадастровым номером *** определен в размере *** руб. (кадастровая справка от 26 августа 2016 года -л.д. 104);

7) №49 с кадастровым номером *** определен в размере *** руб. (кадастровая справка от 26 августа 2016 года -л.д. 105);

8) №50 с кадастровым номером *** определен в размере *** руб. (кадастровая справка от 26 августа 2016 года -л.д. 106);

9) №54 с кадастровым номером *** определен в размере *** руб. (кадастровая справка от 26 августа 2016 года -л.д. 107);

10) №55 с кадастровым номером *** определен в размере *** руб. (кадастровая справка от 26 августа 2016 года -л.д. 108);

11) №56 с кадастровым номером ***определен в размере *** руб. (кадастровая справка от 26 августа 2016 года -л.д. 109);

12) №57 с кадастровым номером *** определен в размере ***руб. (кадастровая справка от 26 августа 2016 года -л.д. 110);

13) №58 с кадастровым номером *** определен в размере ***руб. (кадастровая справка от 26 августа 2016 года -л.д. 111);

14) №60 с кадастровым номером *** определен в размере

***руб. (кадастровая справка от 26 августа 2016 года -л.д. 112);

15) №61 с кадастровым номером *** определен в размере

*** руб. (кадастровая справка от 26 августа 2016 года -л.д. 113).

Поскольку ФИО3 и ФИО2 являются плательщиками налога на имущество, определением кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости затрагиваются их права и обязанности.

Действовавшие на 1 января календарного года, в котором подано заявление, то есть на 01 января 2016 года, результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого фондов на территории Челябинской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости утверждены Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области № 133-П от 24 сентября 2012 года.

Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области № 170-П от 22 июля 2016 года утверждены новые результаты кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого фондов на территории Челябинской области по состоянию на 01 марта 2015 года, кадастровая стоимость объектов капитального строительства определена - нежилые помещения:

1) №23 (цех) с кадастровым номером ***в размере ***руб.;

2) №24 (склад) с кадастровым номером ***в размере ***руб.;


6

3) №42 с кадастровым номером *** в размере ***руб.;

4) №44 с кадастровым номером *** в размере ***руб.;

5) №45 с кадастровым номером *** в размере ***руб.;

6) №48 с кадастровым номером *** в размере ***руб.;

7) №49 с кадастровым номером *** в размере ***руб.;

8) №50 с кадастровым номером *** в размере ***

руб.;

9) №54 с кадастровым номером *** в размере ***

руб.;

10) №55 с кадастровым номером *** в размере ***руб.;

11) №56 с

кадастровым

номером

***

в

размере

***руб.;

12) №57 с

кадастровым

номером

***

в

размере

***руб.;

13) №58 с

кадастровым

номером

***

в

размере

25 092 088,56 руб.;

14) №60 с

кадастровым

номером

***

в

размере

25 520 750,30 руб.;

15) №61 с

кадастровым

номером

***

в

размере

***руб. (л.д.255-257).

Как указывается в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в соответствии с п. 7 ст.4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются. Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Как указывается в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст.5 Налогового Кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего


7

результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, рассматриваемые требования ФИО3 и ФИО2 об установлении кадастровой стоимости вышеуказанного объекта капитального строительства равной его рыночной стоимости, могут быть удовлетворены по состоянию на 11 декабря 2011 года, на период с 01 января 2016 года по дату внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч. 11 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Частью 1 ст. 11 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.

Для целей применения Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства; под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (ст. 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Обращаясь в суд с настоящим заявлением, ФИО3 и ФИО2 представили отчет об оценке № 240/2015 (л.д. 115-238), выполненный оценщиком ИП П.Н.В., который является членом СРО ООО «Российское общество оценщиков» (л.д. 163), а также положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» № 014-2015, которым подтверждена стоимость объекта оценки, определенная в отчете (л.д. 7-32).

Согласно указанному отчету рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 11 декабря 2011 года определена в следующем размере:


1) №23 (цех) с кадастровым номером ***в размере ***руб.;

2) №24 (склад) с кадастровым номером ***в размере ***руб.;

3) №42 с кадастровым номером ***в размере ***

руб.;

4) №44 с кадастровым номером *** в размере ***руб.;

5) №45 с кадастровым номером *** в размере ***

руб.;

6) №48 с кадастровым номером *** в размере *** руб.;

7) №49 с кадастровым номером *** в размере ***

руб.;

8) №50 с кадастровым номером *** в размере ***

руб.;

9) №54 с кадастровым номером *** в размере ***руб.;

10) №55 с кадастровым номером *** в размере ***

руб.;

11) №56 с кадастровым номером ***в размере ***руб.;

12) №57 с кадастровым номером *** в размере ***

руб.;

13) № 58 с кадастровым номером *** в размере ***

руб.;

14) № 60 с кадастровым номером *** в размере ***

руб.;

15) №61 с кадастровым номером *** в размере ***

руб.

Размер рыночной стоимости объектов недвижимости, подтвержденный вышеуказанным отчетом и положительным экспертным заключением, административными ответчиками и заинтересованными лицами не оспаривался. О назначении экспертизы в порядке ст. 77 КАС РФ стороны не ходатайствовали.

Оценивая в соответствии с положениями ст. 84 КАС РФ представленные истцом доказательства рыночной стоимости объекта капитального строительства, суд находит их достоверными, отвечающими требованиям, установленным ст. 11 Закона об оценочной деятельности, а также принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. Судом существенных нарушений требований к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности, определяемых стандартами оценочной деятельности, в том числе федеральными стандартами оценки (ФСО №1 - «Общие понятия оценки. Подходы и требования к проведению оценки», утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 года № 297; ФСО


9

№ 2 «Цель оценки и виды стоимости», утв. приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298; ФСО № з «Требования к отчету об оценке», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 299; ФСО № 4 «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 года № 508; ФСО № 5 «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 4 июля 2011 года № 328; ФСО № 6 «Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 7 ноября 2011 года №628; ФСО № 7 - «Оценка недвижимости», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 года №611, а также стандартами и правилами оценочной деятельности (ст. 20 Закона об оценочной деятельности) не установлено.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости существенно превышает их рыночную стоимость на ту же дату, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ :

Требования ФИО1, ФИО2 удовлетворить.

Пересмотреть кадастровую стоимость объектов капитального строительства по состоянию на 11 декабря 2011 года:

1) нежилого помещения №23 (цех), назначение производственное, с кадастровым номером ***, площадью 63,7 кв.м., расположенного по адресу: ***, установив её равной рыночной стоимости в размере ***;

2) нежилого помещения №24 (склад), назначение производственное, с кадастровым номером ***, площадью 48 кв.м., расположенного по адресу: ***, установив её равной рыночной стоимости в размере *** рублей;

3) нежилого помещения №42, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 244,2 кв.м., расположенного по адресу: ***, установив её равной рыночной стоимости в размере ***рублей;

4) нежилого помещения №44, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 253,5 кв.м., расположенного по адресу: ***, установив её равной рыночной стоимости в размере ***рублей;

5) нежилого помещения №45, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 250,6 кв.м., расположенного по адресу: ***, установив её равной рыночной стоимости в размере ***рублей;

6) нежилого помещения №48, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 112,9 кв.м., расположенного по адресу:


10

***, установив её равной рыночной стоимости в размере *** рублей;

7) нежилого помещения №49, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 307,7 кв.м., расположенного по адресу: ***, установив её равной рыночной стоимости в размере ***рублей;

8) нежилого помещения №50, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 819,9 кв.м., расположенного по адресу: ***, установив её равной рыночной стоимости в размере ***рублей;

9) нежилого помещения №54, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 1391 кв.м., расположенного по адресу: ***, установив её равной рыночной стоимости в размере ***рублей;

10) нежилого помещения №55, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 59,9 кв.м., расположенного по адресу: ***, установив её равной рыночной стоимости в размере ***рублей;

11) нежилого помещения №56, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 580,8 кв.м., расположенного по адресу: ***, установив её равной рыночной стоимости в размере ***рублей;

12) нежилого помещения №57, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 249,2 кв.м., расположенного по адресу: ***, установив её равной рыночной стоимости в размере ***рублей;

13) нежилого помещения №58, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 401,8 кв.м., расположенного по адресу: ***, установив её равной рыночной стоимости в размере ***рублей;

14) нежилого помещения №60, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 409,1 кв.м., расположенного по адресу: ***, установив её равной рыночной стоимости в размере ***рублей;

15) нежилого помещения №61, назначение нежилое, с кадастровым номером ***, площадью 427,7 кв.м., расположенного по адресу: ***, установив её равной рыночной стоимости в размере ***рублей.

Кадастровая стоимость, установленная настоящим решением суда, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления считать 21 ноября 2016 года.


11

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий