Дело№За-58/2017 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 марта 2017 года г. Челябинск Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И при секретаре Шагеевой О.В. с участием прокурора Челябинской областной прокуратуры Никитиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гудкова В.В., Григорьева В.Г., Антонова А.В. об оспаривании нормативно-правового акта, установил: Гудков В.В., Григорьев В.Г. и Антонов А.В. обратились в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее - ГК «ЕТО ЧО») №61/1 от 26.12.2014 г. «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях Златоустовского городского округа». В последующем Гудков В.В., Григорьев В.Г. и Антонов А.В. требования уточнили, просив признать постановление ГК «ЕТО ЧО» №61/1 от 26.12.2014 г. незаконным, недействующим со дня его принятия в связи с утверждением средневзвешенного норматива в нарушение постановления Правительства РФ №306 от 23.05.2006 г., завышения средневзвешенного норматива отопления на 31,1 %. В судебном заседании административные истцы Гудков В.В., Григорьев В.Г. и Антонов А.В., их представители Мухометьярова О.И. и Михайлов И.А. требования поддержали. Представители административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее -Министерства) - Миклина Ю.Б., заинтересованного лица Муниципального унитарного предприятия «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа - Рунихина И.В. против их удовлетворения возражали. Заинтересованное лицо Администрация Златоустовского городского округа Челябинской области, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явилось, причины неявки не сообщило. Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в его отсутствие. Изучив материалы дела, допросив в качестве специалиста сотрудника Министерства Дрыга А.А., заслушав заключение прокурора Никитиной Н.В., поддержавшей административные исковые требования, суд находит их подлежащими удовлетворению. | ||
2 | ||
Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" № 190-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено нормативное правовое регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям (пункт 1 части 2 статьи 5, часть 3 статьи 7, пункт 4 части 1 статьи 8 этого Федерального закона). В силу пп. 1 и 2 п. 7, пп. 19 п. 8 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 г. №300, основными задачами Министерства является установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и теплоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, Челябинской области и настоящим Положением; соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (мощности), а также теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии (мощности) на территории Челябинской области. В функции Министерства входит установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов. До 01 января 2015 года в соответствии с постановлением Губернатора Челябинской области от 01.09.2004 г. №477 «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» вышеуказанные полномочия осуществлялись ГК «ЕТО ЧО», который подпунктом 3 пункта 4 постановления Губернатора Челябинской области № 157 от 27.10.2014 года «О структуре органов исполнительной власти Челябинской области» переименован в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области. Оспариваемым постановлением ГК «ЕТО ЧО» №61/1 от 26.12.2014 г. утверждены с применением расчетного метода и введены в действие с 1 января 2015 года нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях Златоустовского городского округа Челябинской области: - из расчета оплаты в течение 8 месяцев в году в размере 0,0325 ГКал на 1 кв. м в месяц; - из расчета оплаты в течение 12 месяцев в году в размере 0,0217 ГКал на 1 кв. м в месяц. Указанный нормативно-правовой акт опубликован в газете «Южноуральская панорама» № 210/1 от 29.12.2014 г. (спецвыпуск N 63/1). | ||
3 | ||
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила № зоб), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию. В соответствии с пунктом 11 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к настоящим Правилам. Согласно пунктам 13, 19 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к данным правилам. Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства | ||
4 | ||
многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 22 Правил № 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений. Из совокупности перечисленных норм права следует, что субъект Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод только в том случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений. Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 32 - 42 Правил № 306. Допустимых и достоверных доказательств невозможности применения метода аналогов при утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях Златоустовского городского округа Челябинской области суду не представлено. Довод административного ответчика об установленной постановлением ГК ЕТО Челябинской области от 29.12.2014 г. № 62/1 возможности применять на территории Челябинской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению до 1 июля 2016 года порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года №307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года, не свидетельствует о возможности произвольного выбора регулирующим органом расчетного метода, без соблюдения вышеперечисленных условий его применения. | ||
5 | ||
Из отзыва Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области следует, что для реализации возможности расчета нормативов по отоплению методом аналогов для всех категорий многоквартирных домов и жилых домов ГК «ЕТО ЧО» запрашивал необходимые сведения о типах жилых домов, годах постройки, этажности, площадях, материалах и тепловой нагрузке в администрации Златоустовского городского округа. В полученном ответе отсутствовали сведения о показателях коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии на отопление в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными, техническими параметрами и степень благоустройства, в связи с чем по причине ограниченности сроков принятия нормативов ГК «ЕТО ЧО» было принято решение о применении для определения норматива отопления расчетного метода. При этом, судом установлено, что информация, необходимая для применения метода аналогов при расчете норматива, запрошена у органов местного самоуправления и ресурсоснабжающих организаций не в полном объеме. При формировании норматива не были сделаны запросы в управляющие компании о наличии приборов учета коммунального ресурса, а также возможного проведения предварительного выбора по каждому типу многоквартирного дома с аналогичными конструктивными и технологическими параметрами. ГК «ЕТО ЧО» не предприняты необходимые меры для установления факта отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах и жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений, не осуществлены в полном объеме и установленной последовательности действия, предусмотренные разделом V Правил № 306. В доказательство экономической обоснованности оспариваемых тарифов, утвержденных постановлением ГК «ЕТО ЧО» №61/1 от 26.12.2014 г., было представлено Экспертное заключение по расчету нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях Златоустовского городского округа от 24.12.2014 года (т.1 л.д.172-182). Как следует из протокола заседания Экспертного совета по тарифной политике Челябинской области от 22.12.2014 г. (т.2 л.д. 20-25), на котором ГК «ЕТО ЧО» было рекомендовано установить нормативы потребления коммунальной услуги на отопление в Златоустовском городском округе в размере равном средневзвешенной величине новых нормативов, рассчитанных для многоквартирных домов различной этажности, на указанном заседании помимо приглашенных лиц, присутствовали 7 членов Экспертного совета. | ||
6 | ||
Экспертный совет по тарифной политике в Челябинской области создан постановлением Губернатора Челябинской области от 08.12.2010 г. №401, также утвердившим его состав, который в действующей редакции постановления Губернатора Челябинской области от 25.10.2012 г. №299 составляет 18 человек. Этими постановлениями Губернатора Челябинской области утверждено Положение об Экспертном Совете по тарифной политике в Челябинской области, согласно п. 11 которого, заседание Совета правомочно, если на нём присутствуют не менее 50 процентов его состава. Таким образом, Экспертное заключение по расчету нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях Златоустовского городского округа от 24.12.2014 года было принято неправомочным составом. Указанное Экспертное заключение в главе 4 «Расчет норматива» отсылает к формулам №№ 18, 19 и 20 Правил № 306 и не содержит конкретных величин, использованных в этих формулах (т.1 л.д. 177). Выводы о невозможности применения метода аналогов на документах и соответствующих расчетах не основаны. Из ответа Администрации Златоустовского городского округа от 28.03.2013 г. на обращение Гудкова В.В. (т. 1 .л.д.220) следует, что ранее действовавшим постановлением Главы Златоустовского городского округа № 212-п от 01.06.2011 г. устанавливался ежемесячный норматив потребления услуги отопление при равномерной оплате за услугу в размере 0,0217 ГКал на 1 кв.м в месяц. Аналогичный норматив в таком же размере установлен и оспариваемым постановлением ГК «ЕТО ЧО» №61/1 от 26.12.2014 г. В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. Суд находит постановление ГК «ЕТО ЧО» №61/1 от 26.12.2014 г. подлежащим признанию недействующим, как принятое с нарушением требований федерального законодательства в связи с необоснованным применением расчетного метода для установления оспариваемых нормативов. Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт следует признать недействующим, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании | ||
7 | ||
нормативных правовых актов полностью или в части», о том, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Сообщение о принятии решении по делу должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт. В силу статьи 103 КАС РФ, пункта 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера подлежит оплате государственная пошлина в размере 300 рублей для физических лиц. При подаче настоящего иска Гудковым В.В., Григорьевым В.Г. и Антоновым А.В. госпошлина в указанном размере была оплачена, о чем свидетельствуют квитанции об оплате по **** рублей каждым истцом на общую сумму **** рублей. В соответствии с положениями статьи 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административных истцов подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины по **** рублей каждому. Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд решил: Административное исковое заявление Гудкова В.В., Григорьева В.Г., Антонова А.В. удовлетворить. Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» №61/1 от 26.12.2014 г. «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях Златоустовского городского округа». Возложить на Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области обязанность опубликовать сообщение о настоящем решении суда в газете «Южноуральская панорама» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу. | ||
8 | ||
Взыскать с Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области в пользу Гудкова В.В., Григорьева В.Г. и Антонова А.В. расходы по оплате государственной пошлины по 100 рублей каждому. Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Челябинский областной суд. | ||
Председательствующий: | ||