Дело №3а-316/2016 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 декабря 2016 года г. Челябинск Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. при секретаре Дюсембаеве А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области о ликвидации Челябинского регионального благотворительного общественного фонда «За природу», исключении сведений о нём из Единого государственного реестра юридических лиц, установил: Управление министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области (далее - Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Челябинского регионального благотворительного общественного фонда «За природу» (далее - Фонда), исключении сведений о нём из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), ссылаясь на многочисленные грубые нарушения действующего законодательства, допускаемые Фондом. В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержала. Представитель административного ответчика адвокат Лепехин А.Г. против удовлетворения административного иска возражал, настаивая на том, что Фонд занимается общественно-важной экологической деятельностью, которая не создает угрозы основам конституционного строя, нравственности, здоровью, правам и законным интересам других лиц, обеспечению обороны страны и безопасности государства. Председатель Совета Фонда ФИО2, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в его отсутствие. Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В силу абз. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон № 82-ФЗ) общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской | ||
2 | ||
Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами. Согласно статье 44 Федерального закона № 82-ФЗ основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются, в том числе, неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федераций (далее - ГК РФ) юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Сведения о создании Челябинского регионального благотворительного общественного фонда «За природу» были внесены в ЕГРЮЛ 14,10.2002 года Управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской области, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) - 1027400000430. Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Фонда, является ФИО2, занимающий должность председателя Совета. В период с 07.04.2014 года по 06.05.2014 года Управлением была проведена плановая документарная проверка в отношении Фонда, в ходе которой выявлены следующие нарушения: - в нарушение подп. «п» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют сведения о видах экономической деятельности, которыми занимается Фонд; - статья 1 Устава Фонд противоречит ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) в части определения целей благотворительной деятельности; - пункт 1 статьи 5 Устава не соответствует п. 2 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ в части определения вопросов, относящихся к компетенции высшего руководящего органа Фонда; - статья 12 Устава не соответствует ст. 62-63 ГК РФ в части определения порядка ликвидации Фонда; | ||
3 | ||
- в нарушение абз. 5 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ и подп. 1 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) на проверку не были представлены: документы, подтверждающие формирование Правления и протоколы его заседаний; протоколы заседаний Попечительского совета; материалы о количестве участников Фонда; материалы по конкретным направлениям деятельности Фонда и проводимым мероприятиям по выполнению уставных целей; материалы по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности. В связи с выявленными нарушениями законодательства в адрес Фонда 06.05.2014 года было вынесено предупреждение №74/02-2937, установлен срок для устранения нарушений - до 14.07.2014 года. В указанный срок выявленные при проведении плановой проверки нарушения в полном объеме устранены не были, в связи с чем в адрес Фонда 16.07.2014 года вынесено повторное предупреждение, установлен срок для устранения нарушений - до 08.09.2014 года. В этот срок нарушения в полном объеме также не были устранены, в связи с чем 11.09.2014 года в отношении Фонда вынесено предупреждение № 74/02-6217. Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района г. Челябинска от 25.12.2014 года Фонд признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей. К моменту рассмотрения дела судом нарушения, касающиеся необходимости внесения изменений в Устав Фонда в целях приведения его в соответствие с требованиями действующего законодательства, внесения в ЕГРЮЛ сведений о видах экономической деятельности, а также непредставления документов по финансово-хозяйственной деятельности, административным ответчиком также не устранены. Довод представителя административного ответчика о том, что в силу ст. 5 Устава конференция учредителей и участников Фонда проводится один раз в 5 лет, не свидетельствует о наличии непреодолимых препятствий для проведения внеочередной конференции Фонда с целью приведения Устава в соответствие с законом, на что административному ответчику указывалось еще в 2014 году. В силу ст. 11 Устава конференция, к чьей компетенции относится утверждение изменений и дополнений в Устав, считается полномочной, если на ней присутствует не менее 2/3 учредителей и участников. Согласно пояснениям сторон, участниками Фонда является 14 человек. Из них, согласно выписке из ЕГРЮЛ, учредителями ЧРБОФ «За природу» зарегистрировано 10 человек. | ||
4 | ||
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что на протяжении длительного времени Фонд продолжает грубо нарушать требования законодательства, что выражается в неустранении нарушений, выявленных при проведении проверок в рамках осуществления Управлением государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций, предусмотренного ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ. Кроме того, в период с 19.01.2015 года по 13.02.2015 года Управлением проведена внеплановая проверка Фонда на предмет выявления наличия (отсутствия) признаков осуществления деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 Федерального закона № 7-ФЗ реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. По результатам проверки распоряжением Минюста России от 06.03.2015 № 226-р Фонд включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (далее - реестр иностранных агентов). Как пояснили суду стороны, указанное распоряжение Фондом оспорено не было. Федеральный закон №> 7-ФЗ в редакции от 20 июля 2012 года, регулируя правовое положение организации, выполняющей функции иностранного агента, исходит из того, что таковой признается российская некоммерческая организация, получающая денежные средства и иное имущество от иностранных источников и участвующая в том числе в интересах иностранных источников в политической деятельности, осуществляемой на территории России. Политическая деятельность при этом определяется как участие в организации и ведение политической деятельности с целью влияния на процесс принятия решений правительственными структурами с целью изменения государственной политики, проводимой ими, а также на формирование общественного мнения в указанных целях. Изложенное дает убедительную основу для вывода о том, что деятельность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, как по содержанию, так и по последствиям, на наступление которых она рассчитана, не ограничивается собственными (внутренними) нуждами некоммерческой организации, напротив, она затрагивает публично-правовые интересы в целом, в том числе права и свободы граждан. Очевидно, что статус такой организации предопределяет строгое следование требованиям федерального законодательства к порядку ее деятельности, обусловленным интересами национальной безопасности, общественного порядка, необходимостью предотвращения беспорядков и преступлений, защиты прав и свобод других лиц, охраны здоровья и общего | ||
5 | ||
благосостояния, а также целями удовлетворения справедливых требований морали. В частности, в соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ и п. 2 приказа Минюста России от 06.04.2013 года № 50 «О форме и сроках представление в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (далее - приказ Минюста России № 50) некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение - ежегодно. Вопреки указанной норме Фондом своевременно не было представлено аудиторское заключение по итогам годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 год. За данное нарушение вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района г. Челябинска от 15.07.2016 года Фонд привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.7.5-2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей. Сдача административным ответчиком 12.12.2016 г. накануне судебного заседания в Управление, выполненного ООО «Партнер-аудит», аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда факт допущенного им грубого нарушения требований действующего законодательства не опровергает. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона №7-ФЗ и п. 2 приказа Минюста России №50 некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента, представляет в Минюст России непосредственно либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) отчет о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и о фактическом расходовании и использовании денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием квартала (15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября). Отчет об использовании имущества за 3 квартал 2016 года Фондом не представлен. В соответствии с данными ЕГРЮЛ и Устава Фонд располагается по адресу: <...>. | ||
6 | ||
В материалах дела имеется копия договора аренды от 03.06.2013 года № М-04/2013, заключенного с ОАО «Гостиничное хозяйство» на срок с 03.06.2013 г. по 30.04.2014 г., согласно которому Фонд арендует нежилое помещение по адресу: <...>. По результатам проведенной в июле 2016 года прокуратурой Челябинской области проверки, установлено, что по адресу, указанному в ЕГРЮЛ в качестве места нахождения Фонда, расположен гостиничный номер, используемый для временного проживания граждан. Фондом каких-либо договоров на использование данного помещения не заключено. В соответствии с п. 7 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. В нарушение указанной нормы закона Фондом не были представлены документы, необходимые для внесения изменений в ЕГРЮЛ и в Устав в связи со сменой места нахождения. Довод административного ответчика об уведомлении им Управления и отделений почтовой связи о фактическом месте нахождения Фонда по адресу: <...> «в» оф. 410 «б» (БД «Спиридонов»), о соблюдении вышеуказанных требований закона не свидетельствует. В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 135-ФЗ благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о: - финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; - персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; - составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); - содержании и результатах деятельности благотворительной организации; - нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению. Ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной | ||
7 | ||
регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы, т.е. до 31 марта года, следующего за отчетным. В нарушение указанной нормы отчет о благотворительной деятельности Фонда за 2014 и 2015 гг.не представлен, о чем свидетельствуют скрин-шоты сайта Министерства юстиции РФ. Доказательств своему утверждению о направлении всех предусмотренных законом отчетов, представитель административного ответчика, по чьему ходатайству назначенное первоначально на 22.11.2016 года судебное заседание было отложено на 13.12.2016 года, суду не представил, препятствий к предоставлению таких доказательств не имел. В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 82-ФЗ и ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ в случае использования общественным объединением символики её описание должно содержаться в уставе общественного объединения. В Уставе Фонда указано, что он вправе иметь символику, зарегистрированную в установленном порядке. Вместе с тем описание используемой Фондом символики в Уставе отсутствует, что противоречит вышеназванным нормам закона. Довод о том, что символика в виде графического изображения дерева, вокруг которого изображены контуры взявшихся за руки людей, Фондом не используется, а сайт Общественного движения г. Челябинска «За природу», содержащий такое изображение, не относится к зарегистрированным Челябинскому региональному экологическому общественному движению «За природу» и Челябинскому региональному благотворительному общественному фонду «За природу», опровергается представленными Управлением доверенностями на право представления интересов Фонда, подписанными ФИО2, содержащими указанную символику. Кроме того, Устав Фонда в части определения вопросов исключительной компетенции высшего органа управления противоречит ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ. Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что на протяжении длительного времени Фонд нарушает положения абз. 7 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ, обязывающего общественное объединение оказывать содействие представителям органа, принимающего решение о его государственной регистрации, в ознакомлении со своей деятельностью в связи с достижением уставным целей, длительно, грубо и неоднократно нарушает требования действующего законодательства РФ, не выполняет предписания контролирующих органов об устранении выявленных нарушений. | ||
8 | ||
Доводы представителя административного ответчика об осуществляемой Фондом общественно-полезной деятельности, противостоянии с органами исполнительной власти, лоббирующими строительство Томинского ГОКа, который будет неблагоприятно воздействовать на экологическую обстановку в городе Челябинске и его окрестностях, не освобождают Фонд, являющийся иностранным агентом, от обязанности соблюдения требований действующего законодательства, регулирующего соответствующую деятельность. Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области в силу п. 1 Положения об управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 г. № 26, является территориальным органом Минюста России, действующим на территории этого субъекта РФ. Согласно пп. 5 п. 3, пп. 74 п. 6 указанного Положения к числу основных задач Управления относится осуществление деятельности в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций; к полномочиям Управления - обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица. Учитывая изложенное выше, суд считает, что требования Управления подлежат удовлетворению, Фонд - ликвидации в связи с неоднократными грубыми нарушениями федеральных законов (абз.2 ст. 44 Федерального закона № 82-ФЗ), сведения о нём - исключению из ЕГРЮЛ. Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд решил: Административное исковое заявление Управления министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области удовлетворить, ликвидировать Челябинский региональный благотворительный общественный фонд «За природу», исключив сведения о нём из Единого государственного реестра юридических лиц. Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Челябинский областной суд. Председательствующий: | ||