ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № ГП-000639-02/15 от 25.01.2016 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№3а-13/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 января 2016 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. с участием прокурора Челябинской областной прокуратуры Любимовой A.M. при секретаре Шагеевой О.В., рассмотрев административное дело по заявлению Собакина А.Д. о признании недействующим с момента принятия пункта 2 решения Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 21 от 08 ноября 2015 года «О признании утратившим силу решения Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 514 от 25 апреля 2013 года «Об установлении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления на постоянной основе» в части фразы «.. .и распространяется на правоотношения, возникшие с 03 июня 2014 года»,

установил:

Собакин А.Д. обратился в суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия пункта 2 решения Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 21 от 08 ноября 2015 года «О признании утратившим силу решения Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 514 от 25 апреля 2013 года «Об установлении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления на постоянной основе» в части фразы «.. .и распространяется на правоотношения, возникшие с 03 июня 2014 года».

Полагает, что оспариваемая фраза не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую силу, а именно пунктам 2,3 статьи 55 Конституции РФ, пункту 4 статьи 7, статье 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, не предусматривающим отмену «задним числом» нормативного правового акта, гарантировавшего право истца на доплату к трудовой пенсии.

В судебном заседании представитель административного истца Собакина А.Д. адвокат Рахматуллина В.Ш. требования поддержала, пояснив, что предметом оспаривания является лишь вопрос о законности распространения решения Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 21 от 08 ноября 2015 года на правоотношения, возникшие с 03 июня 2014 года. Требование о признании недействующим самого указанного решения административным истцом не заявляется.

Представитель административного ответчика Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области Сидорова О.Г. против удовлетворения заявления возражала.


2

Сам административный истец Собакин А.Д.,

заинтересованные лица Управление социальной защиты населения Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области, Финансовое управление администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области, будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия. Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Любимовой A.M., возражавшей против удовлетворения требований Собакина А.Д., суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Часть 1 статьи 208 КАС РФ наделяет правом обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 638 от 20 марта 2008 года было утверждено Положение о назначении и выплате доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления на профессиональной постоянной основе в Верхнеуфалейском городском округе; указанной категории граждан установлена доплата к трудовой пенсии, назначаемая в размере и на условиях, установленных указанным Положением, за счет средств бюджета городского округа.

Решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 514 от 25 апреля 2013 года утверждено новое Положение об установлении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления на постоянной основе, а решение Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 638 от 20 марта 2008 года признано утратившим силу.

Решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 21 от 08 ноября 2015 года признано утратившим силу решение Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 514 от 25 апреля 2013 года «Об установлении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим


3

полномочия главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления на постоянной основе».

Согласно пункту 2 указанного решения оно вступает в силу со дня его опубликования в газете «Уфалейский рабочий», подлежит размещению на сайте администрации Верхнеуфалейского городского округа и распространяется на правоотношения, возникшие с 03 июня 2014 года.

Решение Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 21 от 08 ноября 2015 года опубликовано в газете «Уфалейский рабочий» № 89 (12376) от 13 ноября 2015 года.

Как установлено судом, следует из материалов дела, Собакин А.Д. 30 марта 2005 года был избран первым заместителем председателя Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа, уволен 09 октября 2008 года в связи с отменой решения суда о восстановлении работника на работе (п. 11 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ).

Из уведомления УСЗН Верхнеуфалейского городского округа следует, что Собакину А.Д., как лицу, осуществлявшему полномочия главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления на профессиональной постоянной основе в Верхнеуфалейском городском округе, на основании определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 29.05.2009 года с 01 апреля 2009 года была назначена доплата к трудовой пенсии в размере **** рублей **** копеек.

Распоряжением УСЗН Верхнеуфалейского городского округа № 929 от 30.09.2009 года выплата доплаты к трудовой пенсии Собакину А.Д. была приостановлена в связи с избранием его депутатом при осуществлении своих полномочий на профессиональной постоянной основе.

25 марта 2010 года Собакин А.Д. был избран председателем Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа, 25 сентября 2015 года трудовой договор с ним был прекращен в связи с истечением срока (п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ).

На заявление Собакина А.Д. от 25 сентября 2015 года УСЗН Верхнеуфалейского городского округа был дан ответ о невозможности возобновления выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в связи с внесенными Законом Челябинской области № 538-30 от 26.09.2013 г. в Закон Челябинской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» № 245-30 от 27.03.2008 г. изменениями, исключающими статью 17 закона; внесенными решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 635 от 26.03.2014 года изменениями в Устав Верхнеуфалейского городского округа, отменившими в статье 25 нормы, предусматривавшие право депутата, осуществлявшего полномочия на постоянной основе, на ежемесячную доплату к трудовой пенсии и размер указанной доплаты.

Таким образом, Собакин А.Д. в силу части 1 статьи 208 КАС РФ относится к числу лиц, наделенных правом на предъявление


4

административного искового заявления о признании недействующим в части решения Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 21 от 08 ноября 2015 года.

В соответствии со статьей 13 Гражданского Кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В силу части 1 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 -ФЗ от 06 октября 2003 года муниципальные правовые акты принимаются органами местного самоуправления по вопросам местного значения.

Согласно части 4 указанной статьи муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Закона Челябинской области «О нормативных правовых актах Челябинской области» № 87-30 от 30 мая 2002 года нормативные правовые акты области вступают в силу одновременно на всей территории Челябинской области со дня их официального опубликования, если самими нормативными правовыми актами области не установлен иной порядок вступления в силу. Законы области и иные нормативные правовые акты области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Согласно статье 14 указанного Закона Челябинской области на территории Челябинской области действуют только те законы и иные нормативные правовые акты области, которые официально опубликованы для всеобщего сведения.

Порядок обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации также установлен федеральным законодателем в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственности власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 06 октября 1999 года.

Пунктом 5 статьи 8 названного Закона предусмотрено, что законы субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека


5

и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Аналогичные нормы предусмотрены статьями 54, 55 Устава (Основного закона) Челябинской области.

Таким образом, принимаемый органом местного самоуправления по вопросам местного значения муниципальный правовой акт не должен противоречить вышеприведенным нормам федерального законодательства, положениям Устава (Основного закона) Челябинской области и Закона Челябинской области «О нормативных правовых актах Челябинской области» № 87-30 от 30 мая 2002 года.

Частью 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Абзац 2 части 1 указанной статьи, предполагающий возможность распространение действия закона на отношения, возникшие до введения его в действие, исключительно в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, к рассматриваемой ситуации не применим, поскольку решение Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 21 от 08 ноября 2015 года «О признании утратившим силу решения Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 514 от 25 апреля 2013 года «Об установлении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления на постоянной основе», пункт 2 которого распространяет действие этого решения на правоотношения, возникшие с 03 июня 2014 года, законом не является.

Ссылка прокурора на определение Конституционного Суда Российской Федерации № 1539-0 от 02 июля 2015г., по запросу Суда по интеллектуальным правам о проверке конституционности части 7 статьи 7 Федерального закона от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пункта 1 статьи 4 ГК Российской Федерации, устанавливающих правила действия актов гражданского законодательства во времени, не может быть признана приемлемой, поскольку предметом высказываемой Конституционным Судом правовой позиции является закон, содержащий специальное указание о придании ему обратной силы, либо правовой акт о порядке вступления закона в силу, имеющий подобную норму, тогда как оспариваемое в части решение Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 21 от 08 ноября 2015 года к такому виду нормативных правовых актов не относится.


6

Положение об установлении и выплате ежемесячной

доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления на постоянной основе, утвержденное решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 514 от 25 апреля 2013 года, по своей сути является подзаконным актом и, как следует из его пункта 1, было разработано в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Челябинской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», Уставом Верхнеуфалейского городского округа.

Решение Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 21 от 08 ноября 2015 года, которым признан утратившим силу вышеуказанный нормативный правовой акт, затрагивает вопросы защиты прав и свобод определенной категории граждан и принято не в их интересах.

Следовательно, в силу положений части 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, статьи 15 Закона Челябинской области «О нормативных правовых актах Челябинской области» № 87-30 от 30 мая 2002 года, пункта 5 статьи 8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственности власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 06 октября 1999 года а также статьи 54 Устава (Основного закона) Челябинской области, оспариваемое в части решение Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 21 от 08 ноября 2015 года подлежит вступлению в силу не ранее чем через десять дней после его официального опубликования, имевшего место 13 ноября 2015 года, т.е. с 24 ноября 2015 года.

Распространение же действия решения Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 21 от 08 ноября 2015 года на правоотношения, возникшие с 03 июня 2014 года, противоречит вышеперечисленным нормам, имеющим большую юридическую силу, а также части 1 статьи 4 ГК РФ, в связи с чем требования Собакина А.Д. являются обоснованными.

Возражая против этих требований, представитель Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа сослался на внесение Законом Челябинской области от 26 сентября 2013 года № 538-30 изменений в Закон Челябинской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», исключающих статьи 7 и 17, которыми предусматривалось право рассматриваемой категории граждан РФ на выплачиваемую за счет средств местного бюджета ежемесячную доплату


7

к трудовой пенсии; на внесение решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 635 от 26 марта 2014 года, вступивших в силу с 03 июня 2014 года, изменений в Устав Верхнеуфалейского городского округа, исключивших в статье 25 пункты 2, 3 и 4, предоставлявшие аналогичные гарантии; на отсутствие с 03 июня 2014 года каких-либо правовых оснований для продолжения действия Положения об установлении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления на постоянной основе; на непринятие Собранием депутатов Верхнеуфалейского городского округа, председателем которого в тот период являлся административный истец Собакин А.Д., своевременных мер к приведению муниципальных правовых актов в соответствие с Законом Челябинской области и Уставом Верхнеуфалейского городского округа, на основании которых этот муниципальный правовой акт принимался; на наличие протеста прокурора г. Верхний Уфалей на решение Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 514 от 25 апреля 2013 года, а также на то обстоятельство, что бюджет Верхнеуфалейского городского округа является дотационным.

Эти возражения не могут быть признаны судом относящимися к предмету спора, поскольку сама правомерность решения Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 21 от 08 ноября 2015 года, признавшего решение Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа №514 от 25 апреля 2013 года «Об установлении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления на постоянной основе» утратившим силу, административным истцом не оспаривается, к предмету настоящего судебного разбирательства не относится.

Довод о том, что в период с 03 июня 2014 года по 24 ноября 2015 года Положение об установлении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления на постоянной основе, противоречило Закону Челябинской области и Уставу Верхнеуфалейского городского округа также не может быть принят во внимание судом, поскольку проверка указанного Положения на соответствие нормам действующего законодательства не входит в задачи суда по настоящему административному делу.

Вопрос о том, какие из приведенных норм имеют приоритет, подлежит разрешению при рассмотрении конкретного спора.

Доводы заинтересованного лица не опровергают факт противоречия п. 2 решения Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 21 от 08 ноября 2015 года в части распространения


8

действия этого решения на правоотношения, возникшие с 03 июня 2014 года, правовым нормам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Оспариваемая фраза в пункте 2 решения Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 21 от 08 ноября 2015 года, распространяющая действие этого решения на правоотношения, возникшие с 03 июня 2014 года, подлежит признанию недействующей с момента принятия.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Собакина А.Д. удовлетворить.

Признать пункт 2 решения Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 21 от 08 ноября 2015 года «О признании утратившим силу решения Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 514 от 25 апреля 2013 года «Об установлении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления на постоянной основе» в части фразы «...и распространяется на правоотношения, возникшие с 03 июня 2014 года» недействующим с момента принятия.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий: