ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № ГП-000643-01/15 от 27.11.2015 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№За-448/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 ноября 2015 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. при секретаре Шагеевой О.В., рассмотрев административное дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области,

установил:

ФИО1 обратился в суд с заявлением, которым просил: признать недействительным решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области от 08.04.2015 г. № Ф7400/15-27501, об исправлении технической ошибки экономических характеристик в отношении земельного участка с кадастровым номером **** - сведений о его кадастровой стоимости в размере **** рублей и об удельном показателе кадастровой стоимости в размере **** руб./кв. м, действующих в период с 10 сентября 2009 года по 31 декабря 2014 года; о возложении на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости указанные сведения, внесенные по состоянию на 08.04.2015 года, восстановить действовавшие ранее в этот период сведения: кадастровую стоимость **** рублей и прежний удельный показатель - **** руб./кв. м.

В обоснование указал, что является собственником указанного земельного участка площадью **** кв. м, поставленного на государственный кадастровый учет 14.05.2009 года с видом разрешенного использования «для ведения сельскохозяйственного производства». Этот вид разрешенного использования на основании заявления от 01.09.2009 года был изменен на «для ведения дачного хозяйства». Кадастровая стоимость земельного участка была определена в размере **** рублей с применением удельного показателя - **** руб./кв. м. Оспариваемым решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области от 08.04.2015 г. № Ф7400/15-27501 исправлена техническая ошибка, изменены экономические характеристики участка - кадастровая стоимость определена в размере **** рублей с применением удельного показателя - **** руб./кв.м, что считает незаконным.

В судебном заседании представители: административного истца ФИО1 - ФИО2 требования поддержал, административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области - ФИО3 и заинтересованные лица Управления Росреестра по Челябинской области - ФИО4 против удовлетворения заявления возражали.

Сам административный истец ФИО1, заинтересованное лицо Администрация Еткульского муниципального района Челябинской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения

1


дела извещены надлежаще. Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, письменные отзывы ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области и Управления Росреестра по Челябинской области, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений о недвижимом имуществе.

Согласно ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10-17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.

Кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.

Таким образом, сведения о кадастровой стоимости земельного участка могут вноситься в государственный кадастр недвижимости только в порядке информационного взаимодействия, регулируемого Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным постановлением Правительства РФ N 618 от 18.08.2008 г.

Как установлено судом, следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, земельный участок с кадастровым номером **** площадью **** кв. м, местоположение: ****, относящийся к категории земель - земли сельскохозяйственного

2


назначения и имеющий вид разрешенного использования «для ведения сельскохозяйственного производства», был поставлен на государственный кадастровый учет 14.05.2009 года как вновь образованный.

Его кадастровая стоимость в размере **** рублей была рассчитана на основании п. 2.1.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. № 222 (далее — Методические указания) с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения 1 группы по Еткульскому муниципальному району в размере **** руб./кв. м.

Данный показатель был применен в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 17.04.2008 г. №112-п «Об утверждении среднего уровня кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения на территории Челябинской области".

Указанный земельный участок приобретен в собственность ФИО1 по договору купли-продажи от 21.07.2009 года.

На основании поданного ФИО1 заявления от 01.09.2009 года Территориальным отделом № 5 Управления Роснедвижимости по Челябинской области вынесено решение № Ф/07/09-1418 от 10.09.2009 года: произвести кадастровый учет изменений, а именно в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **** на «для ведения дачного хозяйства». Кадастровая стоимость земельного участка при этом не изменялась.

Между тем, согласно п. 2.3.1 Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.

Как следует из протокола № 7400/2015-2266 от 08.04.2015 года, инженером отдела нормализации баз данных К.Е.Р. была выявлена техническая ошибка в кадастровых сведениях о земельном участке с кадастровым номером ****. Так, наименование характеристики и её значения, содержащееся в кадастровых сведениях о данном земельном участке, а именно удельный показатель стоимости земли - **** руб./кв. м и кадастровая стоимость **** рублей внесены в ГКН ошибочно, поскольку 10.09.2009 года при расчете кадастровой стоимости неверно применен удельный показатель. Правильным значением характеристик является:


удельный показатель стоимости земли - **** руб./кв.м, кадастровая стоимость - **** рублей. Способом исправления ошибки является исправление ошибочно внесенных сведений о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка.

Оспариваемым решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области от 08.04.2015 г. № Ф7400/15-27501, подписанным тем же инженером отдела нормализации баз данных К.Е.Р., исправлена техническая ошибка, указаны правильные значения характеристик участка: удельный показатель стоимости земель - **** руб./кв. м, кадастровая стоимость - **** рублей.

Проверяя полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого решения, суд исходит из того, что в связи с вступлением в силу с 1 марта 2009 года Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 года № 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 409-р было упразднено Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости - "Роснедвижимость", а его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Приказом руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 декабря 2011 г. N п/531, действовавшим на момент принятия оспариваемого в рамках настоящего дела решения, с 1 марта 2012 года федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" было наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик; руководителям территориальных органов Росреестра предписано обеспечить контроль исполнения ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочий по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Приказом директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области от 30 апреля 2014 года № 135 наделены полномочиями работники филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области, в том числе К.Е.Р. - по принятию и удостоверению подписью решений об исправлении технической ошибки в сведениях ГКН, решений о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, решений о необходимости исправления кадастровой ошибки в кадастровых сведениях в отношении земельных участков и объектов капитального строительства.

4


Таким образом, оспариваемое решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области от 08.04.2015 г. № Ф7400/15-27501 принято уполномоченным на то должностным лицом, инженером отдела нормализации баз данных К.Е.Р., в пределах её полномочий.

Ссылки представителя административного истца на содержащуюся в Приложениях к Методическим указаниям форму акта определения кадастровой стоимости земельного участка, имеющую визу руководителя отдела Управления Росреестра по субъекту Российской Федерации или подведомственного ему государственного бюджетного учреждения, не могут свидетельствовать о составлении протокола и вынесении оспариваемого решения от 08.04.2015 г. неуполномоченным на то должностным лицом, поскольку сами Методические указания, равно как и иные нормативные правовые акты, таких ограничений не содержат, что представителем административного истца не оспаривается.

Суд считает, что указанная выше техническая ошибка была исправлена уполномоченным на то должностным лицом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области правомерно.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона о кадастре техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) - это ошибка допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Допущенное 10.09.2009 года Территориальным отделом № 5 Управления Роснедвижимости по Челябинской области нарушение п. 2.3.1 Методических указаний, выразившееся неисполнении обязанности при изменении вида разрешенного использования земельного участка определить его кадастровую стоимость путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка, попадает под открытый перечень ошибок, перечисленных в ч. 1 ст. 28 Закона о кадастре, и является технической ошибкой.

Доводы представителя административного истца об обратном не могут быть признаны состоятельными.

Так, недостоверность сведений об объекте недвижимости, имеющем вид разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства» (неправильное указание среднего удельного показателя в размере 1,80 руб./кв. м, применимого к виду разрешенного использования «для ведения сельскохозяйственного производства»), использованных при определении его кадастровой стоимости, свидетельствует о допущенной органом кадастрового учета технической ошибке, приведшей к несоответствию сведений, внесенных


в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 28 Закона о кадастре, техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета. Решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в сведениях должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки.

Указанным требованиям оспариваемое решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области от 08.04.2015 г. №Ф7400/15-27501 отвечает.

Дальнейшее использование при расчете кадастровой стоимости участка удельного показателя кадастровой стоимости **** руб./кв. м, установленного для разрешенного вида «для сельскохозяйственного производства», в отношении земельного участка, имеющего вид разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства», как настаивает на том административный истец, не может являться правомерным.

Технической ошибки в экономических характеристиках земельного участка с кадастровым номером **** при внесении сведений о его кадастровой стоимости в размере **** рублей и удельном показателе кадастровой стоимости в размере **** руб./кв. м в период с 10 сентября 2009 года по 31 декабря 2014 года допущено не было.

Довод представителя административного истца о недопустимости применения приказа Управления Роснедвижимости по Челябинской области от 03.10.2006 года № 276, которым во исполнение приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. №222 «Об утверждении Методических указаний» утверждены средние значения удельного показателя кадастровой стоимости по группам категорий земель, в том числе среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения дачных объединений по Челябинской области в размере **** руб./кв. м, в связи с отсутствием сведений о его опубликовании, не может быть признан состоятельным, поскольку указанный приказ в установленном законом порядке недействующим не признавался. Данные требования не подлежат разрешению в рамках настоящего административного дела, рассматриваемого по правилам главы 25 КАС РФ «Производство по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости», а не главы 21 КАС РФ «Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов».

Удельный показатель кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения дачных объединений для Еткульского муниципального района, равно как и для других муниципальных районов Челябинской области (за исключением Карабашского муниципального района)

б


этим приказом не устанавливался, в связи с чем при вынесении оспариваемого решения правомерно был применен среднеобластной удельный показатель кадастровой стоимости для этой категории земель, на основании которого рассчитана кадастровая стоимость земельного участка - **** рублей.

Утверждение представителя административного истца о том, что земельный участок с кадастровым номером **** не входит в состав каких-либо дачных объединений, не имеет правового значения, поскольку такая характеристика земельного участка, как вид разрешенного использования «для дачного хозяйства», был внесен в государственный кадастр недвижимости по заявлению самого истца. Следовательно, расчет кадастровой стоимости должен производился с учетом удельного показателя кадастровой стоимости для этого вида разрешенного использования.

Суд также учитывает, что под земельным участком дачного объединения понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля). Данное определение дано в п. 1.2 Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 26.08.2002 № п/307, и не включает в это понятие обязательное членство в некоммерческом дачном объединении.

В связи с изменением одной из характеристик объекта, его кадастровую стоимость необходимо пересчитать заново, что было сделано при выявлении технической ошибки органом кадастрового учета.

Правом вновь изменить вид разрешенного использования с «для ведения дачного хозяйства» на «для сельскохозяйственного производства» административный истец, чей представитель ссылался в суде на невозможность создать дачное объединение в связи с экономическим кризисом, не воспользовался.

Положения части 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ предполагают добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий.

Изменяя вид разрешенного использования земельного участка с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для ведения дачного хозяйства», ФИО1 с учетом площади земельного участка **** кв. м, превышающей реальные возможности использования этого участка целиком для своего дачного хозяйства, рассчитывал получить выгоду и, соответственно, не мог не предполагать значительное увеличение стоимости этого земельного участка.

Довод о нарушении порядка уведомления истца о принимаемом

7


филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области решении от 08.04.2015 г. № Ф7400/15-27501 не может быть признан состоятельным, поскольку Методические указания не предусматривают обязательное уведомление граждан о предстоящем принятии решения об исправлении технической ошибки. Копия принятого решения ФИО1 получена, право обжалования этого решения им реализовано.

В соответствии со статьей 24.12 Закона оценочной деятельности, государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Как указывается в письмах ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области и Управления Росреестра по Челябинской области на имя ФИО1 от 14.04.2015 года и от 30.01.2015 года соответственно, с 31.12.2014 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** была пересчитана на основании приказа Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области № 2-п от 15.01.2014 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений на территории Челябинской области из состава земель сельскохозяйственного назначения» и в настоящее время составляет **** рублей.

Эта кадастровая стоимость земельного участка, действующая с 01.01.2015 года, административным истцом не оспаривается.

Установленные судом обстоятельства не дают суду законных оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований. Оспариваемое решение нормам действующего законодательства не противоречит, прав и охраняемых законом интересов административного истца не нарушает.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований ФИО1 о признании недействительным решения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области от 08.04.2015 г. № Ф7400/15-27501; об исправлении технической ошибки экономических характеристик в отношении земельного участка с кадастровым номером **** - сведений о его кадастровой стоимости в размере **** рублей и об удельном показателе кадастровой стоимости в размере **** руб./кв.м, действующих в период с 10 сентября 2009 года по 31 декабря 2014 года; о возложении на филиал ФГБУ

8


«ФКП Росреестра» по Челябинской области обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости указанные сведения, восстановив действовавшие ранее в этот период сведения: кадастровую стоимость **** рублей и прежний удельный показатель - **** руб./кв. м, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:

9