ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № КОП от 04.07.2013 Бутурлиновского районного суда (Воронежская область)

Дело К о п и я

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Бутурлиновский районный суд <адрес> в составе председательствующего – судьи Науменко В.А.,

с участием истицы, ФИО1,

представителя ответчика, ГУ УПФ РФ по <адрес>, по доверенности, ФИО5,

при секретаре, ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бутурлиновского районного суда <адрес> гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> об оспаривании отказа в назначении пенсии,

у с т а н о в и л :

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ГУ УПФ РФ по <адрес> с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Решением комиссии ГУ УПФ РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГистице в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием достаточного стажа для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

При подсчете специального стажа комиссией не были включены период работы истицы в должности педагога дополнительного образования в Филиппенковской основной общеобразовательной школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., то есть 01 год 11 месяцев 29 дней, что мотивированно тем, что указанная должность не предусмотрена Списком должностей в общеобразовательных учреждениях, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, период работы в должности педагога дополнительного образования в Филиппенковской основной общеобразовательной школе с 01.11.1999г. по 31.08.2000г. - 09 месяцев 29 дней, в связи с отсутствием занятия штатной должности учителя, а также периоды нахождения истицы в ученических отпусках с 02 по ДД.ММ.ГГГГ, с 02 по ДД.ММ.ГГГГ, всего 1 месяц 9 дней, что мотивировано тем, что эти периоды не предусмотрены Разъяснением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 5. Всего в специальный стаж истицы не было включено 2 года 11 месяцев 07 дней.

При их включении в специальный стаж он является достаточным для досрочного назначения трудовой пенсии истице со дня ее обращения в пенсионный орган.

Считая указанные действия ответчика незаконными, истица обратилась в суд, просила признать отказ в назначении пенсии незаконным, обязать ГУ УПФ РФ по <адрес> включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, указанные спорные периоды ее работы и ученических отпусков и назначить ей пенсию по старости с момента ее обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истица заявленные требования поддержала полностью, пояснив, что ученические отпуска ей предоставлялись в связи с тем, что она получала высшее педагогическое образование, училась в педагогическом институте, при этом за ней сохранялись рабочее место и средний заработок. Невключение в специальный стаж периодов ее работы в Филиппенковской основной общеобразовательной школе в должности педагога дополнительного образования она также считает необоснованным, поскольку в эти периоды она осуществляла педагогическую деятельность. Система дополнительного образования для детей в их селе реализуется на базе школы, так как какие-либо иные учреждения дополнительного образования отсутствуют.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснив, что работы истицы в Филиппенковской основной общеобразовательной школе с 01.09.1997г. по 31.08.1999г., с 01.11.1999г. по 31.08.2000г., а также ученические отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с 02.01.1987г. по 11.01.1987г. не подлежат включению в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости в связи с тем, что должность, в которой работала истица, не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 28 ФЗ от 17.12.2001г. по соответствующему наименованию образовательного учреждения, истица не занимала штатную должность учителя, хотя и имела часы педагогической нагрузки. Ученические отпуска истицы также не могут включаться в специальный стаж, так как эти периоды не соответствуют требованию п. 5 разъяснения Министерства труда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 5, согласно которому право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, то есть не менее 80% рабочего времени. В связи с изложенным, представитель ответчика просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с абз. 3 п.5 ст. 55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста,

Согласно п/п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г., трудовая пенсия назначается ранее достижения возраста, предусмотренного ст. 7 Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Осуществление истицей педагогической деятельности в спорные периоды ее работы подтверждается копией ее трудовой книжки, справками работодателя для назначения пенсии, актом документальной проверки достоверности представленных страхователем в Пенсионный фонд РФ сведений о трудовом стаже, из которых истица с ДД.ММ.ГГГГ работала библиотекарем и педагогом дополнительного образования, вела кружки в количестве 6 часов, с ДД.ММ.ГГГГ – библиотекарем и педагогом дополнительного образования, вела кружки в количестве 7 часов, с ДД.ММ.ГГГГ работала библиотекарем на 1 ставку, учителем, вела 6 часов математики и кружки – 7 часов, за время работы предоставлялись учебные отпуска: оплачиваемый учебный отпуск с 02 по 30.06.1986г., учебный отпуск с 02 по 11.01.1987г., который по начислению заработной платы не выделен, заработная плата в январе месяце начислена полностью, истица по настоящее время работает учителем начальных классов Филиппенковской основной общеобразовательной школы.

В соответствии с копией решения об отказе в установлении пенсии от 08.02.2013г., истице отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в связи с недостаточностью специального стажа.

Из копии приложения к протоколу от 08.02.2013г. следует, что при подсчете специального стажа истицы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости с учетом постановления Конституционного Суда РФ № 2-П от 29.01.2004г., в него не были включены спорные периоды работы и ученических отпусков, в связи с чем, по мнению комиссии, ее специальный стаж составил на момент ее обращения 22 года 02 месяца 1 день, то есть менее 25 лет, поэтому в назначении пенсии ей отказано. При этом комиссия засчитала в специальный стаж истицы для назначения пенсии период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога дополнительного образования с часами педагогической нагрузки в Филиппенковской основной общеобразовательной школе, применив абзац 1 п.1 Правил от ДД.ММ.ГГГГ № 1067, предусматривающий, что в специальный стаж могут быть засчитаны периоды работы без занятия штатной должности.

Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая запрос Законодательного <адрес> о проверке конституционности пунктов 2 и 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1067, в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 310-О указал, что из Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не вытекает, что Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения педагогических работников и по своему усмотрению вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет. Данное регулирование можно рассматривать как переходное в рамках проводимой пенсионной реформы, предполагающей, что пенсионное обеспечение в связи с выслугой лет педагогических работников в частных и ведомственных учреждениях будет осуществляться на основе разработки отдельных предложений о системе пенсионного обеспечения за выслугу лет в отношении работников школ и других учреждений для детей, не являющихся государственными или муниципальными. Вместе с тем это не может означать, что до перехода на новую систему пенсионного обеспечения какие-либо категории педагогических работников ставятся в неравные условия или ограничиваются в своих правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет независимо от принадлежности учебного заведения. В силу статей 4 (часть 2) и 15 (части 1 и 4) Конституции Российской Федерации правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции Российской Федерации и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (статья 115, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации).

Как следует из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П со ссылкой на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № 8-П и Определение от ДД.ММ.ГГГГ № 320-О, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона ФИО2 "О государственных пенсиях в ФИО2", утвержденным Постановлением Совмина ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 463.

Как следует из Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность в которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона ФИО2 «О государственных пенсиях в ФИО2», утвержденного Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 463, к учреждениям отнесены все школы и школы-интернаты всех типов и наименований, к должностям – преподаватель. При этом действовавшее нормативное регулирование не требовало подсчета необходимого объема педагогической или учебной нагрузки, занятия штатной должности учителя, которая в Списке была предусмотрена отдельно.

Тождество исполняемых трудовых функций педагога дополнительного образования должности педагог подтверждается должностными обязанностями, требованиями по указанным должностям, разработанными Министерством образования.

В отношении периода работы истицы, имевшего место по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, суд учитывает, что он начался до ведения нового правового регулирования. Истица, совмещая работу в качестве педагога дополнительного образования и учителя, приобрела право на включение данного периода в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не зависимо от последующего изменения правового регулирования, поскольку, как следует из приведенных правовых позиций, приобретенное право ограничению не подлежит.

Согласно п.3 названного Постановления ФИО2, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона ФИО2 "О государственных пенсиях в ФИО2".

В соответствии с абз. 5 п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГг. № 1397, действовавшего в периоды ученических отпусков истицы с 02 по 30.06.1986г. и с 02 по 11.01.1987г., в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Как следует из приведенных доказательств, истица, имея до начала ученических отпусков педагогический стаж, заочно обучалась в педагогическом институте, продолжала педагогическую деятельность после указанных периодов, что представителем ответчика не оспаривается.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности "педагог дополнительного образования", периодов ученических отпусков, связанных с обучением по специальности в педагогических учебных заведениях.

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации спорные периоды работы и ученических отпусков истицы подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку соответствуют приведенным условиям.

Таким образом, при рассмотрении обращения истицы о досрочном назначении трудовой пенсии по старости пенсионным органом не было применено надлежащее правовое регулирование, допущено необоснованное ограничение права истицы на включение в специальный стаж имевших место до изменения правового регулирования периодов.

С учетом включения в специальный стаж спорных периодов, он составляет 25 лет 01 месяц 08 дней на день обращения истицы с заявлением в пенсионный орган, то есть является достаточным, а приобретенное вследствие него право истицы на досрочное назначение трудовой пенсии по старости – возникшим.

Согласно ст.19 п.1 ФЗ «О трудовых пенсиях», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ, суд присуждает истице возместить с ответчика все понесенные по делу судебные расходы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказ Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> в досрочном назначении пенсии по старости ФИО1 признать незаконным.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> включить в специальный стаж работы ФИО1, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периоды ее работы в должности педагога дополнительного образования в Филиппенковской основной общеобразовательной школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с 01.11.1999г. по 31.08.2000г., а также периоды нахождения ее в ученических отпусках с 02 по ДД.ММ.ГГГГ, с 02 по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> в пользу ФИО1 компенсацию государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда через Бутурлиновский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий подпись

Копия верна. Судья В.А. Науменко

С П Р А В К А

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья В.А. Науменко