Дело № К О П И Я
Р Е Ш Е Н И Е
05 октября 2021 года <адрес>
Калининский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Белоцерковской Л.В.,
При секретаре Муштаковой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации <адрес> на постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
В отношении администрации <адрес> заместителем главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО1ДД.ММ.ГГГГг. вынесено постановление по делу об административном правонарушение №, в соответствии с которым администрация <адрес> привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб. за загорание сухой травы с привязкой к адресам: 01.05.2121г. в 14-40 час.- <адрес>; ДД.ММ.ГГГГг. в 10-00 час. <адрес>.
<адрес>, не согласившись с принятым постановлением по делу об административном правонарушении, обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указано, что в материалах дела об административном правонарушении в отношении администрации <адрес> отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие, что администрация является собственником, землевладельцем, арендатором, землепользователем земель, на которых произошли возгорания. Следовательно администрация не является субъектом данного административного правонарушения.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, из которых было бы видно, что земли, на которых произошли возгорания имеют границы на основании кадастрового или межевого плана. Отсутствуют какие-либо документы, которые подтверждали бы, что земли являются муниципальным имуществом, включены в реестр муниципального имущества.
В соответствии с постановлением мэрии <адрес> от 28.04.2021г. № «Об установлении особого противопожарного режима на территории <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> был установлен особый противопожарный режим. В рамках данного постановления администрацией района организовано кошение травы и уборка мусора вдоль дорог и ликвидация свалок мусора, организовано ежедневное патрулирование на территории района.
Муниципальное образование - это <адрес>, к органам местного самоуправления относятся: Совет депутатов <адрес>, мэр <адрес>, мэрия <адрес>, контрольно-счетная палата <адрес>. Администрация является территориальным органом местной администрации муниципального образования – мэрии.
Представитель администрации <адрес> г. Новосибирска - ФИО2, действующий на основании доверенности от 22.04.2021г., выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГг. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ГУ МЧС России по <адрес> – ФИО3, действующая на основании доверенности от 14.01.2021г. сроком до ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании представила отзыв.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему выводу:
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих постановлений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Особый противопожарный режим - это дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Статьей 30 Федерального закона "О пожарной безопасности" установлено, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Постановление мэрии <адрес> от 28.04.2021г. N 1359 "Об установлении особого противопожарного режима на территории <адрес>" на территории <адрес> был установлен особый противопожарный режим со дня вступления в силу настоящего постановления до принятия решения о прекращении действия особого противопожарного режима.
Главам администраций районов (округа по районам) <адрес>: обеспечить проведение мероприятий, направленных на предотвращение случаев горения сухой растительности, мусора (п.5.1).
Согласно ст. 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии с положениями ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В силу ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020г. N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с п. 67 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
В соответствии с п. 73 Правил противопожарного режима руководитель организации, лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся объектами защиты, обеспечивают очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
В соответствии со ст. 3.3. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распорядителем земель, которые не разграничена, является орган местного самоуправления городского земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с п. 1 решения Новосибирского городского Совета депутатов от 22.02.2006г. № «О территориальных органах мэрии <адрес>» территориальным органом мэрии <адрес> на территории <адрес> является <адрес>.
В соответствии с п. 1.4 решения Новосибирского городского Совета депутатов от 22.02.2006г. № «О территориальных органах мэрии <адрес>» администрация от имени мэрии осуществляет полномочия мэрии на территории соответствующего района <адрес> в том числе предоставляет муниципальные услуги и исполняет муниципальные функции в пределах компетенции.
В соответствии с п. 2.35 решения Новосибирского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «О территориальных органах мэрии <адрес>» - в полномочия администрации входит участие в организации благоустройства территории района в соответствии с правилами благоустройства территории <адрес>.
Согласно п. 4.1 Правила благоустройства территории <адрес>, содержание объектов благоустройства <адрес> осуществляется собственниками земельных участков и предусматривает выполнение работ по благоустройству в соответствии с перечнем работ по благоустройству, предусмотренных данными правилами.
В соответствии с п. 2.62 решения Новосибирского городского Совета депутатов от 22.02.2006г. № «О территориальных органах мэрии <адрес>» - в полномочия администрации входит участие в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - первичные меры пожарной безопасности включают в себя:1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В соответствии с п. 4.1 решения Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О правилах благоустройства территории <адрес> и признании утратившими силу отдельных полномочий Совета депутатов <адрес>» - содержание объектов благоустройства <адрес> осуществляется ответственными лицами в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, <адрес>, Правилами, иными муниципальными правовыми актами <адрес> и предусматривает выполнение работ по благоустройству в соответствии с Перечнем работ по благоустройству и периодичностью их выполнения, предусмотренных приложением к Правилам.
В соответствии с п. 4.2 решения Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ « О правилах благоустройства территории <адрес> и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов <адрес>» - содержание объектов благоустройства <адрес> включает уборку территории.
Уборка территории подразделяется на: уборку в весенне-летний период (с 15 апреля до 15 октября); уборку в осенне-зимний период (с 15 октября до 15 апреля).
Согласно п. 1.3 раздела 3 «Работы по содержанию озелененных территорий» приложения к правилам «Перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения» осуществляется скашивание травяного покрова не позднее 1 суток с момента достижения высоты травяного покрова более 15 см., для цветущего разнотравья - более 20 см.
Согласно абз. 3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» - финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Из материалов дела следует, что в период действия особого противопожарного режима на территории <адрес> произошли пожары на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, прилегающих к домовладениям и иным земельным участкам, а именно: ДД.ММ.ГГГГг. в 15-00 час. при проведении предварительной проверки по факту возгорания сухой травы и мусора на площади 35 кв.м., произошедшего ДД.ММ.ГГГГг. в 14 час. 40 мин. по адресу <адрес> (ближайший адрес), государственным инспектором по пожарному надзору ФИО3 выявлено нарушение требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № в условиях особого противопожарного режима на территории <адрес> на основании Постановления мэрии <адрес>№ от 28.04.2021г., допущенное администрацией <адрес>, а именно: не обеспечена очистка объекта защиты от сухой растительности и мусора (правила противопожарного режима в РФ п.73); правообладателем земельного участка, расположенного в границах населенного пункта, не производится своевременная уборка мусора, сухой растительности и покос травы (правила противопожарного режима в РФ п.67).
ДД.ММ.ГГГГг. в 16-00 час. при проведении предварительной проверки по факту возгорания сухой травы и мусора на площади 2 га, произошедшего ДД.ММ.ГГГГг. в 10 час. 00 мин. по адресу: <адрес> (ближайший адрес) государственным инспектором по пожарному надзору ФИО4 выявлено нарушение требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № в условиях особого противопожарного режима на территории <адрес> на основании Постановления мэрии <адрес>№ от 28.04.2021г., допущенное администрацией <адрес>, а именно: не обеспечена очистка объекта защиты от сухой растительности (правила противопожарного режима в РФ п.73); правообладателем земельного участка, расположенного в границах населенного пункта, не производится своевременная уборка сухой растительности и покос травы (правила противопожарного режима в РФ п.67).
Факт нарушения требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима подтвержден собранными по делу доказательствами: в том числе, протоколами №, 694 об административном правонарушении от 21.05.2021г., постановлением № от 18.06.2021г. по делу об административном правонарушении, которым администрация <адрес> признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.20.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 руб.; рапортами командира отделения 10 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по <адрес>ФИО5 от 06.05.2021г., донесением о пожаре от 06.05.2021г.; донесением о пожаре № старшего инженера - РДС СПСЧ ФПС НПС ГУ МЧС России по <адрес>ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ
Данные правонарушения были совершены <адрес> в условиях особого противопожарного режима на территории <адрес> на основании Постановления мэрии <адрес>№ от 28.04.2021г.
Также в материалах дела об административном правонарушении содержится возражение на предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований от 24.05.2021г., оформленный в виде письма главы администрации <адрес>ФИО7 (исх. № от 24.05.2021г.) на имя главного государственного инспектора <адрес> по надзору А.А. Гаврильченко, в котором содержится информация о принятии мер по снижению пожаров на территории <адрес>, в том числе: об организации работ по кошению травы на неблагоустроенных территориях вдоль созданной полосы микрорайона <адрес> 10,4 ГА и опашке территории, т.е. создание полос протяженностью 4, 16 км., об организации работ по ликвидации свалок и т.д.
Таким образом, администрация <адрес> является надлежащим субъектом уполномоченным и обязанным обеспечивать соблюдение первичных мер пожарной безопасности на территории <адрес>.
Вывод должностного лица о наличии в деянии администрации <адрес> состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Действия администрации <адрес> правильно квалифицированы по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области пожарной безопасности.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований ст.ст. 3.1, 3.5,4.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел..
Доводы жалобы о том, что администрации <адрес> не является субъектом вмененного административного правонарушения судом не принимаются во внимание, территориальным органом мэрии <адрес> на территории <адрес> является администрация <адрес>.
Вопреки доводам жалобы установленные места возгорания травы относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, соблюдение требований пожарной безопасности на которых возложена именно на администрацию <адрес>. Доводы жалобы об обратном несостоятельны.
Согласно открытым сведениям публичной кадастровой карты земельные участки, на которых произошло возгорание сухой травы, полностью относятся к территории муниципального образования <адрес> и находятся на территории <адрес>а <адрес>.
Таким образом, делая привязку по месту образования пожара (месту нескошенной травы и мусора), указанные места, как относящееся к территории <адрес>, определено правильно. Каких-либо неустранимых сомнений в том, что администрация <адрес> является надлежащим субъектом административного правонарушения, не имеется.
При данных обстоятельствах, учитывая, что вина администрации в совершении правонарушения административным органом установлена, администрация является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения при этом доказательств, подтверждающих своевременное принятие всех зависящих от нее мер по соблюдению требований пожарной безопасности, в материалах дела не представлено, выводы должностного лица о наличии в действиях администрации <адрес> признаков состава вмененного ему в вину правонарушения соответствует правильному применению норм материального права и подтверждается материалами дела.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
При этом довод жалобы о том, что администрация <адрес> входит в структуру мэрии <адрес>, как ее территориальный орган, не исключает в данном случае ответственности администрации <адрес>.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Причины, по которым требования пожарной безопасности не были соблюдены, не имеют правового значения и не могут являться основанием для освобождения от административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд,
Р Е Ш И Л :
Постановление № по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГг., вынесенное заместителем главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении администрации <адрес> - оставить без изменения, а жалобу <адрес> - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения суда.
Судья: «подпись» Л.В.Белоцерковская
Подлинник решения находится в материалах дела № –145/2021г. Калининского районного суда <адрес>.
УИД 54RS0№-06.
Решение суда не вступило в законную силу «___»_______2021г.
Судья: Л.В.Белоцерковская
Секретарь: И.В.Муштакова