Дело № Копия
Р Е Ш Е Н И Е
02 октября 2019 года г. Новосибирск
Калининский районный суд г. Новосибирска в с о с т а в е:
Председательствующего судьи Жданова С.К.
При секретаре Абкарян Л.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе <данные изъяты> на определение заместителя прокурора Новосибирского района Новосибирской области в форме сообщения от 25 июля 2019 года №-ж-16,
у с т а н о в и л:
01.07.2019 <данные изъяты> А.В. обратился в Прокуратуру Новосибирского района Новосибирской области с заявлением о нарушении сотрудниками МО МВД «Новосибирский» ГУ МВД России по НСО сроков регистрации обращения, указывая, что в действиях сотрудников имеются признаки правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ.
По результатам заявления <данные изъяты> А.В. Прокуратурой Новосибирского района Новосибирской области была проведена проверка, в ходе которой доводы жалобы <данные изъяты> А.В. нашли свое подтверждение, по результатам проверки начальнику МО МВД «Новосибирский» ГУ МВД России по НСО вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
25 июля 2019г. в адрес <данные изъяты> А.В. заместителем прокурора Новосибирского района Новосибирской области было направлено сообщение за № 328-ж-16, в котором сообщено о результатах проверки, также для сведения сообщено, что в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
Не согласившись с принятым заместителем прокурора Новосибирского района Новосибирской области решением в форме сообщения от 25.07.2019 № 328-ж-16, <данные изъяты> А.В. подал жалобу на данное решение полагая, что данное сообщение является, по мнению заявителя, определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, ссылаясь на то, что прокурор был обязан провести проверку сообщения о факте административного правонарушения, и принять по его итогам процессуальное решение, предусмотренное КоАП РФ. Однако, в нарушении действующих норм законодательства, решение по его заявлению о возбуждении дела об административном правонарушении должностным лицом прокуратуры Новосибирского района не вынесено в нарушение ст. 28.1 КоАП РФ. Считает, что ответ заместителя прокурора от 25.07.2019г. по своей сути является определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и может быть обжалован в порядке ст. 30.1 КоАП РФ.
В судебное заседание <данные изъяты> А.В., заместитель прокурора Новосибирского района Новосибирской области не явились, извещены надлежащим образом телефонограммами.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ предусмотрено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В те же сроки могут быть обжалованы определения, подлежащие обжалованию.
Из представленных документов и надзорного производства №-16 следует, что копия сообщения была направлена <данные изъяты> А.В. по электронной почте 25.07.2019г.
Исходя из жалобы <данные изъяты> А.В., копия сообщения заместителя прокурора Новосибирского района Новосибирской области от 25 июля 2019 года №ж-16 им была получена 02.08.2019г.
Доказательств получения <данные изъяты> А.В. копии решения в форме сообщения от 25.07.2019 №-16 определения в иную дату ни материалы настоящего дела об административном правонарушении, ни материалы надзорного производства не содержат.
Жалоба была подана в адрес суда 02.08.2019г., в связи с чем суд приходит к выводу о соблюдении <данные изъяты> А.В. срока, в течение которого может быть обжаловано вышеуказанное решение.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 г. года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона N 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Согласно ст. 12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ч.1). Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения (ч.1.1.). В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (ч.2).
В силу ст. 15 Закона N 59-ФЗ лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 5.59 КоАП РФ, нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события административного правонарушения; 2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); 3) действия лица в состоянии крайней необходимости; 4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; 5) признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность; 6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; 7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела; 8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; 8.1) внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве); 9) иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
Частью 5 ст. 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пункте 1 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Из содержания сообщения заместителя прокурора Новосибирского района Новосибирской области от 25 июля 2019 года №-ж-16 следует, что прокуратурой Новосибирского района проведена проверка по обращению <данные изъяты> А.В. соблюдения сотрудниками МО МВД России «Новосибирский» требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан и установлено, что доводы жалобы <данные изъяты> А.В. нашли свое подтверждение, по результатам проверки начальнику МО МВД «Новосибирский» ГУ МВД России по НСО вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Однако, поскольку сотрудники МО МВД России «Новосибирский» не могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ за нарушение срока предоставления ответа на обращение, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении сотрудников МО МВД России «Новосибирский» возбуждено не было.
Из представления об устранении нарушений федерального закона следует, что 14 июня 2019г. на сайте 54 МВД РФ <данные изъяты> А.В. было отправлено заявление в МО МВД России «Новосибирский», обращение поступило в МО МВД России «Новосибирский» в то же день, однако, зарегистрировано в ГДиР было только 18 июня 2019 г., присвоен регистрационный номер №
Согласно п. 2 ст. 8 ФЗ от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
В соответствии с ч. 3 ФЗ от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу положений ст.ст. 190,191,193,194 ГК РФ, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Течение срока, определенного периодом времени, начинается н\на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Нерабочими днями, учитываемыми при окончании срока, являются выходные и праздничные дни.
Учитывая изложенное, заявление <данные изъяты> А.В. должно было быть зарегистрировано в первый, следующий за выходным рабочий день – 17 июня 2019г.
Кроме того ответ на обращение был подписан врио. начальника МО МВД России «Новосибирский» <данные изъяты> Е.А. только 19 июля 2019г.
При таком положении заместитель прокурора Новосибирского района Новосибирской области правомерно пришел к выводу, что ответ на обращение <данные изъяты> А.В. был дан с нарушением установленного Федеральным законом срока.
В силу ст. 2.5 КоАП РФ, за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность (ч.1). За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 - 5.26, 5.45 - 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 - 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 7 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 - 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 - 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях (ч.2).
Таким образом, исходя из положений статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, <данные изъяты> Е.А., являясь сотрудником МО МВД России «Новосибирский» и имея специальное звание, не являлся субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьи 5.59 КоАП РФ, поскольку за совершение действий, составляющих объективную сторону состава данного правонарушения, он не подлежал привлечению к административной ответственности.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45 утверждена Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п.п. 1.1. указанной инструкции, устанавливается единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.
Из п.п. 2.1. инструкции следует, что 2.1. положения Инструкции распространяются на обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования.
В соответствии с п.п. 3.1. инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
Из материалов дела, надзорного производства, сообщения заместителя прокурора Новосибирского района Новосибирской области от 25 июля 2019 года № 328-ж-16 следует, что обращение <данные изъяты> А.В. от 13.06.2019г. было принято к рассмотрению, в связи его поступлениям была проведена проверка, в ходе проверки были установлены нарушения действующего законодательства, заместителем прокурора Новосибирского района Новосибирской области было вынесено представление начальнику МО МВД России «Новосибирский» об их устранении.
В соответствии с абз. 2 п.п. 6.1. инструкции, предусматривающему, что ответ на обращение (запрос) направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в письменной форме, <данные изъяты> А.В. 25 июля 2019г. был дан ответ о результатах проведенной работы по его обращению от 13 июня 2019 г.
Таким образом положения Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45 при рассмотрении жалобы не нарушены.
Поскольку оснований для возбуждения дела об административном правонарушении не имелось, заместитель прокурора Новосибирского района Новосибирской области <данные изъяты> Е.В. правомерно подготовила и направила заявителю сообщение об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении.
Также <данные изъяты> А.В. в своей жалобе ссылается на то, что прокурор был обязан провести проверку сообщения о факте административного правонарушения, совершенного надзорным органом внутренних дел и принять по ее итогам процессуальное решение в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пункте 1 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Как следует из материалов надзорного производства, дополнительно представленной информации помимо оспариваемого решения заместителя прокурора Новосибирского района Новосибирской области <данные изъяты> Е.В. в форме сообщения от 25.07.2019 №-16 в адрес <данные изъяты> А.В. о результатах рассмотрения его обращения, в тот же день 25.07.2019 года прокурором Новосибирского района Новосибирской области <данные изъяты> А.Ю. вынесено решение по обращению <данные изъяты> А.В. в форме определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении сотрудников МО МВД России «Новосибирский» по ст. 5.59 КоАП РФ. Таким образом предусмотренная ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ процессуальная форма решения по поступившему сообщению (заявлению) об административном правонарушении соблюдена. Предметом обжалования определение прокурора Новосибирского района Новосибирской области <данные изъяты> А.Ю. 25.07.2019 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и, соответственно, предметом рассмотрения в настоящем решении законность и обоснованность указанного определения не являлась, оснований для выводов о незаконности решения заместителя прокурора Новосибирского района Новосибирской области в форме сообщения от 25 июля 2019 года № 328-ж-16 не имеется, что не препятствует оспариванию заявителем в установленном порядке определения прокурора Новосибирского района Новосибирской области <данные изъяты> А.Ю. от 25.07.2019 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Жалобу <данные изъяты> на решение заместителя прокурора Новосибирского района Новосибирской области в форме сообщения от 25 июля 2019 года № 328-ж-16 оставить без удовлетворения.
На решение в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения может быть подана жалоба в Новосибирский областной суд с направлением жалобы через суд, вынесший решение.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>