Дело № КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
07 сентября 2018 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Поротиковой Л.В.,
при секретаре Стариковой М.А.,
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника контрольного управления <адрес> о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника контрольного управления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ заместитель министра здравоохранения <адрес>ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст. 15.15.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
ФИО1 с данным постановлением не согласна, в жалобе просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить. Также в жалобе указала, что согласно пп. 13 п. 10 Положения о министерстве <адрес>, министерство осуществляет полномочия планирования ведомственных расходов областного бюджета <адрес> в части расходов министерства и подведомственных ему государственных организациях НСО в рамках полномочий субъекта бюджетного планирования с учетом принципов эффективного и экономного использования бюджетных средств. Согласно п. 18 Положения, министерство осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя бюджетных средств областного бюджета <адрес>, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него обязанностей. Согласно п. 5 устава ГБУЗ <адрес> «МИАЦ» учреждение подведомственно Министерству здравоохранения <адрес>, в отношении которого министерство осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств и отдельные полномочия права собственника в пределах установленной компетенции.
Согласно п. 27 устава ГБУЗ <адрес> «МИАЦ» финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждение осуществляется в виде субсидии из областного бюджета <адрес> на возмещение затрат, связанных с оказанием государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с государственным заданием, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особого ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением департаментом имущества и земельных отношений <адрес> или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему областным исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции учредителя, на приобретение такого имущества, расходов на оплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, в порядке, установленном правительство <адрес>.
В соответствии с п. 18 порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений <адрес> и финансового обеспечения выполнения государственного задания нормативные затраты на выполнение работы определяются при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении государственных бюджетных или государственных автономных учреждений <адрес>, а также по решению главного распорядителя средств областного бюджета. Поскольку министерство <адрес> является главным распорядителем средств областного бюджета нормативные затраты определены решением Министерства в отношении ГБУЗ <адрес> «МИАЦ».
Приказ Минздрава НСО от ДД.ММ.ГГГГ№, определяя государственное задание ГБУЗ «МИАЦ» содержит расчет нормативных затрат в целом и на единицу объема. При этом существенные показатели норматива затрат в данном приказе соответствуют п. 19 Порядка формирования государственного задания.
Доводы контрольного управления <адрес> о недопустимости использования при расчете (обосновании) нормативов данных за предыдущий период не основаны на положениях законодательства (которым прямой запрет не установлен).
В соответствии с уставом ГБУЗ НСО «МИАЦ» в предмет деятельности учреждения включена деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов в сфере охраны здоровья граждан.
В соответствии со ст. 2 закона № 149-ФЗ «Об информатизации, информационных технологиях и защите информации», информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления, а документированная информация зафиксированная на материальном носителе путем документирования информации с реквизитами или материальный носитель информации. Действующее законодательство не дает определение понятия «информационный ресурс».
Считает, что в данном случае необходимо руководствоваться нормами международного права. Согласно соглашению о сотрудничестве государств СНГ в области обеспечения информационной безопасности информационные ресурсы - информационная инфраструктура, а также собственно информации и ее потоки.
Таким образом, фотовыставка и кинофильм отнесены законодательством к категории информации, а деятельность по ведению информационных ресурсов как термин подлежит расширительному толкованию что допускает отнесение к ней работ по созданию фотовыставки, видеофильма и их распространения доступными способами (выставка, сеть Интернет и в иных формах). Помимо этого создание и использование информационных ресурсов входит в предмет деятельности ГБУЗ НСО «МИАЦ».
Следовательно, контрольным управлением НСО не приведены доказательства подтверждающие вменяемое правонарушения, и следовательно действия ФИО1 не являются нарушениями бюджетного законодательства.
В судебном заседании заявитель, ее представитель доводы жалобы поддержали, настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Представитель контрольного управления по НСО в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу, просил суд жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии ст. 15.15.15 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Порядок формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания определен статьей 69.2 БК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 69.2 БК РФ государственное задание на оказание государственных услуг учреждениями субъекта Российской Федерации формируется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год.
Частью 4 статьи 69.2 БК РФ предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
Из статьи 162 БК РФ следует, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Анализ указанных норм свидетельствует о том, что основными критериями государственной услуги являются, в том числе нормативно-правовое основание, отражающее законность расходования средств соответствующего бюджета на предоставление услуги; финансирование за счет средств соответствующего бюджета; реальность и результативность предоставления государственной (муниципальной) услуги физическим и юридическим лицам.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением <адрес> утвержден «Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений <адрес> и финансового обеспечения выполнения государственного задания» №-п (далее - Порядок), кроме того ДД.ММ.ГГГГ Министерством приказом утвержден приказ № «Об утверждении объемов государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и нормативов финансовых затрат для государственных организаций, подведомственных министерству здравоохранения <адрес>, на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов» (далее - приказ №).
Настоящий Порядок устанавливает правила формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными бюджетными и государственными автономными учреждениями <адрес>, а также государственными казенными учреждениями <адрес>, определенными правовыми актами главных распорядителей средств областного бюджета <адрес> (далее - областной бюджет), в ведении которых находятся государственные казенные учреждения <адрес> (далее совместно - государственные учреждения <адрес>) (статья 1 Порядка).
В силу пункта 7 Порядка, объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным учреждением <адрес> областным исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным в сфере управления и распоряжения государственным имуществом <адрес>, или приобретенного государственным учреждением <адрес> за счет средств, выделенных ему органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование) (далее - имущество учреждения), а также затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.
Пунктом 10 Порядка установлено, что значения нормативных затрат на оказание государственной услуги утверждаются в отношении:
1) государственных казенных учреждений <адрес> - главным распорядителем средств областного бюджета в случае принятия им решения о применении нормативных затрат при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания;
2) государственных бюджетных и государственных автономных учреждений <адрес> - органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Согласно пункта 16 Порядка, корректирующие коэффициенты к базовому нормативу затрат на оказание государственной услуги, применяемые при расчете нормативных затрат на оказание государственной услуги, состоят из: 1) территориального корректирующего коэффициента, включающего территориальный корректирующий коэффициент на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда и территориальный корректирующий коэффициент на коммунальные услуги и на содержание недвижимого имущества; 2) отраслевого корректирующего коэффициента к базовому нормативу затрат, отражающего отраслевую специфику государственной услуги.
Пунктом 18 Порядка определено, что нормативные затраты на выполнение работы определяются при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении государственных бюджетных или государственных автономных учреждений <адрес>, а также по решению главного распорядителя средств областного бюджета.
Как следует из пункта 20 Порядка, при определении нормативных затрат на выполнение работы применяются показатели материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для выполнения работы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также межгосударственными, национальными (государственными) стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами выполнения работ в установленной сфере.
Значения нормативных затрат на выполнение работы утверждаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, а также главным распорядителем средств областного бюджета в случае принятия им решения о применении нормативных затрат при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания (пункт 21 Порядка).
Приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении объемов государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и нормативов финансовых затрат для государственных организаций, подведомственных министерству здравоохранения <адрес>, на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее - приказ №) для государственных медицинских организаций <адрес>, в том числе учреждения, утверждены показатели объема услуг (работ), подлежащих оказанию (выполнению) в рамках государственного задания на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, а также нормативы финансовых затрат и объем финансирования. При этом, данный приказ не содержит утвержденного Министерством порядка расчета нормативных затрат.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела контрольного управления <адрес> был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ст. 15.15.15 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении контрольным управлением была проведена встречная проверка министерства здравоохранения НСО за 2017 год по результатам которой было установлено, что в нарушение п. 18 порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждение <адрес> и финансового обеспечения выполнения государственного задания, министерством не установлен порядок определения нормативных затрат на выполнение работ при расчете финансового обеспечения выполнения государственного задания в отношении ГБУЗ <адрес> «МИАЦ». Фактически объем субсидии определялся исходя из показателей финансирования предшествующих периодов. Также в нарушение п. 19 порядка, расчеты определения нормативных затрат на оказание государственной услуги за 2017 года не содержат нормативных затрат на единицу объема работы по показателям государственного задания. Так, из представленных расчетом усматривается, что в нормативные затраты включены расходы на оплату работников учреждения в количестве: декабрь 2016 года – 138,5 ед., май 2017 – 141,5 ед., декабрь 2017 года - 143,5 ед., в то время как взятая для расчета затрат на оплату численность работников не соответствует штатной численности учреждения, которая на ДД.ММ.ГГГГ составила 158 ед., на ДД.ММ.ГГГГ год – 133 ед. Кроме того, в нарушение положения п. 1 ст. 78 БК РФ в расчет включены затраты, не связанные с выполнением государственного задания, на «фильм и фотовыставку к «дню медика» на сумму 270 000 рублей.
Постановлением заместителя начальника контрольного управления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотрено го ст. 15.15.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Далее, судом установлено, что приказ министерства здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ№ содержит показатель норматива финансовых затрат на единицу работы, которые были приняты во внимание при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении, в объективную сторону вменяемого правонарушения не включались и при назначении наказания ФИО1, как должностному лицу, не учитывались.
В соответствии с п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ, финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества.
Как усматривается, из материалов дела об административном правонарушении государственное задание на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов, утвержденное приказом №, предусматривает выполнение ГБУЗ НСО «МИАЦ» одного вида работ: ведение информационных ресурсов и баз данных.
В соответствии с заключенным между учреждением и Министерством соглашением о предоставлении из областного бюджета <адрес> субсидий на финансовое обеспечение выполнения Государственного задания от ДД.ММ.ГГГГ№ и дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ к Соглашению № на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением работ в 2017 году, учреждению предоставлена субсидия на финансовое обеспечение выполнения им Государственного задания (далее - субсидия) в общей сумме 81 828 550,00 руб.
При проверке обоснования суммы предоставленной Министерством учреждению субсидии на выполнение Государственного задания установлено, что в соответствии с Расчетом определения нормативных затрат на оказание государственной услуги на 2017 год, ведение информационных ресурсов и баз данных по показателям объема работы - количество записей и количество информационных ресурсов и баз данных на 2017 год, с изменениями - май 2017 год, декабрь 2017 год, а также «расчетами (обоснования) к плану финансово-хозяйственной деятельности» учреждения (далее - Расчеты) установлено, что Министерством в расчет суммы предоставленной учреждению субсидии включены затраты на осуществление расходов в размере 270 000,00 руб. на производство видеофильма, хронометражем 15 минут, и подготовку фотовыставки о системе здравоохранения в районах <адрес>.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», под фильмом понимается аудиовизуальное произведение, созданное в художественной, хроникально-документальной, научно-популярной, учебной, анимационной, телевизионной или иной форме на основе творческого замысла, состоящее из изображения зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителей и соединенных в тематическое целое последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия с помощью соответствующих технических устройств.
Согласно п. 158 ГОСТ Р 7.0.8-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденному Приказом Росстандарта от 17.10.2013 №-ст, под документальной выставкой понимается экспонирование архивных документов или их копий в специальном, приспособленном для этого помещении или на интернет-сайте.
Согласно разделу Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года и плане мероприятий по ее реализации, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р, под государственным информационным ресурсом понимаются регистры, кадастры, реестры, классификаторы, содержащие полную, непротиворечивую, достоверную, актуальную информацию, необходимую для выполнения основных функций государственного управления, обеспечения доступности соответствующих данных на межведомственном уровне, а также для граждан и организаций в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, в связи с чем доводы заявителя о том, что законодательством не определено понятие «информационного ресурса» являются несостоятельными.
Согласно ч. 9 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к государственным информационным ресурсам относится информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы.
С учетом изложенного, видеофильм и фотовыставка не являются информационными ресурсами.
Кроме того, Государственным заданием учреждения предусмотрено выполнение работ по ведению информационных ресурсов, а не их созданию. С учетом изложенного, включение в Расчеты суммы субсидии на финансовое обеспечение Государственного задания расходов по созданию видеофильма и фотовыставки не связано с выполнением Государственного задания учреждения, а, следовательно, затраты на их создание в сумме 270 000,00 руб. включены министерством в Расчет суммы предоставленной субсидии неправомерно.
Доводы заявителя о необходимости применения "Классификатора нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере", утв. Казначейством России ДД.ММ.ГГГГ, суд находит не состоятельными. Т.к. данный классификатор подлежит применению органами Федерального казначейства, при проверке средств федеральных бюджетов.
При таких обстоятельствах, включение в государственное задание подведомственного учреждения услуги, не предусмотренной ведомственным перечнем, указывает на то, что при формировании государственного задания должностным лицом заместителем министра <адрес> были нарушены критерии нормативно-правового основания, отражающего законность расходования средств бюджета. При этом, доводы заявителя о включении деятельности по созданию фильма и фотовыставки в предмет деятельности учреждения в соответствии с его Уставом, не может служить основанием для признания правомерности включения данных затрат в сумму субсидии, поскольку целевым назначение предоставленной субсидии являлось именно финансовое обеспечение работ, включенных в Государственное задание учреждения, а не иных видов деятельности, отнесенных к предмету деятельности учреждения.
Обстоятельств, которые в силу ст. 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену постановления в ходе рассмотрения дела судом не установлено, в связи с чем суд не находит оснований для отмены постановления.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя контрольного управления по НСО от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении к административной ответственности ФИО1 по ст. 15.ДД.ММ.ГГГГ КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней с момента получения копии решения.
Судья Л.В. Поротикова