Дело № КОПИЯ
54RS0№-26
Поступило в суд 15.08.2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Центральный районный суд <адрес>
в составе:
председательствующего Поротиковой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Рыжкиной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ МВД России по НСО о признании права собственности на транспортное средство, возложении обязанности по постановке транспортного средства на регистрационный учет,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ МВД России по НСО о признании права собственности на транспортное средство, возложении обязанности по постановке транспортного средства на регистрационный учет.
В обоснование заявленных требований указал, что в 1998 году на рынке у неизвестного лица приобрел транспортное средство – <данные изъяты> г.в., договор купли-продажи не сохранился, технических документов, ПТС на данное средство ему при совершении покупки не передавалось, таковые у истца отсутствуют.
Считает, что в соответствии со ст. 218,234 ГК РФ в силу приобретательской давности приобрел право собственности на данное средство, потому просил суд признать за ним право собственности на данный мотоцикл.
Также указал, что пытался поставить данное средство на регистрационный учет, однако ввиду отсутствия технических и правоустанавливающих документов на транспортное средство, в постановке на учет было отказано, считает данный отказ не законным и просит суд возложить на ответчика обязанность произвести регистрацию транспортного средства.
В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивал, поддержал доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен, представил отзыв, согласно которому просил в иске ФИО1 отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 1 статьи 234 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
В силу ст. 12 ГГК РФ защита гражданских прав осуществляется, помимо иных предусмотренных законом способов, путем признания права.
Избирая указанный способ защиты гражданских прав, лицо, считающее себя давностным владельцем, должно доказать, что владеет имуществом добросовестно, открыто и непрерывно как своим собственным в течение пяти лет.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; добросовестность владения, предполагает надлежащее исполнение владельцем обязанностей в отношении спорного имущества, регламентированных действующим законодательством.
Судом со слов истца установлено, что в 1998 году, ФИО1 приобрел у неизвестного лица транспортное средство - <данные изъяты>.в.
Согласно сообщению МОТНиРАМТС ГИБДД указанное транспортное средство на учете не значится, регистрационный знак отсутствует, информация о его аресте и угоне отсутствует (л.д.6), стоимость данного средства составляет 10 900 руб. (л.д.7-21).
Таким образом, судом установлено, что с 1998 года, спорное транспортное средство не было поставлено на регистрационный учет, государственный номер данному транспортному средству не присваивался, паспорт технического средства не выдавался, арест на данное средство не накладывался, о его угоне в базе ГИДД сведений не имеется. Со слов истца также установлено, что с 1998 года данное транспортное средство находится в его владении и распоряжении, с момента приобретения данного мотоцикла истцом не предпринималось мер к его постановке на учет и оформлению на него соответствующих документов, таковая необходимость возникла лишь в 2019 году. Истец считает, что данные обстоятельства позволяют прийти к выводу о добросовестности владения истцом спорным имуществом, что является основанием к возникновению у истца права собственности на транспортное средство.
Следует отметить, что обязанностью добросовестного собственника транспортного средства, в числе прочих, является государственная регистрация автомототранспортных средств согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 4 указанного Постановления, регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов транспортных средств со статусом "действующий", оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Как было установлено, при приобретении истцом мотоцикла паспорт транспортного средства ему не передавался.
Отсутствие регистрации данного транспортного средства в ГИБДД опровергает довод истца о добросовестности владения транспортным средством, т.к. добросовестный владелец обязан был совершить действия по постановке данного транспортного средства регистрационный учет, со слов истца, такая обязанность у него возникла с 1998 года, однако он ее не исполнил.
Отнесение ст. 1079 ГК РФ транспортных средств к источникам повышенной опасности обуславливает необходимость установления для них особого правового режима, в том числе специальных правил их допуска в эксплуатацию.
Таким образом, отсутствие документов, подтверждающих возможность безопасной эксплуатации транспортного средства, его допуск в эксплуатацию препятствует возможности установления как добросовестности владения, так и возможности использования данного имущества, являющегося источником повышенной опасности по его прямому назначению.
Кроме того, ответчик ГУ МВД России по НСО в рамках, заявленного истцом требования о признании за ним права собственности на транспортное средство, является ненадлежащим ответчиком, т.к. не оспаривает его прав на данное имущество.
Следует отметить, что добросовестность владения предполагает надлежащее исполнение владельцем обязанностей в отношении имущества, регламентированных действующим законодательством, в данном случае такой обязанностью является государственная регистрация автомототранспортных средств и самоходной техники и прохождение государственного технического осмотра. Кроме того, отсутствуют доказательства, подтверждающие законность отчуждения транспортного средства в пользу истца.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется согласно законодательству Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Приведенными выше положениями предусмотрена регистрация самих транспортных средств, обусловливающая допуск транспортных средств к участию в дорожном движении.
При этом регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности.
Регистрация транспортных средств производится с соблюдением установленного действующим законодательством порядка.
Приобретение лицом транспортного средства автоматически не порождает обязанность управомоченного органа допустить транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.
Таким образом, транспортные средства на территории Российской Федерации в целях их эксплуатации должны соответствовать техническим нормативам.
В силу положений ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент, принятый в установленном порядке, является документом, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
Статья 2 указанного Закона устанавливает, что под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Сертификатом соответствия является документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Таким документом является паспорт транспортного средства или паспорт самоходной машины, подтверждающие техническую безопасность транспортного средства, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.
Таким образом, государственный технический осмотр является обязательным условием для допуска транспортного средства к эксплуатации.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что при отсутствии каких-либо документов на транспортное средство, отсутствие государственной регистрации транспортного средства, отсутствие государственного технического осмотра, а также отсутствие подтверждения законности приобретения истцом имущества, законности отчуждения транспортного средства в пользу истца, добросовестность владения истцом не может быть с достоверностью подтверждена в судебном заседании.
Следует отметить, что Правила государственной регистрации автомототранспортных средств, утверждены Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 399, и именно они устанавливают порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Особого внимания заслуживает факт того, что истцом в материалы дел не представлены документы, позволяющие идентифицировать мотоцикл как транспортное средство, т.к. документов, из которых можно было бы увидеть объем двигателя и максимальную скорость не имеется, факт того, что мотоцикл поименован как ИЖ 49 не может являться доказательством того, что его технические характеристики с момента его выпуска (1958 год) не были изменены.
Согласно указанным Правилам, регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их допуска к участию в дорожном движении, государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.
В силу п. 3 данных Правил, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, в том числе, по следующим основаниям:
представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию;
представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами;
представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;
обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационных номеров транспортных средств, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя), идентифицирующих транспортное средство, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных), за исключением транспортных средств с измененной маркировкой транспортных средств и номерных агрегатов в результате естественного износа, коррозии, ремонта или возвращенных собственникам или владельцам после хищения, при условии их идентификации;
невозможно идентифицировать транспортное средство вследствие замены рамы, кузова или составляющей части конструкции, повлекшей утрату идентификационного номера, нанесенного изготовителем транспортного средства при его выпуске в обращение.
Следует отметить, что отсутствие у истца все документов на транспортное средство не позволяет установить или опровергнуть ни одно из вышеперечисленных обстоятельств, что свидетельствует о невозможности его постановки на регистрационный учет, т.к. отсутствие необходимых документов безусловно влечет невозможность допуска этого транспортного средства к участию в дорожном движении.
Далее следует отметить, что порядок постановки на учет транспортных средств установлен положениями Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утв. Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 605.
Так, в силу п. 2 данного Регламента, заявителями на предоставление государственной услуги являются собственники автомототранспортных средств и прицепов к ним либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами.
В силу п. 15 данного Регламента, для постановки транспортного средства на учет необходимо представить документы на транспортное средство и номерные агрегаты, паспорт транспортного средства; регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств); свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства; документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации; свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности в случаях изменения регистрационных данных в связи с изменением конструкции транспортного средства
В представляемых для совершения административных действий документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, должны содержаться: дата и место их составления, предмет и условия сделки (решения государственного органа), стоимость транспортного средства (при наличии), для физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, паспортные данные, для юридического лица - ИНН, полное наименование, юридический адрес, подписи сторон (если наличие подписей предусмотрено формой документа), идентификационные данные транспортного средства, а также серия, номер, дата выдачи паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа и (или) регистрационного знака (при их наличии), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что у истца ни одного из вышеперечисленных докумнтов не имеется, а также не имеется документов, позволяющих установить право собственности, техническую исправность транспортного средства, у суда отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по постановке транспортного средства, отказ в таковой со стороны ответчика ввиду отсутствия необходимых документов является правомерным.
Таким образом, суд оценив имеющиеся в деле доказательства, приходит к вводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных им требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца с даты подготовки решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Л.В. Поротикова
Подлинное решение подшито к материалам дела №, находящимся в Центральном районном суде <адрес>