Дело № Копия
Р Е Ш Е Н И Е
26 мая 2020 года <адрес>
Калининский районный суд <адрес>
в с о с т а в е:
Председательствующего судьи Жданова С.К.
при секретаре Несовой А.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании с участием представителя прокуратуры <адрес>, представителя лица, в отношении которого ведется производства по делу, представителя заинтересованного лица административное дело по протесту прокурора <адрес> на постановление заместителя руководителя Управления федерального казначейства по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора ООО «Предприятие «Элтекс» ФИО1,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя Управления федерального казначейства по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ прекращено производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора ООО «Предприятие «Элтекс» ФИО1.
Основанием для вынесения постановления послужил вывод должностного лица об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
С указанным постановлением не согласился прокурор <адрес>, указал, что в действиях ФИО1 состав правонарушения установлен в ходе проведенной проверки, непосредственно правонарушение выразилось в нарушении ООО «Предприятие «Элтекс» условий предоставления субсидии в рамках договора от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому ООО «Предприятие «Элтекс» была предоставлена субсидия, а именно – недостижение ООО «Предприятие «Элтекс» установленных показателей эффективности реализации комплексного проекта за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по указанному договору.
В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> протест поддержала, просила удовлетворить.
Должностное лицо ФИО1, извещавшийся о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, о причинах неявки суд не известил.
Представитель должностного лица – ФИО1 полагала протест подлежащим отклонению, пояснила, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным. Достижение показателей эффективности деятельности не является условием предоставления субсидии, а является условием использования предоставленной субсидии.
Представитель Управления федерального казначейства по <адрес> считала, что постановление вынесено на основании полного исследования и оценки исследованных материалов дела действиям должностного лица дана надлежащая оценка.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 30.7. по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Согласно ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ ответственность установлена за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Судебным разбирательством установлено, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным прокурором <адрес> старшим советником юстиции Земеровым Н.Н. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора Общества с ограниченной ответственностью «Предприятие «Элтекс» (далее - ООО «Предприятие «Элтекс» ФИО1 о совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 КоАП, выразившегося в следующем: ООО «Предприятие «Элтекс» не достигло показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта за период с ДД.ММ.ГГГГ по. 06.2019 по Договору о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенному Министерством промышленности и торговли Российской Федерации алее - М. Р.) и ООО «Предприятие «Элтекс», в части ряда показателей: - объем производства и реализации импортозамещающей или инновационной продукции, которая будет создана в ходе реализации комплексного проекта. Степень достижения данного целевого показателя (индикатора эффективности), плановое значение которого по итогу реализации комплексного проекта составляет 273,303554 млн. руб., фактически достигнуто ООО «Предприятие «Элтекс» в размере 151,83708 млн. руб., что составляет 0,566% от планового показателя; - объем экспорта продукции, которая будет создана в ходе комплексного проекта. Степень достижения данного целевого индикатора эффективности), плановое значение которого по итогу комплексного проекта составляет 320,913 тыс. долларов США, достигнуто ООО «Предприятие «Элтекс» в размере 161,211 тыс. долларов США, что составляет 0,502% от планового показателя. Выполнение данных показателей на конец реализации комплексного проекта составляет менее 90% от фактического значения.
В соответствии с пунктом 1 подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям). индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 статьи 78 БК РФ), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в том числе из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти I федеральных государственных органов).
Из обстоятельств дела следует, что ДД.ММ.ГГГГМ. Р. и ООО «Предприятие «Элтекс» заключен Договор, предметом которого является предоставление субсидии ООО «Предприятие «Элтекс» на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры».
В целях исполнения условий Договора М. Р. перечислены ООО «Предприятие «Элтекс» денежные средства в сумме 516 837 167 руб., из них: 119 259 132 руб. в 2016, 191 832 208 руб. в 2017, 176 166 629 руб. в 2018 и 29 579 198 руб. в 2019.
Приложением № к Договору определены показатели (индикаторы) эффективности реализации комплексного проекта, а именно: - объем производства и реализации импортозамещающей или инновационной продукции, которая будет создана в ходе реализации комплексного проекта: 273303,554 млн. руб.; -количество вновь создаваемых и модернизируемых высокотехнологичных рабочих мест в рамках реализации комплексного проекта: 115 ед.; - соотношение размера субсидии, запрашиваемой на создание научно- технического задела в рамках комплексного проекта, и размера заемных и (или) собственных средств, планируемых к привлечению для реализации комплексного проекта: 0,822; -объем экспорта продукции, которая будет создана в ходе реализации комплексного проекта: 320,913 тыс. долларов США; - количество полученных патентов и (или) секретов производства (ноу-хау): 3; - срок реализации комплексного проекта (срок, в который предполагается обеспечить достижение всех заявленных показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта): 42 месяца.
Пунктом 3.1.8 Договора предусмотрено, что ООО «Предприятие «Элтекс» по завершению реализации комплексного проекта в тридцатидневный срок обязуется предоставить в М. Р. отчет о достижении показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта по форме согласно Приложению 16 3 к Договору и отчет о затратах, связанных с проведением работ в рамках реализации комплексного проекта, по форме согласно Приложению № к Договору.
В соответствии с отчетом о достижении показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта организации Общество с ограниченной ответственностью «Предприятие «Элтекс» по комплексному проекту Разработка и организация серийного производства линейки маршрутизаторов АЯ, ЭЯ, РЕ магистрального сегмента сети связи» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по договору№ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Отчет) выполнение показателей составляет менее установленных 90 % по ряду показателей.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 109 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил № устанавливаются порядок, цели и условия предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке газовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры.
Пунктами 3, 4, 9 Правил № установлен порядок предоставления субсидии.
Так, согласно пункту 3 Правил № субсидии предоставляются организациям, прошедшим конкурсный отбор на право получения субсидии (далее - конкурс), по комплексным проектам, срок реализации которых не превышает 5 лет, при этом устанавливается общая стоимость комплексного проекта и максимальный ежегодный размер субсидии.
Конкурс проводится конкурсной комиссией, образуемой М. Р., в порядке, предусмотренном пунктами 7-14 Правил №.
Правилами № предусмотрена также Методика определения рейтинга заявок, представленных российскими организациями на конкурс на право получения из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат на создание научно- технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры (приложение № к Правилам №).
Как следует из пункта 4 Правил № 109 субсидии предоставляются организациям при выполнении следующих условий: а) организация является юридическим лицом, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации; б) у организации отсутствует задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Из буквального толкования приведенных положений Правил № и условий договора следует, что вопрос о наличии или отсутствии у того или иного хозяйствующего субъекта условий для получения субсидии решается на стадии конкурсного отбора, суть которого состоит в проверке соответствия участника конкурса тем условиям, которые необходимы для получения субсидии, а также в оценке представленных им документов.
Из буквального значения п. 2.1 Договора между М. и ООО Предприятие Этекс и приложением 1 к указанному договору следует, что субсидия предоставляется на условиях договора.
Вместе с тем достижение определенных результатов хозяйственной деятельности является условием использования субсидии, а не условием ее предоставления поскольку на стадии предоставления субсидии результаты хозяйственной деятельности, планируемые к достижению в связи с предоставлением в рамках договора денежных средств в виде субсидии, отсутствуют.
Не указано и не является условием предоставления субсидии в соответствии с Правилами и договором достижение определенных результатов хозяйственной деятельности.
Так из п. 3 Правил следует, что отбор организаций для получения субсидии осуществляется путем проведения конкурса исходя из наилучших условий достижения результатов, в целях достижения которых предоставляется субсидия, что указывает на результаты, как цель отбора и цель предоставления субсидии.
Возможность установления Договором условий предоставления субсидии Правилами не предусмотрена, поскольку условия, цели, порядок предоставления субсидии, а также финансовые санкции за недостижение результатов деятельности определяется непосредственно приведенными Правилами.
Также судом принято во внимание, что постановлением прокурора возбуждено дело в отношении должностного лица – руководителя организации ФИО1
В силу положений ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Одним из обстоятельств, подлежащих установления при решении вопроса о привлечении должностного лица к административной ответственности является вина должностного лица.
Вместе с тем суд приходит к выводу, что в ходе производства по делу об административном правонарушении не добыто доказательств вины ФИО1, как должностного лица – руководителя ООО «Предприятие Элтекс» условий предоставления субсидии.
В связи с чем оспариваемое постановление содержит верный вывод об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
Субъектом административного правонарушения является должностное лицо - руководитель (директор) юридического лица, являющегося получателем субсидии и нарушившего условия ее предоставления.
Субъективная сторона характеризуется умышленной или неосторожной формами вины.
Из обстоятельств дела следует, что индикаторы эффективности деятельности при освоении предоставленной субсидии не достигнуты по следующим причинам: Комплексный проект был одобрен экспертным советом, в который входил вице-президент ПАО «Ростелеком», подтвердившим заинтересованность в разработке ООО «Предприятие «Элтекс» маршрутизаторов ядра сети. В связи с отложением ПАО «Ростелеком» закупки указанного оборудования на более поздний период (2021 год) ООО «Предприятие «Элтекс» находилось в условиях существенного изменения обстоятельств относительно условий, в которых организация находилась на момент подачи заявки на конкурс. У других потенциальных бюджетных заказчиков не имелось достаточного объема средств на закупку оборудования ООО «Предприятие «Элтекс»
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении директором ООО «Предприятие «Элтекс» ФИО1 были представлены объяснения от ДД.ММ.ГГГГ, объяснения 2 от ДД.ММ.ГГГГ, объяснения 3 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым: срок действия договора по предоставлению субсидий не истек в силу пункта 8.1 Договора, в октябре 2019 проводилась прокурорская проверка использования средств субсидии, в ходе которой исследовались вопросы реализации комплексного проекта за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по Договору, состава административного правонарушения усмотрено не было. Разделом II Договора установлен порядок финансирования Договора. Указанный раздел не предусматривает достижение показателей (индикаторов) эффективности в качестве условия предоставления субсидии. Недостижение показателей (индикаторов) эффективности не относится к условиям предоставления субсидии.
Указанные доводы в ходе производства по делу не опровергнуты.
Из обстоятельств дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Ростелеком» и ООО «Предприятие «Элтекс» было подписано соглашение о намерениях, согласно пункту 1 которого стороны намерены сотрудничать с целью обеспечения максимальной готовности сторон к созданию высокопроизводительного маршрутизатора траффика 1Р сетей МЕ5000 на основании технических требований ПАО «Ростелеком» к маршрутизатору уровня КОК/ВРЕ- для обеспечения бесперебойного функционирования сетевой 1Р инфраструктуры ПАО «Ростелеком» и обеспечения процессов импортозамещения в технических решениях ПАО «Ростелеком». При оценке заявок на участие в конкурсном отборе на право получения субсидии в 2016 комплексный проект был одобрен экспертным советом, в который входил старший вице-президент ПАО «Ростелеком». Соответственно, при подаче заявки для участия в конкурсном отборе на право получения субсидии и определяя размеры показателей (индикаторов) эффективности по выручке, ООО «Предприятие Элтекс» исходило из предварительной договоренности о продаже оборудования ПАО «Ростелеком», однако, решение о приобретении оборудования ПАО Ростелеком» было отложено.
Суд находит обоснованным довод представителя ФИО1 о том, что указанное изменение обстоятельств, является существенным, поскольку приведенные обстоятельства при разумной степени заботливости и осмотрительности не могли быть известны до формирования заявки на участие в конкурсе.
При указанных обстоятельствах у суда не имеется оснований для выводов о доказанности виновности ФИО1 в совершении правонарушения, что в совокупности также подтверждает отсутствие состава правонарушения в действиях руководителя предприятия.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Оспариваемое постановление вынесено по результатам полного исследования представленных должностному лицу доказательств, в рамках полномочий должностного лица, является правомерным, выводы, указанные в постановлении соответствуют обстоятельствам дела.
Оснований для отмены или изменения постановления уполномоченного должностного лица не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.4 - 30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление заместителя руководителя Управления федерального казначейства по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора ООО «Предприятие «Элтекс» ФИО1 оставить без изменения, протест прокурора <адрес> - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано (опротестовано) в Новосибирский областной суд в десятидневный срок с даты получения копии решения с направлением жалобы (протеста) в адрес Калининского районного суда <адрес>.
Судья (подпись) С.К. Жданов
Подлинник решения находится в материалах № Калининского районного суда <адрес>. УИД 54RS0№-37
Решение не вступило в законную силу « » __________ 2021
Судья: С.К. Жданов
Секретарь А.В. Несова