Дело № КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 октября 2020 года <адрес>
Пермский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Овчинниковой Е.В.,
при секретаре ФИО1,
с участием представителя истца помощника прокурора <адрес>ФИО2, представителя ответчика ООО «РЭМ-Сервис» - ФИО3 по доверенности, представителя третьего лица ООО «УК «Профессионал» - ФИО3 по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заместителя прокурора <адрес> обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к ответчику Администрации Бершетского сельского поселения Пермского муниципального района и ООО «РЭМ-Сервис» об обязании организации горячего водоснабжения в круглогодичном режиме,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Бершетского сельского поселения Пермского муниципального района об обязании в срок непозднее 31.12.2021г. организации коммунальной услуги горячего водоснабжения в круглогодичном режиме, ООО «РЭМ-Сервис» об обязании в срок до 31.12.2021г. обеспечить предоставление коммунальной услуги горячего водоснабжения в бесперебойном режиме в течение года.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО4 по вопросам отсутствия горячего водоснабжения в <адрес> в летний период. В ходе проверки выявлено бездействие органа местного самоуправления при решении вопросов местного значения. В частности, в ходе проверки установлено, что на территории <адрес> степенью благоустройства 12 из 23 многоквартирных жилых домов (далее – МКД), в том числе МКД № по <адрес>, где проживает заявитель, предусмотрена услуга горячего водоснабжения. Между тем, с 2009 года услуга горячего водоснабжения в многоквартирных домах в <адрес> в летний период не предоставляется. Многоквартирный жилой <адрес> в <адрес>, в котором проживает заявитель, находится в управлении ООО «УК «Профессионал». Поставка тепловой энергии в жилой дом по указанному адресу осуществляется собственником котельной ООО «РЭМ-Сервис». Котельная, при помощи которой проживающим в доме гражданам осуществляются коммунальные услуги теплоснабжения, предназначена для работы в зимний период при температурном графике 95-70 °С. В помещении котельной установлены 2 котлоагрегата мощностью 3,5МВт (3,01 Гкал/час) и 4 МВт (3,439 Гкал/час). Понижение уровня мощности котлов не предусмотрено. Тепловая нагрузка на нужды подогрева холодного водоснабжения для горячего водоснабжения в «пиковый» период потребления составляет 0,953 Гкал/час, что значительно меньше тепловой выработки одного котла. Приготовление горячей воды в осенне-зимний (отопительный) период (подогрев холодного водоснабжения для горячего водоснабжения) осуществляется при помощи общедомовых бойлерных установок (теплообменных аппаратов) от сетей теплоснабжения, предназначенных для функционирования системы отопления и не относящихся к централизованной системе водоснабжения, то есть обустройство системы нагревания воды в <адрес> и иных домах в <адрес> в целях предоставления услуги горячего водоснабжения позволяет осуществлять приготовление данного коммунального ресурса за счет холодной воды, проходящей через теплообменник для функционирования системы отопления. Таким образом, подача горячей воды в многоквартирном <адрес> в <адрес> в существующем техническом исполнении возможна только в отопительный период во время функционирования котельной. Централизованные сети горячего водоснабжения на территории <адрес> отсутствуют, в связи с чем для ООО «РЭМ-Сервис» не установлен тариф на горячее водоснабжение на территории поселения. Таким образом, не предоставление услуги горячего водоснабжения в сроки, превышающие предусмотренные законом, свидетельствует о нарушении требований законодательства. При этом отсутствие технической возможности предоставления данной коммунальной услуги на территории <адрес> свидетельствует о непринятии надлежащих мер по организации горячего водоснабжения и, соответственно, о неисполнении органом местного самоуправления предоставленных законом полномочий по организации теплоснабжения населения. Между тем, не предоставление услуги горячего водоснабжения в круглогодичном режиме в МКД на территории <адрес> в течение длительного периода времени - с 2009 года свидетельствует о бездействии администрации Бершетского сельского поселения по решению данного вопроса местного значения. Учитывая, что степень благоустройства 12 из существующих на территории <адрес> МКД предусматривает предоставление услуги горячего водоснабжения, соответственно, граждане, приобретая жилые помещения в данных домах, рассчитывали на наличие такой услуги в круглогодичном режиме, в связи с чем непредоставление услуги горячего водоснабжения проживающим в данных домах гражданам влечет нарушение их жилищных прав. Отсутствие средств в бюджете поселения на указанные цели не является основанием для бездействия органа местного самоуправления при исполнении предусмотренных законом полномочий по решению вопросов местного значения. Таким образом, ответственность за качество предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения в настоящем случае также несет ресурсоснабжающая организация ООО «РЭМ-Сервис», являющаяся владельцем котельной, при помощи которой подается теплоноситель в многоквартирные дома на территории <адрес>. Невозможность обеспечивать подачу горячей воды гражданам в летний период обусловлена, в том числе, не подходящим для этих целей оборудованием котельной. В связи с чем, просит обязать администрацию Бершетского сельского поселения в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ организовать на территории <адрес> предоставление коммунальной услуги горячего водоснабжения в круглогодичном режиме; обязать ООО «РЭМ-Сервис» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить предоставление коммунальной услуги горячего водоснабжения в бесперебойном режиме в течение года.
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Считает, что возможность обеспечить горячей водой в летнее время года многоквартирные дома в <адрес> возможно, путем переоборудования котла в котельной, принадлежащей ООО «Рем-Сервис».
Представитель ответчика ООО «РЭМ-Сервис» ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. В <адрес> нет центральных сетей горячего водоснабжения, что препятствует бесперебойной поставке ГВС. Установленные в котельной, собственником которой является ООО «РЭМ - Сервис», котлы не предусмотрены на подачу ГВС без отопления, могут выйти из строя, взорваться, что приведет к чрезвычайной ситуации. В стадии формирования бюджета администрации Бершетского сельского поселения предлагалось провести проектирование централизованной системы ГВС, однако, стоимость работ по реконструкции и прокладке трубопроводов оценили в <данные изъяты> рублей, данная денежная сумма не подъема для органа местного самоуправления, поэтому, организовать центральное ГВС на данном этапе не предоставляется возможным. Установка новой котельной, централизованных сетей обойдется в <данные изъяты> рублей. ООО «РЭМ - Сервис» технически не может выполнить данное требование, поскольку нет технической и материальной возможности для переустройства котельной. Ранее, когда существовала котельная птицефабрики, она могла поставлять ГВС круглогодично, но в дальнейшем ее не стало и не стало котельной. В связи с чем в Администрация Бершетского сельского поселения вынесла Постановление от 05.11.2013г. об утверждении схемы теплоснабжения населению Бершетского сельского поселения и установила степень благоустройства горячей водой жителей многоквартирных домов в осенне-зимний период. В связи с чем была построена котельная с учетом подачи теплоснабжения только на осенне-зимний период. В другой период времени котельная не работает.
Представитель ответчика администрации Бершетского сельского поселения Пермского муниципального района в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании глава Бершетского поселения пояснил, что подача ГВС осуществлялась круглогодично до 2009 года, работала другая котельная от птицефабрики Платошинская, которая и оплачивала все понесенные расходы на ее поставку, но содержание стало нерентабельно, невостребованно в связи с закрытием общественных бань, принадлежащих птицефабрике. После этого было решено выстроить модульную котельную для снабжения предприятия и жилых домов тепловой энергией. Администрация Бершетского сельского поселения приняла решение создать новую котельную. Централизованные сети ГВС на территории населенного пункта <адрес> отсутствуют, степень благоустройства горячей водой в многоквартирном <адрес> предусматривает ГВС в осеннее – зимний период, когда функционирует котельная, именно поэтому в 12 из 23 многоквартирных домов подача ГВС осуществляется не круглогодично.
Представитель третьего лица ООО «УК Профессионал» ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, установил следующее.
В силу положений статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор, ссылаясь на бездействие администрации Бершетского сельского поселения по вопросам отсутствия горячего водоснабжения в <адрес> в летний период, что по мнению истца противоречит действующему законодательству, интересам общества.
Из материалов дела следует, что многоквартирный <адрес> как и другие многоквартирные дома в <адрес> находится в управлении ООО «УК Профессионал», услуги по теплоснабжению в жилой дом осуществляет собственник котельной ООО «РЭМ-Сервис».
<адрес> проведена проверка по обращению ФИО5 по вопросам отсутствия горячего водоснабжения в <адрес> в <адрес> в летний период и бездействия администрации Бершетского сельского поселения, в ходе которой установлено, что в 12 из 23 многоквартирных жилых домах, в том числе в многоквартирном <адрес>, расположенных по <адрес> в <адрес>, предусмотрена услуга горячего водоснабжения в осенне-зимний период, поскольку централизованные сети горячего водоснабжения на территории села Бершеть отсутствуют, обустройство системы нагревания воды, в данных домах, для целей горячего водоснабжения, позволяет производить приготовление данного коммунального ресурса за счет воды, проходящей через теплообменник для функционирования системы отопления в отопительный период.
Постановлением Администрации Бершетского сельского поселения от 05.11.2013г. № «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования «Бершетское сельское поселение» утверждена схема теплоснабжения Бершетского сельского поселения.
Главой сельского поселения 01.06.2020г. утверждена степень благоустройства горячей водой многоквартирных домов в <адрес>, где указано, что на территории поселения обеспечение горячей водой многоквартирных жилых домов осуществляется путем приготовления горячей воды за счет системы теплоснабжения (бойлера) это возможно в осенне-зимний период, когда функционирует котельная (собственник ООО «РЭМ-Сервис»). В летний период котельная поселка не работает и система теплоснабжения не функционирует (л.д.22).
Согласно схеме теплоснабжения Бершетского сельского поселения, разработанной компанией ООО «Лидер-Инжиниринг», утвержденной Постановлением администрации Бершетского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования «Бершетское сельское поселение» Пермского муниципального района <адрес>», существующая котельная в селе Бершеть предназначена для работы в осенне-зимний период по температурному графику 95-70 0С, летний режим работы отсутствует.
Как следует из технического паспорта котельной, расположенной в <адрес>, в котельной установлены <данные изъяты> (л.д.73-76).
Согласно заключению ООО «Сивил Инжиниринг» от 02.06.2020г. по техническому обследованию и анализу тепловых сетей и систем ГВС части жилого фонда <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее –Заключение) следует, что данные котлоагрегаты оборудованы горелками без возможности понижения уровня мощности. Согласно схеме теплоснабжения – тепловая нагрузка на нужды подогрева холодного водоснабжения для горячего водоснабжения в пиковый период потребления составляет 0,953 Гкал/час, что значительно меньше тепловой обработки 1-го котла. В связи с тем, что после окончания отопительного периода резко снижается расход тепловой энергии энергопотребляющими установками потребителей, вследствие чего образуется избыток тепловой энергии. Обеспечение горячим водоснабжением части села Бершеть в весенне-летний период, как и круглогодичное обеспечение, в соответствии с действующими законами и сводами правил на территории РФ, на данном этапе возможно лишь после проведения одного из двух мероприятий по реконструкции системы теплоснабжения <адрес>, а именно: строительство централизованной системы горячего водоснабжения от ЦТП или оборудование жилых домов ИТП. Эксплуатация тепловых сетей по существующей схеме в весенне-летний период приводит к перегревам и аварийным остановкам котлоагрегатов, что в свою очередь может привести выходу из строя (поломке) котельного оборудования и как следствие техногенной катастрофе (л.д.59-62).
Из ответа ООО «РЭМ-Сервис» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в виду отсутствия централизованной системы горячего водоснабжения для их организации тариф на горячее водоснабжение на территории Бершетского сельского поселения не установлен. Для обеспечения бесперебойной подачи ГВС в течение года требуются мероприятия по реконструкции системы теплоснабжения в <адрес> и строительству централизованной системы горячего водоснабжения. В частности, разработка проекта и выполнение работ по установке на территории котельной котлоагрегата с двухступенчатой надувной газовой горелкой установленной мощностью 1,6 МВт для возможности регулировать уровень мощности в неотопительный период, а также строительство автоматизированного центрального теплового пункта для подогрева ХВС для ГВС с последующим централизованным распределением по двухтрубным сетям ГВС потребителям (л.д. 17-18).
Согласно ответам администрации Бершетского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, при существующей системе на территории <адрес> горячего водоснабжения завершение отопительного сезона сопровождается остановкой работы котельной и прекращением возможности приготовления (подогрева воды через теплообменник) горячей воды, поскольку после окончания отопительного периода резко снижается съем тепловой энергии энергопотребляющими установками потребителей, возникает избыток тепловой энергии, который приводит к перегревам котлоагрегатов и их автоматической остановке, так как данное оборудование котельной не рассчитано на такой режим работы. Администрацией на этапе формирования бюджета предполагалось заложить проектирование «Централизованной сети горячего водоснабжения на территории села Бершеть», при реализации которого возможно было бы изменить степень благоустройства 12 из 23 многоквартирных домов с предоставлением горячей воды в круглогодичном режиме, однако при утверждении бюджета, из-за отсутствия финансовой возможности (доходная часть бюджета белее, чем на 55 % является дотационной, а дополнительные источники дохода выявлены не были) предусмотреть данные затраты в размере более <данные изъяты>. не представилось возможным. В 2015 году администрация обращалась на уровень <адрес> о помощи в финансировании проектирования, но в связи с тем, что полномочия, в том числе по разработке ПСД и содержанию коммунальных сетей находятся на уровне сельских поселений, был получен отрицательный ответ. В настоящее время администрацией продолжается вестись системная плановая работа по поиску проектов для участия в них поселения с целью максимального привлечения средств для софинансирования из федерального и краевого бюджетов на вышеуказанные цели.
Истцом в материалы дела предоставлено заключение специалиста Государственного Бюджетного <адрес> «Центр расчетов в жилищно-коммунальной сфере <адрес>» по «Техническая оценка состояния теплового имущества с указанием технической возможности РСО обеспечивать потребителей коммунальной услугой горячего водоснабжения круглогодично <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что на территории муниципального образования расположены 23 МКД подключенных к централизованной системе теплоснабжения от котельной, расположенной по адресу: <адрес>. Котельная предназначена для приготовления тепловой энергии (теплоносителя) на нужды отопления и ГВС, схема теплоснабжения закрытая. В 12 из 23 МКД имеется ГВС, приготовление ГВС осуществляется в ИТП через теплообменные аппараты. ИТП подключены к тепловым сетям, по которым поступает теплоноситель в МКД для нужд отопления и ГВС. ИТП расположены в подвальных помещениях МКД, в ИТП имеется система автоматического регулирования ГВС, запорно-регулирующая арматура, приборы учета тепловой энергии, контрольно-измерительные приборы (манометры, термометры). В остальных 11 МКД приготовление ГВС производится альтернативными способами или отсутствует. В ходе обследования оборудования котельной установлено, что обслуживающей организацией является ООО «СЭМ-Сервис». На существующей котельной производится подготовка теплоносителя на установленном в ней оборудовании, далее по существующим трубопроводам тепловых сетей происходит транспортировка теплоносителя до потребителя (МКД) для нужд отопления и ГВС. В подвальных помещениях МКД установлено необходимое оборудование для принятия теплоносителя и распределения его по видам услуг (отопление, ГВС). Регулирование температуры теплоносителя котельной осуществляется автоматически на основании температурного графика в зависимости от температуры наружного воздуха в диапазоне от 39,1 0С до 95 0С. Максимальная температура возвращаемого теплоносителя на вводе в котел марки КВ-ГМ-3,5-115 не должна превышать 700С, максимальная температура на выходе из котла 1150С. С учетом установленного оборудования на котельной и МКД, обеспечения круглогодичной услуги ГВС для МКД, в которых установлены теплообменные аппараты, имеется при проведении ряда мероприятий по настройке оборудования и разработке температурных режимов, установки котла меньшей мощностью и т.д..
В соответствии с положениями п.1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ПК от ДД.ММ.ГГГГ "О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес> и о внесении изменений в <адрес> "О бюджетном процессе в <адрес>" за сельскими поселениями <адрес> закреплены вопросы местного значения, в том числе: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно п. п. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с ч. 4 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества.
В силу п. 3, пп. "а" п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 потребитель имеет право получать круглосуточно и бесперебойно в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В силу п.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что централизованные сети горячего водоснабжения на территории села Бершеть отсутствуют. В соответствии со схемой теплоснабжения Бершетского сельского поселения, утвержденной Постановлением администрации Бершетского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования «Бершетское сельское поселение» Пермского муниципального района <адрес>», теплоснабжение села Бершеть осуществляется от модульной газовой котельной «МКГ–9,5», которая оборудована двумя котлами КВ-ГМ-3,5-115, находится на балансе и обслуживается ООО «Рем-Сервис». Отпуск тепловой энергии предусматривается в виде горячей воды на нужды отопления и горячего водоснабжения в осенне-зимний период. Главой администрации Бершетского сельского поселения утверждена степень благоустройства горячей водой многоквартирных домов в <адрес>, где указано, что на территории поселения обеспечение горячей водой многоквартирных жилых домов осуществляется путем приготовления горячей воды за счет системы теплоснабжения (бойлера) это возможно в осенне-зимний период, когда функционирует котельная (собственник ООО «РЭМ-Сервис»). В летний период котельная поселка не работает и система теплоснабжения не функционирует.
Истец, предъявляя заявленные требования не доказал бездействие Администрации Бершетского сельского поселения в возможности предоставлении услуги горячего водоснабжения круглогодичном режиме, при указанных выше обстоятельствах, не указал способ исполнения Администрацией Бершетского поселения предъявленных требований.
Требования к ответчику ООО «РЭМ-Сервис» суд не может удовлетворить, поскольку данное юридическое лицо является собственником имущества, через которое поставляется теплоресурс. Как собственник имущества он имеет право самостоятельно распоряжаться своим имуществом (ст. 213 ГК РФ). Данный ресурс поставляется с учетом технических характеристик оборудования и схемой теплоснабжения Бершетского сельского поселения, утвержденной Постановлением администрации Бершетского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования «Бершетское сельское поселение» Пермского муниципального района <адрес>». Данное постановление действующие, также действующие утвержденное главой администрации степень благоустройства горячей водой многоквартирных жилых домов в <адрес>. Таким образом, нарушений со стороны данного ответчика при заявленных требованиях в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что заявленные заместителем прокурора <адрес> обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бершетского сельского поселения Пермского муниципального района и ООО «РЭМ-Сервис» об обязании организации горячего водоснабжения в круглогодичном режиме подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Заместителя прокурора <адрес> обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к ответчику Администрации Бершетского сельского поселения Пермского муниципального района об обязании в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ организовать на территории с Бершеть предоставление коммунальной услуги горячего водоснабжения в круглогодичном режиме и к ответчику ООО «РЭМ-Сервис» об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить предоставление коммунальной услуги горячего водоснабжения в бесперебойном режиме в течении года оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Пермского районного суда (подпись) Е.В. Овчинникова
СПРАВКА
Мотивированное решение составлено 13 ноября 2020 года.
Судья Пермского районного суда (подпись) Е.В. Овчинникова
Копия верна:
Судья Е.В. Овчинникова
Подлинный экземпляр
находится в гражданском деле №2-2425/2020
Пермского районного суда Пермского края
УИД 59RS0008-01-2020-002930-47