ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № М-114/2016 от 25.05.2016 Намского районного суда (Республика Саха (Якутия))

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Бердигестях 25 мая 2016 г.

Намский районный суд РС (Я) в составе председательствующего судьи Егоровой А.М., при секретаре Трофимове Ф.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Горного района РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Бердигестяхский наслег» Горного улуса РС(Я) об обязании в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет бесхозяйных канализационных сборников и канализационных сетей,

установил:

Прокурор Горного района РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Бердигестяхский наслег» Горного улуса РС(Я) об обязании в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет бесхозяйных канализационных сборников и канализационных сетей.

В обоснование иска прокурор указал на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере принятия мер по постановке на учет бесхозяйных объектов коммунального комплекса администрацией муниципального образования «Бердигестяхский наслег». Пунктом 4 части 1, частями 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к органам местного самоуправления соответствующих муниципальных районов отнесены вопросы сельского поселения об организации в границах поселения водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно ч.3 ст.14 Закона следует, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Ст. 1 Закона РС(Я) от 26.11.2014 1367-З N 291-V "О закреплении за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) вопросов местного значения" предусмотрено, что на основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепить за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) вопросы местного значения, предусмотренные п. 4HYPERLINK consultantplus://offline/ref=3F70F563368E03ADDFAAD4EF4ADDABE2310B7C39C5AF46AA5BC40BFF84E570F2A5955403A36BJ5E ч. 1 ст. 14 ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно требованиям п.1 ч.1 ст.50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для водоотведения поселения. В соответствии с ч. 5 ст.8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством. Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В соответствии с пунктами 2 и 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 N 701 на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления сельских поселений, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. Согласно информации, представленной Центральным отделом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия), канализационные сборники (септики) на учете в МО «Бердигестяхский наслег» не состоят. Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства администрацией МО «Бердигестяхский наслег» меры по постановке на учет объекта недвижимости – канализационных сборников в собственность не приняты. Одним из основных государственных целей в сфере водоотведения является охрана здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоотведения. Канализационные сборники и канализационные сети не имеют собственника, являются бесхозяйными, что влечет неисполнение обязанностей по его содержанию и обслуживанию в соответствии с установленными требованиями, а также создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на территории с. Бердигестях и, следовательно, причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, а также окружающей среде. Неприятие администрацией МО «Бердигестяхский наслег» мер к надлежащей реализации полномочий по водоотведению, постановке на учет системы канализации влечет несвоевременное проведение ремонтных работ, мероприятий по предупреждению и устранению загрязнения в с. Бердигестях, а также не эффективное использование муниципального имущества. Просит суд обязать администрацию МО «Бердигестяхский наслег» в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда обратиться в государственный регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества – канализационных сборников и канализационных сетей, подключенных к многоквартирным домам с. Бердигестях Горного района.

В судебном заседании прокурор Устинов С.И. поддержал иск в полном объеме, просил суд обязать ответчика в течение 3-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет бесхозяйных канализационных сборников и канализационных сетей, в порядке уточнения пояснил, что в исковом заявлении допущена опечатка в указании размеров канализационных септиков, в связи с чем вносит исправление о том, что к дому <адрес> подключен один канализационный септик объемом 100 м3. В дополнение к иску пояснил, что собственника либо иного обладателя в отношении указанных канализационных септиков не имеется, в связи с чем они является бесхозяйными. В собственности граждан, проживающих в указанных жилых домах, данные канализационные септики находиться не могут, поскольку пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что границей сетей водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, канализационные септики находятся за пределами жилых домов. Органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в т.ч. бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения. Функции по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйного канализационного септика относятся к организации мероприятий, в том числе по охране окружающей среды в границах муниципального образования, в связи с чем является исключительной компетенцией муниципальных образований. Бесхозяйные участки канализационных сетей приведут к их неудовлетворительному состоянию, аварийным ситуациям, что представляет угрозу для здоровья населения и экологической безопасности.

Представитель ответчика Салгынов М.А., главный специалист администрации МО «Бердигестяхский наслег», действующий на основании доверенности, иск не признал и пояснил, что в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, в соответствии с п. 9 ст. 2 данного закона канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод, в соответствии с п.14 ст. 2 Закона объект централизованной системы водоотведения – это инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы водоотведения, непосредственно используемое для водоотведения, в соответствии с п. 28 ст. 2 централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. В исковом заявлении речь идет об автономном септике (канализационный сборник) и канализационной трубе, выведенной из жилого многоквартирного дома к автономному септику, на которые действие Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» не распространяется. Автономный септик и канализационная труба являются элементами жилого многоквартирного дома и до передачи жилых квартир собственникам являются собственником заказчика, а после передачи квартир в собственность граждан они являются их общей собственностью, также как и крыша, коридор, крыльцо и.т.д. Собственники квартир в указанном жилом доме заключили договор с управляющей организацией об обслуживании их общей собственности. Считает, что прокурор ошибочно считает автономный септик и подключенную к нему канализационную трубу бесхозяйными, в связи с чем исковое требование необоснованно. В указанных жилых многоквартирных домах проживает определенный круг лиц, которых можно представить пофамильно, они вправе самостоятельно обратиться в судебные органы, если считают, что их законные права и свободы нарушены. Просит в удовлетворении искового заявления отказать. Право собственности на канализационные септики не оформлено, техническая документация на них отсутствует, техническое обслуживание указанных септиков производится эксплуатирующими организациями ООО «Сомо5о» и ООО Ча5ыл5ан»

Выслушав стороны и рассмотрев представленные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу п. 3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В соответствии с положениями ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение. Признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, суд принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения на эту вещь.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения и городского округа относится организация в границах поселения и городского округа электро – тепло - газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 50 названного Федерального закона в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро – тепло – газо - водоснабжения населения и водоотведения.

В силу ст. 130 ГК РФ канализационный сборник (септик) является недвижимым имуществом, так как он прочно связан с землей, перемещение которого невозможно без ущерба его дальнейшей эксплуатации.

Согласно п. 9 ст.2 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Пункт 5 ст. 8 названного Федерального закона предусматривает, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.

В соответствии со ст.4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130-132, 164 ГК РФ.

Оформление указанных бесхозяйных объектов в муниципальную собственность производится в соответствии со ст.ст. 225 ГК РФ, 290 ГПК РФ, а также Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. №580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить последующее признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, канализационные сборники (септики) находятся на территории муниципального образования «Бердигестяхский наслег», расположены в с.<адрес>

Согласно информации, представленной Горным ОРМ Центрального межмуниципального отдела Управления Росреестра по РС(Я) Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на указанные канализационные септики с их канализационными сетями.

Представителем ответчика не оспаривается, что право собственности на указанные канализационные септики не оформлено, техническая документация на них отсутствует.

Как установлено в судебном заседании, техническое обслуживание канализационных септиков производится эксплуатирующими организациями ООО «Сомо5о» и ООО Ча5ыл5ан».

Таким образом, как установлено в суде, собственников в отношении указанных канализационных септиков не имеется, в связи с чем они являются бесхозяйными.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Согласно пунктам 4 и 5 Положения принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст.225 и ст.236 ГК РФ.

Из содержания п. 3 ст. 225 ГК РФ прямо вытекает, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, В нарушение действующего законодательства администрацией муниципального образования «Бердигестяхский наслег» соответствующие меры по бесхозяйным септикам не предприняты. Действия по постановке на учет бесхозяйных канализационных септиков относятся к организации мероприятий, в том числе по охране окружающей среды в границах муниципального образования, так как отсутствие собственника по этим объектам препятствует определению их балансовой принадлежности, следовательно, надлежащему их содержанию и может привести к дальнейшему их разрушению и, как следствие, к загрязнению почвы жидкими бытовыми отходами, в результате чего последует нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц на бесперебойное водоотведение и благоприятную окружающую среду, в связи с чем органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе бесхозяйных канализационных септиков и их сетей, а также обеспечить признание права муниципальной собственности.

При установленных обстоятельствах требование прокурора о возложении обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных канализационных септиков на администрацию МО «Бердигестяхский наслег», как органу местного самоуправления, правомерно.

Доводы представителя ответчика о том, что поскольку канализационные септики в с.Бердигестях автономные, они являются элементами многоквартирных домов, следовательно, являются общим имуществом граждан, проживающих в этих домах, не могут быть приняты судом, так как канализационный септик относится к недвижимому имуществу и не может относиться к общему имуществу собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома ввиду его нахождения за пределами жилого дома и его прилегающей территории. Пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491, установлено, что границей сетей водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома. По климатическим и инженерным особенностям канализационные септики с их сетями на территории с.Бердигестях Горного района представляют собой не централизованную, а локальную систему канализации, но данное обстоятельство не освобождает орган местного самоуправления от надлежащего обеспечения их функционирования.

Иск прокурора предъявлен в интересах неопределенного круга лиц, так как в случае ненадлежащего функционирования канализационных септиков и их сетей (перелива, разлива жидких нечистот) безусловно будут нарушаться интересы всего населения муниципального образования, в данном случае иск прокурора направлен на бесперебойное водоотведение, благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, защиту от чрезвычайных ситуаций граждан, численный состав которых определить невозможно.

С учетом изложенного, исковое требование прокурора суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск прокурора Горного района РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Бердигестяхский наслег» Горного улуса РС(Я) об обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет бесхозяйных канализационных сборников и канализационных сетей - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Бердигестяхский наслег» Горного улуса РС(Я) в течение 3-х месяцев после вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет бесхозяйных канализационных сборников и канализационных сетей, расположенных по адресу: канализационный сборник объемом 100 м3 и канализационную сеть, подключенные к домам <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) течение 30 дней.

Судья: А.М.Егорова