2-GO-325/2013
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Бердигестях 24 октября 2013 г.
Намский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Егоровой А.М., при секретаре Александрове Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Горного района РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц к главе МО «Атамайский наслег» о признании отдельных положений Устава МО «Атамайский наслег» противоречащими федеральному законодательству,
установил:
Прокурор Горного района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к главе МО «Атамайский наслег» о признании отдельных положений Устава МО «Атамайский наслег» противоречащими федеральному законодательству. В обоснование заявления указано на то, что прокуратурой Горного района в ходе осуществления надзора за состоянием законности уставов муниципальных образований Горного района установлено, что по состоянию на 14.10.2013 г. отдельные положения устава муниципального образования «Атамайский наслег», не соответствует федеральному закону Российской Федерации от 05.04.2013 г. №55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом в связи с несоответствием устава муниципального образования федеральным законам от 05.04.2013 г. №55-ФЗ прокуратурой района ранее направлялись акты прокурорского реагирования (предостережение от 30 мая 2013 г.). 19 апреля 2013 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 05.04.2013 г. №55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 55-ФЗ). Согласно ст.5 Федеральный закон № 55-ФЗ внесены дополнения в Федеральный закон от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Так, к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов отнесено осуществление мероприятий по территориальной обороне (п.23 ч. I ст. 14, п.21 ч.1 ст. 15 ФЗ 131-ФЗ). Вместе с тем, в ст. 5 Устава муниципального образования «Атамайский наслег» не содержат указанного требования федерального закона. В соответствие со ст. 12 Конституции Российской Федерации — в Российской Федерации гарантировано местное самоуправление. Местное самоуправление это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Согласно ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов. Устав муниципального образования в соответствие с ч.1 ст.4 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ составляет правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации. В соответствие с ч.2 ст. 43 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. В соответствие с п.1 ч. 10 ст. 35 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. В ч. 3 ст. 75 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ установлен исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления, которые не могут даже и временно осуществляться органами государственной власти субъектов РФ. К ним относятся полномочия органов местного самоуправления по принятию устава муниципального образования, внесению в него изменений и дополнений, установлению структуры органов местного самоуправления, изменению границ территории муниципального образования, преобразованию муниципального образования. По состоянию на 14.10.2013 г. данный устав не учитывает изменения Федерального закона от 05.04.2013 г. №55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с ч.4 ст.7 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, Федеральным Конституционным законам, Федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, также Конституции субъекта РФ, Законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ. Таким образом, Устав муниципального образования не приведен в соответствие вышеуказанному требованию федерального законодательства и подлежит незамедлительному изменению и дополнению. В связи с несоответствием Устава муниципального образования федеральному законодательству не решаются определенные вопросы местного значения муниципального образования, тем самым нарушаются права граждан, проживающих на территории данного муниципального образования на непосредственное, самостоятельное решение населением вопросов местного значения, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и т.п., т.е. на осуществление местного самоуправления в полном объеме в соответствии со ст. 3 Федерального закона №131-ФЗ, гарантированные ст. 12 Конституции РФ. В данном случае единственной действенной мерой будет подача настоящего заявления в суд в порядке гл. 24 ГПК РФ, тем более что устав муниципального образования на протяжении длительного времени со дня вступления в силу указанных законов до сих пор не приведен в соответствие с ним. Более того, прокуратурой района ранее принимались акты прокурорского реагирования, направленные на приведение Устава муниципального образования в соответствие федеральному законодательству, однако действенных мер со стороны муниципального образования не принято
В судебном заседании заявление поддержал зам.прокурора Горного района ФИО1.
Представитель МО «Атамайский наслег» ФИО2, действующая на основании доверенности, доводы, изложенные в заявлении прокурора, признала в полном объеме.
Выслушав сторон и изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В судебном заседании представитель МО «Атамайский наслег» ФИО2 требование прокурора признала в полном объеме. Суд принимает признание требования, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
При таких обстоятельствах, требования, изложенные в заявлении, суд считает обоснованными.
В соответствии с абз.2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. В данном случае суд не исследует фактические обстоятельства дела и не дает им оценки на предмет законности и обоснованности, постановляет решение исключительно на самом факте признания ответчиком требований заявления и принятие признания заявления судом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 254 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Горного района РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц к главе МО «Атамайский наслег» о признании отдельных положений Устава МО «Атамайский наслег» противоречащими федеральному законодательству - удовлетворить.
Обязать МО «Атамайский наслег» привести Устав МО «Атамайский наслег» в соответствии с федеральным законодательством, а именно ФЗ РФ от 05.04.2013 г. №55-ФЗ и направить Устав в Управление Министерства юстиции РФ по РС (Я) для регистрации в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение 30 дней.
Судья: Егорова А.М.