ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № М-8/2014 от 26.02.2014 Оймяконского районного суда (Республика Саха (Якутия))

 Дело № 2-МО-33/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 с.Хонуу 26 февраля 2014 года

 Оймяконский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Неустроевой А.М.,

 при секретаре Ефимовой Е.П.,

 с участием прокурора Момского района РС (Я) Харжикова А.Г.,

 представителя ответчика Корякиной А.Е., по доверенности,

     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Момского района Республики Саха (Якутия) Харжикова А.Г. в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Индигирский национальный наслег» об обязании устранить нарушения действующего законодательства, опубликовать на сайте муниципального образования информацию подлежащую обязательному размещению в соответствии со ст. 13 ФЗ от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Момского района Харжиков А.Г. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Индигирский национальный наслег» об обязании устранить нарушения действующего законодательства, опубликовать на сайте муниципального образования информацию подлежащую обязательному размещению в соответствии со ст. 13 ФЗ от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В обоснование заявленных требований указал, что проверкой, проведенной прокуратурой Момского района РС (Я), установлено, что в администрации МО «Индигирский национальный наслег» не соблюдаются требования законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В нарушение требований нормативных актов ответчиком информация о деятельности органов местного самоуправления отсутствует, на сайте постановления и распоряжения главы за 2013 год вообще не размещены, содержится не полная информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления,. В нарушение пп.«е» п.2 ч.1 ст. 13 Закона на сайте не размещена информация о порядке обжалования нормативных правовых актов и иных решений должностных лиц, принятых муниципальных правовых актов органов местного самоуправления, на сайте отсутствуют тексты проектов нормативных правовых актов, не размещена информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, не размещена информация о результатах проверок, проведенных в представительном органе местного самоуправления, администрации поселения и подведомственных организациях, не размещены статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселения; сведения об использовании органами местного I самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств, не размещена программа социально-экономического развития муниципального образования, прогноз социально-экономического развития, бюджет на 2013 год, не размещена информация о ]кадровом обеспечении органов местного самоуправления поселения, не размещена информация о работе органов местного самоуправления поселения с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, в том числе: порядок и время приема граждан (физических лиц), представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; фамилия, имя и отчество руководителя или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; обзоры обращений указанных лиц, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

 13 декабря 2013 года прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений закона, однако по состоянию на 20 января 2014 года нарушения не устранены, что подтверждается актом проверки, объяснением главы муниципального образования. Просит обязать муниципальное образование «Индигирский национальный наслег» устранить нарушения и разместить на нем информацию о деятельности органа местного самоуправления.

     В судебном заседании прокурор Момского района РС (Я) Харжиков А.Г. исковые требования поддержал в полном объеме.

     Представитель муниципального образования «Индигирский национальный наслег» Корякина А.Е., требования прокурора признала, суду показала, что логин и пароль получили в декабре 2013 года, в настоящее время имеются технические возможности по созданию официального сайта и доступ к сети "Интернет", техническая неграмотность также создает проблемы, нарушения устраняются.

     Суд, исследовав в судебном заседании доказательства по делу, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

     Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

 Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

 В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" одним из способов обеспечения органом местного самоуправления доступа к информации о своей деятельности является размещение указанной информации в сети Интернет.

 Согласно части 1 статьи 10 указанного Федерального закона государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

 Статьей 13 названного Федерального закона предусмотрен перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, который в зависимости от сферы их деятельности подлежит размещению в сети Интернет.

 Перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет, утверждается в порядке, определяемом органами местного самоуправления (часть 7 статьи 14 Закона).

 Исходя из системного толкования приведенных положений Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" в их взаимосвязи с положениями части 2 статьи 24 Конституции РФ, статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", суд приходит к выводу о том, что только в случае отсутствия технической возможности именно по созданию официального сайта органы местного самоуправления вправе размещать информацию о своей деятельности на сайте соответствующего субъекта Российской Федерации, либо на официальном сайте муниципального района. Иные причины, в том числе отсутствие финансового, кадрового обеспечения, или иной возможностей, не освобождают орган местного самоуправления от обязанности по созданию официального сайта в сети Интернет и обеспечению доступа граждан к информации о деятельности муниципального образования.

 В ходе рассмотрения дела судом установлено, что официальный сайт администрацией муниципального образования «Индигирский национальный наслег» в сети Интернет создан, однако содержит не полную информацию о деятельности органа местного самоуправления. Данный факт представителем муниципального образования Корякиной А.Е. не оспаривается.

 Статьей 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" предусмотрена обязанность органа местного самоуправления создать официальный сайт в сети Интернет, а право органа местного самоуправления публиковать информацию о своей деятельности на сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование, либо на официальном сайте муниципального района законом обусловлено только отсутствием возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет.

 Поскольку имеющимися в деле доказательствами подтверждено, что техническая возможность создания официального сайта в сети Интернет у администрации муниципального образования «Индигирский национальный наслег» имеется, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

     Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определённых действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определённые действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

 В силу п. 19 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.

 РЕШИЛ:

     Исковые требования прокурора Момского района Республики Саха (Якутия) Харжикова А.Г. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Индигирский национальный наслег» - удовлетворить.

 Обязать администрацию муниципального образования «Индигирский национальный наслег» устранить нарушения действующего законодательства, опубликовать на сайте муниципального образования информацию подлежащую обязательному размещению в соответствии со ст. 13 ФЗ от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

 Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Саха (Якутия) через Оймяконский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца.

 Судья                  А.М.Неустроева

 РЕШЕНИЕ СУДА ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ