Дело №
№УИД-91RS0№-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2021 года <адрес>
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Быстряковой Д.С., при секретаре ФИО2, с участием представителя ответчика – ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации <адрес>, Муниципальному казенному учреждению «Управление имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым» о признании права собственности на земельный участок, -
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации <адрес> Республики Крым, в котором просит признать за ней право собственности на земельный участок, площадью 800 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что решением 24 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении земельных участков гражданам Украины» ФИО1 дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,08 га по адресу: <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома.
Решением 47 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в решение 24 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ в части срока выполнения проекта по землеустройству, который установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением 25 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в решение 24 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ в части срока выполнения проекта по землеустройству, который продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением 34 сессии 6 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в решение 24 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ в части срока выполнения проекта по землеустройству, который продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением 36 сессии 6 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в решение 24 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ в части дополнения словами: из земель коммунальной собственности.
Строения на данном земельном участке отсутствуют. Вышеуказанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет и присвоен кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
На обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении указанного земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Переоформление или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ ФИО4» Администрацией <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ за № был дан ответ о том, что согласно ч. 7 ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» заявление о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав может быть подано не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ подлежит возврату без рассмотрения.
Обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав до ДД.ММ.ГГГГФИО1 не имела возможности поскольку границы земельного участка не были уточнены и право собственности на него не было зарегистрировано за муниципальным образованием
Поскольку спорный земельный участок сформирован, его границы определены, его правообладателем является Администрация <адрес>, истец, считает, что у нее имеется право на получение на бесплатной основе в собственность данного земельного участка.
Определением Феодосийского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым».
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки не уведомила, об отложении судебного разбирательства не просила.
Представитель истца ФИО1 – ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, предоставила заявление об отложении судебного разбирательства, поскольку имеет желание пройти примирительную процедуру.
Представитель ответчика Администрации <адрес> Республики Крым, действующий на совании доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку согласно ч. 7 ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» заявление о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав может быть подано не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Указанный срок является пресекательным. Впервые ФИО1 с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав обратилась ДД.ММ.ГГГГ, т.е. уже после установленного законом срока. Кроме того, Согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона №-ФКЗ, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству. Следовательно, решения, принятые до ДД.ММ.ГГГГ и не реализованные до ДД.ММ.ГГГГ, утратили свою силу еще до принятия Федерального конституционного закона №-ФКЗ. ФИО1 дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу спорного земельного участка с последующей передачей в частную собственность решением 24 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ, то есть принятым до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, решение, которым ФИО1 было дано разрешение на разработку землеустроительной документации утратило свою силу и не может являться основаниям для предоставления спорного земельного участка в собственность ФИО1 в порядке завершения оформления прав. Также представитель ответчика пояснил, что мировое урегулирование спора невозможно, поскольку Администрация <адрес> по вышеуказанным основаниям не может предоставить ФИО1 в собственность спорный земельный участок.
Ответчик МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым» при надлежащем извещении представителя в судебное заседание не направило, о причинах неявки не сообщило, об отложении судебного разбирательства не просило.
Информация о дате и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Феодосийского городского суда в Интернет-портале.
Пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите основных прав человека и основных свобод (заключена в Риме ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки надувательными.
По смыслу данного норма права, разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением участвующих в деле лиц, при этом судебное заседание выступает не только в качестве процессуальной формы проведения судебного разбирательства, но и является гарантией соблюдения принципов гражданского процессуального права и процессуальных прав участвующих в деле лиц на данной стадии гражданского процесса.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности и полномочия суда, распространение общего правила, закрепленного в ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, об отложении судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, при отсутствии заявления об отложении судебного разбирательства по уважительным причинам, не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст. 7,8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
То, что истец и ее представитель не явились в судебное заседание, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
В связи с изложенным, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, а также поскольку представитель ответчика пояснил, что мировое урегулирование спора невозможно, поскольку Администрация <адрес> не может предоставить ФИО1 в собственность спорный земельный участок, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителя ответчика Администрации <адрес>, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Судом установлено, что решением 24 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении земельных участков гражданам Украины» ФИО1 дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,08 га по адресу: <адрес>, <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома.
Решением 47 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в решение 24 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ в части срока выполнения проекта по землеустройству, который установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением 25 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в решение 24 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ в части срока выполнения проекта по землеустройству, который продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением 34 сессии 6 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в решение 24 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ в части срока выполнения проекта по землеустройству, который продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением 36 сессии 6 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в решение 24 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ в части дополнения словами: из земель коммунальной собственности.
Строения на данном земельном участке отсутствуют. Вышеуказанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет и присвоен кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
На обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении указанного земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Переоформление или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ ФИО4» Администрацией <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ за № был дан ответ о том, что согласно ч. 7 ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» заявление о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав может быть подано не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ подлежит возврату без рассмотрения.
В соответствии с пояснениями представителя администрации <адрес> до ДД.ММ.ГГГГФИО1 не обращалась в Администрацию <адрес> Республики Крым относительно завершения оформления прав на спорный земельный участок.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина и человека – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).
Наделение органов местного самоуправления распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления, предусматривает обязательный характер принятых ими решений для лиц, в отношении которых они вынесены. Органы местного самоуправления, принимая правовые акты, которыми регулируются правоотношения, связанные с реализацией определенных субъективных прав и охраняемых законом интересов, выступают гарантом стабильности общественных отношений между самими органами и гражданами.
Реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, которые не могут избирательно подходить к принятым ими же решениям. В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон №-ЗРК).
Согласно ст. 7 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Согласно ч.1 ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Согласно ч.5 ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.
Согласно ч.6 ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются:
Согласно части 7 статьи 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 19 статьи 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии такого основания как - предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок переоформления прав или завершения прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок №).
Пунктом 1 Порядка № установлено, что настоящий Прядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона № ФКЗ, на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона №-ЗРК.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органов местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройств относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (далее – решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Согласно пункта 5 Порядка для завершения оформления или переоформления прав на земельные участка заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований – в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельный участок на территории муниципального образования городской округ ФИО4, в новой редакции» утвержден Административный регламент «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ ФИО4».
Истцом не представлено доказательств обращения с заявлением о предоставлении в порядке завершения оформления прав в собственность земельного участка площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ, и отказа в удовлетворении данного заявления по каким-либо основаниям.
Доводы истца об уважительности причин пропуска установленного законом срока для обращения с соответствующим заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав, не могут быть приняты судом во внимание как обоснованные и объективно препятствующие в реализации прав на получение земельного участка в порядке завершения оформления прав.
Кроме того, исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона №-ФКЗ, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Законом ограничен круг решений, на основании которых возможно завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона №-ФКЗ, а именно принятых с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с действовавшим ранее законодательством Украины, а именно пунктом 3 Переходных положений Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ№-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам строительства» решения органа местного самоуправления либо органа исполнительной власти о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на разработку проекта отвода земельного участка, принятые и не исполненные до ДД.ММ.ГГГГ, утрачивают свою силу по истечении двух лет со дня вступления в силу указанного Закона.
Следовательно, решения, принятые до ДД.ММ.ГГГГ и не реализованные до ДД.ММ.ГГГГ, утратили свою силу еще до принятия Федерального конституционного закона №-ФКЗ.
Как видно из дела, ФИО1 дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу спорного земельного участка с последующей передачей в частную собственность решением 24 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ, то есть принятым до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, решение, которым ФИО1 было дано разрешение на разработку землеустроительной документации утратило свою силу и не может являться основаниям для предоставления спорного земельного участка в собственность ФИО1 в порядке завершения оформления прав.
Поскольку решение, которым ФИО1 было дано разрешение на разработку землеустроительной документации утратило свою силу и не может являться основаниям для предоставления спорного земельного участка в собственность ФИО1 в порядке завершения оформления прав и с заявлением о предоставлении в порядке завершения оформления прав в собственность спорного земельного участка, истец обратилась в Администрацию <адрес> по истечении ДД.ММ.ГГГГ и этот срок является пресекательным, то суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации <адрес>, Муниципальному казенному учреждению «Управление имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым» о признании права собственности на земельный участок, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/ Быстрякова Д.С.
Копия верна –
Судья: Секретарь: