ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № УИД-910 от 28.12.2021 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

Дело

№УИД-91RS0-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2021 года <адрес>

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Быстряковой Д.С., при секретаре ФИО2, с участием представителя ответчика – ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации <адрес>, Муниципальному казенному учреждению «Управление имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым» о признании права собственности на земельный участок, -

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации <адрес> Республики Крым, в котором просит признать за ней право собственности на земельный участок, площадью 800 кв.м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что решением 24 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельных участков гражданам Украины» ФИО1 дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,08 га по адресу: <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома.

Решением 47 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в решение 24 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части срока выполнения проекта по землеустройству, который установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением 25 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в решение 24 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части срока выполнения проекта по землеустройству, который продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением 34 сессии 6 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в решение 24 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части срока выполнения проекта по землеустройству, который продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением 36 сессии 6 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в решение 24 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части дополнения словами: из земель коммунальной собственности.

Строения на данном земельном участке отсутствуют. Вышеуказанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет и присвоен кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.

На обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении указанного земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Переоформление или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ ФИО4» Администрацией <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ за был дан ответ о том, что согласно ч. 7 ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» заявление о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав может быть подано не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ подлежит возврату без рассмотрения.

Обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав до ДД.ММ.ГГГГФИО1 не имела возможности поскольку границы земельного участка не были уточнены и право собственности на него не было зарегистрировано за муниципальным образованием

Поскольку спорный земельный участок сформирован, его границы определены, его правообладателем является Администрация <адрес>, истец, считает, что у нее имеется право на получение на бесплатной основе в собственность данного земельного участка.

Определением Феодосийского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым».

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки не уведомила, об отложении судебного разбирательства не просила.

Представитель истца ФИО1ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, предоставила заявление об отложении судебного разбирательства, поскольку имеет желание пройти примирительную процедуру.

Представитель ответчика Администрации <адрес> Республики Крым, действующий на совании доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку согласно ч. 7 ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» заявление о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав может быть подано не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Указанный срок является пресекательным. Впервые ФИО1 с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав обратилась ДД.ММ.ГГГГ, т.е. уже после установленного законом срока. Кроме того, Согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона -ФКЗ, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству. Следовательно, решения, принятые до ДД.ММ.ГГГГ и не реализованные до ДД.ММ.ГГГГ, утратили свою силу еще до принятия Федерального конституционного закона -ФКЗ. ФИО1 дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу спорного земельного участка с последующей передачей в частную собственность решением 24 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ, то есть принятым до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, решение, которым ФИО1 было дано разрешение на разработку землеустроительной документации утратило свою силу и не может являться основаниям для предоставления спорного земельного участка в собственность ФИО1 в порядке завершения оформления прав. Также представитель ответчика пояснил, что мировое урегулирование спора невозможно, поскольку Администрация <адрес> по вышеуказанным основаниям не может предоставить ФИО1 в собственность спорный земельный участок.

Ответчик МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым» при надлежащем извещении представителя в судебное заседание не направило, о причинах неявки не сообщило, об отложении судебного разбирательства не просило.

Информация о дате и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Феодосийского городского суда в Интернет-портале.

Пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите основных прав человека и основных свобод (заключена в Риме ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки надувательными.

По смыслу данного норма права, разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением участвующих в деле лиц, при этом судебное заседание выступает не только в качестве процессуальной формы проведения судебного разбирательства, но и является гарантией соблюдения принципов гражданского процессуального права и процессуальных прав участвующих в деле лиц на данной стадии гражданского процесса.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности и полномочия суда, распространение общего правила, закрепленного в ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, об отложении судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, при отсутствии заявления об отложении судебного разбирательства по уважительным причинам, не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст. 7,8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

То, что истец и ее представитель не явились в судебное заседание, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.

В связи с изложенным, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, а также поскольку представитель ответчика пояснил, что мировое урегулирование спора невозможно, поскольку Администрация <адрес> не может предоставить ФИО1 в собственность спорный земельный участок, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав представителя ответчика Администрации <адрес>, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Судом установлено, что решением 24 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельных участков гражданам Украины» ФИО1 дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,08 га по адресу: <адрес>, <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома.

Решением 47 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в решение 24 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части срока выполнения проекта по землеустройству, который установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением 25 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в решение 24 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части срока выполнения проекта по землеустройству, который продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением 34 сессии 6 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в решение 24 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части срока выполнения проекта по землеустройству, который продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением 36 сессии 6 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в решение 24 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части дополнения словами: из земель коммунальной собственности.

Строения на данном земельном участке отсутствуют. Вышеуказанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет и присвоен кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.

На обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении указанного земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Переоформление или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ ФИО4» Администрацией <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ за был дан ответ о том, что согласно ч. 7 ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» заявление о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав может быть подано не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ подлежит возврату без рассмотрения.

В соответствии с пояснениями представителя администрации <адрес> до ДД.ММ.ГГГГФИО1 не обращалась в Администрацию <адрес> Республики Крым относительно завершения оформления прав на спорный земельный участок.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина и человека – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).

Наделение органов местного самоуправления распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления, предусматривает обязательный характер принятых ими решений для лиц, в отношении которых они вынесены. Органы местного самоуправления, принимая правовые акты, которыми регулируются правоотношения, связанные с реализацией определенных субъективных прав и охраняемых законом интересов, выступают гарантом стабильности общественных отношений между самими органами и гражданами.

Реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, которые не могут избирательно подходить к принятым ими же решениям. В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон -ЗРК).

Согласно ст. 7 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.

Согласно ч.1 ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Согласно ч.5 ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.

Согласно ч.6 ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются:

Согласно части 7 статьи 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 19 статьи 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии такого основания как - предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок переоформления прав или завершения прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок ).

Пунктом 1 Порядка установлено, что настоящий Прядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона ФКЗ, на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона -ЗРК.

В соответствии с пунктом 4 Порядка, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органов местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройств относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (далее – решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Согласно пункта 5 Порядка для завершения оформления или переоформления прав на земельные участка заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований – в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельный участок на территории муниципального образования городской округ ФИО4, в новой редакции» утвержден Административный регламент «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ ФИО4».

Истцом не представлено доказательств обращения с заявлением о предоставлении в порядке завершения оформления прав в собственность земельного участка площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ, и отказа в удовлетворении данного заявления по каким-либо основаниям.

Доводы истца об уважительности причин пропуска установленного законом срока для обращения с соответствующим заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав, не могут быть приняты судом во внимание как обоснованные и объективно препятствующие в реализации прав на получение земельного участка в порядке завершения оформления прав.

Кроме того, исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона -ФКЗ, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Законом ограничен круг решений, на основании которых возможно завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона -ФКЗ, а именно принятых с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с действовавшим ранее законодательством Украины, а именно пунктом 3 Переходных положений Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам строительства» решения органа местного самоуправления либо органа исполнительной власти о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на разработку проекта отвода земельного участка, принятые и не исполненные до ДД.ММ.ГГГГ, утрачивают свою силу по истечении двух лет со дня вступления в силу указанного Закона.

Следовательно, решения, принятые до ДД.ММ.ГГГГ и не реализованные до ДД.ММ.ГГГГ, утратили свою силу еще до принятия Федерального конституционного закона -ФКЗ.

Как видно из дела, ФИО1 дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу спорного земельного участка с последующей передачей в частную собственность решением 24 сессии 5 созыва Приморского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ, то есть принятым до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, решение, которым ФИО1 было дано разрешение на разработку землеустроительной документации утратило свою силу и не может являться основаниям для предоставления спорного земельного участка в собственность ФИО1 в порядке завершения оформления прав.

Поскольку решение, которым ФИО1 было дано разрешение на разработку землеустроительной документации утратило свою силу и не может являться основаниям для предоставления спорного земельного участка в собственность ФИО1 в порядке завершения оформления прав и с заявлением о предоставлении в порядке завершения оформления прав в собственность спорного земельного участка, истец обратилась в Администрацию <адрес> по истечении ДД.ММ.ГГГГ и этот срок является пресекательным, то суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации <адрес>, Муниципальному казенному учреждению «Управление имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым» о признании права собственности на земельный участок, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/ Быстрякова Д.С.

Копия верна –

Судья: Секретарь: