ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № УИД-910022-01-2021-001819-11 от 08.12.2021 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2-1615/2021

№УИД-91RS0022-01-2021-001819-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 декабря 2021 года г. Феодосия

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Тимохиной Е.В. при секретаре Воробьевой Т.В., с участием истца ФИО2, представителя ответчика Филоненко М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Муниципальному казенному учреждению «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики Крым» о признании решения незаконными, обязании совершить определенные действия, третье лицо: Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,

установил:

ФИО2, уточнив свои исковые требования, обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий. Обязать Муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым» выдать ФИО2 данный сертификат. Признать и зафиксировать за ней право на распоряжение сертификатом на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, так как все заявления, поступившие в орган труда и социальной защиты до ДД.ММ.ГГГГ, должны были быть рассмотрены в полном объеме.

Исковые требования мотивированы тем, что в ДД.ММ.ГГГГ обратилась в МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики Крым (Далее Департамент труда) с заявлением на выдачу сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий согласно Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ- ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>». Согласно статьи 3 этого Закона право на такую дополнительную меру социальной поддержки имеют семьи, социальная обеспеченность которых общей площадью жилых помещений составляет не более 18м2 в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Все необходимые документы были предоставлены в полном объеме и заявление было принято к рассмотрению в Департамент труда. Согласно п.31 Положения решение о распоряжении(отказе в распоряжении) средствами с принимается органом труда и социальной защиты в течении 20 рабочих дней со дня регистрации заявления, однако, в нарушение всех сроков, решение Департамента труда об отказе в предоставлении государственной услуги (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) было получено ДД.ММ.ГГГГ с указанием такой причины отказа: установлен факт искусственного ухудшения жилищных условий. На мои обращения с просьбой конкретизировать этот факт ответа не получила. После этого она начала писать обращения в электронные приемные ведомств, так или иначе причастных к исполнению дополнительной меры социальной поддержки, получила несколько ответов, что данный вопрос направлен по назначению. Также она обратилась в прокуратуру Феодосии с просьбой проверить данное решение и процесс его принятия. В ответе прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ № ВО-3484-20 мне впервые уточнили, что было сочтено Департаментом труда за искусственное ухудшение жилищных условий, а именно - факт отчуждения моего старого жилья по адресу: <адрес>-Б, <адрес>, факт государственной регистрации прекращения права ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.п.6 п.2 Положения под намеренным ухудшением жилищных условий понимается совершение заявителем, его супругом, членом его семьи со дня рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты действий, в результате которых обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи стала меньше 18м2. Дата рождения ее ребенка ДД.ММ.ГГГГ, а дата фактической продажи квартиры согласно договора купли продажи ДД.ММ.ГГГГ, в МФЦ они подали документы в тот же день с предоставлением оригинала договора купли- продажи, так как продавала квартиру через банк. Однако новый собственник смог провести регистрацию своего права (а соответственно, прекращение моего) на свое усмотрение и в более поздние сроки, тем более, что у нее случились преждевременные роды (на месяц раньше срока) проконтролировать регистрационные действия она не имела возможности. Намеренного ухудшения условий не могло быть в принципе, так прежнее жилье имело жилую площадь 30.6м2 и там с ней проживало и было прописано перед принудительной выпиской в связи с продажей <адрес> человек. Сумма от продажи квартиры стала взносом на покупку в ипотек нового жилья большей площадью. Отказ в предоставлении жилищного сертификата, который, согласно п. 1 ст.7 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2019, мог быть направлен на погашение ипотечного кредита и процентов, начисленных за пользование этим кредитом, влечет за собой финансовое бремя для нее по выплате ипотеки, что для семьи - существенная сумма, так как она находится в отпуске по уходу за ребенком и не работает. Таким образом, выполнены все условия по подаче документов на указанную меру поддержки и не было никаких нарушений с ее стороны, препятствующих выдаче жилищного сертификата. С ее стороны отсутствует факт, искусственного ухудшения жилищных условий со дня рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты. В связи с чем, она вынуждена обратиться в суд.

В судебном заседании истец просила удовлетворить исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФИО4 возражала относительно заявленных исковых требований, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в возражении.

Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, при надлежащем извещении, в судебное заседание не явился, направил в суд возражение на исковое заявление.

Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым при надлежащем извещении, в судебное заседание не явился, представителя не направил, заявлений об отложении слушания дела не направил.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В случае если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.

Частью 3 статьи 167 ГПК РФ установлено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

То, что третьи лица не явились в судебное заседание и не обеспечили явку своих представителей, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является препятствием для рассмотрения судом дела по существу.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела, полагает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 55 ГПК РФ установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу положений статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Частью 1 статьи 57 ГПК РФ установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В силу части 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от ДД.ММ.ГГГГ-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделение равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности. То есть, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым» с заявлением на предоставление государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную денежную выплату для улучшения жилищных условий.

Решением МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО2 было отказано в предоставлении государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную денежную выплату для улучшения жилищных условий, по тем основаниям, что установлен факт искусственного ухудшения жилищных условий.

Статьей 1 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» предусмотрено, что действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым.

Действие настоящего Закона не распространяется на граждан Российской Федерации:

1) дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

2) лишенных родительских прав либо ограниченных в родительских правах;

3) в случае смерти ребенка (детей), рождение которого (которых) являлось основанием для приобретения права на дополнительную меру социальной поддержки, на дату обращения за дополнительной мерой социальной поддержки, установленной настоящим Законом.

В статье 2 Закона Республики Крым от 14.08.2019 № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» указано, что для целей настоящего Закона используются следующие понятия:

Действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым.

1) дополнительная мера социальной поддержки семей, имеющих детей, в Республике Крым - мера, обеспечивающая возможность улучшения жилищных условий (далее - дополнительная мера социальной поддержки);

2) единовременная выплата для улучшения жилищных условий - средства бюджета Республики Крым, направленные на реализацию дополнительной меры социальной поддержки, установленной настоящим Законом (далее - единовременная выплата);

3) сертификат на единовременную выплату - именной документ, подтверждающий право на дополнительную меру социальной поддержки;

4) одинокий родитель - родитель, в случае если:

в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена в установленном порядке по указанию матери;

второй родитель умер, либо признан судом безвестно отсутствующим (умершим), либо лишен родительских прав в отношении этого ребенка;

брак со вторым родителем ребенка расторгнут, при этом заявитель не вступил в повторный брак.

Согласно статьи 3 Закона Республики Крым от 14.08.2019 № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» (в редакции от 17.04.2020, действовавшей на момент обращения истца) право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания.

В пункте 4 Положения о мерах по реализации закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в <адрес>», утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции, действовавшей на период подачи заявления ФИО2), указаны основания для отказа в выдаче сертификата:

1) отсутствие права на дополнительную меру социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом;

2) предоставление неполного пакета документов, необходимых для предоставления дополнительной меры социальной поддержки.

Решение органа, по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, должно было быть принято не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Законом Республики Крым от 23.09.2020 N 110-ЗРК/2020 "О внесении изменений в Закон Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 23.09.2020) в п. 4 Закона внесены изменения, а именно введен п.п. 5 оснований для отказа в выдаче сертификата: –установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния.

Следовательно, на момент обращения ФИО2 в Департамент, и на момент когда должно было принято Департаментом решение о предоставлении государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, основание, послужившее для отказа в предоставлении Сертификата, не действовало.

Кроме того, из материалов дела следует, что ФИО2 по Договору купли-продажи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ купила у ООО «ИнтерСтрой» квартиру с использованием кредитных средств, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 36-38).

Согласно материалам дела, на основании Договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 продала, а ФИО5 купила <адрес>Б по ул. <адрес>. Актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира передана Продавцом Покупателю (л.д.6-7).

Согласно сведений Госкомрегистра от ДД.ММ.ГГГГ – регистрация права собственности на указанную квартиру произведена за ФИО5ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28).

Согласно свидетельству о рождении I-АЯ выданному Феодосийским городским отделом ЗАГС ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2 и ФИО6ДД.ММ.ГГГГ родился сын – ФИО1.

Следовательно, сделка по отчуждению <адрес>Б по ул. <адрес>ФИО2 была осуществлена ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до рождения ребенка - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Согласно п. 2 ст. 4 закона N 631-ЗРК/2019 - решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится органом труда и социальной защиты по месту жительства не позднее чем в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата (со всеми необходимыми документами).

Согласно пункту 16 Положения о мерах по реализации закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым», утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 10.10.2019 г. № 574, решение об отказе в выдаче сертификата принимается органом труда и социальной защиты населения в случаях:

1) отсутствия права на меру социальной поддержки в соответствии с Законом N 631-ЗРК/2019;

2) представления неполного пакета документов, необходимых для предоставления дополнительной меры социальной поддержки.

В соответствии с п. 14 Положения № 574 Решение о выдаче (отказе в выдаче) сертификата принимается органом труда и социальной защиты населения в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче сертификата со всеми необходимыми документами, а в случае направления межведомственных запросов - в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 11 настоящего Положения, но не позднее чем в месячный срок со дня регистрации заявления.

Решение об отказе в предоставлении государственной услуги (без даты) было принято на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ и, согласно штемпелю на конверте, было направлено истцу ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении более 3-х месяцев с момента обращения истца с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки.

Изменения в ст. 4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>» относительно одного из оснований для отказа в выдаче сертификата – «п. 4 установлен факт намеренного ухудшения заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи жилищных условий и имущественного» введен Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 110-ЗРК/2020, т.е. после подачи истцом заявления.

Вместе с тем, как следует из п. 1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со ст. 422 ГК РФ (п. 2 ст. 4 ГК РФ).

В силу ст. 422 ГК РФ к договору применяются нормы, действовавшие в момент его заключения.

Согласно п. 2 ст. 422 ГК РФ закон, принятый после заключения договора и устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, распространяет свое действие на отношения сторон по такому договору лишь в случае, когда в законе прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Согласно п. 2 ст. 4 ГК РФ это правило применяется как к императивным, так и к диспозитивным нормам (п. 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 г. N 16 "О свободе договора и ее пределах", п. 83 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положении Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").

Соответственно, действующее право в качестве основного критерия применения той или иной нормы к договорным отношениям сторон устанавливает действие нормы, а не отсутствие знания о будущих изменениях закона, возможность полагаться на действующее регулирование или наличие (отсутствие) разумных ожидании, основанных на том, что закон не будет изменен в будущем.

Как положения ст. 4 ГК РФ, так и положения ст. 422 ГК РФ допускают в качестве исключения из общего правила, применимого к договорным отношениям, прямое указание законодателя на немедленное применение закона или применение закона с обратной силой к уже существующим отношениям. При этом даже в случае прямого указания закона на его немедленное применение или применение с обратной силой необходимо учитывать правовую позицию о недопустимости лишения прав в результате такого применения, высказанную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2016 г. N 3-П.

Однако, изменения в Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>» принят ДД.ММ.ГГГГ, прямого указания на немедленное применение закона или применение закона с обратной силой к уже существующим отношениям не содержат.

Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для защиты гражданских прав ФИО2, следовательно, у суда имеются правовые основания признать незаконным решение Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, и как следствие возложение на МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым» обязательства повторно рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, с учетом положений Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей на период подачи заявления ФИО2, а также имеются основания для удовлетворения исковых требований в части возложения на МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым» обязательства выдать истцу сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий.

Относительно заявленных ФИО2 требований о признании и фиксации за ней права на распоряжение сертификатом на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, суд находит их преждевременно заявленными, так как с таким заявлением истец к ответчику не обращалась, решение органом по данному вопросу не принималось, следовательно, данные требования не подлежат удовлетворению

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым» принять решение о выдаче ФИО2 сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Феодосийский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Е.В. Тимохина