ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № УИД от 15.12.2021 Колпинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело УИД: 47RS0-49

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

ЗАОЧНОЕ

<адрес> 15 декабря 2021 года

Колпинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Никулина Д.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО5,

с участием прокурора <адрес>ФИО8, помощника прокурора <адрес>ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес>, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ФИО4 об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес>, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Тосненский городской суд <адрес> с иском к ФИО9, в котором просил суд ФИО4 ответчика в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу произвести демонтаж плавучего объекта – несамоходного судна понтона с бортовым регистрационным номером РЛВ 33-50, расположенного на участке акватории реки Ижоры в поселке Усть-<адрес> у правого берега реки Ижоры, выше пешеходного моста в устье реки Ижоры, напротив <адрес>, литера А и <адрес>, литера В по <адрес>, взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.

В обоснование искового заявления прокурор <адрес> указал на то, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения водного законодательства при использовании хозяйствующими субъектами акватории реки Ижоры в <адрес> в поселке Усть-Ижора на правом берегу реки Ижора в границах объекта культурного наследия федерального значения «Место битвы войск ФИО2 Невского со шведами в 1240». В ходе проведения проверки было установлено, что участок акватории реки Ижора по адресу: <адрес>, у <адрес>, находится в границах объекта культурного наследия федерального значения «Место битвы войск ФИО2 Невского со шведами в 1240 году», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в городе Санкт-Петербурге», предмет охраны объекта утвержден распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от ДД.ММ.ГГГГ-<адрес> культуры Российской Федерации при регистрации вышеуказанного объекта культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации данный объект отнесен к виду «достопримечательное место». Вместе с этим, в ходе проведения проверки было установлено, что в акватории реки Ижоры в поселке Усть-<адрес> у правого берега реки Ижоры, выше пешеходного моста в устье реки Ижоры, напротив <адрес>, литера А и <адрес>, литера В по <адрес>, расположен плавучий объект - несамоходное судно понтон с бортовым регистрационным номером РЛВ 33-50. Указанный плавучий объект был передан в собственность ФИО9 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между СПб ООВМС «ИНГРИЯ-КЛУБ» и ФИО9 В нарушение установленных законодательством требований об охране объектов культурного наследия, а также статей 9, 11, 16 Водного кодекса Российской Федерации, собственником понтона по настоящее время самовольно используется участок акватории реки Ижоры для размещения плавучего объекта - несамоходного судна понтона с бортовым регистрационным номером РЛВ 33-50 в отсутствие договора водопользования, что является нарушением прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий для проживания, нарушение обзора сложившихся панорам с путей обзора центральной части поселка Усть-Ижоры с фарватера реки Невы у впадения в нее реки Ижоры, долины реки Невы с берега у церкви Святого благоверного князя ФИО2 Невского, примыкающего к границам объекта культурного наследия «Место битвы войск ФИО2 Невского со шведами в 1240 году», имеют важное общественное значение, в связи с чем, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор обратился с указанным иском в суд.

В ходе рассмотрения дела Тосненским городским судом <адрес> в соответствии со статьей 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ненадлежащего ответчика ФИО9 на надлежащего ФИО7 в связи с отчуждением плавучего объекта – несамоходного судна понтона с бортовым регистрационным номером РЛВ 33-50 ФИО9ФИО7 по договору купли-продажи плавучего объекта (понтона) от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, определением Тосненского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.220 1 том) гражданское дело передано по подсудности в Промышленный районный суд <адрес> по месту жительства ответчика ФИО7 (<адрес>).

В связи с отчуждением плавучего объекта – несамоходного судна понтона с бортовым регистрационным номером РЛВ 33-50 ФИО7ФИО4 Д. по договору купли-продажи плавучего объекта (понтона) от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом произведена замена ненадлежащего ответчика ФИО7 на надлежащего ФИО4, определением Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело передано по подсудности в Колпинский районный суд <адрес> по месту нахождения спорного имущества – плавучего объекта – несамоходного судна понтона с бортовым регистрационным номером РЛВ 33-50.

В судебное заседание явились прокурор <адрес>ФИО8, помощник прокурора <адрес>ФИО6, которые, в свою очередь, заявленные исковые требования к ФИО4 поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, настаивали на их удовлетворении.

Ответчик ФИО4 Д. в суд не явился, извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд в известность не поставил, каких-либо ходатайств, в том числе, об отложении судебного заседания или истребовании дополнительных доказательств по делу, суду не заявлял, возражений относительно существа заявленных прокурором <адрес> в материалы дела не представил.

При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия возражений истца против рассмотрения дела в порядке заочного производства, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в порядке заочного производства в соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители третьих лиц Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга в суд не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, реализовав свое право, предусмотренное статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Кроме того, со стороны Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в материалы дела был представлен письменный отзыв, в котором представитель указанного лица заявленные прокурором требования поддержал, ссылаясь на то обстоятельство, что по результатам рассмотрения заявлений о предоставлении водного объекта в пользование – участка акватории реки Ижоры, расположенного в поселке Усть-<адрес> правого берега реки Ижоры, выше пешеходного моста в устье реки Ижоры, напротив <адрес>, литера А и <адрес>, литера В по <адрес>, поступивших в Комитет от Санкт-Петербургской общественной организации водно-моторного спорта "ИНГРИЯ - КЛУБ" и Ассоциации предприятий речного сервиса от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Комитетом, с учетом мнения уполномоченных органов государственной власти, было отказано в предоставлении испрашиваемого участка акватории реки Ижоры, в связи с чем, первоначальный собственник спорного плавучего объекта ФИО9, являвшийся командором Санкт-Петербургской общественной организации водно-моторного спорта "ИНГРИЯ - КЛУБ", разместил принадлежащий ему на праве собственности плавучий объект – несамоходное судно понтон с бортовым регистрационным номером РЛВ 33-50 на участке акватории реки Ижоры в поселке Усть-<адрес> у правого берега реки Ижоры, выше пешеходного моста в устье реки Ижоры, напротив <адрес>, литера А и <адрес>, литера В по <адрес>, незаконно. Более кому-либо право пользование участками акватории реки Ижоры на основании договоров водопользования не предоставлялось, соответственно законных оснований для сохранения плавучего объекта – несамоходного судна понтона с бортовым регистрационным номером РЛВ 33-50 в рамках ее территории не имеется (л.д.121-128, 189-209 1 том).

Со стороны Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры в материалы дела также был представлен письменный отзыв, в котором представитель указанного лица заявленные прокурором требования поддержал по доводам, изложенным в соответствующем отзыве (л.д.132-180 1 том).

Представитель третьего лица Санкт-Петербургская общественная организация водно-моторного спорта "ИНГРИЯ - КЛУБ" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд в известность не поставил, каких-либо ходатайств, в том числе, об отложении судебного заседания или истребовании дополнительных доказательств по делу, суду не заявлял, возражений относительно существа заявленных прокурором <адрес> в материалы дела не представил.

В связи с чем, учитывая положения статей 10, 35, части 2 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также факт, что очередное отложение судебного разбирательства приведет к необоснованному нарушению прав других участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторона в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, в силу части 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создав все условия для установления фактических обстоятельств дела, предоставив сторонам возможность для реализации ими своих прав, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на основании фактических обстоятельств дела, с учетом пояснений лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Согласно пункту 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый ФИО4 заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".

Согласно преамбуле указанного Федерального закона, настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с абзацем 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" достопримечательное место, как особый вид объектов культурного наследия определяется как творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места. В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.

В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков (ст. 3, п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").

Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия.

Согласно материалам дела <адрес> была проведена проверка соблюдения водного законодательства при использовании хозяйствующими субъектами акватории реки Ижоры в поселке Усть-Ижора в <адрес> на правом берегу реки Ижора в границах объекта культурного наследия федерального значения «Место битвы войск ФИО2 Невского со шведами в 1240 г.».

В ходе проведения проверки было установлено, что участок акватории реки Ижоры по адресу: <адрес>, у <адрес>, находится в границах объекта культурного наследия федерального значения «Место битв войск ФИО2 Невского со шведами в 1240 г.», согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в городе Санкт-Петербурге, предмет охраны объекта утвержден распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры» от ДД.ММ.ГГГГ-р.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 954 утверждено Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 22670), которое устанавливает общие принципы формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно сведениям, имеющимся в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, размещенном на официальном сайте Министерства Культуры Российской Федерации (https://www.mkrf.ru/), Министерством культуры Российской Федерации была осуществлена регистрация объекта культурного наследия «Место битвы войск ФИО2 Невского со шведами в 1240 г.» по адресу: <адрес>, берег реки Невы, за номером в реестре , учетный , вид объекта «Достопримечательное место», общая видовая принадлежность: памятник истории.

В соответствии с пунктом 13 Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, на основании проекта предмета охраны, разработанного в рамках «Историко-культурного исследования объекта культурного наследия федерального значения «Место битвы войск ФИО2 Невского со шведами в 1240 г.» (ООО «НИиПИ «Спецреставрация», рег. от ДД.ММ.ГГГГ) распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории культуры от ДД.ММ.ГГГГ-р утвержден предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Место битвы войск ФИО2 Невского со шведами в 1240 г.», расположенный по адресу: <адрес>, берег реки Невы, согласно приложению к указанному распоряжению.

В соответствии с приложением к названному распоряжению Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории культуры, к элементам предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Место битвы войск ФИО2 Невского со шведами в 1240 г.» относятся, в том числе, следующие элементы исторической планировочной структуры и ландшафтно-композиционной структуры: прибрежный ландшафт берегов реки Ижоры (рельеф берегового откоса, группы деревьев), круговые панорамы с площадок обзора, в том числе, панорамы долины устья реки Ижоры (с моста через реку Ижору), локальные виды реки Ижоры, обзор сложившихся панорам, в том числе, панорам с моста в устье реки Ижоры, водная система реки Ижора – акватория и гидрография реки в пределах береговой линии конструкции берегоукрепления (дерновый откос).

<адрес> в ходе проведения прокурорской проверки было также установлено, что в акватории реки Ижоры по адресу: <адрес>, у правого берега реки Ижоры, выше пешеходного моста в устье реки Ижоры, напротив <адрес>, литера А и <адрес>, литера В по <адрес>, расположен плавучий объект – несамоходное судно понтон с бортовым регистрационным номером РЛВ 33-50.

На дату подачи искового заявления собственником плавучего объекта – несамоходного судна понтона с бортовым регистрационным номером РЛВ 33-50, являлся ФИО9 на основании договора купли-продажи понтона (плавучего объекта), заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Санкт-Петербургской общественной организацией водно-моторного спорта «ИНГРИЯ-КЛУБ» и ФИО9, являвшимся одновременно с этим командором указанной общественной организации (л.д.62).

В материалы дела представлено постановление Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности /П-62-655 о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО9 (л.д.48-51).

Из содержания указанного документа усматривается следующее: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ участок акватории реки Ижора по адресу: <адрес>, у <адрес>, использовался ООО «ПКФ «Мнев и К» (ИНН:<***>) на основании договора водопользования от ДД.ММ.ГГГГ-Д в целях стоянки маломерных судов и стоянки служебных судов. При этом на указанной акватории ООО «ПКФ «Мнев и К», помимо лодок, размещались понтон с бортовым номером РЛВ 33-50 и причал.

Согласно договору купли-продажи маломерного судна от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ООО «ПКФ «Мнев и К» и Санкт-Петербургской общественной организацией водно-моторного спорта «ИНГРИЯ-КЛУБ», плавучий объект (понтон) с бортовым номером РЛВ 33-50, передан в собственность Санкт-Петербургской общественной организацией водно-моторного спорта «ИНГРИЯ-КЛУБ».

На основании договора купли-продажи понтона (плавучего объекта), заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Санкт-Петербургской общественной организацией водно-моторного спорта «ИНГРИЯ-КЛУБ» и ФИО9, плавучий объект (понтон) с бортовым номером РЛВ 33-50, передан в собственность ФИО9

При этом после истечения срока действия договора водопользования от ДД.ММ.ГГГГ-Д, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, ООО «ПКФ «Мнев и К» дважды (в 2017 году и в 2018 году) обращалось в Комитет за оформлением права пользования участком акватории реки Ижора по адресу: <адрес>, у <адрес>, однако Обществу было дважды отказано в предоставлении права пользования водным объектом (в связи с позицией Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры).

После совершения сделки по продаже плавучего объекта, размещаемого на участке акватории реки Ижора по адресу: <адрес>, у <адрес>, заявлений на водопользование от Санкт-Петербургской общественной организации водно-моторного спорта «ИНГРИЯ-КЛУБ» и ФИО9, а также от других лиц, в Комитет не поступало.

Согласно объяснениям, данным в ГИАЗ СПб ЛО МВД России на водном транспорте ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, по мнению ФИО9, для занятия акватории реки Ижоры принадлежащим ему плавучим объектом не требуется заключение договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, так как акватория используется в целях судоходства.

В свою очередь, акватория реки Ижора использовалась для размещения плавучего объекта (понтона) с целью использования его для причаливания судов членов Санкт-Петербургской общественной организации водно-моторного спорта «ИНГРИЯ-КЛУБ».

Таким образом, постановлением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности /П-62-655 о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что в нарушение требований, установленных частью 1 статьи 9, пункта 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, ФИО9 осуществлял использование акватории водного объекта для размещения плавучего объекта без документов, на основании которых возникает право пользования водными объектами, в связи с чем, ФИО9 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 руб. 00 коп. (л.д.48-51).

В последующем на основании договора купли-продажи плавучего объекта (понтона), заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО9 и ФИО7, плавучий объект (понтон) с бортовым номером РЛВ 33-50, передан в собственность ФИО7 (л.д.212 т.1).

ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи плавучего объекта (понтона), заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО7 и ФИО4 Д., плавучий объект (понтон) с бортовым номером РЛВ 33-50, передан в собственность ФИО4 Д. (л.д.230 т.1).

Не смотря на поочередную смену собственников спорного объекта (понтона) с бортовым номером РЛВ 33-50, буксировка указанного плавучего объекта не осуществлялась.

В материалы дела представлен план границ территории объекта культурного наследия федерального значения «Место битвы войск ФИО2 Невского со шведами в 1240 г.», утвержденный распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории культуры от ДД.ММ.ГГГГ, его описание, а также перечень координат поворотных (характерных) точек границ территории объекта культурного наследия.

При сопоставлении границ участка, на котором расположено причальное сооружение: плавучий объект (понтон) с бортовым номером РЛВ 33-50, по адресу: <адрес>, у <адрес>), с границами территории достопримечательного места – «Место битвы войск ФИО2 Невского со шведами в 1240 г.», границ режимов использования в границах территории достопримечательного места, усматривается, что данный объект расположен в черте зоны охраняемого природного ландшафта и в границах территории объекта культурного наследия федерального значения.

Достопримечательное место «Место битвы войск ФИО2 Невского со шведами в 1240 г.» является памятником истории международного значения, в котором заключена историческая память такого значимого события в истории Руси как Невская битва ДД.ММ.ГГГГ (сражение русской рати под командованием князя ФИО2 со шведским отрядом ДД.ММ.ГГГГ на реке Неве у впадения в нее реки Ижоры), являет собой национальное наследие, часть материальной и духовной культуры нации, созданную прошлыми поколениями, выдержавшую испытание временем и передающуюся поколениям как наиболее ценное достояние нации.

В соответствии со статьей 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ N 3612-1), культурное наследие народов Российской Федерации - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

При этом следует отметить, что культура играет основополагающую роль в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства, создание и сохранение культурных ценностей, приобщение к ним граждан Российской Федерации положительно сказывается на социально-экономическом прогрессе общества, развитии демократического государства, укреплением его целостности и суверенитета Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с частью 2 статьи 56.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 3 статьи 5.1 настоящего Федерального закона, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничения использования лесов и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места.

В ходе рассмотрения дела установлено, что собственник плавучего объекта – несамоходного судна понтона с бортовым регистрационным номером РЛВ 33-50, использует акваторию водного объекта реки Ижоры для размещения плавучего объекта (понтона) без документов, на основании которых возникает право на пользование водным объектом.

В соответствии с Перечнем внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р, река Ижора отнесена к внутренним водным путям ФИО1 Федерации.

Согласно статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации дебаркадер, плавучий дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал и другое техническое сооружение подобного рода являются плавучим объектом.

В соответствии с частью 9 статьи 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации выделение участков акватории внутренних водных путей осуществляется в порядке, установленном водным законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации использование акватории водных объектов осуществляется на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 указанной статьи.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно статье 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования.

В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 230, предметом договора водопользования является использование акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

При этом, согласно пункту 6 вышеуказанных Правил подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляются с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта и его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, а также с учетом схем комплексного использования и охраны водных объектов и. территориального планирования, если использование акватории водного объекта возможно для цели, указанной в заявлении.

Следовательно, проведение аукциона на право заключения договора водопользования в части использования акватории водного объекта, не является безусловной обязанностью уполномоченного органа, а зависит от принципиальной возможности использования данного участка акватории в заявленных целях с учетом существующих ограничений действующего законодательства.

Таким образом, эксплуатация ответчиком плавучего объекта – несамоходного судна понтона с бортовым регистрационным номером РЛВ 33-50, расположенного на участке акватории реки Ижоры в поселке Усть-<адрес> и правого берега реки Ижоры, выше пешеходного моста в устье реки Ижоры, напротив <адрес>, литера А и <адрес>, литера В по <адрес>, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий для проживания, нарушение обзора сложившихся панорам с путей обзора центральной части <адрес> с фарватера реки Невы у впадения в нее реки Ижоры; долины реки Невы с берега у церкви Святого благоверного князя ФИО2 Невского, примыкающего к границам объекта культурного наследия «Место битвы войск ФИО2 Невского со шведами в 1240 г.».

Суд учитывает, что вступившем в законную силу решением Колпинского районного суд <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску <адрес> в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО3 об обязании совершить определенные действия, с участием третьих лиц Санкт-Петербургская общественная организация водно-моторного спорта "ИНГРИЯ - КЛУБ", Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга были установлены юридически значимые обстоятельства, а именно факт необоснованного использования вышеуказанной акватории, примыкающей к границам объекта культурного наследия «Место битвы войск ФИО2 Невского со шведами в 1240 г.».

В соответствии с Положением о Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 651, КГИОП является органом государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющим государственную политику в сфере учета, выявления, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Подпунктом 4 пункта 2.9.2 Административного регламента Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по предоставлению государственной услуги по осуществлению в установленном порядке водных объектов, находящихся в собственности Санкт-Петербурга (в том числе по результатам аукционов), на основании договоров водопользования либо решений о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденного распоряжением указанного Комитета от ДД.ММ.ГГГГ-р, установлено, что Комитет отказывает в предоставлении водного объекта или его части в пользование на основании договора водопользования в случаях, если использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Командором Санкт-Петербургской общественной организации водно-моторного спорта "ИНГРИЯ - КЛУБ", ФИО9, а также Ассоциацией предприятий речного сервиса в установленном законом порядке были представлены документы в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга о предоставлении в пользование участка акватории реки Ижоры, расположенного в <адрес> в поселке Усть-Ижора, у правого берега реки Ижоры, выше пешеходного моста в устье реки Ижоры, напротив <адрес>, литера А и <адрес>, литера В по <адрес>, для размещения плавучих объектов (понтонов), в том числе для швартовки судов.

Вместе с этим, по результатам рассмотрения представленных документов Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга было отказано в предоставлении испрашиваемого участка акватории реки Ижоры в пользование.

Последующими собственниками плавучего объекта – несамоходного судна понтона с бортовым регистрационным номером РЛВ 33-50, ФИО7 (л.д.212), а также ФИО4 Д. (л.д.230) каких-либо действий по предоставлению им в пользование участка акватории реки Ижоры, расположенного в <адрес> в поселке Усть-Ижора, у правого берега реки Ижоры, выше пешеходного моста в устье реки Ижоры, напротив <адрес>, литера А и <адрес>, литера В по <адрес>, для размещения плавучего объекта – несамоходного судна понтона с бортовым регистрационным номером РЛВ 33-50, предпринято не было, доказательств обратного в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представлено в материалы дела не было.

Таким образом, в настоящее время у ответчика отсутствует право на пользование участком акватории реки Ижоры, расположенного в границах объекта культурного наследия федерального значения «Место битвы войск ФИО2 Невского и шведов в 1240 г.», право пользования участками акватории реки Ижоры в поселке Усть-<адрес> Санкт-Петербурга на основании договоров водопользования ответчику Комитетом не предоставлялось.

В ходе рассмотрения дела нашло свое подтверждение то обстоятельство, что ответчиком ФИО4 Д., собственником плавучего объекта – несамоходного судна понтона с бортовым регистрационным номером РЛВ 33-50, самовольно используется участок акватории реки Ижоры для размещения указанного объекта с бортовым регистрационным номером РЛВ 33-50 в отсутствие договора водопользования.

При этом указанный участок акватории реки Ижора по адресу: <адрес>, у <адрес>, находится в границах объекта культурного наследия федерального значения «Место битвы войск ФИО2 Невского со шведами в 1240 году», представляющего собой памятник истории международного значения, самовольное использование ответчиком указанного участка нарушает права неопределенного круга лиц граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий для проживания, поскольку указанный плавучий объект нарушает обзор сложившихся панорам с путей обзора центральной части поселка Усть-Ижоры с фарватера реки Невы у впадения в нее реки Ижоры, долины реки Невы с берега у церкви Святого благоверного князя ФИО2 Невского, примыкающего к границам объекта культурного наследия «Место битвы войск ФИО2 Невского со шведами в 1240 г.».

Суд, с учётом положений статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывает принцип состязательности, который предполагает такое построение судопроизводства, в том числе по гражданским делам, при котором правосудие (разрешение дела), осуществляемое только судом, отделено от функций спорящих перед судом сторон, при этом суд ФИО4 обеспечивать справедливое и беспристрастное разрешение спора, предоставляя сторонам равные возможности для отстаивания своих позиций, и потому не может принимать на себя выполнение их процессуальных (целевых) функций.

В связи с чем, с учётом диспозитивности в гражданском судопроизводстве, суд рассматривает дело по имеющимся в его распоряжении доказательствам.

Ввиду чего, суд приходит к выводу, что истец обосновал заявленные требования, а ответчик доказательств указывающих на невозможность удовлетворения требований суду не представил.

С учетом положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что решение суда будет возможным к исполнению в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом положений статей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.19 налогового кодекса Российской Федерации, статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход бюджета <адрес> по нормативу 100 процентов подлежит взысканию государственная пошлина в размере в размере 300 руб. 00 коп.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 56, 67, 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования <адрес> в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО4 об обязании совершить определенные действия - удовлетворить.

ФИО4 в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу произвести демонтаж плавучего объекта – несамоходного судна понтона с бортовым регистрационным номером РЛВ 33-50, расположенного на участке акватории реки Ижоры в поселке Усть-<адрес> у правого берега реки Ижоры, выше пешеходного моста в устье реки Ижоры, напротив <адрес>, литера А и <адрес>, литера В по <адрес>.

Взыскать с ФИО4 государственную пошлину в доход бюджета <адрес> в размере 300 руб. 00 коп.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: Д.<адрес>

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ