ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № УИД от 28.07.2020 Балахнинского городского суда (Нижегородская область)

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Балахна 28 июля 2020 года

Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Зириной А.В., при секретаре Лизуновой Е.В.,

с участием, помощника Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Лазаревой Т.В., представителя ответчика Администрации Балахнинского муниципального района ФИО1, представителя третьего лица, Министерства экологии и природных ресурсов ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности по благоустройству мест накопления твердых коммунальных отходов

УСТАНОВИЛ:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности по благоустройству мест накопления твердых коммунальных отходов в количестве 34 штук в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В судебном заседании помощник Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Лазарева Т.В. пояснила, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области.

Прокуратурой установлено, что администрацией Балахнинского муниципального района Нижегородской области не в полной мере исполняются требования действующего законодательства по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

По информации Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в настоящее время на территории района существует потребность в 34 контейнерных площадках, а также соответствующих подъездных путях к ним, что в свою очередь негативно влияет на санитарно-эпидемиологическое и экологическое состояние муниципального образования, способствует несанкционированному складированию ТКО.

Отсутствие достаточного количества контейнерных площадок в Балахнинском муниципальном районе Нижегородской области нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и может привести к организации несанкционированных свалок.

В целях устранения допущенных нарушений действующего законодательства в адрес администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области прокурором <дата> внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства , однако до настоящего времени нарушения не устранены.

Представитель Администрации Балахнинского муниципального района ФИО1 с исковыми требованиями не согласна пояснив, что согласно п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона № -ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Постановлением администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области от <дата> утверждено Положение об участии в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Балахнинского муниципального района Нижегородской области.

Данный нормативно-правовой акт прошел экспертизу и получил положительное заключение в Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуре.

Согласно данному Положению администрация Балахнинского муниципального района Нижегородской области участвует в обращении с твердыми коммунальными отходами на территории муниципального района в следующих формах: предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для строительства объектов размещения, захоронения и хранения твердых коммунальных отходов; владение и распоряжение имуществом, необходимым для осуществления накопления (в том числе раздельного накопления), сбора, транспортирования и размещения отходов (контейнеры, контейнерные площадки, мусоровозы, полигон), в установленном порядке передача на договорных или иных основаниях имущества региональному оператору, осуществляющему обращение с отходами на подведомственной территории; участие в корректировке территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами, путем подготовки и предоставления необходимых сведений для актуализации, а также в дальнейшем ее реализации; участие в мониторинге реализации региональной схемы очистки на подведомственной территории, в целях снижения количества несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов и обеспечения их ликвидации региональным оператором; участие в координации деятельности между региональным оператором (с момента начала его деятельности) и собственниками ТКО; организация мероприятий, направленных на повышение культуры населения в сфере обращения с ТКО; создание условий для раздельного сбора ТКО (вторичных материальных ресурсов) по их видам с использованием стационарных и передвижных приемных пунктов.

В настоящее время администрация Балахнинского муниципального района, руководствуясь Положением, исполняет (реализует) возложенные федеральным законодательством полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов.

В целях недопущения организации стихийного складирования твердых коммунальных отходов осуществляется информирование населения на территориях муниципальных образований по вопросам обращения с отходами, об обязанности собственников индивидуальных жилых домов обеспечить обращение с твердыми коммунальными отходами, о необходимости заключать договора на вывоз мусора со специализированными организациями, осуществляющих свою деятельность по вывозу твердых коммунальных отходов на территории муниципального района, предоставляется информация по мусороперевозчикам. Информирование осуществляется через средства массовой информации и в письменной форме. Организуются мероприятия, направленные на повышение культуры населения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, регулярно проводятся круглые столы по вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами. С целью проведения разъяснительной работы систематически проводятся встречи с жителями частного сектора Балахнинского муниципального района.

В соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона от <дата> N -ФЗ «Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся в частности:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит па других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Аналогичные полномочия для органов местного самоуправления в области обращения с отходами предусмотрены в Законе Нижегородской области от <дата>. «Об отходах производства и потребления».

Во исполнение указанных выше Законов изданы подзаконные акты, регламентирующие непосредственное обращение с твёрдыми коммунальными отходами, конкретизирующие вопросы создания и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО.

Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждённого постановлением Правительства РФ от <дата>. предусмотрено, что места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путём принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твёрдых коммунальных отходов.

Согласно п. 13(1) Правил обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от <дата> (далее - Правила) Региональный оператор ежегодно, не позднее <дата>, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.

Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".

Во исполнение требований действующего законодательства по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов администрацией Балахнинского муниципального района Нижегородской области проведены следующие мероприятия:

Постановлением администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области от <дата>. утверждены формы заявок о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «город Балахна», о включении сведений о места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «город Балахна», а также форма Реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «город Балахна».

Постановлением администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области от <дата> создана комиссия по определению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "город Балахна" утверждены: положение о комиссии по определению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "город Балахна", порядок определения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "город Балахна", правила формирования и ведения Реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "город Балахна".

В <дата> в рамках реализации мероприятия подпрограммы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления, обеспечение безопасности сибиреязвенных захоронений» государственной программы «Охрана окружающей среды Нижегородской области», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от <дата>, в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от <дата>, бюджетам муниципальных районов Нижегородской области предоставлялись межбюджетные трансферты на реализацию полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами. В настоящее время у администрации Балахнинского муниципального района также имеется потребность в реализации мероприятий по обустройству контейнерных площадок.

Условия предоставления субсидий определены постановлением Правительства Нижегородской области от <дата>г. N "О предоставлении межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области на реализацию полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами ".

Администрацией определен ориентировочный размер затрат на создание (обустройство) контейнерных площадок который составляет <данные изъяты>.

Письмом в адрес Министерства экологии и природных ресурсов от <дата> Администрация просила предоставить информацию о реализации подпрограммы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления, обеспечение безопасности сибиреязвенных захоронений» государственной программы «Охрана окружающей среды Нижегородской области» и о планируемом предоставлении бюджетам муниципальных районов Нижегородской области межбюджетные трансферты на реализацию полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами в <дата>.

Письмом от <дата> Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области сообщило, что Законом Нижегородской области от <дата> «Об областном бюджете на <дата> и на плановый период <дата>» согласно внесенным изменениям Законом Нижегородской области от <дата> «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «Об областном бюджете на <дата> и на плановый период <дата>» средства на создание (обустройство) контейнерных площадок и приобретение контейнеров (бункеров) определены.

Законом Нижегородской области от <дата>г. "Об областном бюджете на <дата> и плановый период <дата>" утверждены субсидии на создание (обустройство) контейнерных площадок на <дата> в размере <данные изъяты>, иные межбюджетные трансферты на приобретение контейнеров и (или) бункеров в размере <данные изъяты>. Данных денежных средств достаточно для обустройства на территории города Балахны <данные изъяты> контейнерных площадок, приобретение для них контейнеров и (или) бункеров ТКО.

Согласно положению о порядке предоставления и распределения из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области иных межбюджетных трансфертов на создание (обустройство) контейнерных площадок, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области от <дата> N , доля софинансирования из местного бюджета составляет <данные изъяты>%. Данные денежные средства предусмотрены в бюджете муниципального образования «город Балахна».

Иных денежных средств на вышеуказанные цели в бюджетах муниципального образования "город Балахна", муниципального образования "Балахнинский муниципальный район Нижегородской области" не предусмотрено.

Представитель третьего лица Министерства экологии и природных ресурсов ФИО2 пояснила, что администрация Балахнинского муниципального района должна планировать и закладывать в бюджет создание (обустройство) и содержание контейнерных площадок. Отсутствие мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов ведет к несанкционированным свалкам. Считает иск Нижегородского межрайонного природоохранного прокуратура обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.14 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.

В силу статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов – складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Данное положение вступило в силу с <дата>.

Согласно ст.13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Согласно п.2.1.3. «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством Российской Федерации. Плавила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и их ведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Администрацией Балахнинского муниципального района Нижегородской области не в полной мере исполняются требования действующего законодательства по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

По информации Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в настоящее время на территории Балахнинского района существует потребность в <данные изъяты> контейнерных площадках, а также соответствующих подъездных путях к ним, что в свою очередь негативно влияет на санитарно-эпидемиологическое и экологическое состояние муниципального образования, способствует несанкционированному складированию ТКО на не оборудованных для этого местах.

Наличие потребности 34 контейнерных площадок на территории Балахнинского муниципального района Нижегородской области ответчиком не оспаривается, как и обязанность по их оборудованию.

Несогласие с заявленными исковыми требованиями Администрацией Балахнинского муниципального района Нижегородской области сводится к отсутствию достаточного финансирования на данные цели.

Направление письма в Министерство экологии и природных ресурсов от <дата> о предоставлении информации о реализации программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления обеспечение безопасности сибиреязвенных захоронений» государственной программы «Охрана окружающей среды Нижегородской области» и о планируемом предоставлении бюджетам муниципальных районов Нижегородской области межбюджетнх трансфертов на реализацию полномочий в области обращения с твердыми коммунальными <дата>, как и отсутствие денежных средств у ответчика на осуществление мероприятий по устранению нарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения не является основанием для освобождения от возложенных на ответчика ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» законом обязательств по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.

Отсутствие достаточного количества контейнерных площадок в Балахнинском муниципальном районе Нижегородской области нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и может привести к организации несанкционированных свалок.

Доказательств того, что на день вынесения решения суда указанные площадки ответчиком оборудованы, суду не представлено.

Согласно ст.3 Закона РФ «Об охране окружающей среда» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В целях устранения допущенных нарушений действующего законодательства в адрес администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области прокурором <дата> вынесено представление об устранении нарушений действующего законодательства , однако до настоящего времени нарушения не устранены.

Указанные нарушения, выявленные в деятельности администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области являются недопустимыми и подлежат устранению.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, судом устанавливается в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом этого суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда со дня вступления решения суда в законную силу до <дата>.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности по благоустройству мест накопления твердых коммунальных отходов– удовлетворить.

Обязать администрацию Балахнинского муниципального района Нижегородской области благоустроить места накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок) в количестве <данные изъяты> штук в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Установить для исполнения данного решения суда администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области срок до <дата>.

Разъяснить, что в соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение суда будет изготовлено в течение 5 суток с момента оглашения резолютивной части решения суда.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца в Нижегородский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Судья п\п А.В.Зирина

<данные изъяты>

Судья А.В.Зирина