ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № УИД от 28.09.2022 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)

Дело УИД: 69RS0-44

Решение

Именем Российской Федерации

28 сентября 2022 г. пгт. Спирово

Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области (постоянное судебное присутствие в посёлке городского типа Спирово Спировского района Тверской области) в составе:

председательствующего судьи Кяппиева Д.Л.,

при секретаре Луцкой Я.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Спировского района Тверской области, поданному в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Спировского муниципального округа Тверской области, муниципальному унитарному предприятию «Центр коммунального обслуживания» Спировского района Тверской области об обязании организовать составление, утверждение и установление показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности и проведение аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении муниципального унитарного предприятия «Центр коммунального обслуживания» Спировского района Тверской области, утвердить показатели экономической эффективности деятельности предприятия,

с участием прокурора Спировского района Тверской области Патракова И.Э.,

представителя ответчика, администрации Спировского муниципального округа Тверской области, Царевой К.В.,

установил:

прокурор Спировского района Тверской области обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц (в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), к администрации Спировского муниципального округа Тверской области, в котором просит:

- признать незаконным бездействие администрации Спировского муниципального округа Тверской области, выразившееся в непринятии конкретных, исчерпывающих мер к устранению и недопущению указанных в представлении прокуратуры Спировского района Тверской области от 01 апреля 2022 № 26ж-22 нарушений закона, их причин и условий, им способствующим;

- обязать администрацию Спировского муниципального округа Тверской области Тверской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать составление, утверждение и установление показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности в отношении муниципального унитарного предприятия «Центр коммунального обслуживания» Спировского района Тверской области (далее также – МУП «ЦКО»);

- обязать администрацию Спировского муниципального округа Тверской области Тверской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу утвердить показатели экономической эффективности деятельности МУП «ЦКО» с последующим контролем их выполнения;

- обязать администрацию Спировского муниципального округа Тверской области Тверской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчётности МУП «ЦКО».

В обосновании иска указано, что в ходе проведённой проверки установлено, что органом местного самоуправления создано МУП «ЦКО» для предоставления жителям Спировского муниципального округа Тверской области коммунальных услуг в виде холодного водоснабжения и водоотведения, в хозяйственное ведение последнего переданы объекты водоснабжения и водоотведения; отпуск электрической энергии и её транспортировка на данные объекты водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемые МУП «ЦКО» для дальнейшей поставки коммунальных услуг в виде холодного водоснабжения и водоотведения жителям и на объекты социальной сферы Спировского муниципального округа Тверской области, как конечным потребителям, осуществляется акционерным обществом «АтомЭнергоСбыт» в лице обособленного подразделения АО «АтомЭнергоСбыт» Тверь и публичным акционерным обществом «Россети Центр» - «Тверьэнерго».

За период деятельности с 2016 г. по истекший период 2022 г. у МУП «ЦКО» образовалась задолженность перед АО «АтомЭнергоСбыт» ОП АО «АтомЭнергоСбыт» Тверь за электрическую энергию в размере 8 198,2 тыс. руб.;. перед филиалом ПАО «Россетти» - «Тверьэнерго» за транспортировку электрической энергии в размере 6 868,7 тыс. руб. Несмотря на интенсивный рост задолженности МУП «ЦКО» и анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности не проводился; конкретные мероприятия, выполнение которых повысит эффективность использования имущества МУП «ЦКО», находящегося в муниципальной собственности, и платёжную дисциплину предприятия не определены; меры в рамках деятельности балансовой комиссии и дисциплинарной комиссии по урегулированию ситуации на розничном рынке топливно-энергетического комплекса и повышению платёжной дисциплины организаций жилищно-коммунального хозяйства не принимались.

По результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности МУП «ЦКО», проведённого прокуратурой Спировского района, установлено:

- за период с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2021 г. предприятием превышены затраты, относимые в тарифы, утверждённые Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области на питьевую воду и водоотведение, на производственные расходы, оплату труда работников, отчисления на социальные нужды, административные расходы на общую сумму 7 324,17 тыс. руб.;

- с 2016 г. по истекший период 2022 г. предприятие сформировало дебиторскую задолженность в размере 5 025 тыс. руб., из которых 3 652,6 тыс. руб. составляет задолженность физических лиц: 1 372,4 тыс. руб. составляет задолженность юридических лиц; работы по взысканию дебиторской задолженности не ведётся.

Приведённые обстоятельства может привести к ограничению и (или) прекращению подачи электрической энергии на объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в хозяйственном ведении МУП «ЦКО», что повлечёт ограничение и (или) прекращение предоставления коммунальных услуг в виде холодного водоснабжения и водоотведения на территории Спировского муниципального округа Тверской области.

С 2016 г. по истекший период 2022 г. аудит бухгалтерской (финансовой) отчётности МУП «ЦКО» не проводился.

Сложившаяся ситуация с учётом отсутствия надлежащего контроля со стороны администрации Спировского муниципального округа Тверской области за деятельностью МУП «ЦКО» может стать причиной банкротства предприятия и включения муниципального имущества, находящего в хозяйственной ведении МУП «ЦКО» в конкурсную массу, что отрицательно повлияет на предоставление жителям Спировского муниципального округа Тверской области коммунальных услуг в виде холодного водоснабжения и водоотведения надлежащего качества и необходимых объёмах.

Определением судьи от 10 июня 2022 г. административное исковое заявление принято к производству суда, возбуждено административное дело.

Определениями суда от 30 июня 202 г. и 21 июля 2022 г. к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены соответственно акционерное общество «АтомЭнергоСбыт» в лице обособленного подразделения АО «АтомЭнергоСбыт» Тверь и публичное акционерное общество «Россети Центр».

Определением судьи от 02 сентября 2022 г. прекращено производство по административному делу в части требования прокурора Спировского района в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Спировского муниципального округа Тверской области о признании незаконным бездействие администрации Спировского муниципального округа Тверской области, выразившееся в непринятии конкретных, исчерпывающих мер к устранению и недопущению указанных в представлении прокуратуры Спировского района Тверской области от 01 апреля 2022 № 26ж-22 нарушений закона, их причин и условий, им способствующим, в связи с отказом административного истца от административного иска и принятия его судом.

Определением суда от 02 сентября 2022 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено МУП «ЦКО» в порядке статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановлено перейти к рассмотрению административного дела по правилам гражданского судопроизводства.

Определением судьи от 07 сентября 2022 г. в рамках рассмотрения дела по правилам гражданского судопроизводства установлен следующий процессуальный статус лиц, участвующих в деле:

- истец - прокурор Спировского района Тверской области;

- ответчик - администрация Спировского муниципального округа Тверской области;

- ответчик - муниципальное унитарное предприятие «Центр коммунального обслуживания» Спировского района Тверской области;

- третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерное общество «АтомЭнергоСбыт» в лице обособленного подразделения АО «АтомЭнергоСбыт» Тверь;

- третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - публичное акционерное общество «Россети Центр».

В судебном заседании прокурор Спировского района Тверской области Патраков И.Э. иск подержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что администрация Спировского муниципального округа Тверской области, как учредитель МУП «ЦКО» не предпринимает действенных мер, направленных на эффективную работу данного предприятия, у которого имеется большая задолженность перед АО «АтомЭнергоСбыт» и ПАО «Россети Центр», которая может привести к ограничению вплоть до полного прекращения водоснабжения и водоотведения; МУП «ЦКО» не ведёт должную исковую работу, направленную на взыскание с потребителей-должников долгов за коммунальные услуги.

Представитель ответчика, администрации Спировского муниципального округа Тверской области, Царева К.В. иск не признала по основаниям, изложенным в ранее представленных письменных возражениях, в которых содержались следующие доводы.

Администрация Спировского муниципального округа Тверской области, как собственник имущества МУП «ЦКО», осуществляет контроль за своевременным и качественным оказанием услуг населению и иным потребителям по водоснабжению и водоотведению; администрацией Спировского муниципального округа Тверской области, утверждён порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий Спировского муниципального округа Тверской области, утверждение порядка в отношении каждого муниципального предприятия законом не предусмотрено; унитарное предприятие в срок до 01 августа текущего года представляет проекты планов (программ) учредителю со всеми приложенными документами, которые подлежат рассмотрению на заседании комиссии по оценке эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий Спировского муниципального округа Тверской области, в полномочия которой входит, в том числе, возврат на доработку проекта плана (программы) в случае несоответствия необходимости, затем предприятие обязано произвести доработку указанного плана и представить на новое рассмотрение.

Поскольку МУП «ЦКО» осуществляет деятельность убыточно, деятельность неэффективна, его проекты планов (программ) были возращены на доработку и в настоящее время находятся в стадии доработки, после чего повторно будут представлены комиссии на рассмотрение. Также МУП «ЦКО» предоставляют отчёты в администрацию Спировского муниципального округа Тверской области.

Администрация Спировского муниципального округа Тверской области не является стороной договорных правоотношений по поставке электрической энергии, поэтому ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам будет нести МУП «ЦКО»; муниципальное образование не несёт ответственность по обязательствам муниципального предприятия.

Также представитель ответчика, администрации Спировского муниципального округа Тверской области, Царева К.В. в судебном заседании пояснила, что в настоящее время проведены работы, направленные на проведение аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчётности МУП «ЦКО», в частности определена максимальная цена муниципального контракта на оказание услуги по проведению финансового аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности, предоставлено извещение о проведении открытого конкурса; сроки и порядок проведения торгов определены законом; администрацией Спировского муниципального округа Тверской области воздана комиссия по оценке эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий Спировского муниципального округа Тверской области; представленные МУП «ЦКО» планы финансово-хозяйственной деятельности являются убыточными, поэтому не утверждаются комиссией и возращаются предприятию на доработку.

От ответчика, МУП «ЦКО», извещённого о времени и месте судебного заседания, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.

Третьи лица, АО «АтомЭнергоСбыт», ПАО «Россети Центр», извещённые о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили, ходатайств и возражений не представили.

Постановлением администраци Спировского района Тверской области от 08 июля 2016 г. № 135-п создано МУП «ЦКО».

В уставе МУП «ЦКО» содержатся следующие положения.

Учредителем предприятия является администрация Спировского района Тверской области. От имени муниципального образования Спировский район Тверской области права собственника имущества предприятия осуществляет администрация Спировского района Тверской области (пункт 1.4.).

Предприятие несёт ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Предприятие не несёт ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества предприятия не несёт ответственность по обязательства предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 1.8.).

Предприятие подотчётно администрации Спировского района Тверской области в соответствии с настоящим уставом, должностным лицам администрации Спировского района Тверской области, на которые возложена координация и регулирование деятельности в отрасли, соответствующей деятельности предприятия (пункт 1.9.).

Предприятие создано в целях осуществления деятельности по решению социальных задач (в том числе реализации определённых товаров и услуг по минимальным ценам) и получению прибыли (пункт 2.2.).

Для достижения целей, указанных в пункте 2.1. настоящего устава, Предприятие осуществляет следующие основные виды деятельности:

- оказание услуг населению и прочим потребителям по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению (пункт 2.2.6.);

- производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (пункт 2.2.13.);

- передача пара и горячей воды (тепловой энергии) (пункт 2.2.14.);

- распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (пункт 2.2.15.).

Имущество принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения (пункт 3.2.).

Согласно договорам о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием от 01 июня 2017 г. № 12, от 12 июля 2017 г. № 13, от 28 февраля 2018 г. № 16, от 12 февраля 2019 г. № 22, Приложений к договору в виде Перечня муниципального имущества от 01 июня 2017 г., 12 июля 2017 г., 28 февраля 2018 г., 12 февраля 2019 г. и актов приёма-передачи имущества от 01 июня 2017 г., 12 июля 2017 г., 28 февраля 2018 г., 12 февраля 2019 г., а также акта приёма-передачи имущества от 01 ноября 2019 г. и Перечня муниципального имущества к нему, Распоряжениям администрации Спировского района от 28 февраля 2018 г. № 53-р, от 12 февраля 2019 г. № 24-р, МУП «ЦКО» приняло на праве хозяйственного ведения муниципальное недвижимое имущество: объекты водоснабжения и водоотведения, которое обязалась использовать по прямому назначению для осуществления уставной деятельности.

16 апреля 2021 г. вступил в силу Закон Тверской области от 5 апреля 2021 г. № 19-ЗО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области Спировский муниципальный район, путем объединения поселений и создании вновь образованного муниципального образования с наделением его статусом муниципального округа и внесении изменений в отдельные законы Тверской области» (далее – Закон Тверской области № 19-ЗО)

В силу положений статьи 1 Закона Тверской области № 19-ЗО решено преобразовать муниципальные образования Тверской области, входящие в состав территории муниципального образования Тверской области Спировский муниципальный район: городское поселение поселок Спирово, Выдропужское сельское поселение, Козловское сельское поселение, Краснознаменское сельское поселение, Пеньковское сельское поселение, путем объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, во вновь образованное муниципальное образование, наделив его статусом муниципального округа, с наименованием Спировский муниципальный округ Тверской области (далее также - вновь образованное муниципальное образование, вновь образованное муниципальное образование Спировский муниципальный округ, Спировский муниципальный округ) (пункт 1).

Муниципальные образования Тверской области, входящие в состав территории муниципального образования Тверской области Спировский муниципальный район: городское поселение поселок Спирово, Выдропужское сельское поселение, Козловское сельское поселение, Краснознаменское сельское поселение, Пеньковское сельское поселение, а также муниципальное образование Тверской области Спировский муниципальный район утрачивают статус муниципальных образований со дня создания вновь образованного муниципального образования.

Днём создания вновь образованного муниципального образования является день вступления в силу настоящего Закона (пункт 3).

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона Тверской области № 19-3О, органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Спировский муниципальный округ в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Спировского района, городского поселения поселок Спирово, Выдропужского сельского поселения, Козловского сельского поселения, Краснознаменского сельского поселения, Пеньковского сельского поселения, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования Спировский муниципальный округ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Устава муниципального образования «Спировский муниципальный округ», органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Спировский муниципальный округ в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Спировского района, городского поселения поселок Спирово, Выдропужского сельского поселения, Козловского сельского поселения, Краснознаменского сельского поселения, Пеньковского сельского поселения в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Местное самоуправление в Спировском муниципальном округе - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Тверской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления Спировского муниципального округа вопросов местного значения Спировского муниципального округа, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (пункт 1 статьи 6 Устава).

Структуру органов местного самоуправления Спировского муниципального округа составляют Дума Спировского муниципального округа, Глава Спировского муниципального округа, Администрация Спировского муниципального округа, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (пункт 1 статьи 28 Устава).

Администрация Спировского муниципального округа - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Спировского муниципального округа, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения Спировского муниципального округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области (пункт 1 статьи 38 Устава).

Администрация Спировского муниципального округа осуществляет полномочия по решению вопросов, отнесенных к ведению местного самоуправления, за исключением тех, которые согласно законодательству, настоящему Уставу и решениям Думы Спировского муниципального округа входят в компетенцию Главы Спировского муниципального округа и Думы Спировского муниципального округа (пункт 1 статьи 40 Устава).

В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Устава, в пределах своих полномочий Администрация Спировского муниципального округа: осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности Спировского муниципального округа (подпункт 9); исполняет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области (подпункт 11).

Таким образом, учредителем МУП «ЦКО» является администрация Спировского муниципального округа Тверской области; от имени муниципального образования Спировский муниципальный округ Тверской области права собственника имущества предприятия осуществляет администрация Спировского муниципального округа Тверской области.

Мотивом предъявления рассматриваемого иска послужила финансовое положение МУП «ЦКО», а именно задолженность перед АО «АтомЭнергоСбыт» ОП АО «АтомЭнергоСбыт» Тверь за электрическую энергию в размере 8 198,2 тыс. руб. и перед филиалом ПАО «Россетти» - «Тверьэнерго» за транспортировку электрической энергии в размере 6 868,7 тыс. руб.

Суд учитывает, факт отмеченной задолженности подтверждён материалами дела и не оспаривается ответчиками и третьими лицами, поэтому считается установленным.

Прокурор просит обязать администрацию Спировского муниципального округа Тверской области организовать составление, утверждение и установление показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности в отношении МУП «ЦКО» и утвердить в отношении данного предприятия показатели экономической эффективности деятельности с последующим контролем их выполнения, а также организовать проведение аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчётности МУП «ЦКО».

Прокурор обращается с заявленными требованиями к администрации Спировского муниципального округа Тверской области как к учредителю и собственнику МУП «ЦКО».

Согласно положениям статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия (абзацы первый и второй пункта 1).

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (пункт 2).

Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчётен (пункт 5).

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несёт ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества (пункт 6).

Соответствующие положения закреплены и в Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее также – Федеральный закон № 161-ФЗ).

В силу положений пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 161-ФЗ, собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия: утверждает бухгалтерскую (финансовую) отчетность и отчёты унитарного предприятия (подпункт 9), осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества (подпункт 11), утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение (подпункт 12), принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг (подпункт 16).

Данные положения содержит и устав МУП «ЦКО» (пункт 5.6.).

Постановлением администрации Спировского муниципального округа Тверской области от 26 января 2022 г. № 37-п утверждён Порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий Спировского муниципального округа Тверской области (далее – Порядок).

В данном Порядке предусмотрены следующие положения.

Предприятия в срок до 1 августа текущего года представляют проекты программ на бумажном и электронном носителях в администрацию Спировского муниципального округа Тверской области (пункт 6).

Администрация в течение 10 рабочих дней рассматривает поступившие от предприятий проекты программ, согласовывает их, либо готовит замечания и предложения по их доработке (пункт 7).

В течение 5 рабочих дней предприятия обязаны внести в проект программы требуемые изменения (либо представить письменное обоснование отказа по внесению изменений) и представить доработанные проекты (4 экземпляра) с электронной копией в администрацию (пункт 8).

Уточненная программа проходит процедуру согласования и утверждения показателей в последовательности, установленной пунктами 3-9 настоящего Порядка, при этом положение о сроках не применяется (пункт 11).

С целью осуществления администрацией контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности предприятий ежегодно утверждаются показатели экономической эффективности муниципальных унитарных предприятий округа на основе показателей уточнённых программ предприятий (пункт 12).

Данный Порядок предусматривает форму плана (программу) финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия, которая предусматривает утверждение также плановых показателей социальной эффективности предприятия.

Постановлением администрации Спировского муниципального округа Тверской области от 26 января 2022 г. № 39-п создана комиссия по оценке эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий Спировского муниципального округа Тверской области и утверждено Положение о Комиссии по оценке эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий Спировского муниципального округа Тверской области (далее – Положение).

К функциям Комиссии, в частности, относится, анализ годовых бухгалтерских отчётов предприятий, анализ наличия и движения имущества предприятия, использование трудовых и финансовых ресурсов, предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности предприятий, разработки рекомендаций по достижению наибольшей эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий, установление критериев (показателей) эффективности деятельности предприятий (пункт 2.2. Положения).

Задачами Комиссии являются: определение финансового состояния предприятий (платёжеспособности и финансовой устойчивости), определение мер по устранению негативных явлений в деятельности предприятия (пункт 2.3.).

Комиссия вправе принимать решения, в том числе: о включении в планы проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности отдельных предприятий, о необходимости разработки программ по оздоровлению финансового состояния предприятий (пункт 2.4.2.).

Постановлением администрации Спировского муниципального округа Тверской области от 26 января 2022 г. № 41-п утверждён Порядок представления отчётности руководителями муниципальных унитарных предприятий Спировского муниципального округа Тверской области.

10 января 2022 г. Комиссией по оценке эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий Спировского муниципального округа Тверской области рассмотрен план (программа) финансово-хозяйственной деятельности МУП «ЦКО» на 2022 г., по результатам которого решено о необходимости руководителю МУП «ЦКО» Морозову В.А. доработать план (программу) финансово-хозяйственной деятельности МУП «ЦКО» на 2022 г. и предоставить на рассмотрение в комиссию (протокол № 1).

24 мая 2022 г. Комиссией по оценке эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий Спировского муниципального округа Тверской области рассмотрен отчёт о финансово-хозяйственной деятельности МУП «ЦКО» за 1 квартал 2022 г., по результатам которого решено директору МУП «ЦКО» Морозову В.А. в срок до 01 июня 2022 г. к отчёту предоставить пояснительную записку, отражающую существенные изменения показателей деятельности, предоставить доработанную таблицу 2.6, приложение 2, приложение 3, приложение 9 и 11 к отчёту, к 24 июня 202 г. предоставить информацию о заключённом договоре цессии, о сумме дебиторской задолженности с разбивкой по годам, рекомендовать заключение договора гражданско-правового характера для проведения претензионной работы по сокращению дебиторской задолженности.

Ранее соответствующие решения принимались Комиссией по оценке эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий Спировского района Тверской области, а именно:

- 30 января 2020 г., 01 июня 2020 г., 15 сентября 2020 г. (решения: сократить расходы, усилить претензионную работу с должниками и направить полученные доходы на погашение задолженности за энергоресурсы, разработать и направить в администрацию мероприятия по выходу из сложившейся ситуации);

- 30 декабря 2020 г. (доработать план (программу) финансово-хозяйственной деятельности на 2021 г. и предоставить на рассмотрение в комиссию)

- 28 января 2021 г., 29 июня 2021 г., 29 сентября 2021 г. (решения: сократить расходы, усилить претензионную работу с должниками и направить полученные доходы на погашение задолженности за энергоресурсы).

Таким образом, администрацией Спировского муниципального округа Тверской области совершены действия, направленные на составление, утверждение и установление показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности, а также показателей экономической эффективности деятельности МУП «ЦКО».

Постановлением администрации Спировского муниципального округа Тверской области от 27 сентября 2022 г. № 476-п постановлено определить исполнителя на оказание услуг по проведению финансового аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности МУП «ЦКО» за 2021 г. способом открытого конкурса в электронной форме; определить максимальную цену муниципального контракта на оказание услуг по проведению финансового аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности МУП «ЦКО» за 2021 г.: 173 333,33 руб. с учётом расходов по доставке, уплате налогов, а также прочие расходы, связанные с исполнением обязательств по муниципальному контракту.

Данным постановлением также утверждены описание объекта закупки (приложение 1) и проект муниципального контракта (приложение 2).

Согласно размещённым сведениям об открытом конкурсе, дата и время окончания срока подачи заявок: 13 октября 2022 г. 12:00, дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке: 17 октября 2022 г., дата поведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 18 октября 2022 г.

Данное постановление вынесено в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Таким образом, администрация Спировского муниципального округа Тверской области совершила действия, направленные определение исполнителя на оказание услуг по проведению финансового аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности МУП «ЦКО» за 2021 г.

Последующие действия должны совершаться администрацией Спировского муниципального округа Тверской области в соответствии с порядком осуществления закупок, закреплённом в главе 3 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Предъявленные требования прокурор обосновывает необходимостью защитить права и законные интересы неопределённого круга лиц, которые проживают в многоквартирных домах и жилых домах, поскольку задолженность МУП «ЦКО» за энергетические ресурсы может стать причиной банкротства, что отрицательно повлияет на предоставление коммунальных услуг в виде холодного водоснабжения и водоотведения.

Суд полагает, что в спорном правоотношении относительно планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности, показателей экономической эффективности деятельности и проведения аудиторской проверки не затрагиваются права и законные интересы неопределённого круга лиц.

В данном случае имеет место возникшие правоотношения между МУП «ЦКО» и администрацией Спировского муниципального округа Тверской области, как его учредителем органом местного самоуправления. Выступающего от имени собственника – муниципального образования «Спировский муниципальный округ Тверской области».

В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Суд учитывает, что возможное банкротство МУП «ЦКО», на которое указывает прокурор, носить предположительный характер. В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о начале процедуры банкротства.

Способы защиты гражданских прав закреплены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В настоящее время права неопределённого круга лиц, связанные с оказанием коммунальных услуг в виде холодного водоснабжения и водоотведения, не нарушены.

С учётом установленных обстоятельств, исходя из основания и предмета иска, суд считает необходимым отказать прокурору Спировского района Тверской области в удовлетворении иска к администрации Спировского муниципального округа Тверской области и МУП «ЦКО» об обязании администрации Спировского муниципального округа Тверской области Тверской области организовать, утвердить и установить показатели планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности в отношении МУП «ЦКО», утвердить показатели экономической эффективности деятельности МУП «ЦКО» с последующим контролем их выполнения, организации проведения аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчётности МУП «ЦКО».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать прокурору Спировского района Тверской области в удовлетворении иска, поданного в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, к администрации Спировского муниципального округа Тверской области, муниципальному унитарному предприятию «Центр коммунального обслуживания» Спировского района Тверской области об обязании администрации Спировского муниципального округа Тверской области Тверской области:

- в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать составление, утверждение и установление показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности в отношении муниципального унитарного предприятия «Центр коммунального обслуживания» Спировского района Тверской области;

- в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу утвердить показатели экономической эффективности деятельности муниципального унитарного предприятия «Центр коммунального обслуживания» Спировского района Тверской области;

- в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчётности муниципального унитарного предприятия «Центр коммунального обслуживания» Спировского района Тверской области.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Тверской областной суд через Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области (постоянное судебное присутствие в посёлке городского типа Спирово Спировского района Тверской области) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Д.Л.Кяппиев

1версия для печатиДело № 2-1-169/2022 ~ М-1-157/2022 (Решения)