Дело № УИД 19RS0010-01-2021-000282-74
Производство № 2а – 215/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Шира 13 апреля 2021 года
Ширинский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Журавлевой Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Падчик Е.С.,
с участием:
представителя административного истца старшего помощника прокурора Ширинского района Ильиной И.К.,
представителя административного ответчика Мухменовой Л.С.,
заинтересованного лица Ковалевой Т.В.,
заинтересованного лица Колмагоровой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ширинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Совету депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия о признании незаконным, противоречащим действующему законодательству решения Совета депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия от 9 марта 2021 года об отказе в удовлетворении требований прокурора Ширинского района о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов Черноозерного сельсовета, прекращении полномочий депутатов Совета депутатов Черноозерного сельсовета,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ширинского района Республики Хакасия, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия о признании незаконным, противоречащим действующему законодательству решения Совета депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия от 9 марта 2021 года об отказе в удовлетворении требований прокурора Ширинского района о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов Черноозерного сельсовета, прекращении полномочий депутатов Совета депутатов Черноозерного сельсовета. В обоснование заявленных требований административный истец указывает на то, что прокуратурой Ширинского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции Советом депутатов Черноозерного сельсовета. Установлено, что лицами, замещающими муниципальные должности в Совете депутатов Черноозерного сельсовета, обязанность по предоставлению полных и достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей исполнены не в полном объеме по следующим основаниям. 13 сентября 2020 года состоялись выборы депутатов Совета депутатов Черноозерного сельсовета, в состав представительного органа избрано 11 депутатов, в том числе Ковалева Т.В., Колмагорова Н.С., Уткин И.В., Янгулов А.М. Ссылаясь на положение ст. 15 Конституции Российской Федерации; положения Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ РФ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту Закона № 131-ФЗ); положения Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии и коррупции» (далее по тексту Закона № 273-ФЗ); положения Федерального закона Российской Федерации № 79-ФЗ от 7 мая 2013 года «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь свои счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее по тексту Закона № 79-ФЗ); правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 27 декабря 2012 года № 34-П; определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 января 2017 года № 104-О административный истец указывает, что гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности. В обоснование иска административный истец указывает, что положения ч. 2 ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ закрепляют обязанность лиц, заменяющих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Такие сведения предоставляются по установленной форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460. Отмечает, что исходя из положений ч. 4.2 ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ на депутатов представительного органа сельских поселений, осуществляющих свою деятельность на непостоянной основе, возложена обязанность в течение четырех месяцев со дня избрания предоставить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Непредоставление или несвоевременное представление указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение. Обращает внимание на то, что в соответствии со ст.ст. 33, 34 Устава муниципального образования Черноозерный сельсовет, утвержденного решением Совета депутатов Черноозерного сельсовета от 17 декабря 2005 года № 5 (в редакции от 20 июля 2020 года № 101), депутат Совета депутатов Черноозерного сельсовета должен соблюдать ограничения и запреты, которые установлены Федеральным законом «О противодействии и коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутатов сельского совета прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом. Установленный законом срок предоставления информации о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами Совета депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, избранными 13 сентября 2020 года, истек 13 января 2021 года. Административный истец указывает, что проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 33 Устава муниципального образования Черноозерный сельсовет, требований ст. 8, 12.1 Закона № 273-ФЗ, Закона № 131-ФЗ обязанность по предоставлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера исполнена не всеми депутатами. Ссылаясь на информацию, представленную Министерством по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия, административный истец указывает на то, что по состоянию на 1 февраля 2021 года сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не представлены депутатами Ковалевой Т.В., Колмагоровой Н.С., Уткиным И.В., Янгуловым А.М. прокурором Ширинского района в адрес председателя Совета депутатов Черноозерного сельсовета внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором содержалось требование о рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов Ковалевой Т.В., Колмагоровой Н.С., Уткина И.В., Янгулова А.М. 9 марта 2021 года Советом депутатов Черноозерного сельсовета принято решение досрочно полномочия депутатов Ковалевой Т.В., Колмагоровой Н.С., Уткина И.В., Янгулова А.М. не прекращать, поскольку обязанность по предоставлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера ими исполнена: сведения направлены в Министерство по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия. Ответ в прокуратуру Ширинского района поступил . Ссылаясь на положения Федерального закона Российской Федерации от 17 января 1992 года № 2201 – 1 «О прокуратуре Российской Федерации», положения Федерального закона Российской Федерации от 17 января 1992 года № 2202 – 1 «О прокуратуре Российской Федерации», подп.«е» п. 9 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460, административный истец считает, что решение Совета депутатов Черноозерного сельсовета от 9 марта 2021 года об отказе в удовлетворении требований прокурора Ширинского района о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов Черноозерного сельсовета Ковалевой Т.В., Колмагоровой Н.С., Уткина И.В., Янгулова А.М. противоречит основным принципам законодательства о местном самоуправлении о противодействии и коррупции. На основании изложенного административный истец просит суд признать решение Совета депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия от об отказе в удовлетворении требований прокурора Ширинского района о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов Черноозерного сельсовета Ковалевой Т.В., Колмагоровой Н.С., Уткина И.В., Янгулова А.М. незаконным, противоречащим действующему законодательству; признать Ковалеву Т.В., Колмагорову Н.С., Уткина И.В., Янгулова А.М. досрочно прекратившими полномочия депутатов Совета депутатов Соленоозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия; решение суда обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель административного истца уточнил заявленные требования в части: просил суд признать Ковалеву Т.В., Колмагорову Н.С., Уткина И.В., Янгулова А.М. досрочно прекратившими полномочия депутатов Совета депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, в остальной части поддержал в полном объеме заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Кроме того, представитель административного истца указал, что в административном исковом заявление ошибочно изложено требование об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Представитель административного ответчика Совета депутатов Черноозерного сельсовета Мухменова Л.С. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований, с учетом их уточнения представителем административного истца в судебном заседании. В обоснование своей позиции указала, что депутатами Совета депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия Ковалевой Т.В., Колмагоровой Н.С., Уткиным И.В., Янгуловым А.М. в установленный законом срок не представлены полные и достоверные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Заинтересованные лица Ковалева Т.В., Колмагорова Н.С. в судебном заседании не возражали против удовлетворения заявленных требований, в обоснование своей позиции указали на то, что в установленный законом срок не представлены полные и достоверные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Заинтересованные лица Янгулов А.М., Уткин И.В., извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело по существу в их отсутствие, не возражали против удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), суд счел возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованных лиц, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как следует из материалов дела, 13 сентября 2020 года состоялись выборы депутатов Совета депутатов Черноозерного сельсовета, в состав представительного органа избрано 11 депутатов, в том числе Ковалева Т.В., Колмагорова Н.С., Уткин И.В., Янгулов А.М.
По результатам выборов 18 сентября 2020 года на основании постановления № 164/1009-4 «О регистрации избранных депутатов Совета депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия четвертого созыва» Ковалева Т.В. была зарегистрирована в качестве избранного депутата по избирательному округу № Х, Колмагорова Н.С. – по избирательному округу № Х, Уткин И.В. – по избирательному округу № Х; Янгулов А.М. - по избирательному округу № Х.
Министерство по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия направило в прокуратуру Ширинского района Республики Хакасия информацию о том, что депутаты Черноозерного сельского совета Ковалева Т.В., Колмагорова Н.С., Уткин И.В., Янгулов А.М., являющиеся лицами, замещающими муниципальные должности в представительных органах местного самоуправления, по истечении четырех месяцев со дня избрания не представили сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Кроме того, в указанной информации также содержатся сведения о том, что Министерством по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия 15 сентября 2020 года и 5 октября 2020 года в муниципальные районы и городские округа республики были направлены информационные письма о необходимости представления сведений о доходах, в которых были указаны в том числе и сроки предоставления указанных сведений разными категориями лиц, замещающих муниципальные должности в Республике Хакасия. Указанная информация послужила основанием для прокурорской проверки.
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202 – 1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления.
Исходя из положений ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202 – 1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Прокуратурой Ширинского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции Советом депутатов Черноозерного сельсовета. Установлено, что лицами, замещающими муниципальные должности в Совете депутатов Черноозерного сельсовета, обязанность по предоставлению полных и достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей исполнены не в полном объеме. Проведенной проверкой установлено, что в нарушении требований ст. 33 Устава муниципального образования Черноозерного сельсовета, требований ст.ст.8, 12.1 Закона № 273-ФЗ, Закона № 131-ФЗ на 1 февраля 2021 года обязанность по предоставлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера исполнена не всеми депутатами, в том числе Ковалевой Т.В., Колмагоровой Н.С., Уткиным И.В., Янгуловым А.М.
прокурором Ширинского района Республики Хакасия в адрес главы Черноозерного сельского совета Ширинского района Республики Хакасия, являющегося председателем Совета депутатов Черноозерного сельсовета внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. Совету депутатов Черноозерного сельсовета было предложено рассмотреть указанное представление, принять исчерпывающие меры к устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих, а также рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Ковалевой Т.В., Колмагоровой Н.С., Уткина И.В., Янгулова А.М. в связи с неисполнением ими установленной законом обязанности, возложенной в целях противодействия коррупции.
Из представленных суду материалов дела следует, что 9 марта 2021 года депутатами Черноозерного сельсовета была проведена сессия Совета депутатов Черноозерного сельсовета, был рассмотрен стоящий на повестке дня вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Ковалевой Т.В., Колмагоровой Н.С., Уткина И.В., Янгулова А.М. в связи с неисполнением ими установленной законом обязанности, возложенной в целях противодействия коррупции. По результатам проведения сессии 9 марта 2021 года Советом депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия было принято решение не прекращать полномочия депутатов Ковалевой Т.В., Колмагоровой Н.С., Уткина И.В., Янгулова А.М., поскольку обязанность по предоставлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера ими исполнена, сведения направлены в Министерство по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия.
председателем Совета депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия в прокуратуру Ширинского района Республики Хакасия направлен ответ на вышеупомянутое представление, в котором содержатся сведения об отсутствии оснований для досрочного прекращения полномочий депутатов Ковалевой Т.В., Колмагоровой Н.С., Уткина И.В., Янгулова А.М.
Ответ на указанное представление поступил в прокуратуру Ширинского района .
Согласно ч. 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
В силу ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Положения ст. 39 КАС РФ предусматривают право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления регламентированы Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Исходя из абзаца 20 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат - это член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения (депутат является лицом, замещающим муниципальную должность).
В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 7 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на осуществляющего свои полномочия на постоянной основе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления законом наложены следующие ограничения:
депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Часть 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Такие сведения представляются по установленной форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года №460, путем направления справки в орган исполнительной государственной власти области, являющийся органом по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Указом Президента РФ от 15 июля 2015 года № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано создать органы субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
В соответствии с п. 2 Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Республике Хакасия, и лицами, замещающими муниципальные должности в Республике Хакасия, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Законом Республики Хакасия от 7 декабря 2017 года №84-ЗРФ «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Республике Хакасия, и лицами, замещающими муниципальные должности в Республике Хакасия, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о проверке достоверности и полноты указанных сведений» (далее - Положение) сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия через уполномоченный Правительством Республики Хакасия исполнительный орган государственной власти Республики Хакасия, осуществляющий полномочия органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Республики Хакасия.
В соответствии с п. 1.2 Положения о Министерстве по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 9 ноября 2017 года № 575 таким органом в Республике Хакасия является Министерство по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия.
Согласно подпункту «а» п. 4 Положения сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются гражданином, претендующим на замещение муниципальной должности в Республике Хакасия, - при наделении полномочиями по должности (назначении, избрании на должность).
В соответствии с п. 4.1 Положения, лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения Республики Хакасия и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе.
В соответствии с положениями ч. 4.2 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанное лицо сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями ст.ст. 33, 34 Устава муниципального образования Черноозерный сельсовет, утвержденного решением Совета депутатов Черноозерного сельсовета от 17 декабря 2005 года № 5 (в редакции от 20 июля 2020 года № 101), депутат Совета депутатов Черноозерного сельсовета должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата сельского совета прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом.
Из представленных суду материалов дела, а также пояснений, данных в судебном заседании представителями административного истца, административного ответчика, заинтересованными лицами, принимая во внимание позицию, изложенную заинтересованными лицами в заявлениях, поступивших в суд, следует, что в установленный законом срок предоставления информации о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами Совета депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, избранными 13 сентября 2020 года, Ковалевой Т.В., Колмагоровой Н.С., Уткиным И.В., Янгуловым А.М. представлена не была, обязанность по предоставлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера исполнена не была.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (ч. 7.1).
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ч.7.2).
При выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с ч. 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд (ч. 7.3).
Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что субъекты Российской Федерации вправе, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, установленными ею принципами, определить перечень оснований для досрочного прекращения полномочий самостоятельно, в том числе исходя из тех ограничений и запретов, которые установлены федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации с учетом конституционного разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и касаются деятельности, несовместимой со статусом депутата (Определение от 26 января 2017 года № 104-О).
Досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года № 104-О).
Ковалева Т.В, Колмагорова Н.С., Уткин И.В., Янгулов А.М., являясь депутатами Совета депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, должны были знать и применять в своей работе как федеральное законодательство, так и законодательство Республики Хакасия. Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения Ковалевой Т.В., Колмагоровой Н.С., Уткина И.В., Янгулова А.М. к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Оценив представленные в совокупности доказательства, в порядке, предусмотренном положениями ст. 67 ГПК РФ, суд считает, что приведенными выше нормами права установлены сроки и форма представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; лицо, уполномоченное на прием таких сведений; порядок проверки достоверности и полноты таких сведений; а также права лиц, замещающих муниципальные должности, при осуществлении проверки, то есть определен порядок исполнения установленной федеральным законодательством обязанности.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» критериями требований, определяющих качество предоставляемых депутатами представительных органов местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выступает их полнота и достоверность.
Непредставление, представление не в полном объеме, искажение указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.
В судебном заседании установлено, что по состоянию на Х года депутатами Совета депутатов Черноозерного сельсовета Ковалевой Т.В., Колмагоровой Н.С., Уткиным И.В., Янгуловым А.М. не представлено сведений о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, что в силу приведенных положений Закона свидетельствует о возможности применения к ним мер ответственности, предусмотренных законом, в виде досрочного прекращения полномочий депутата.
Вместе с тем, Советом депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия принято решение: досрочно не прекращать полномочия депутатов Ковалевой Т.В., Колмагоровой Н.С., Уткина И.В., Янгулова А.М., что не соответствует упомянутым положениям Закона, предусматривающим применение иной меры ответственности, на которой настаивает административный истец.
Из представленных суду материалов дела следует, что в 2020 году в администрацию муниципального образования Ширинский район Министерством по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия были направлены письма , в которых содержалась информация о необходимости предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицам, замещающим муниципальные должности. Кроме того, информация, содержащаяся в данных письмах, была доведена до всех глав сельсоветов, в том числе Черноозерного, на расширенной планерке при главе администрации муниципального образования Ширинского района. Аналогичные сведения содержатся в сопроводительном письме администрации муниципального образования Ширинского района «О предоставлении информации». Все вышеуказанные письма были разосланы по электронной почте, в том числе и в Черноозерный сельсовет Ширинского района Республики Хакасия.
Оценив представленные доказательства в совокупности, в порядке, предусмотренном положениями ст. 67 ГПК РФ; принимая во внимание, что факт неисполнения заинтересованными лицами Ковалевой Т.В., Колмагоровой Н.С., Уткиным И.В., Янгуловым А.М. предписаний антикоррупционного законодательства подтвержден документально; учитывая, что в установленный срок депутатами Совета депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия четвертого созыва Ковалевой Т.В., Колмагоровой Н.С., Уткиным И.В., Янгуловым А.М. не исполнена возложенная на них законом обязанность по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, суд приходит к выводу об отсутствии у административного ответчика правовых оснований для вынесения решения досрочно не прекращать полномочия депутатов Ковалевой Т.В., Колмагоровой Н.С., Уткина И.В., Янгулова А.М., поскольку ответственность за указанное нарушение, исходя из норм действующего законодательства, предусмотрена в форме досрочного прекращения полномочий.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца, с учетом их уточнений, подлежат удовлетворению.
Что касается заявленного административным истцом требования о приведении решения суда к немедленному исполнению, суд полагает его необоснованным по следующим основаниям.
Исходя из положений ч. 8 ст. 227 КАС РФ решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) приводится в исполнение по правилам, указанным в ст. 187 КАС РФ, после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований (ст. 187 КАС РФ).
Согласно положениям ч.ч. 1 и 2 ст. 188 КАС РФ, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных названным Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению, в том числе по просьбе административного истца, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Доводов относительно наличия таких обстоятельств административный истец не привел.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-179, 180, ст. 227 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Ширинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Совету депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия о признании незаконным, противоречащим действующему законодательству решения Совета депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия об отказе в удовлетворении требований прокурора Ширинского района о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов Черноозерного сельсовета, прекращении полномочий депутатов Совета депутатов Черноозерного сельсовета, удовлетворить.
Признать незаконным, противоречащим действующему законодательству решение Совета депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия об отказе в удовлетворении требований прокурора Ширинского района о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов Черноозерного сельсовета Ковалевой Т.В., Колмагоровой Н.С., Уткина И.В., Янгулова А.М.
Возложить на Совет депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия обязанность досрочно прекратить полномочия депутата Совета депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия четвертого созыва по избирательному округу № Х Ковалевой Т.В. за совершение нарушений законодательства о противодействии коррупции в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Совет депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия обязанность досрочно прекратить полномочия депутата Совета депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия четвертого созыва по избирательному округу № Х Колмагоровой Н.С. за совершение нарушений законодательства о противодействии коррупции в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Совет депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия обязанность досрочно прекратить полномочия депутата Совета депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия четвертого созыва по избирательному округу № Х Уткина И.В. за совершение нарушений законодательства о противодействии коррупции в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Совет депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия обязанность досрочно прекратить полномочия депутата Совета депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия четвертого созыва по избирательному округу № Х Янгулова А.М. за совершение нарушений законодательства о противодействии коррупции в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Ширинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Совету депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия о признании незаконным, противоречащим действующему законодательству решения Совета депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия об отказе в удовлетворении требований прокурора Ширинского района о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов Черноозерного сельсовета, прекращении полномочий депутатов Совета депутатов Черноозерного сельсовета Совету депутатов Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия сообщить в Ширинский районный суд Республики Хакасия, прокурору Ширинского района Республики Хакасия об устранении допущенных нарушений.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Журавлева Н.Ю.
Справка: мотивированное решение изготовлено и подписано 21 апреля 2020 года.
Судья Журавлева Н.Ю.