ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № УИД270023-01-2020-000119-46 от 02.09.2020 Суда района имени Полины Осипенко (Хабаровский край)

Дело № УИД 27RS0023-01-2020-000119-46

Производство № 2-83/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 сентября 2020 г. с. имени Полины Осипенко

Суд района имени Полины Осипенко Хабаровского края

под председательством судьи Гаркуль И.В.,

с участием

представителей ответчика Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края ФИО3, ФИО4,

при секретаре Сячиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о возложении обязанности восстановить в очереди участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в категории «пенсионеры» с составом семьи 3 человека по первоначальной дате постановки на учет с 03 февраля 1997 года.

У С Т А Н О В И Л:

ФИО5 обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о возложении обязанности восстановить в очереди участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в категории «пенсионеры» с составом семьи 3 человека по первоначальной дате постановки на учет с 03 февраля 1997 года.

Определением суда от 29 мая 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное казенное учреждение «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указала, что она является участником ведомственной целевой программы с 03 февраля 1997 г. в категории пенсионеры. Ежегодно администрацией муниципального района ей направляются информационные письма с подтверждением очередности. В администрацию Херпучинского сельского поселения ежегодно направляется сводный список граждан-участников подпрограммы, где в списке пенсионеров значится дата её постановки на учет 03 февраля 1997 г. В письме администрации от 26 февраля 2013 г. ей сообщалось, что она переведена в очередь пенсионеры по дате 04 апреля 2008 г. Но тем не менее, по решению комиссии она была оставлена в очереди «пенсионеры» с 03 февраля 1997 г. о чем было сообщено письмом 31 марта 2014 г. и 25 апреля 2014 г. В списках, сформированных на 2012 год она состоит в списке пенсионеров, номер очереди 36. В октябре 2019 г. ей сообщили, что подошла очередь на получение жилищного сертификата и она должна написать заявление. Через неделю ей сообщили, что она не имеет права на получение жилищного сертификата. В феврале 2020 г. ею получено письмо администрации от 23.01.2020 г. в котором сообщается, что при проведении инвентаризации учетных дел была выявлена техническая ошибка и её очередь отодвигается на 11 лет назад, теперь номер в очереди 179 в категории пенсионеры с 04 апреля 2008 г. Считает такое решение незаконным и нарушающим ее права. Полагает, что техническая ошибка может быть допущена одним человеком. В её случае решение о переводе из категории «работающие» в категорию «пенсионеры» принималось комиссией, в состав которой входят несколько специалистов администрации муниципального района. Её первоначальное заявление от 2008 г. о переводе в категорию «пенсионеры» было утеряно и ей было предложено повторно написать заявление, что она и сделала в 2013 году. Действия специалиста и непоследовательная, противоречивая позиция комиссии повлекли для неё существенные отрицательные последствия, в результате чего ей отказано в получении жилищного сертификата в 2020 году и на ближайшие годы. Согласно позиции Европейского Суда по правам человека, если речь идет об общем интересе, публичным властям надлежит действовать своевременно, надлежащим образом и максимально последовательно, ошибки или просчеты государственных органов должны случить выгоде заинтересованных лиц, особенно при отсутствии иных конфликтующих интересов, риск любой ошибки, допущенной государственным органом, должно нести государство, и ошибки не должны устраняться за счет заинтересованного лица. Её положение при переходе из четвертой категории во вторую «пенсионеры» - ухудшилось. Очереди № 15, 7 и № 179 несоотносимые даже учитывая разные категории очередности. Такое ухудшение положения не отвечает целям всех вышеназванных нормативных актов. Она состояла в очереди на получение жилищного сертификата 23 года. С учетом переноса назад ей предложено состоять в очереди еще более 20 лет. Таким образом, нарушаются её конституционные и гражданские права. Трудовой стаж истца составляет 38 лет. Просит суд обязать администрацию муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, Министерство строительства Хабаровского края восстановить ФИО5 в очереди участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» в категории пенсионеры с составом семьи 3 человека по первоначальной дате постановки на учет с 03 февраля 1997 г.

Истец ФИО5 в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела без её участия. В соответствии со ст. 167 ч. 5 ГПК РФ суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие истца.

Представитель ответчика Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края ФИО3 в судебном заседании не признала исковые требования в полном объеме, дала пояснения изложенные в письменном отзыве, согласно которому ФИО5 поставлена на учет на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья гражданами, выезжающими или выехавшими не ранее 1 января 1992 г. из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на основании заявления от 03.02.1997 г. Распоряжением главы от 23.03.2010 № 94 «О постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ФИО5 была поставлена на учет граждан и включена в список граждан с даты написания первоначального заявления 03.02.1997 г. в категории «Работающие» под порядковым номером 278. Распоряжением главы муниципального района от 23.03.2010 № 95 «О признании участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФИО5 была признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" и включена в список граждан с даты написания первоначального заявления 03.02.1997 г. в категории «Работающие» под порядковым номером 277. ФИО6 Хазеевна изъявляла желание получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в планируемом году. В учетном деле имеются заявления от 03.06.2008 г. (входящий № П-128 от 11.06.2008 г.) в категории «Работающие», от 27.05.2010 г. (входящий № П- 117 от 21.06.2010 г.) в категории «Работающие», от 21.02.2011 г. (входящий № П-19 от 21.02.2011 г.) без указания категории, от 02.02.2012 г. (входящий № П-230 от 14.02.2012 г.) в категории «Пенсионеры».

В соответствии с пунктом 17(1) раздела II Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 № 909), действующим с 01 января 2012 г. и до 09 августа 2017 г., в случае изменения условий, на основании которых гражданин поставлен на учет в качестве имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья, гражданин представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту постановки на указанный учет заявление в произвольной форме с приложением документов, указанных в подпункте "д" пункта 9 вышеуказанного Положения.

В учетном деле имеется письмо Администрации муниципального района от 25.05.2012 г. за исходящим № П-2360 «О предоставлении документов», направленное в адрес ФИО5, о предоставлении заявления и документов, подтверждающих право на переход из категории «Работающие» в категорию «Пенсионеры».

22.02.2013 г. за входящим № П-0599 поступило заявление ФИО5 от 15.02.2013 г. о переводе из категории «Работающие» в категорию «Пенсионеры», с приложением копии пенсионного удостоверения от 06.06.2008 г., подтверждающего назначение пенсии по старости с 04.04.2008 г.

26.02.2013 г. за исходящим № П-0429 «О переводе в категорию пенсионеров» в адрес ФИО5 направлено уведомление о переводе в категорию «Пенсионеры» с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности с 04.04.2008 г.

Частью 2 статьи 2 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции Федерального закона от 17.07.2011 № 212-ФЗ, начало действия редакции с 01.01.2012 г.) предусмотрено, что очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан.

Аналогичные требования содержатся в пункте 20 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ( в редакции Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 № 909), действующим с 01 января 2012 г. и до 09 августа 2017 г.

Из буквального толкования указанных норм в период их действия следует, что переход в другую установленную законом категорию граждан осуществляется с момента возникновения права на переход.

Поскольку пенсия по старости ФИО5 установлена с 04.04.2008 года, право на перевод очереди в категорию "Пенсионеры" возникло с указанной даты, независимо от даты написания заявления о переводе в указанную очередь.

Среди документов, представленных ФИО5 в качестве подтверждения требований искового заявления о восстановлении в очереди в категории «Пенсионеры» по дате первоначальной постановки на учет с 03.02.1997 года (в соответствии с ранее действующим законодательством), отсутствуют документы, подтверждающие получение Администрацией муниципального района заявления ФИО5 заявления о переводе ее в категорию «Пенсионеры» в 2008 году.

Администрация муниципального района возражает в отношении требований ФИО5 о восстановлении в очереди в категории «Пенсионеры» по дате первоначальной постановки на учет, поскольку истцом не предоставлены исчерпывающие доказательства, подтверждающие ее право на восстановление в очереди в категории «Пенсионеры» по дате первоначальной постановки на учет с 03.02.1997 года.

Представитель ответчика Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы ФИО3

Представитель Министерства Строительства Хабаровского края в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, представили письменный отзыв, согласно которому просят в удовлетворении исковых требований ФИО5 отказать в полном объеме, поскольку согласно ст. 2 ФЗ № 125-ФЗ устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляется гражданам, признанными инвалидами I и II групп, а также инвалидами с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей ( в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.)

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Как следует из представленных в материалы дела документов, ФИО5 с 03.02.1997 г. состояла в администрации на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в с вязи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категории «Работающие граждане», а не в категории «пенсионеры», как ошибочно указала истец. ФИО5 15.02.2013 г. представила в администрацию заявление о переходе из категории «Работающие граждане» в категорию «Пенсионеры». Администрация перевела ФИО5 в категорию «Пенсионеры» по первоначальной дате постановки на учет – 03.02.1997 г. Вместе с тем в соответствии с требованиями законодательства, действующего в период с 01.01.2012 г. до 09.08.2017 г., администрации следовало в 2013 г. перевести ФИО5 в категорию «Пенсионеры» согласно дате поданного заявления о переходе в другую очередь. Таким образом, ФИО5 должна состоять в категории «Пенсионеры» с датой постановки на учет от 15.02.2013 г. Доказательств в подтверждение доводов истца о том, что заявление от 15.05.2013 г. написано ею повторно, в материалы дела не представлено. При этом, постановка истца на учет в категории «пенсионеры» с 03.02.1997 г. без соблюдения установленной очередности нарушила бы законные права и интересы граждан категории «Пенсионеры», принятых на учет ранее истца и противоречила бы действующему в указанный период законодательству. Само по себе несогласие истца с положениями действующего в момент возникновения спорных правоотношений законодательства, а также иное его толкование, не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований.

В соответствии со ст. 167 ч. 5 ГПК РФ суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие представителя Министерства строительства Хабаровского края.

Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в судебное заседание не прибыл, извещались надлежащим образом, представили письменный отзыв, согласно которому полагают требования основанными на неправильном толковании норм материального права и не подлежащими удовлетворению. Учитывая волеизъявление Российской Федерации на оказание государственной поддержки, граждане соответствующие всем условиям для получения жилищной субсидии, установленным ФЗ № 125-ФЗ, имеют право на её получение в соответствии с установленной очередностью предоставления социальных выплат для каждой категории граждан. Восстановление истца в очереди по категории «пенсионеры» с даты первоначальной постановки на учет ( с 1997 года) противоречит статье 2 ФЗ № 125-ФЗ, пункту 20 Положения № 879, а также нарушает права и законные интересы иных лиц, состоящих на учете по данной категории. Минстрой России является ответственным исполнителем программы. Однако постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с ФЗ № 125-ФЗ и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов РФ по месту жительства таких граждан, либо органами местного самоуправления при передаче соответствующих полномочий. Полагают, что являются ненадлежащим ответчиком по данному делу и просят исключить их из числа ответчиков. Ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие представителя Минстроя России.

Представитель третьего лица ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом и своевременно о времени и месте рассмотрения дела, уважительные причины неявки не сообщили. В соответствии со ст. 167 ч. 3 ГПК РФ суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.

Установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Ранее действовавший Федеральный закон от 25.07.1998 г. N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч. 1 ст. 1).

Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу указанных законов на момент обращения ФИО5 в 1997 г. с заявлением о предоставлении субсидии связывали возможность предоставления за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий со стажем работы (проживания) в районах Крайнего Севера не менее 10 лет (Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 10.12.1993 г. N 1278).

Статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ( в редакции ФЗ N 125-ФЗ 25 октября 2002 года) установлена очередность предоставления жилищных субсидий.

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации;

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;

в пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Федеральным законом N 212-ФЗ от 17.07.2011 "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ внесены изменения.

Согласно ст. 2 ФЗ от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ ( в редакции Федерального закона от 17 июля 2011 № 212-ФЗ, начало действия редакции с 01 января 2012 г.) если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).

Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.

Федеральный закон от 17.07.2011 N 212-ФЗ вступил в действие с 01.01.2012 г.

Согласно ст. 3 Федерального закона 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Законом Хабаровского края от 26.10.2005 № 306 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Закон края № 306), государственные полномочия края по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей переданы органам местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно п. 17 Положения № 879 ( в редакции Постановлений Правительства РФ от 24.10.2005 N 636, от 14.11.2007 N 780, действующих до 01 января 2012 г.) Одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки по форме согласно приложению N 3 по следующим категориям граждан :а) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; б) пенсионеры; в) граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; г) работающие граждане.

Согласно п. 20 Положения № 879 ( в редакции Постановлений Правительства РФ от 24.10.2005 N 636, от 14.11.2007 N 780, действующих до 01 января 2012 г.) в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 780).

Согласно п. 24 Положения № 879 ( в редакции Постановлений Правительства РФ от 24.10.2005 N 636, от 14.11.2007 N 780, действующих до 01 января 2012 г.) Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пунктах 17 и 18 настоящего Положения.

Согласно п. 20 Положения № 879 ( в редакции Постановлений Правительства РФ от 03.11.2011 N 909, действовавшей с 01.01.2012 г.) очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального Закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление.

Пунктом 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, следует, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

В судебном заседании установлено, что на основании заявления от 03.02.1997 г. ФИО5 поставлена на учет на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья гражданами, выезжающими или выехавшими не ранее 1 января 1992 г. из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. ( л.д. 40)

Согласно справке МП ОМВД России по району имени Полины Осипенко по адресу: <адрес> зарегистрированы по месту жительства: ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д. 110)

Согласно справке Администрации Херпучинского сельского поселения от 19 июня 2020 г. ФИО5 имеет состав семьи 2 человека: ФИО1.- муж, ФИО2.- сын.

Согласно выпискам из ЕГРН от 25 октября 2019 г. ФИО5, принадлежат следующие объекты недвижимости: помещение по адресу: <адрес>, на основании договора на передачу в собственность граждан.

Распоряжением главы муниципального района имени Полины Осипенко от 23 марта 2010 г. № 94 «О постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ФИО5 с составом семьи 3 человека поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 03 февраля 1997 г. в категории работающие, порядковый номер 278. ( л.д. 44)

Распоряжением главы муниципального района от 23.03.2010 № 95 «О признании участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФИО5 была признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" и включена в список граждан с даты написания первоначального заявления 03.02.1997 г. в категории «Работающие» под порядковым номером 277.

Право истца на получение жилищной субсидии, как выезжающей из районов Крайнего Севера ответчиками не оспаривается.

04 апреля 2008 г. ФИО5 назначена пенсия, что подтверждается пенсионным удостоверением, справкой Клиентской службы в районе имени Полины Осипенко Центра ПФР. ( л.д.51, 59)

По утверждению истца в 2008 г. она обратилась в администрацию муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края с заявлением о переводе в категорию пенсионеры.

Согласно заявлениям истца о согласии получить жилищный сертификат в 2009 г., она указывает категорию «работающие», в 2011 году – «работающие», в 2012 году категория не указана, в 2013 году – «пенсионеры».

Из представленных Администрацией района имени Полины Осипенко списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по состоянию на 01 января 2012 г. следует, что ФИО5 с составом семьи 3 человека значится в списке пенсионеров под N 36 с датой постановки в очередь 03 февраля 1997 г. ( л.д.13-14)

Согласно сводному списку граждан- участников подпрограммы, изъявивших желание получить ГЖС в 2013 году по муниципальному району имени Полины Осипенко ФИО5 с составом семьи 3 человека значится в списке пенсионеров под N 74 с датой постановки на учет 03 февраля 1997 г.

Согласно письму Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края от 20 февраля 2012 г. ФИО5 сообщается о рассмотрении заявления от 02 февраля 2012 г., истец включена в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» на 2013 год, номер в списках на 2012 год в категории «пенсионеры» - 36.

Учетное дело сведений о наличии заявления истца о перемещении в очередь пенсионеров в 2008 г. не содержит.

Журнал учета приема заявлений за 2008 год Администрацией муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края суду не представлен.

Согласно справке Администрацией муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края от 30 июня 2020 г. журнал «письма, заявления граждан и документы к ним» за 2008 год уничтожен по акту от 27 июня 2016 г. № 1.

В судебное заседание представлены фотографии экрана компьютера на которых отражены просмотр зарегистрированных в электронном журнале документов с 01 января 2008 г. по 31 декабря 2008 г.

Решение о переводе граждан из одной категории в другую в период с 2008 по 2013 год, принималось специалистом администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края на основании поступивших заявлений на перевод и подтверждающих такое право документов, при этом письменные документы не выносились.

По утверждению истца ей было предложено написать повторно заявление о переводе в 2013 г.

22.02.2013 г. за входящим № П-0599 поступило заявление ФИО5 от 15.02.2013 г. о переводе из категории «Работающие» в категорию «Пенсионеры», с приложением копии пенсионного удостоверения от 06.06.2008 г., подтверждающего назначение пенсии по старости с 04 апреля 2008 г.

В письме от 26 февраля 2013 г. № П-0429 Администрация муниципального района имени Полины Осипенко сообщает истцу о переводе в категорию «пенсионеры» - граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, номер учетного дела 52 от 04 апреля 2008 г.

В письме от 31 марта 2014 г. Администрация муниципального района имени Полины Осипенко сообщает истцу о включении в список на 2014 год в категории «пенсионеры», номер 15.

ФИО5 значилась в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по муниципальному району имени Полины Осипенко Хабаровского края в категории «Пенсионеры» по первоначальной дате постановки на учет – 03.02.1997 г., за 2012 год, 2014, 2015, 2016 г., указанные списки формировались по состоянию на 01 января текущего года. В списке за 2012 г. истец также состояла в категории «Работающие» по первоначальной дате постановки на учет – 03.02.1997 г.

В сводном списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение Государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», изъявившим желание получить ГЖЗ в 2012 по муниципальному району имени Полины Осипенко ФИО5 значится в категории «пенсионеры» № 73, состав семьи 3 человека, дата постановки на учет 03.02.1997 г., представленным ответчиком.

Аналогичная дата постановки на учет ФИО5 (03.02.1997 г.) и категория «пенсионеры» указана и в сводных списках граждан-участников подпрограммы «Выполнение Государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», изъявившим желание получить ГЖЗ в 2013, 2015, 2017, 2018, 2019 году по муниципальному району имени Полины Осипенко,. Указанные сводные списки представлены ответчиком.

В сводном списке граждан- участников подпрограммы, изъявивших желание получить ГЖС в 2020 году по муниципальному району имени Полины Осипенко ФИО5 с составом семьи 3 человека значится в списке пенсионеров под N 24 с датой постановки на учет 03 февраля 1997 г.

Сводный список граждан- участников подпрограммы, изъявивших желание получить ГЖС в 2021 году по муниципальному району имени Полины Осипенко еще не формировался.

Решением районной комиссии по распределению жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей от 21 октября 2019 г. в связи с ошибкой в присвоении нумерации в списке граждан имеющих право на получение социальных выплат в категории «пенсионеры» графа № 7 ФИО5, 03 февраля 1997 г., учетное дело № 52, исключена графа 7 из списка, а также графа 25 Сводного списка в 2020 году, и включена графа 180 в Список граждан, имеющих право на получение социальных выплат категории «пенсионеры» с 04 апреля 2008 г. ФИО5, а также графа 91 Сводного списка граждан участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», изъявивших желание получить ГЖС в 2020 году в категории пенсионеры ФИО5 с 04 апреля 2008 г.

Администрация муниципального района имени Полины Осипенко в письме от 23 января 2020 г. № П-98 сообщает истцу, что при проведении инвентаризации учетных дел была выявлена техническая ошибка и её переместили в очереди в списке граждан – имеющих право на получение жилищных субсидий на 2020 год по муниципальному району в категории «пенсионеры» по дате возникновения права на пенсию с 04 апреля 2008 г., номер 179.

Исследовав все доказательства, суд приходит к выводу, что факт обращения ФИО5 в администрацию муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края о переходе в категорию «пенсионеры» до 01.01.2012 г. имел место, что подтверждается пояснениями ФИО5, указанными в исковом заявлении, списком граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по муниципальному району, сформированным на 01 января 2012 года, сводным списком граждан-участников подпрограммы «Выполнение Государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», изъявившим желание получить ГЖС в 2012 по муниципальному району, заявлением ФИО5 о согласии получить сертификат в 2013 году от 02 февраля 2012 г. в котором указана категория «пенсионеры», письмом Администрации в адрес истца от 20 февраля 2012 г., от 31 марта 2014 г. (л.д. 9), и признается судом установленным.

Доказательств опровергающих доводы истца ответчиками не представлено.

При этом, суд учитывает, что решение о переводе граждан из одной категории в другую принималось сотрудником администрации муниципального района имени Полины Осипенко без вынесения каких-либо письменных документов, а также длительный период -более 8 лет, в течении которого истец состояла в списках по первоначальной дате постановки на учет в категории «пенсионеры», и отсутствие со стороны ответчика действий по признанию незаконной постановки ФИО5 на учет с датой 03 февраля 1997 г.

Суд не принимает за допустимое и достоверное доказательство снимки экрана компьютера с электронным журналом входящей корреспонденции, поскольку журнал на бумажном носителе уничтожен, и с достоверностью установить принадлежать указанных документов Администрации муниципального района имени Полины Осипенко, а также сверить данные журналы не представляется возможным.

Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства, действующего в период до 01.01.2012 г., ФИО5 подлежала переводу в категорию «Пенсионеры» согласно дате поданного первоначального заявления.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования ФИО5 являются законными, обоснованными, и подлежат частичному удовлетворению, так как доводы истца нашли своё подтверждение в судебном заседании, ФИО5 должна состоять в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья в категории «Пенсионеры» с датой постановки на учет от 03 февраля 1997 г., изменение даты постановки на учет с 04 апреля 2008 г. в категории «пенсионеры» 21 октября 2020 года было произведено в отсутствие правовых оснований, право истца на переход в другую очередь по категории пенсионеров возникло до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 17.07.2011 г. N 212-ФЗ.

Поскольку районной комиссией по распределению жилищных субсидий принято решение о внесении изменений в списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий с изменением даты постановки ФИО5 на учет с 03 февраля 1997 г. на 04 апреля 2008 г. с порядковым номером 179 в категории «пенсионеры» не правомерно, на администрацию муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края следует возложить обязанность восстановить ФИО5 в очереди участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в категории «пенсионеры» с составом семьи 3 человека по первоначальной дате постановки на учет с 03 февраля 1997 г.

Учитывая, что вопросы первоначальной постановки на учет и формирование списков категорий граждан, претендующих на получение жилищных субсидий в компетенцию Министерства строительства Хабаровского края и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ не входят, суд отказывает в удовлетворении исковых требований к указанным ответчикам.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО5 к Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о возложении обязанности восстановить в очереди участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в категории «пенсионеры» с составом семьи 3 человека по первоначальной дате постановки на учет с 03 февраля 1997 года, удовлетворить частично.

Обязать Администрацию муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края восстановить ФИО5 в очереди участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в категории «пенсионеры» с составом семьи 3 человека по первоначальной дате постановки на учет, с 03 февраля 1997 года.

В удовлетворении исковых требований ФИО5 к Министерству строительства Хабаровского края и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о возложении обязанности восстановить в очереди участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в категории «пенсионеры» с составом семьи 3 человека по первоначальной дате постановки на учет с 03 февраля 1997 года, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения через суд его вынесший.

Мотивированное решение изготовлено 07 сентября 2020 г.

Председательствующий Гаркуль И.В.