Дело № УИД 28RS0№-38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 сентября 2019 года пгт. Экимчан
Селемджинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Булат А.П.,
при секретаре Семенюта О.В.,
с участием заместителя прокурора Селемджинского района Ломаева В.В.,
представителя ответчика ООО «Комфорт Плюс» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Селемджинского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц – жителей рабочего посёлка (посёлка городского типа) <адрес>, к ООО «Комфорт Плюс» о признании незаконным бездействия по необеспечению своевременного завоза угля для нужд муниципальных котельных пгт. <адрес> для создания норматива общего запаса твёрдого топлива (угля) на отопительный период 2019-2020 годов, об обязании обеспечить завоз угля для нужд муниципальных котельных пгт. <адрес>, находящихся на обслуживании ООО «Комфорт Плюс» на отопительный период 2019-2020 годов, и создании до ДД.ММ.ГГГГ нормативного общего запаса твёрдого топлива (угля) в объёме 2027 тонн на отопительный период сезон 2019-2020 годов, обращении решения суда к немедленному исполнению,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Селемджинского района, действуя в интересах неопределённого круга лиц – жителей рабочего посёлка (посёлка городского типа) <адрес>, обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства: прокуратурой <адрес> в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией рабочего посёлка (посёлка городского типа) <адрес> (собственником имущества) и ООО «Комфорт Плюс» заключено концессионное соглашение, согласно п. 1.1 которого, концессионер обязуется модернизировать переданное имущество и осуществить производство, передачу распределение тепловой энергии в целях предоставления услуги по теплоснабжению потребителей посёлка <адрес> с использованием объекта соглашения. Согласно п. 2.1 соглашения объектом соглашения является объекты теплоснабжения, указанные в приложение 1 к Соглашению, предназначенные для производства, передачи и распределения тепловой энергии потребителям посёлка <адрес>. Указанными объектами осуществляется отопление значительной части жилого фонда, а также объектов социального значения рабочего посёлка (пгт.) Токур. В соответствии с приложением № к протоколу № заседания рабочей группы министерства ЖКХ области от ДД.ММ.ГГГГ по рассмотрению и согласованию объёмов потребления в топливных ресурсах для выработки тепловой энергии в отопительный период 2019-2020 годах», запас топлива на ДД.ММ.ГГГГ для ООО «Комфорт Плюс» определён в размере 2027 тонн. Согласно сведениям администрации <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, запас твёрдого топлива на котельных пгт. Токур, обслуживаемых ООО «Комфорт Плюс», составляет 680 тонн угля. Таким образом, в ходе проверки установлены факты неполной готовности объектов теплоснабжения пгт.Токур к отопительному периоду 2019-2020 годов, выразившиеся в не создании ООО «Комфорт Плюс» нормативного запаса топлива на котельных в определённом топливным балансом объёме, что ведёт к нарушению прав граждан, являющихся потребителями коммунальной услуги по теплоснабжению на территории пгт. <адрес>, что в целом свидетельствует о неисполнении ответчиком требований действующего законодательства. Кроме того, бездействие ООО «Комфорт Плюс», выразившееся в не создании нормативного запаса топлива на обслуживаемых котельных, влечёт за собой не получение паспорта готовности к отопительному периоду предприятия ООО «Комфорт Плюс» и, следовательно, не получение паспорта готовности к отопительному периоду муниципальным образованием пгт. Токур. В связи с чем, ссылаясь на положения ФЗ РФ «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№, Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№, а также на положения ч.1 ст.212 ГПК РФ, просит суд признать незаконным бездействие по не обеспечению своевременного завоза угля для нужд муниципальных котельных пгт. Токур, находящихся на обслуживании ООО «Комфорт Плюс», для создания норматива общего запаса твёрдого топлива (угля) в объёме 2027 тонн на отопительный период 2019-2020 годов на территории пгт. <адрес>; обязать обеспечить завоз угля для нужд муниципальных котельных пгт. <адрес>, находящихся на обслуживании ООО «Комфорт Плюс» на отопительный период 2019-2020 годов и создать до ДД.ММ.ГГГГ нормативный общий запас твёрдого топлива в объёме 2027 тонн на отопительный период 2019-2020 годов, обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании заместитель прокурора Селемджинского района Ломаев В.В. на удовлетворении исковых требований, настаивал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «Комфорт» ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснив, что согласен с тем, что нормативный запас твёрдого топлива (угля) на муниципальных котельных пгт.Токур должен быть обеспечен до ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, при создании нормативного запаса топлива возникают финансовые трудности, ввиду наличия у потребителей тепловой энергии, в том числе у жителей пгт.Токур, задолженности по оплате уже оказанных услуг по теплоснабжению, и отсутствии у ответчика возможности взыскания данной задолженности в судебном порядке в связи с отсутствием юриста и неплатежеспособности населения пгт.Токур, наличия у ответчика обязательств по оплате электроэнергии в виде авансовых платежей, а также в связи с тем, что разница между затратами, которые несёт ответчик по оказанию услуг теплоснабжению населению, и оплатой, поступающей от жителей пгт.Токур за оказанные услуги по обеспечению теплом по льготным тарифам, возмещается администрацией района по истечении нескольких месяцев с момента оказания данной услуги и соответственно затрат, понесённых ответчиком на приобретение запаса угля. В связи с чем, у ответчика образовалась задолженность по оплате отгруженного твёрдого топлива (угля) перед Огоджинской угольной компанией, что послужило причиной по нарушению начала сроков завоза нормативного запаса угля, с 10 по ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время ответчиком принимаются меры по завозу нормативного запаса угля на котельные пгт.Токур, реальный срок создания нормативного запаса угля на котельных пгт.Токур – ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, предварительная закупка топлива, с учётом особенностей получения ответчиком оплаты за поставленное тепло, ведёт к увеличению затрат ответчика на закупку топлива, а также к начислению неустойки за несвоевременную оплату топлива. Также имеются трудности, связанные с подвозом угля в виду нерегулярной работы паромной переправы, отсутствием необходимого количества поставщиков угля, взыскании задолженности за оказанные услуги с населения пгт.Токур.
Представитель третьего лица, администрации рабочего посёлка (посёлка городского типа) Токур Селемджинского района Амурской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Исследовав доводы иска, выслушав в судебном заседании прокурора, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Предъявление настоящего иска прокурором Селемджинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц рабочего посёлка рабочего посёлка (посёлка городского типа) Токур осуществлено в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, обусловлено тем, что непринятие мер по обеспечению нормативного общего запаса твёрдого топлива ведёт к нарушению прав граждан, являющихся потребителями коммунальной услуги по теплоснабжению.
Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из условий обеспечения достойной жизни населения является энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение жилых домов.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединённую сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 3 статьи 539 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ним.
В соответствии со статьями 309 - 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем устанавливает Федеральный закон от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Согласно ч.5 ст.20 указанного Закона проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утверждённого схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надёжности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны, в том числе, обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения, обеспечить надёжное теплоснабжение потребителей.
В силу положений п. 5. Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подаётся во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днём окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.
В целях реализации прав граждан на жилище, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утверждёнными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, зарегистрированным в Минюсте РФ 15.10.2003 № 5176 предусмотрено, что готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твёрдого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода (п.2.6.10 абзац 5).
В соответствии с пунктами 4.1.1 Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 утверждён Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, согласно пунктам 1 и 2 которого установлено, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объёмов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
Согласно пункту 11 Порядка нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) необходим для надёжной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
Согласно п.12 Порядка расчёт НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твёрдое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчёты производятся на 01 октября планируемого года.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией рабочего посёлка (посёлка городского типа) Токур (собственником имущества) и ООО «Комфорт Плюс» заключено концессионное соглашение № в отношении объектов теплоснабжения, предназначенных для производства, передачи и распределения тепловой энергии в целях предоставления услуги по теплоснабжению потребителей посёлка <адрес>.
В соответствии с Приложением № к Приказу управления государственного регулирования цен тарифов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-пр/н, и приложения № к протоколу № заседания рабочей группы министерства ЖКХ области по рассмотрению и согласованию объемов потребности в топливных ресурсах для выработки тепловой энергии в отопительном периоде 2019-2020 годах <адрес>, подписанного директором ООО «Комфорт Плюс» ФИО1, - нормативный запас топлива (угля) на котельных для ООО «Комфорт Плюс» пгт.<адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год должен составлять 2027 тонн.
Согласно сведениям <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ запас твёрдого топлива (угля) на муниципальной котельной пгт.Токур обслуживаемой ООО «Комфорт Плюс», составляет 680 тонн – 34 % от нормативного запаса, то есть менее 70% потребности отопительного сезона, установленного Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утверждёнными Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, зарегистрированным в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ№.
Постановлением администрации рабочего посёлка (посёлка городского типа) <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О начале отопительного периода 2019-2020 г.г. на территории рабочего посёлка (посёлка городского типа) Токур» ООО «Комфорт Плюс» рекомендовано начать отопительный сезон с ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств того, что на момент подачи настоящего иска на муниципальных котельных пгт.Токур, находящихся в обслуживании ответчика, имеется нормативный общий запас твёрдого топлива (угля), материалы дела не содержат. Не предоставлено таких доказательств ответчиком и в судебное заседание.
Таким образом, судом установлен факт неполной готовности ответчика к отопительному периоду на 2019-2020 годы, что выразилось в отсутствии нормативного общего запаса топлива на котельной в утверждённом <адрес> объёме - 2027 тонн, что влечёт нарушение прав граждан, являющихся потребителями коммунальной услуги по теплоснабжению на территории пгт. <адрес>.
С учетом вышеизложенного, суд считает требования прокурора к ООО «Комфорт Плюс» о признании незаконным бездействия по необеспечению создания установленного норматива топлива и возложении обязанности обеспечения бесперебойного завоза твердого топлива подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика, из которых следует, что нормативный запас угля может быть обеспечен на муниципальных котельных пгт.Токур в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также то, что при создании нормативного запаса топлива возникают финансовые трудности, а также трудности, связанные с подвозом угля в виду отсутствия паромной переправы, отсутствием необходимого количества поставщиков, при этом ответчиком предпринимаются действия для подвоза угля – учитываются судом, однако, принимая во внимание вышеприведённые положения законодательства, не могут служить основанием для невыполнения требований о создании к установленному сроку (ДД.ММ.ГГГГ) определённого нормативного запаса топлива, в связи с чем, учитывая не подтверждение ответчиком факта обеспечения полного нормативного запаса топлива к установленному сроку, не могут повлиять на выводы суда об обоснованности заявленного иска.
При этом, представленные представителем ответчика и исследованные в судебном заседании выписка по лицевому счёту ООО «Комфорт Плюс» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, инкассовые поручения № от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что ответчиком производится оплата денежных средств в пользу ПО «Росса» на основании исполнительных документов, выданных Арбитражным судом <адрес>, - не освобождает ответчика от выполнения требований о создании к ДД.ММ.ГГГГ определённого нормативного запаса топлива.
Довод представителя ответчика о том, что в соответствии с подписанным им приложением № к протоколу № заседания рабочей группы министерства ЖКХ области по рассмотрению и согласованию объёмов потребности в топливных ресурсах для выработки тепловой энергии в отопительном периоде 2019-2020 годах <адрес>, завоз нормативного запаса угля предусмотрен в октябре 2019 года, суд находит несостоятельным поскольку, из примечания данного приложения, подписанного директором ООО «Комфорт Плюс» следует, что создание основного нормативного запаса топлива должно быть обеспечено к началу отопительного периода 2019-2020 гг.г., который в пгт.<адрес> согласно постановлению главы администрации пгт.Токур № от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано начать с ДД.ММ.ГГГГ.
Довод ответчика о том, что отсутствие нормативного запаса топлива на котельных пгт.Токур не влечёт нарушения прав жителей пгт.Токур, поскольку они имеют задолженность по оплате уже оказанных услуг по теплоснабжению, суд также находит несостоятельным, поскольку из иска следует, что бездействием ответчика по несвоевременному созданию нормативного запаса топлива на котельных, затрагиваются не только права неплательщиков предоставленных услуг по теплоснабжению, но и граждан, являющихся потребителями указанной коммунальной услуги, добросовестно исполняющих свою обязанность по их оплате, обоснованность иска в указанной части нашла своё подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Учитывая требования ст. 212 ГПК РФ, согласно которым суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным, суд, с учётом совокупности установленных по делу обстоятельств, полагает необходимым удовлетворить требование прокурора о немедленном исполнении решения суда.
При этом суд считает необходимым разъяснить сторонам, что обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Селемджинского района к ООО «Комфорт Плюс», - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «Комфорт Плюс», выразившееся в необеспечении своевременного завоза угля для нужд муниципальных котельных пгт. <адрес> для создания норматива общего запаса твёрдого топлива (угля) на отопительный период 2019-2020 годов.
Обязать ООО «Комфорт Плюс» обеспечить завоз угля для нужд муниципальных котельных пгт. <адрес>, находящихся на обслуживании ООО «Комфорт Плюс», на отопительный период 2019-2020 годов.
Обязать ООО «Комфорт Плюс» в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать нормативный запас твёрдого топлива (угля) в объёме 2027 тонн на отопительный период 2019-2020 годов на территории пгт. <адрес>.
Решение суда в порядке ст. 212 ГПК РФ обратить к немедленному исполнению.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Селемджинский районный суд.
Судья А.П. Булат
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.