Дело УИД 52RS0019-01-2020-000503-33
Производство №2-23/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Ардатов ДД.ММ.ГГГГ
Ардатовский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Борискина О.С., с участием истца ФИО1, ее представителя адвоката Канаева В.В., представителя ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области ФИО2, при секретаре Лебедевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ФИО1 к Администрации Ардатовского муниципального района Нижегородской области и Министерству сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области о признании права на получение субсидии на улучшении жилищных условий и понуждении произвести выплату субсидии,
У с т а н о в и л:
ФИО1 с учетом уточнения и дополнения исковых требований обратилась в суд с иском к Администрации Ардатовского муниципального района Нижегородской области и Министерству сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области о признании права на получение субсидии на улучшение жилищных условий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 717 от 14.07.2012 г. и обязать Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области произвести выплату субсидии на улучшение жилищных условий.
В обосновании иска истец ФИО1 в частности указала, что заместителем главы администрации Ардатовского муниципального района Нижегородской области ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ был вынесен акт о включении ее в сводный список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия при помощи использования средств социальных выплат. В уведомлении, полученном ею, муниципальный орган руководствовался требованиями пункта 22 «Типового положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности...», установленного приложением 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан...». Данные правовые нормы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года №717. То есть государственный уполномоченный орган в лице Администрации Ардатовского муниципального района подтвердил ее право на предоставление ей социальных выплат и поставил в очередь на его реализацию. Затем, ДД.ММ.ГГГГ из Администрации Ардатовского муниципального района пришло разъяснительное письмо от Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области под № Сл-302- 191227/20, где дается разъяснение о внесении изменений в законодательство от ДД.ММ.ГГГГ, регулирующее предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, в соответствии с которыми, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, определенные группы граждан больше не имеют права на получение социальных выплат, а также некоторые другие изменения.
Затем, ДД.ММ.ГГГГ администрация Ардатовского муниципального района направила ей уведомление об исключении ее из списка граждан, которых сама администрация приняла к реализации программы помощи гражданам путем предоставления социальных выплат. Сослалась администрация именно на письмо, полученное от Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, упомянутое выше. Те изменения, указанные в документе от Министерства, вообще не имеют к ней никакого отношения. Она работник социальной сферы, работает официально по трудовому договору и имеет право на предоставление социальных выплат как жителю сельской местности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 года № 696. Конкретно ее право закреплено в следующем разделе данного нормативно-правового акта: «Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях». Первый абзац подпункта «а» пункта 5 Положения закрепляет за ней право получения социальных выплат как работнику социальной сферы и постоянно-проживающую на территории сельской местности. Подпункт «б» пункта 7 Положения закрепляет категорию граждан, к которой в том числе относится и она, которая получает социальные выплаты в порядке очередности. На каком основании ее лишили социальных выплат? Однозначно кто-то получил подлежащие ей социальные выплаты в рамках программы, в которой была зарегистрирована и она в том числе. Незаконным исключением ее из списка граждан, которым подлежали социальные выплаты, администрация грубо нарушила ее права, а именно конституционно-закрепленный принцип равенства граждан. Даже если и имели место быть какие-то изменения в законодательстве по поводу обеспечения граждан, проживающих в сельской местности, социальной поддержкой, то администрация не имела право исключать ее из списков нуждающихся, ведь она сама в него и включила, тем самым подтвердив ее право. Считает, что тут явное нарушение еще одного конституционно- закрепленного принципа - новые нормативно-правовые акты не должны умалять или преуменьшать права граждан, хоть и тезис о том, что изменения, озвученные как мотивировочная база для исключения ее из списка, являются несостоятельными.
Резюмируя все вышесказанное, принимая в расчет то, что администрация Ардатовского муниципального района сама поставила ее на учет нуждающихся и внесла в списки на предоставление ей социальных выплат на строительство (реконструкцию) жилья, руководствуясь конституционными принципами равенства граждан и невозможности умаления прав граждан, реализующих свое право по законодательству, действующему в момент обращения в государственный орган, а также учитывая, что она приступила к строительству (реконструкции) жилья, рассчитывая на получение подлежащих ей выплат, а также временным промежутком в 8 месяцев от регистрации ее в списке нуждающихся до исключения из него, она просит суд удовлетворить заявленные ею требования.
Определением суда указанным в протоколе судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, в качестве третьего лица по делу не заявляющего самостоятельных требований привлечена Администрация Личадеевского сельсовета Ардатовского муниципального района Нижегородской области.
В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель адвокат Канаев В.В. иск поддержали, согласно доводов указанных в исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области ФИО2 в суде иск не признала и пояснила, что акта об исключении ФИО1 из списка не издавалось. С ДД.ММ.ГГГГ реализация мероприятий по предоставлению социальных выплат в соответствии с Типовым положением и постановлением № не осуществляется. С ДД.ММ.ГГГГ реализация мероприятий по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, осуществляется в соответствии с постановлением №.
В соответствии с пунктом 8 Положения граждане, ранее включенные в Сводные списки в соответствии с Типовым положением и не реализовавшие свое право на получение социальной выплаты, включаются в число получателей социальных выплат в соответствии с Правилами при условии соответствия группам очередности, указанным в пункте 7 Положения.
По мнению заявителя, она должна быть отнесена к группе очередности «б» «Граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере на сельских территориях, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир)».
В соответствии с выпиской из трудовой книжки ФИО1 является главой местного самоуправления, председателем сельского Совета, главой администрации Личадеевского сельсовета Ардатовского муниципального района Нижегородской области.
Пунктом 4 Положения установлено, что под социальной сферой понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги на сельских территориях в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
Таким образом, ФИО1 критериям, установленным пунктом 7 Положения, не соответствовала. По этой причине в Сводный список на 2020 год, утвержденный приказом министерства от 28.04.2020 № 70, заявитель не была включена. Считает, что законных оснований для признания права за ФИО1 на получение субсидии на улучшении жилищных условий не имеется и бюджетом не предусмотрена выплата истцу такой субсидии.
Представитель ответчика администрации Ардатовского муниципального района Нижегородской области и представитель третьего лица Администрация Личадеевского сельсовета Ардатовского муниципального района Нижегородской области в суд не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, глава администрации ФИО1 в суде дала указанные выше пояснения.
Выслушав явившихся в суд лиц, рассмотрев материалы дела, суд находит иск ФИО1 не подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч.2,3 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С 1 января 2018 г. до 1 января 2020 г. предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья осуществлялось в рамках мероприятий ведомственной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 (далее - Государственная программа), в соответствии с условиями и требованиями, установленными Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренным Приложением № 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являющимся приложением № 11 к Государственной программе (далее - Типовое положение).
Как установлено в суде, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением с приложенными к нему необходимыми документами в администрацию Ардатовского муниципального района Нижегородской области по поводу получения социальной выплаты на улучшение жилищных условий, на основании указанной программы.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по формированию и утверждению сводных списков граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, было рассмотрено заявление ФИО1.
В соответствии с пунктом 20 Порядка организации работы по реализации на территории Нижегородской области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, с использованием средств социальных выплат, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 8 июля 2015 г. № 430 (далее - постановление № 430), заявитель включена в Сводный список на 2020 год и плановый финансовый период в группу очередности «д»: граждане, осуществляющие трудовую деятельность в сельской местности, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир).
В соответствии с пунктом 23 постановления № комиссия в течение 30 дней со дня утверждения объема субсидии, предусмотренного бюджету Нижегородской области на очередной финансовый год на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, с использованием средств социальных выплат, вносит изменения в Сводные списки с учетом утвержденного объема субсидии. С учетом объема выделенных бюджетных средств заявитель в уточненный Сводный список не вошла, что подтверждается протокол комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ.
С 01 января 2020 г. Типовое положение признано утратившим силу, постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 696 (ред. от 30.12.2020 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесение изменений в некоторые акты Российской Федерации». Согласно указанного постановления предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья осуществляется в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, являющимся Приложением к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, предусмотренным приложением № 3 к государственной программе Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» (далее - Положение).
Согласно п.4 постановления Правительства Нижегородской области от 30.11.2019 № 891 "Об утверждении Порядка организации работы по реализации на территории Нижегородской области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях" (далее - постановление № 891), постановление Правительства Нижегородской области от 8 июля 2015 г. N 430 "Об организации работы по реализации на территории Нижегородской области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, с использованием средств социальных выплат" признано утратившим силу.
Пунктом 7 нового Положения предоставление гражданам социальных выплат осуществляется в следующей очередности:
а) граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса на сельских территориях, а также работающие в организациях независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
б) граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере на сельских территориях, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
в) граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса на сельских территориях, а также работающие в организациях независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
г) граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере на сельских территориях, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений.
Согласно п. 8 Положения в каждой из указанных в пункте 7 настоящего Положения групп граждан очередность определяется в хронологическом порядке по дате подачи заявления в соответствии с пунктом 21 настоящего Положения с учетом первоочередного предоставления социальных выплат: а) гражданам, имеющим 3 и более детей; б) гражданам, ранее включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках ведомственной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", и не реализовавшим свое право на получение социальной выплаты; в) гражданам, начавшим строительство жилых домов (квартир), в том числе путем участия в долевом строительстве, за счет собственных (заемных) средств в размере, указанном в пункте 5 настоящего Положения.
Таким образом, категория граждан ранее входившая в группу очередности «д» к которой относилась и заявитель, в силу Типового положения, в соответствии с принятым Положением право на социальные выплаты с ДД.ММ.ГГГГ не имеет.
С ДД.ММ.ГГГГ реализация мероприятий по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, осуществляется в соответствии с указанным выше постановлением №.
Как следует из смысла п. 8 Положения, граждане, ранее включенные в Сводные списки в соответствии с Типовым положением и не реализовавшие свое право на получение социальной выплаты, включаются в число получателей социальных выплат в соответствии с Правилами при условии соответствия группам очередности, указанным в пункте 7 Положения.
Согласно доводов ФИО1, она должна быть отнесена к группе очередности «б» п.7 Положения «Граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере на сельских территориях, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир)».
Однако как следует из материалов дела, ФИО1 является главой местного самоуправления, председателем сельского Совета, главой администрации Личадеевского сельсовета Ардатовского муниципального района Нижегородской области.
Согласно п.4 указанного выше Положения под социальной сферой понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги на сельских территориях в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
Таким образом, ФИО1 не может быть отнесена к группе очередности «б» п.7 Положения, так как работником социальной сферы не является.
С учетом указанных обстоятельств, истец обоснованно была не включена в Сводный список на 2020 год, утвержденный приказом министерства от 28.04.2020 № 70.
Кроме того, истцом заявлено требование о признании права на получение субсидии на улучшение жилищных условий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 717 от 14.07.2012г..
Вместе с тем данное постановление утратило силу и является не действующим, в связи с чем, право на получении субсидии в соответствии с указанным постановлением в настоящее время признано быть не может, и оснований для выплаты субсидии на улучшение жилищных условий также не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Администрации Ардатовского муниципального района Нижегородской области и Министерству сельского хозяйства и продовольственных ресурсов <адрес> о признании права на получение субсидии на улучшении жилищных условий в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 717 от 14.07.2012 г. и понуждении произвести выплату субсидии на улучшение жилищных условий – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский облсуд в течение 1 месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Ардатовский районный суд Нижегородской области.
СУДЬЯ Борискин О.С.
.
..
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: Борискин О.С.
.