Дело УИД 58RS0028-01-2023-001720-71
№2-1096/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 октября 2023 года
Пензенский районный суд Пензенской области в составе:
Председательствующего судьи Пименовой Т.А.,
При секретаре Бизиковой М.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску Жучкова Виктора Викторовича к администрации Пензенского района Пензенской области и Кифоришину Александру Александровичу о признании недействительными результатов проведения аукциона в электронной форме, договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
У с т а н о в и л:
Истец Жучков В.В., действуя через представителя по доверенности Резяпкина В.Ф., обратился в суд с вышеназванным иском к администрации Пензенского района Пензенской области, указав, что протоколом заседания комиссии по приему заявок на участие в аукционе в электронной форме (извещение № от 26.04.2023) по лоту № 1 на право заключения договора аренды сроком на 10 лет земельного участка площадью 291 кв.м., с кадастровым номером №, местоположение: <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - хранение автотранспорта (далее Земельный участок) от 24.04.2023 произведена проверка поступления и регистрация подачи заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды сроком на 10 лет Земельного участка.
В результате проверки выявлено, что в течение срока с 23 марта 2023 года по 21 апреля 2023 года (включительно) подано 7 заявок, в том числе от Жучкова Виктора Викторовича (далее - Жучков В.В., заявитель, Истец), однако, заявка Жучкова В.В. была признана неправомерной, в связи с непредставлением необходимых для участия в аукционе документов, а именно: отсутствие заявки на участие в аукционе (протокол от 24.04.2023).
Жучков В.В. считает необоснованной причину отклонения своей заявки, торги проводились с нарушением правил, установленных земельным законодательством и привели к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников аукциона по следующим основаниям.
Администрацией Пензенского района Пензенской области (далее - Организатор торгов, Ответчик) при организации и осуществлении аукциона нарушены требования законодательства.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов и регулируется Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
При этом требования к аукциону по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме установлены статьей 39.13 ЗК РФ.
Согласно пункта 6 статьи 39.13 ЗК РФ заявка на участие в электронном аукционе с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка направляется оператору электронной площадки в форме электронного документа с приложением документов, указанных в подпунктах 2 - 4 пункта 1, пункте 1.1 статьи 39.12 настоящего Кодекса. Заявка на участие в электронном аукционе, а также прилагаемые к ней документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
В соответствии с подпунктами 2-4 пункта 1 статьи 39.12 ЗК РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы: копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; документы, подтверждающие внесение задатка.
Согласно пункта 7 извещения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков в форме электронного аукциона (далее - Извещение) заявка по форме согласно приложению № 3 к настоящему извещению направляется заявителем оператору электронной площадки в сроки, указанные в извещении, путем заполнения заявителем ее электронной формы с приложением указанных в настоящем пункте документов в форме электронных документов или электронных сканированных образов документов с сохранением их реквизитов.
Также согласно пункта 7 Извещения физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели одновременно с заявкой на участие в аукционе заявители представляют следующие документы: копии всех листов документа, удостоверяющего личность; доверенность на участие в торгах и заключение, подписание договора (если от имени заявителя действует его представитель по доверенности); свидетельство о постановке на учет в налоговых органах.
Согласно требованиям законодательства, Жучков В.В. 19.04.2023 направил оператору электронной площадки АО «Сбербанк - АСТ» (адрес сайта <...>/) заявку на участие в аукционе, путем заполнения ее электронной формы, с приложением всех необходимых документов в форме электронных сканированных образов документов. Заявка и приложения к ней были подписаны электронной (цифровой) подписью.
Оператор электронной площадки АО «Сбербанк - АСТ» 19.04.2023 направил Жучкову В.В. уведомление о регистрации заявки на участие в аукционе и уведомление о блокировании денежных средств.
Комиссия по приему заявок на участие в аукционе заявку Жучкова В.В. признала неправомерной, в связи с непредставлением необходимых для участия в аукционе документов, а именно: отсутствие заявки на участие в аукционе.
Согласно пункта 1статьи 39.13 ЗК РФ подготовка и проведение электронного аукциона осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 39.11 и 39.12 ЗК РФ, с учетом особенностей, установленных статьей 39.13 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.12 ЗК РФ организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пунктах 1 и 1.1 настоящей статьи.
В пункте 6 статьи 39.13 ЗК РФ отсутствует требование о приложении документа, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 39.12, а именно, отсутствует требование приложить заявку на участие в аукционе по установленной в извещении о проведение аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка. Поэтом;, требование комиссии по приему заявок на участие в электронном аукционе о том, что к заявке в электронной форме, необходимо приложить заявку на участие в аукционе в форме электронного сканированного образца документа неправомерно.
Таким образом, Организатор торгов неправомерно отклонил заявку Жучкова В.В. к участию в торгах при проведении электронного аукциона.
Также Организатор торгов при размещении Извещения и составлении документации об Аукционе обязан размещать и опубликовывать на сайте торгов достоверную и корректную информацию в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.
Однако в нарушении требований статьей 39.11 и 39.12 ЗК РФ ни в Извещении, ни в аукционной документации Организатором торгов не представлена следующая информация:
отсутствуют сведения об охранной зоне на Земельном участке;
отсутствуют сведения о том, что доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами №, №, № осуществляется через Земельный участок;
отсутствует информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Таким образом, в действиях Организатора торгов содержится нарушение порядка организации и проведения аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка.
Приведенные нормы, определяющие процедуру предоставления земельного участка путем проведения аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, носят императивный характер.
Несоблюдение установленной законом процедуры предоставления земельного участка в аренду свидетельствует о нарушении прав и законных интересов участников аукциона, поскольку не отвечает принципу сочетания интересов общества и законных интересов граждан, закреплённому в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также не позволяет обеспечить право на справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка.
На основании вышеизложенного, истец просил суд признать результаты проведения аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды сроком на 10 лет земельного участка площадью 291 кв.м, с кадастровым номером №, местоположение: <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - хранение автотранспорта, лот № 1 (извещение № от 26.04.2023 размещено на сайте <...>) недействительными (л.д.6-9).
Заявлением от 5.10.2023 года истец Жучков В.В., действуя через представителя по доверенности Резяпкина В.Ф., увеличил исковые требования, указав, что, руководствуясь статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит суд:
принять уточнение заявленных требований;
признать договор аренды земельного участка № 30 от 31.05.2023 недействительным в силу его ничтожности на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации;
применить последствия недействительности ничтожности сделки в виде возврата земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Российская Федерация. <...>, администрации Пензенского района Пензенской области по акту приема- передачи на основании статей 168, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации (л.д.103).
На основании письменного ходатайства представителя истца по доверенности Резяпкина В.Ф. к участию по делу в качестве второго ответчик привлечен Кифоришин А.А. (л.д.108).
В судебное заседание истец Жучков В.В., ответчик Кифоришин А.А. не явились, будучи извещенными о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом (л.д.109-115).
Представитель истца Жучкова В.В.-Резяпкин В.Ф., действующий на основании доверенности 58АА1666301 от 27.08.2021 года (л.д.27), в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил суду, что согласно подпункту 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешённом использовании и принадлежности земельного участка к определённой категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешённого строительства объекта капитального строительства), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение). Данная норма является императивной и не предусматривает возможность указания информации о технических условиях подключения (технологического присоединения) в отношении отдельных видов сетей инженерно-технического обеспечения, в зависимости от усмотрения организатора торгов или фактического наличия у него соответствующей информации эксплуатирующих сети организаций.
Подпунктом 4 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ установлено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
В данном случае Организатором торгов размещена информация о технической возможности газификации объекта АО «<...>» (без самих технических условий).
Информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям теплоснабжения и горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, технические условия для присоединения к электрическим сетям, технические условия на подключение к сети передачи данных и телефонии, технические условия на подключение к сети проводного радиовещания Организатором торгов на электронной площадке нс размещена.
Вместе с тем, в нарушение требований подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ Организатором торгов на электронной площадке не размещена информация об охранной зоне на Земельном участке, а также не размещена информация о том, что доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами №, №, № осуществляется через Земельный участок.
Кроме того, исходя из отзыва администрации Пензенского района Пензенской области на исковое заявление Жучкова В.В. о признании результатов проведения аукциона в электронной форме недействительными следует, что администрация Пензенского района Пензенской области при подготовке аукциона на право заключения договора аренды на Земельный участок не руководствовалась статьей 39.13 Земельного кодекса РФ, регламентирующей организацию аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме.
Представитель ответчика – администрации Пензенского района Пензенской области Федоров А.С., действующий на основании доверенности от 27.12.2022 года (л.д.49), иск не признал, пояснил суду, что Жучков В.В. не представил заявку по установленной в извещении о проведении аукциона форме (приложение № 3 к извещению), в связи с чем его заявка признана неправомерной. Решением УФАС по Пензенской области от 23.05.23 доводы Жучкова В.В. о признании незаконными действия администрации в части не допуска его заявки признаны необоснованными. Отсутствие в конкурсной документации сведений об ограничениях прав на предмет аукциона, в частности на земельный участок
Отсутствие в конкурсной документации сведений об ограничениях прав на <...> предмет аукциона, в частности на земельный участок с кадастровым номером
с кадастровым номером №, никаким образом не нарушает права Жучкова В.В., так как единственным участником аукциона был признан Кифоришин Александр Александрович, который, в свою очередь, претензий не имеет.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей истца и ответчика, суд приходит к следующему:
По смыслу положений статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основной целью судебной защиты является восстановление нарушенного права. Способ судебной защиты нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов определяется лицом, обратившимся в суд в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Организация и порядок проведения торгов, а также заключения договора на торгах установлены статьями 447 и 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации указанного кодекса под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 названного кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено данным кодексом и процессуальным законодательством. Должник, взыскатели и лица, имеющие права на имущество, продаваемое на публичных торгах, вправе на них присутствовать.
В силу положений статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в случае, если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. №50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", приведенный в пункте 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень оснований для признания публичных торгов недействительными не является исчерпывающим. Такими основаниями могут быть, в частности, публикация информации о проведении публичных торгов в ненадлежащем периодическом издании (с учетом объема тиража, территории распространения, доступности издания); нарушение сроков публикации и полноты информации о времени, месте и форме публичных торгов, их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и порядке проведения публичных торгов, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего публичные торги, а также сведений о начальной цене (пункт 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации); необоснованное недопущение к участию в публичных торгах; продолжение публичных торгов, несмотря на поступившее от судебного пристава-исполнителя сообщение о прекращении обращения взыскания на имущество.
Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.
Отношения, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируются главой V.1 Земельного Кодекса РФ.
Подготовка и проведение электронного аукциона осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 39.11 и 39.12 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 39.12 ЗК РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок заявку на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка.
Частью 8 статьи 39.12 ЗК РФ установлен перечень оснований для отказа допуска к участию в аукционе, в том числе непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений (пункт 1).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ одним из оснований возникновения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, является договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Согласно пунктам 19, 20 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории).
Пунктом 6 статьи 39.13 ЗК РФ установлено, что заявка на участие в электронном аукционе с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка направляется оператору электронной площадки в форме электронного документа с приложением документов, указанных в подпунктах 2-4 пункта 1, пункте 1.1 статьи 39.12 настоящего Кодекса. Заявка на участие в электронном аукционе, а также прилагаемые к ней документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении аукционов по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен адрес сайта www.torgi.gov.ru.
Как следует из материалов дела, администрацией Пензенского района Пензенской области 21.03.2023 года было вынесено постановление №622 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков в форме электронного аукциона», в соответствии с пунктом один которого постановлено: провести аукцион на право заключения договора аренды сроком на 10 лет земельного участка площадью 291 кв.м., с кадастровым номером № местоположение: <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - хранение автотранспорта.
Порядок приема заявок, адрес места приема, даты и времени начала и окончания приема заявок от претендентов на участие в аукционе установлены в пункте 7 Извещения, согласно которому заявка по форме согласно приложению №3 к извещению направляется заявителем оператору электронной площадки в сроки, указанные в извещении, путем заполнения заявителем её электронной формы с приложением указанных документов в форме электронных документов или электронных сканированных образов документов с сохранением их реквизитов (л.д.29-30,61).
23.03.2023 года администрацией Пензенского района Пензенской области в сети «Интернет» на Официальном сайте <...>/ было размещено извещение № о проведении аукциона на универсальной торговой площадке АО «Сбербанк-АСТ» на право заключения договора аренды земельных участков в форме электронного аукциона:
Дата и время начала подачи заявок: 23.03.2023 10:00.
Дата и время окончания подачи заявок: 21.04.2023 13:00.
Дата рассмотрения заявок: 24.04.2023.
Дата и время начала проведения аукциона: 25.04.2023 09:00 (МСК).
Лот №1: <...>, с кадастровым номером №, площадью 291 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - хранение автотранспорта.
Срок аренды земельного участка: 10 лет.
Начальная цена предмета аукциона (годовая аренда): 31 900 руб.
Шаг аукциона (3%): 957 руб.
Размер задатка: 80% - 25 520 руб.
Согласно протоколу от 24.04.2023 заседания комиссии по приему заявок на участие в аукционе по лоту № 1 на право заключения договора аренды сроком на 10 лет земельного участка площадью 291 кв.м, с кадастровым номером № местоположение: <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - хранение автотранспорта подано 7 заявок, в том числе, заявка Жучкова В.В. Пять заявок были признаны правомерными, одна заявка отозвана. Заявка Жучкова В.В. не допущена до участия в аукционе (отклонена) в связи с непредставлением необходимых для участия в аукционе документов (нет заявки на участие в аукционе) (л.д.12).
Из содержания заявки Жучкова В.В. на участие в электронном аукционе, направленной оператору электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ» в форме электронного документа (л.д.45,71-72) в сопоставлении с приложением №3 к Извещению о проведении аукциона (л.д.35-36) установлено, что в комплекте документов, представленных Жучковым В.В. на ЭТП отсутствует заявка на участие в торгах по установленной форме, поданная Жучковым В.В. заявка на участие в электронном аукционе не содержит указания банковских реквизитов счета для возврата задатка, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 39.13 Земельного кодекса РФ.
Остальными участниками торгов, в том числе Кифоришиным А.А. заявки были поданы в установленной форме с указанием банковских реквизитов (л.д.45).
При рассмотрении УФАС по Пензенской области жалобы представителя по доверенности Жучкова В.В. Резяпкина В.Ф. на действия организатора торгов - администрацию Пензенского района Пензенской области при проведении открытого аукциона по составу участников и по форме подачи предложений на право заключения договора аренды земельного участка организатору торгов выдано обязательное для исполнения предписание (л.д.67), во исполнение которого администрацией Пензенского района внесены изменения в протокол от 25.04.2023 о результатах аукциона по лоту № 1 (л.д.62).
Из протокола от 25.04.2023 о результатах аукциона по лоту №1, с учетом протокола «О внесении изменений в протокол о результатах аукциона по лоту №1 от 25.04.2023 года», следует, что для участия в аукционе из пяти участников явился только один - Кифоришин А.А.
На основании п.19 ст.39.12 ЗК РФ, в связи с участием в аукционе только одного участника, аукцион признан несостоявшимся. Единственный принявший участие в аукционе его участник подтвердил свое намерение заключить договор аренды земельного участка по начальной цене предмета аукциона (л.д.68).
Согласно п.19 ст.39.12 ЗК РФ, в случае, если в аукционе участвовал только один участник или при проведении аукциона не присутствовал ни один из участников аукциона, либо в случае, если после троекратного объявления предложения о начальной цене предмета аукциона не поступило ни одного предложения о цене предмета аукциона, которое предусматривало бы более высокую цену предмета аукциона, аукцион признается несостоявшимся.
Согласно п.20 ст.39.12 ЗК РФ, уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по цене, предложенной победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, предложенном победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником устанавливается в размере, равном начальной цене предмета аукциона. Не допускается заключение указанных договоров ранее, чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.
31 мая 2023 года между администрацией Пензенского района Пензенской области и Кифоришиным А.А. был заключен договор №30 аренды земельного участка площадью 291 кв.м., с кадастровым номером №; земельный участок по акту приема – передачи от 31 мая 2023 года арендодателем был передан арендатору (л.д.80-82).
Истец считает, что указанный аукцион и договор аренды подлежат признанию недействительными, поскольку в результате необоснованного отклонения его заявки, торги проводились с нарушением установленных правил; кроме того, полагает, что в действиях организатора торгов содержится нарушение порядка организации и проведения аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка ввиду отсутствия в конкурсной документации сведений об ограничениях прав на предмет аукциона (земельный участок с кадастровым номером №), а именно: отсутствуют сведения об охранной зоне на указанном земельном участке; сведения о том, что доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами №, №, № (принадлежащим истцу) осуществляется через указанный участок; информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в связи с чем нарушены его права и интересы как потенциального участника аукциона, поскольку он хотел быть участником аукциона, у него имелась и имеется заинтересованность в приобретении арендных прав на вышеуказанный земельный участок.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что при установленных обстоятельствах ответчиком соблюден порядок проведения торгов, предусмотренный законом, истцом не представлено доказательств существенного нарушения порядка проведения и подготовки торгов, проведенных администрацией Пензенского района Пензенской области.
Поскольку Жучковым В.В. заявка была подана без соблюдения установленной в извещении формы, суд считает, что действия аукционной комиссии в части принятия решения об отказе в допуске Жучкова В.В. к участию в аукционе соответствуют подпункту 1 пункта 8 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доказательства невозможности подачи заявки по установленной организатором торгов форме истцом не представлены, за разъяснением положений документации в пределах срока подачи заявок истец не обращался.
Недостатки извещения, заключающиеся в отсутствии в конкурсной документации сведений об ограничениях прав на предмет аукциона не повлекли за собой существенного искажения характеристик предмета публичных торгов, формирующего у их потенциальных участников неправильное представление о продаваемом имуществе.
Законный интерес потенциального участника торгов состоит в наличии равной с другими претендентами возможности принимать участие в публичных торгах.
С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска и считает отказать Жучкову В.В. в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Отказать Жучкову Виктору Викторовичу в удовлетворении исковых требований к администрации Пензенского района Пензенской области и Кифоришину Александру Александровичу о признании недействительными результатов проведения аукциона в электронной форме, договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Копию мотивированного решения направить сторонам по делу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья