ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № УИД:640 от 03.02.2020 Энгельсского районного суда (Саратовская область)

Дело УИД:64RS0-51

Решение

Именем Российской Федерации

03.02.2020 г. г. Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Оситко И.В.,

при секретаре Егоркиной Н.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурдакова П. В., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Бурдакова А. П., Бурдаковой Ф. М., Аксенова Н. А. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об обязании принять жилое помещение в государственную собственность, прекращении права общей долевой собственности, возложении обязанности заключить договор социального найма,

установил:

истцы Бурдаков П.В., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Бурдакова А.П., Бурдакова Ф.М., Аксенов Н.А. обратились в суд с иском Министерству обороны Российской Федерации (далее по тексту – Министерство обороны РФ), Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту – ФКГУ «Центррегионжилье») об обязании принять жилое помещение в государственную собственность, прекращении права общей долевой собственности, возложении обязанности заключить договор социального найма.

Требования мотивированы тем, что Бурдаков П.В. проходит военную службу в ВС РФ в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между ним и ФГУ «Центррегионжилье» был заключен договор социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>. Квартира находилась в собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ. Решением Энгельсского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу , прекращено право собственности Российской Федерации на вышеуказанное жилое помещение и признано право собственности в равных долях по ? доли на квартиру по адресу: <адрес>, в порядке приватизации за Бурдаковым П.В., Бурдаковым А.П., Бурдаковой Ф.М., Аксеновым Н.А.ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в адрес Министерства обороны РФ, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центррегионжилье», ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ по вопросу принятия от истцов в собственность находящегося в долевой собственности вышеуказанного жилого помещения и заключения с ними договора социального найма, однако истцам было отказано. Истцы полагают, что отказ в принятии спорного жилого помещении в государственную собственность не основан на законе, в связи с чем они вынуждены обратиться в суд. Считая нарушенными свои права, истцы просят суд обязать Министерство обороны РФ принять жилое помещение (квартиру), расположенную по адресу: <адрес><адрес>, в государственную собственность, прекратить право общей долевой собственности истцов на указанную квартиру, возложить на ФГКУ «Центррегионжилье» заключить с истцами договор социального найма на данное жилое помещение.

Истцы Бурдаков П.В., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Бурдакова А.П., Бурдакова Ф.М., Аксенов Н.А., ответчики Министерство обороны РФ, ФГКУ «Центррегионжилье», представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Управления опеки и попечительства администрации Энгельсского муниципального района <адрес>, администрации Энгельсского муниципального района <адрес>, федерального государственного казенного учреждения «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили. Истцы, представитель ответчика ФГКУ «Центррегионжилье», представитель третьего лица Управления опеки и попечительства администрации Энгельсского муниципального района <адрес> просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Согласно письменным возражениям ответчика ФГКУ «Центррегионжилье» на исковое заявление, полномочиями по принятию в собственность РФ жилых помещений от граждан ФГКУ «Центррегионжилье» не обладает, в связи с чем не является надлежащим ответчиком по указанному делу. Принятие в собственность РФ жилого помещения возможно только в случае соответствующего намерения у Министерства обороны РФ, которое в данном случае не прослеживается. В настоящее время в Министерстве обороны РФ отсутствует законодательно урегулированный порядок принятия в собственность от граждан жилых помещений. Просит в иске отказать в полном объеме.

Согласно отзыву представителя третьего лица Управления опеки и попечительства администрации Энгельсского муниципального района <адрес> на исковое заявление, отмена приватизации без дополнительного условия (дарения или приобретения иного жилого помещения в собственность детей, либо внесения денежной суммы соответствующий доли в праве ребенка от рыночной оценки) уменьшает имущество несовершеннолетнего в настоящее время и не отвечает его интересам.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В соответствии со ст. 10 ЖК РФ, жилищные права возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему. Также жилищные права возникают из судебных решений.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федеральным законом «О статусе военнослужащих» для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с данным Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Судом установлено, что заочным решением Энгельсского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим вы законную силу, постановлено: прекратить право собственности Российской Федерации на <адрес> по <адрес>; прекратить право оперативного управления Федерального государственного учреждения «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на <адрес> по <адрес> общей площадью 94,6 кв.м., признать право собственности Бурдакова П. В. на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на <адрес> (восемьдесят один) в <адрес><адрес> (шестьдесят восемь Б) по <адрес> в <адрес> в порядке бесплатной приватизации, признать право собственности Бурдаковой Ф. М. на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на <адрес> (восемьдесят один) в <адрес>» (шестьдесят восемь Б) по <адрес> в <адрес> в порядке бесплатной приватизации, признать право собственности Аксенова А. Н. на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на <адрес> (восемьдесят один) в <адрес> «Б» (шестьдесят восемь Б) по <адрес> в <адрес> в порядке бесплатной приватизации, признать право собственности Бурдакова А. П. на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на <адрес> (восемьдесят один) в <адрес> (шестьдесят восемь Б) по <адрес> в <адрес> в порядке бесплатной приватизации (т. 1 л.д. 12-14).

Право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за истцами в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 18-21).

Согласно ст. 20 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы в местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В силу требований ст. 9.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и ст. 20 ЖК РФ, граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Указанный закон позволяет всем гражданам реализовать свое право на передачу принадлежащего им на праве собственности жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Заочным решением Энгельсского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, значится собственностью Российской Федерации, оперативное управление зарегистрировано за ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, передача спорного жилого помещения в муниципальную собственность произведена не была, квартира не зачислена в реестр государственной собственности.

Как видно из материалов дела, ранее указанное спорное жилое помещение представлялось истцам на основании договора социального найма, заключенного с ФГУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 15-17, 26)).

В квартире по вышеуказанному адресу зарегистрированы истцы (т. 1 л.д. 7-10).

В настоящее время военнослужащий Бурдаков П.В. проходит военную службу по контракту в в/ч 85927 (выслуга лет на ДД.ММ.ГГГГ составляет 27 лет 3 месяца 27 дней в календарном исчислении, общая - 43 года 2 месяца 25 дней) (т. 1 л.д. 22).

Обращения истцов о передаче уполномоченному органу Министерства обороны РФ жилого помещения истцов и заключения с ними договора социального найма были оставлены без удовлетворения (т. 1 л.д. 23-25).

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Аналогичные положения закреплены в ч.1 ст. ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, законом предусматривается право граждан при наличии их волеизъявления передать приватизированное ими жилое помещение в государственную и муниципальную собственность на основании соответствующего договора с заключением на указанное жиле помещение договора социального найма. Реализация данного права не ставится в зависимость от волеизъявления соответствующих органов местного самоуправления и органов исполнительной власти и уполномоченных ими лиц. В качестве необходимых условий в законе указано, что жилое помещение должно принадлежать гражданину на праве собственности в порядке приватизации, являться единственным местом постоянного жительства и быть свободной от обязательств. Иные условия для реализации гражданином данного права законом не устанавливается.

Отсутствие порядка передачи военнослужащими приватизированных жилых помещений в государственную собственность не должно нарушать их права на передачу принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, предусмотренного ст. 9.1. Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и ставит их в неравное положение с иными гражданами.

В силу п. 1 ст. 235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 246 ГК РФ, распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю, либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных ст. 250 данного Кодекса.

На территории <адрес> уполномоченным органом по вопросам, связанным с жилищным обеспечением и жилищным Фондом, является в ФГКУ «Центррегионжилье».

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, ряд функций, в частности, предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях, в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными актами РФ; выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним.

В соответствии с п. 2.2 Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в вооруженных силах РФ, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны от ДД.ММ.ГГГГ. департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, в том числе осуществляет функции уполномоченного органа по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями; распределение жилых помещений; заключение (расторжение, изменение) с военнослужащими договоров социального найма жилого помещения и найма служебного жилого помещения.

Таким образом, Департамент имущественных отношений Минобороны РФ через специализированные организации на территории <адрес> уполномоченным органом по вопросам, связанным с жилищным обеспечением и жилищным Фондом, является в ФГКУ «Центррегионжилье», как орган военного управления по вопросам расквартирования и обустройства войск (сил), управления и распоряжения жилищным фондом, действует от имени Министерства обороны РФ.

Судом установлено, что спорная квартира является единственным местом жительства истцов, она свободна от обязательств, не обременена арестами и залогами.

Доказательств обратного суду ответчиками не представлено.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования истцов подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд

установил:

обязать Министерство обороны Российской Федерации принять в государственную собственность жилое помещение (квартиру), общей площадью 94,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес><адрес>.

Прекратить право общей долевой собственности у Бурдакова П. В., Бурдакова А. П., Бурдаковой Ф. М., Аксенова Н. А. на жилое помещение (квартиру), общей площадью 94,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>.

Возложить на Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность заключить с Бурдаковым П. В., Бурдаковым А. П., Бурдаковой Ф. М., Аксеновым Н. А. договор социального найма жилого помещения (квартиры), общей площадью 94,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд <адрес>.

Председательствующий: (подпись)

Верно.

Судья И.В. Оситко

Секретарь Н.Н. Егоркина