ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № В2-123/17 от 04.05.2017 Богатовского районного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Борское Самарской области 4 мая 2017 года

Богатовский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Хаустовой О.Н.,

при секретаре Кузнецовой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № В2-123/2016 по исковому заявлению ФИО5 к ГУ- Управлению Пенсионного Фонда РФ в Борском районе Самарской области о включении в страховой стаж спорного периода работы истца и назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости,

установил:

ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в Борском районе Самарской области о включении в страховой стаж спорных периодов работы истца и назначении истцу трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», указав, что 02.09.2016 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда. 02.12.2016 г. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав отказала ему в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого специального стажа. Из льготного стажа были исключены периоды работы слесарем по ремонту подвижного состава, осмотрщика-ремонтника вагонов на ст. Неприк в вагонном депо ст. Бузулук Южно-Уральской железной дороги; осмотрщика вагонов контрольного поста безопасности ст. Богатое в вагонном депо ст. Бузулук Южно-Уральской железной дороги; осмотрщика-ремонтника вагонов на производственном участке контрольного поста ст. Богатое Вагонного депо ст. Орск Оренбургского филиала ФГУП Южно-Уральской железной дороги МПС РФ; осмотрщика-ремонтника вагонов в эксплуатационном депо Оренбург- структурном подразделении Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги – Филиала «РЖД»; слесаря ремонтника на пункте технического обслуживания грузовых вагонов ст. Красногвардеец; осмотрщика-ремонтника вагонов на пункте технической подачи ст. Бузулук; осмотрщика-ремонтника вагонов пункта технической передачи ст. Бузулук эксплуатационного депо Оренбург Южно-Оренбургской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД».

ФИО5 не согласен с решением ГУ - УПФ РФ в Борском районе, просит обязать включить в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, спорные периоды работы.

В ходе судебного заседания ФИО5 исковые требования поддержал, с учетом уточнений, ссылаясь на доводы, изложенные в уточненном исковом заявлении, пояснил, что в спорные периоды работы он фактически работал осмотрщиком вагонов, проводил обследование и техническое обслуживание поездов, как грузовых, так и пассажирских. Отвечал за сохранность грузов и пассажиров, работа осуществлялась в тяжелых условиях, имели место переохлаждение, вибрации состава, шум и пр. В настоящее время он продолжает работу в таких условиях на ст. Бузулук.

Представитель истца – адвокат Илюхин А.А. уточненные исковые требования ФИО5 поддержал, просит исковые требования удовлетворить.

В связи с произведенной реорганизацией правопреемником ответчика является ГУ- Управление Пенсионного Фонда РФ в муниципальном районе Борский Самарской области (межрайонное).

Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в муниципальном районе Борский Самарской области (межрайонное) по доверенности ФИО1 иск не признал. Считает отказ комиссии в назначении пенсии правильным.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с подпунктом 2 п.1 ст.27 Закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. право на льготное пенсионное обеспечение предоставляется мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на 1 год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

02.09.2016 г. ФИО5 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда.

02.12.2016 г. ФИО5 отказано в назначении пенсии в виду того, что не выработан установленный законом срок на работах с тяжелыми условиями труда. Из льготного стажа были исключены в том числе период работы:

1. Время работы в качестве слесаря по ремонту подвижного состава на ст. Неприк в Вагонном депо ст.Бузулук Южно-Уральской железной дороги с 11.05.1988г. по 29.07.1988г. - т.к. отсутствует документальное подтверждение факта работы заявителя в пункте технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго класса магистральных железных дорог.

2. Время работы в качестве осмотрщика-ремонтника вагонов на ст.Неприк в Вагонном депо ст.Бузулук Южно-Уральской железной дороги с 30.07.1988г. по 15.05.2000г. (11л 09м 16д) - т.к. отсутствует документальное подтверждение факта работы заявителя в пункте технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго класса магистральных железных дорог.

3. Время работы в качестве осмотрщика вагонов на ст.Богатое в Вагонном депо ст.Бузулук Южно-Уральской железной дороги с 16.05.2000г. по 30.09.2002г.- т.к. отсутствует документальное подтверждение факта работы заявителя в пункте технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго класса магистральных железных дорог.

Кроме того, в данное время имели место период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы: с 01.01.2002г. по 02.01.2002г., включение которых в специальный стаж не предусмотрено действующим пенсионным законодательством.

4. Время работы в качестве осмотрщика-ремонтника вагоном на ст. Богатое Вагонного депо ст. Орск Оренбургского филиала ФГУП Южно-Уральской железной дороги МГТС РФ с 01.10.2002г. по 28.02.2005г. - т.к. отсутствует документальное подтверждение факта работы заявителя в пункте технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго класса магистральных железных дорог.

5. Время работы в качестве осмотрщика-ремонтника вагонов в эксплуатационном вагонном депо Оренбург-структурном подразделении Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги-филиала ОАО «Российские железные

дороги» с 01.03.2005г. по 30.09.2009г. - т.к. отсутствует документальное подтверждение факта работы заявителя в пункте технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго класса магистральных железных дорог.

6. Время работы в качестве слесаря-ремонтника на ст.Красногвардеец с 01.02.2010г. по 13.02.2011г. -. к. т.к. отсутствует документальное подтверждение факта работы заявителя в пункте технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго класса магистральных железных дорог. Согласно сведеньям индивидуального (персонифицированного) учета данная профессия в данной организации не относилась к числу льготных, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.

7. Время работы в качестве осмотрщика-ремонтника вагонов на ст. Бузулук с 14.02.2011г. по 30.09.2012г. - т.к. т.к. отсутствует документальное подтверждение факта работы заявителя в пункте технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго класса магистральных железных дорог. Согласно сведеньям индивидуального (персонифицированного) учета данная профессия в данной организации не относилась к числу льготных, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.

8. Время работы в качестве осмотрщика-ремонтника вагонов ст. Бузулук эксплуатационного депо Оренбург Южно-Оренбургской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «Российские железные дороги» с 01.10.2012г. по 30.06.2016г. - т.к. т.к. отсутствует документальное подтверждение факта работы заявителя в пункте технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго класса магистральных железных дорог.

Согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета данная

профессия в данной организации не относилась к числу льготных, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.

Кроме того, в данное время имели место периоды нахождения в отпусках без

сохранения заработной платы:

с 23.02.2014г. по 24.02.2014г. (0л 00м 02д),

16.04.2014г. (0л 00м 01 д),

15.10.2014г. (0л 00м 01 д),

12.09.2014г. (0л 00м 01 д),

15.10.2014г. (0л 00м 01 д),

15.08.2015г. (0л 00м 01 д),

15.09.2015г. (0л 00м 01 д),

20.09.2015г. (0л 00м 01 д),

18.10.2015г. (0л 00м 01 д),

12.04.2016г. (0л 00м 01 д),

включение которых в специальный стаж не предусмотрено действующим

пенсионным законодательством.

Суд считает данный отказ необоснованным в части исключения из специального стажа периодов работы на ст. Красногвардеец и ст. Бузулук. В остальной части решение Пенсионного фонда является обоснованным.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».)

При решении вопроса о досрочном назначении пенсии применяются Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173 и Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 и Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 12, 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г.

В соответствии со Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения а железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 г. №272, право на льготное пенсионное обеспечение предоставлено:

- осмотрщикам вагонов, занятых на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог (осмотрщики вагонов всех наименований профессий (осмотрщики-пролазчики, осмотрщики-автоматчики, осмотрщики по сохранности вагонного и контейнерного парка), занятые на пунктах подготовки вагонов и перевозкам, пунктах технического (контрольно-технического и коммерческого), обслуживания (осмотра) вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог);

- осмотрщикам-ремонтникам вагонов, занятых на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог (осмотрщики-ремонтники вагонов, занятые на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, пунктах технического (контрольно-технического и коммерческого) обслуживания (осмотра) вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог);

- слесари по ремонту подвижного состава, занятые в пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго класса магистральных железных дорог.

Из трудовой книжки усматривается, что ФИО5 в период с 11.05.1988г. по 29.07.1988г. работал в должности слесаря по ремонту подвижного состава на ст. Неприк в Вагонном депо ст.Бузулук Южно-Уральской железной дороги;

- с 30.07.1988г. по 15.05.2000г. (11л 09м 16д) работал в должности осмотрщика-ремонтника вагонов на ст.Неприк в Вагонном депо ст.Бузулук Южно-Уральской железной дороги;

- с 16.05.2000г. по 30.09.2002г. - в качестве осмотрщика вагонов на ст.Богатое в Вагонном депо ст.Бузулук Южно-Уральской железной дороги;

- с 01.10.2002г. по 28.02.2005г. – в должности осмотрщика-ремонтника вагонов на ст. Богатое Вагонного депо ст. Орск Оренбургского филиала ФГУП Южно-Уральской железной дороги МПС РФ;

- с 01.03.2005г. по 30.09.2009г. в должности осмотрщика-ремонтника вагонов в эксплуатационном вагонном депо Оренбург-структурном подразделении Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги-филиала ОАО «Российские железные

дороги»;

- с 01.02.2010г. по 13.02.2011г. в должности слесаря-ремонтника на ст.Красногвардеец;

- с 14.02.2011г. по 30.09.2012г. в должности осмотрщика-ремонтника вагонов на ст. Бузулук;

- с 01.10.2012г. по 30.06.2016г. в должности осмотрщика-ремонтника вагонов ст. Бузулук эксплуатационного депо Оренбург Южно-Оренбургской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «Российские железные дороги».

Периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы правильно не включены ответчиком в специальный стаж, поскольку не предусмотрено действующим

пенсионным законодательством.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.

Статьей 60 ГПК РФ установлено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ ФИО5 не предоставил суду доказательств того, что выполняемая им работа носила льготный характер в периоды: с 11.05.1988г. по 29.07.1988г. в должности слесаря по ремонту подвижного состава на ст. Неприк в Вагонном депо ст.Бузулук Южно-Уральской железной дороги;

- с 30.07.1988г. по 15.05.2000г. (11л 09м 16д) -в должности осмотрщика-ремонтника вагонов на ст.Неприк в Вагонном депо ст.Бузулук Южно-Уральской железной дороги;

- с 16.05.2000г. по 30.09.2002г. - в качестве осмотрщика вагонов на ст.Богатое в Вагонном депо ст.Бузулук Южно-Уральской железной дороги;

- с 01.10.2002г. по 28.02.2005г. – в должности осмотрщика-ремонтника вагонов на ст. Богатое Вагонного депо ст. Орск Оренбургского филиала ФГУП Южно-Уральской железной дороги МГТС РФ;

- с 01.03.2005г. по 30.09.2009г. в должности осмотрщика-ремонтника вагонов в эксплуатационном вагонном депо Оренбург-структурном подразделении Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги-филиала ОАО «Российские железные дороги» с. Богатое.

Согласно архивной справке ст. Богатое, ст. Неприк относились в разные периоды времени к 3,4 или 5 классу в зависимости от объема выполняемых работ.

Согласно Списка право на получение досрочной пенсии в связи с особыми условиями труда имеют осмотрщики-ремонтники вагонов, занятых на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог (осмотрщики-ремонтники вагонов, занятые на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, пунктах технического (контрольно-технического и коммерческого) обслуживания (осмотра) вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог); а также слесари по ремонту подвижного состава, занятые в пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго класса магистральных железных дорог.

Таким образом, документов подтверждающих льготный характер работы истца в указанные периоды, суду не представлено, в связи с чем указанные периоды не подлежат включению в специальный стаж.

Принимая во внимание, что право на досрочную трудовую пенсию дает не только наименование учреждения, отрасли, в которой выполняется работа, но и выполнение установленной Списками работы по определенной должности, профессии, при определенных условиях труда и, следовательно, решая вопрос о льготном характере работы истца, следует учитывать работал ли истец по профессии, указанном в названном выше Списке, а также была ли выполняемая им работа сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, указанных в этом Списке.

Вместе с тем, согласно архивной справке от 06.03.2017 года № 377/ЮУР НДА в 2009 и 2010 годах ст. Красногвардеец Ю-УР ж.д. относилась к 1 классу.

Железнододрожная станция Бузулук по объему выполняемых работ относилась в 2011 г. – к 1 классу, с апреля 2012 года – по июнь 2013 – ко 2 классу, с июля 2013 г. по настоящее время относится к 1 классу.

Согласно Толкового словаря русского языка ФИО2, ФИО3 слова пост и пункт имеют тождественное значение.

В связи с этим периоды работы ФИО5 с 01.02.2010 г. по 13.02.2011 г. в должности слесаря-ремонтника на ст. Красногвардеец; с 14.02.2011 г. по 30.09.2012 г. в должности осмотрщика-ремонтника вагонов на ст. Бузулук; с 01.10.2012 г. по 30.06.2016 г. в должности осмотрщика-ремонтника вагонов ст. Бузулук эксплуатационного депо Оренбург Южно-Оренбургской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «Российские железные дороги» должны быть включены в льготный стаж.

Представленные истцом архивные справки подтверждают льготный характер работы ФИО5 в спорные периоды с 01.02.2010 г. по 13.02.2011 г. ; с 14.02.2011 г. по 30.09.2012 г.; с 01.10.2012 г. по 30.06.2016 г., поскольку истец работал по профессии, указанной в Списке, выполняемая им работа осуществлялась на станциях Красногвардеец и ст. Бузулук - первого и второго класса магистральных железных дорог. Таким образом, выполняемая истцом работа на ст. Красногвардеец и ст. Бузулук сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, указанных в Списке.

Тот факт, что работодатель филиал ОАО «РЖД» Оренбургское отделение согласно Выписки из лицевого счета застрахованного лица не указывает особые условия труда ФИО5 не может являться основанием для ограничения законного права истца на включение спорных периодов работы на ст. Красногвардеец и Бузулук в льготный стаж.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На момент обращения в УПФ у истца не имелось необходимого специального стажа для назначения льготной пенсии, следовательно, отказ в назначении льготной пенсии является обоснованным.

Оснований для назначения ФИО5 трудовой пенсии по старости не имеется ввиду того, что у него на момент обращения с заявлением в пенсионный орган отсутствовал необходимый для этого специальный стаж. При этом, ФИО5 имеет право на льготное пенсионное обеспечение с понижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в муниципальном районе Борский Самарской области (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, периоды работы: с 01.02.2010 г. по 13.02.2011 г. в должности слесаря-ремонтника на ст.Красногвардеец; с 14.02.2011 г. по 30.09.2012 г. в должности осмотрщика-ремонтника вагонов на ст. Бузулук; с 01.10.2012 г. по 30.06.2016 г. в должности осмотрщика-ремонтника вагонов ст. Бузулук эксплуатационного депо Оренбург Южно-Оренбургской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «Российские железные дороги», за исключением времени нахождения в отпусках без сохранения заработной платы: с 23.02.2014 г. по 24.02.2014 г. (0л 00м 02д), 16.04.2014 г. (0л 00м 01 д), 15.10.2014 г. (0л 00м 01 д), 12.09.2014 г. (0л 00м 01 д), 15.10.2014 г. (0л 00м 01 д), 15.08.2015 г. (0л 00м 01 д), 15.09.2015 г. (0л 00м 01 д), 20.09.2015 г. (0л 00м 01 д), 18.10.2015 г. (0л 00м 01 д), 12.04.2016 г. (0л 00м 01 д).

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через суд Богатовского района в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение в соответствии со ст. 199 ГПК РФ изготовлено 10.05.2017 г.

Председательствующий: О.Н.Хаустова