ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-АЛА19-24 от 02.09.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 11-АЛА 19-24

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Москва 02 сентября 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.,
при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению Татарстанского регионального  отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской  Федерации» к Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан о  признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной  комиссии Республики Татарстан «О регистрации республиканского списка  кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан  шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Татарстанское  республиканское отделение Политической партии Коммунистическая партия  коммунисты России» от 31 июля 2019 года № 74/564, по апелляционной жалобе  Татарстанского регионального отделения политической партии  «Коммунистическая партия Российской Федерации» на решение Верховного  Суда Республики Татарстан от 15 августа 2019 года, которым в удовлетворении  административного иска Татарстанскому региональному отделению  политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»  отказано 


Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Татарстанского регионального  отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской  Федерации» Чикирева С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,  возражения на апелляционную жалобу представителя Центральной  избирательной комиссии Республики Татарстан Григорьевой Е.Б.,  представителей избирательного объединения «Татарстанское республиканское  отделение Политической партии Коммунистическая партия коммунисты  России» - Топоркова К.С., Прокофьева М.А., заключение прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего,  что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации,  руководствуясь статьями 177, 307-311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, 

установила:

Постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 05  июня 2019 года № 2868-У ГС на 08 сентября 2019 года назначены выборы  депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва. 

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики  Татарстан (далее - ЦИК Республики Татарстан) от 31 июля 2019 года № 74/564  зарегистрирован республиканский список кандидатов в депутаты  Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва, выдвинутый  Татарстанским республиканским отделением Политической партии  Коммунистическая партия коммунисты России. 

Татарстанское региональное отделение политической партии  «Коммунистическая партия Российской Федерации», которым выдвинут  республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Совета  Республики Татарстан шестого созыва, зарегистрированный постановлением  ЦИК Республики Татарстан от 12 июля 2019 года № 68/518, обратилось в  Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и  отмене постановления ЦИК Республики Татарстан «О регистрации  республиканского списка кандидатов в депутаты Государственного Совета  Республики Татарстан шестого созыва, выдвинутого избирательным  объединением «Татарстанское республиканское отделение Политической  партии Коммунистическая партия коммунисты России» от 31 июля 2019 года   № 74/564, ссылаясь на допущенные избирательной комиссией и избирательным  объединением нарушения избирательного законодательства. 

В обоснование заявленных требований административный истец сослался  на то, что ЦИК Республики Татарстан не провела проверку представленных  Татарстанским республиканским отделением Политической партии  Коммунистическая партия коммунисты России для регистрации  республиканского списка кандидатов в депутаты документов, очевидные  нарушения не учла. 


13 августа 2019 года административный истец дополнил ранее  заявленные требования, указал о допущенных избирательной комиссией  нарушениях требований законодательства при проверке отобранных 5 000  подписей избирателей из 16 137 подписей, представленных Татарстанским  республиканским отделением Политической партии Коммунистическая партия  коммунисты России. 

По мнению административного истца, ЦИК Республики Татарстан  незаконно были признаны недействительными и недостоверными только 212  подписей (4,24%). При этом без достаточных к тому оснований не учтены в их  числе 5 подписей, указанных Управлением по вопросам миграции МВД по  Республике Татарстан как недействительные, а также 33 подписи,  перечисленные в качестве недостоверных и недействительных в справке  Экспертно-криминалистического центра МВД по Республике Татарстан. Кроме  того, дополнительным основанием для отмены обжалуемого постановления, по  мнению административного истца, является не уведомление  административным ответчиком заинтересованного лица о других нарушениях в  документах, представленных для регистрации. 

Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 15 августа 2019  года в удовлетворении административного искового заявления отказано. 

Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный  истец обратился в Судебную коллегию по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой  поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по  делу нового решения об удовлетворении заявленных административных  исковых требований. Административный истец полагает, что решение суда  является необоснованным и незаконным, поскольку суд неправильно  определил обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно  применил нормы материального и процессуального права. Указал, что  представленная заинтересованным лицом выписка из протокола внеочередной  конференции от 19 июня 2019 года полностью противоречит положениям  Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской  Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) и  Уставу партии, что является основанием для отказа в регистрации в  соответствии с подпунктами «б» и «6.2» пункта 25 статьи 38 Федерального  закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ. Кроме того, общее количество 


недействительных подписей - 555, что составляет 11,1 % от выбранных для  проверки 5 000 подписей, и в соответствии с подпунктом 2.2 пункта 7 статьи 47  Избирательного кодекса Республики Татарстан является основанием для отказа  в регистрации списка кандидатов. 

Административным ответчиком Центральной избирательной комиссией  Республики Татарстан, прокуратурой Республики Татарстан принесены  возражения на апелляционную жалобу. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены  решения суда. 

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12  июня 2002 года № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие  пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами  непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим  Федеральным законом, иным законом. 

В пункте 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ  предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата  (списка кандидатов), может быть отменено судом по заявлению  зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии,  избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по  тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было  принято избирательной комиссией с нарушением требований,  предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона,  иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным  законом. 

Положениями подпункта «в.1» пункта 25 статьи 38 Федерального закона  от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пункта 2.2 части 7 статьи 47 Избирательного  кодекса Республики Татарстан установлено, что основанием отказа в  регистрации списка кандидатов, является, в том числе, если для регистрации  списка кандидатов, назначения референдума требуется представить 200 и более  подписей избирателей, участников референдума, - выявление 10 и более  процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего  количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено  федеральным законом. 

Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года   № 67-ФЗ, частями 1, 4 статьи 43 Избирательного кодекса Республики Татарстан  в поддержку выдвижения списков кандидатов могут собираться подписи  избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей,  которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому  избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа  избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в  соответствии с пунктом 10 статьи 16 данного Федерального закона. 

На основании пункта 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002  года № 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки  соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных 


листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут  подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов  от установленного законом необходимого для регистрации списка кандидатов  количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством  случайной выборки (жребия). 

Порядок проверки соблюдения требований закона при выдвижении  кандидатов, списков кандидатов установлен статьей 46 Избирательного кодекса  Республики Татарстан. 

Постановлением ЦИК Республики Татарстан от 07 июня 2019 года №  59/422 определено, что в поддержку выдвижения республиканского списка  кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан  шестого созыва минимальное количество представляемых для регистрации  подписей избирателей составляет 14 670 подписей, максимальное количество16 137 подписей, проверке подлежат 5 000 подписей. 

Судом установлено и следует из материалов дела, что Татарстанское  республиканское отделение Политической партии Коммунистическая партия  коммунисты России представило для регистрации республиканского списка  кандидатов, в том числе 16 137 подписей избирателей, собранных в поддержку  выдвижения указанного списка, из которых для проверки по итогам случайной  выборки отобрано 5 000 подписей. 

По результатам проверки специалистами Экспертно- криминалистического центра МВД по Республике Татарстан 54 подписи  избирателей из числа отобранных признаны недействительными в связи с  установлением несобственноручного внесения даты подписи избирателя. Также  на основании проверки Управления по вопросам миграции МВД по Республике  Татарстан 137 подписей избирателей из числа отобранных признаны  недостоверными (недействительными) в связи с несоответствием  действительности сведений об избирателе. Кроме того, рабочей группой ЦИК  Республики Татарстан установлено 2 случая отсутствия или неполного  указания адреса места жительства избирателя, 1 неоговоренное исправление в  дате внесения подписи избирателя, 15 неоговоренных исправлений в сведениях  об избирателе, 4 неоговоренные исправления в сведениях о лице,  осуществляющем сбор подписей избирателей, при этом одна подпись  избирателя признана недействительной по двум основаниям, поэтому при  суммировании подлежала учету один раз. Согласно итоговому протоколу  проверки подписных листов количество недостоверных (недействительных)  подписей составило 212 подписей, что составляет 4,24% от числа отобранных  для проверки. 

Давая оценку доводу административного истца о том, что 132 подписи  избирателей следует признать недействительными в связи с неуказанием в  подписном листе в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей  избирателей, номера квартиры, суд первой инстанции исследовал паспорт этого  лица и установил, что в сведениях о регистрации по месту жительства,  указанных в паспорте, отсутствует номер квартиры (комнаты), в связи с чем  пришел к выводу о соответствии сведений о сборщике подписей, указанных в 


подписных листах, сведениям, содержащимся в документе, удостоверяющем  его личность. 

Поскольку другие оспариваемые административным истцом подписи  избирателей, являющиеся, по его мнению, недействительными, составляют  3,46% подписей от общего количества отобранных для проверки подписей, что  в общей сумме с признанными ЦИК Республики Татарстан недействительными  подписями избирателей, составляют менее 10% от 5 000 подписей, отобранных  для проверки по итогам случайной выборки, то суд при таких обстоятельствах  сделал правильный вывод об отсутствии оснований для отказа в регистрации  списка кандидатов в соответствии с подпунктом «в.1» пункта 25 статьи 38  Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ

Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных требований об  отсутствии в документах, представленных для уведомления о выдвижении и  регистрации списка кандидатов Татарстанским республиканским отделением  Политической партии Коммунистическая партия коммунисты России,  сведений, предусмотренных избирательным законодательством, не  соответствии документов по форме, а также способу заверения Федеральному  закону от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», Уставу  заинтересованного лица, суд первой инстанции также правильно исходил из  того, что указанные требования были заявлены как дополнительное основание  после возбуждения административного дела, за пределами установленного  частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации пресекательного срока подачи административного искового  заявления о защите избирательных прав, что влечет отказ в удовлетворении  заявленных требований по таким основаниям. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации с вышеуказанными выводами суда первой инстанции  соглашается, поскольку они соответствуют вышеприведенным нормам  федерального и регионального законодательства и подтверждаются  материалами дела. 

Административный истец, заявляя требования об отмене постановления  ЦИК Республики Татарстан о регистрации республиканского списка  кандидатов в депутаты от политической партии, фактически оспаривает ее  право принять участие в выборах, следовательно, конкретные фактические  обстоятельства, являющиеся, по мнению административного истца,  основаниями для признания названного решения незаконным, должны  содержаться в административном исковом заявлении, поданном в срок,  установленный федеральным законодателем исходя из сокращенных сроков  административного судопроизводства по делам о защите избирательных прав в  целях обеспечения установленных федеральными и региональными законами  гарантий реализации гражданами Российской Федерации конституционного  права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории  Российской Федерации. 

Оспариваемое постановление о регистрации республиканского списка  кандидатов в депутаты принято ЦИК Республики Татарстан 31 июля 2019 года. 


По настоящему делу дополнительные основания для признания  оспариваемого постановления незаконным заявлены административным  истцом лишь 13 и 15 августа 2019 года, за пределами установленного частью 4  статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации пресекательного срока подачи административного искового  заявления о защите избирательных прав, что является самостоятельным  основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований по  приведенным основаниям. 

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении  от 20 апреля 2017 года № 808-О, в случае пропуска срока обращения в суд  судебная защита прав административного истца - независимо от того, имело ли  место в действительности их нарушение, - невозможна, вследствие чего  исследование иных обстоятельств спора не может повлиять на характер  вынесенного судебного решения. Так как результат разрешения спора не  зависит от процессуального поведения административного истца при  рассмотрении его требований по существу, применительно к рассматриваемому  случаю нельзя признать нарушенными такие принципы судопроизводства как  состязательность и равноправие сторон. 

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда следует признать  законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам,  содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 августа 2019 года  оставить без изменения, апелляционную жалобу Татарстанского регионального  отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской  Федерации» - без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи